Деловая игра с родителями «Формирование социально - коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста»
материал
Определение проблем, путей и способов улучшения работы родителей по социально-коммуникативному развитию детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delovaya_igra_s_roditelyami.docx | 32.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Деловая игра
«Формирование социально - коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста»
Цель - Определение проблем, путей и способов улучшения работы родителей по социально-коммуникативной области развития детей.
Форма проведения: деловая игра
План проведения
1.Коммуникативная игра «Вы еще не знаете, что я люблю».
2. Выступление воспитателя « Социализация ребенка в условиях современного общества».
3. Деловая игра. Практическая часть.
Ход мероприятия.
1.Коммуникативная игра «Вы еще не знаете, что я люблю»
Правила игры: по кругу передаётся предмет. Каждый участник продолжает фразу: «Вы ещё не знаете, что я в свободное время люблю… » (вариант – делать в свободное время… (называется какой-то факт о себе, который большинству неизвестен)
2.Выступление воспитателя «Социализация ребенка в условиях современного общества».
Важнейшая проблема становления человека с точки зрения общества – обеспечение успешной социализации подрастающего поколения. Социализация чаще всего трактуется как «процесс развития и саморазвития человека в ходе усвоения и восприятия социокультурного опыта» (А. В.Мудрик). Чтобы определить, что вкладывается в это понятие, необходимо обратиться к более развернутому описанию сущности названного процесса.
Во-первых, социализация – это адаптация личности к обществу путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам. Во-вторых, это формирование собственной позиции и неповторимой индивидуальности, процесс саморазвития и самореализации, в ходе которого создается новый социокультурный опыт.
Данные составляющие не противоречат друг другу и определяют двусторонний характер социализации. С одной стороны, общество стремится сформировать социальные стереотипы, стандарты (групповые, классовые, этнические, профессиональные и др.), образцы ролевого поведения, и личность должна усвоить этот социальный опыт, чтобы не быть в оппозиции к обществу. С другой – в силу своей природной активности личность развивает тенденцию к автономии, независимости, формированию собственной позиции, неповторимой индивидуальности.
Нахождение человеком гармоничного соотношения этих двух сторон и обеспечивает его успешную социализацию.
Важное место в социализации детей играет семья. То, что несет в себе семья, невозможно заметить ничем. Истинные духовные ценности человека можно сохранить только в семье, а передать их только через детей. В семье ребенок должен видеть, что о нем заботятся, его любят, учитывают его мнение.
Деловая игра предполагает обогащение опытом родителей по социально-нравственному развитию детей.
3. Деловая игра. Мозговой штурм (практическая часть: работа в группах)
Для проведения игры нужно разбиться на две команды. Команды должны придумать название, девиз команды, выбрать капитана.
Наша деловая игра будет состоять из четырех частей: решение педагогических ситуаций, конкурса капитанов, изготовления коллажа, аукцион дидактических игр.
1 часть. Решение педагогической ситуации.
Каждая команда должна выдвинуть по два человека . Один играет роль родителя, второй- ребенка. « РОДИТЕЛЬ» отвечает «РЕБЕНКУ» как невнимательный слушатель.
СИТУАЦИЯ :
«Представьте себе, что Вы дома чем-то заняты. К вам подходит ребенок и говорит одну из следующих фраз: «Мне скучно, я не знаю во что мне играть!»
Вы должны ответить «ребенку» как не внимательный родитель.
Представители второй команды должны обыграть эту ситуацию как противоположную: ответ должен быть как внимательного родителя.
Что он должен ответить?
После окончания ситуации происходит обсуждение.
-Что вы чувствовали, когда родитель не услышал ваше обращение?
(роль-ребенок)
-Какие трудности возникли у вас при выполнении задания? (вопрос каждому участнику)
- Дайте оценку поведения родителя в каждой ситуации (оценку дают представители противоположной команды).
СИТУАЦИЯ 2 (Команды меняются ролями, обыгрывают ситуацию с положительной и отрицательной стороны).
Папа забирает ребенка домой. Ребенок пытается ему показать рисунки своей группы, и свой в том числе, с изображением Портретов своих пап на праздник 23 февраля. Папа торопится, не обращает внимания на творчество детей, ругает ребенка за то, что тот отвлекается.
Обсуждение.
Выступление:
РОДИТЕЛЬ – самый главный человек для маленького ребенка.
Ребенок безоглядно доверяет ВАМ , наделяет вас достоинствами:
умом, красотой, добротой, он полностью подражает своему родителю, ведь Вы для него идеал. Это неудивительно, поскольку вся жизнь ребенка зависит от «главного взрослого». Поэтому на родителя ложится основная ответственность за построение того типа общения, которое будет благоприятно для его развития.
Родитель , компетентный в общении, сможет установить
благоприятную атмосферу в семье, которая поможет ребенку
почувствовать себя свободно, комфортно и родители должны помнить об ответственности за состояние работы по социально-коммуникативному развитию.
2 часть . Конкурс капитанов «Тренируем эмоции»
(задание для капитана 1 команды)
Попросите ребенка нахмуриться - как:
- осенняя туча
- рассерженный человек,
- злая волшебница.
улыбнуться, как:
- кот на солнце,
- само солнце,
- как Буратино,
- как хитрая лиса,
- как радостный ребенок,
- как будто ты увидел чудо.
позлись, как:
- ребенок, у которого отняли мороженое,
- два барана на мосту,
- как человек, которого ударили.
(задание для капитана 2 команды) «Тренируем эмоции»
испугайся, как:
- ребенок, потерявшийся в лесу,
- заяц, увидевший волка,
- котенок, на которого лает собака.
устань, как:
- папа после работы,
- муравей, поднявший тяжелый груз,
отдохни, как:
- турист, снявший тяжелый рюкзак,
- ребенок, который много потрудился, но помог маме,
- как уставший воин после победы.
устань, как:
папа после работы,
муравей, поднявший тяжелый груз,
отдохни, как:
турист, снявший тяжелый рюкзак,
ребенок, который много потрудился, но помог маме,
как уставший воин после победы.
Капитанам каждой команды необходимо проиграть игру на развитие эмоций с командой противника, которая должна оказаться в роли детей.
3 часть. Практическая работа «Коллаж».
Каждой команде предлагается сделать коллаж на тему «Семейное общение »
Как вы понимаете, что такое коллаж? Коллажи выполняют из различных материалов: фотографий, природных материалов, вырезок их старых газет, журналов, открыток, кусочков ткани и т.д.
Основная идея коллажа – рассказать о некой системе, разнообразии.
Предлагаем вам создать коллаж «Семейное общение », где были бы отражены на ваш взгляд, что вы понимаете под словами «Семейное общение». Поясните свою работу.
Данный вид работы вы можете применить дома со всей семьей или ребенкой на любую тему « Хобби нашей семьи», « Наши праздники», « Вечер дома» и т.д.
4 часть. «Аукцион дидактических игр на развитие эмоций и коммуникативных качеств детей ».
Сегодня мы проводим «Аукцион дидактических игр». Представляем вашему вниманию:
Аукционист – Заведующая Мозина Г. В.
Аукционеры – родители.
Аукционеры имеют право ознакомиться и в дальнейшем применять данные игры с детьми дома, а сейчас оценить ту или иную заинтересовавшуюся их игру. Оцениваться будет содержание игры от 1 до 5 баллов.
Обратите внимание, что у вас на столах приготовлены веера с цифрами для оценки игр.
Аукционист: Аукцион открыт! (стук молотка). Объявляется аукцион дидактических игр. Тема аукциона «Игры на развитие эмоций и коммуникативных качеств детей»
Сегодня на аукцион выставлены следующие игры .
1 лот. –д/и « Вежливые слова» Вос-ель Косарева Т.С. (средняя группа)
2 лот.- д/и « Подарок на всех» Вос-ель Фадеева С.П.(старшей группа)
3лот.–д/и«Коврик примирения» Вос-ель Пахомова Л.В.(старшая группа)
4 лот. – д/и «Закорючка» Вос-ель Головушкина Т.К. (подготовительная гр).
5 лот. – д/и « Пресс-конференция» Чебукова Л.А.(подготовительная группа)
Аукционист: А теперь представляем вашему вниманию 1 лот его представляет воспитатель средней группы Косарева Татьяна Сергеевна .
Д/и «Вежливые слова»
Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами. Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Называть слова приветствия -здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами. Благодарности -спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны. Извинения -извините, простите, жаль, сожалею. Прощания -до свидания, до встречи, спокойной ночи.
Аукционист : Уважаемые родители просим оценить 1 лот игру. Стартовая цена – 1 балл, просьба оценить Кто больше? Итого: содержание игры оценено … баллов.
Аукционист: Представляем вашему вниманию 2 лот игру «Подарок на всех», воспитатель старшей группы Фадеева Светлана Петровна.
Д/и «Подарок на всех»
Цель: развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива. Детям даётся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя был Цветик- Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.
Лети, лети лепесток, через запад на восток,
Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,
Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.
Вели, чтобы…
В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.
Аукционист:
Стартовая цена – 1 балл, просьба оценить Кто больше?
Итого: содержание игры оценено … баллов.
Аукционист: Представляем вашему вниманию 3лот воспитатель старшей группы Пахомова Лариса Владимировна
Д/и «Коврик примирения»
Цель: Развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты.
Придя с прогулки, воспитатель сообщает детям, что два мальчика сегодня поссорились на улице. Приглашает противников присесть друг против друга на «Коврик примирения», чтобы выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Эта игра используется и при обсуждении «Как поделить игрушку». Стартовая цена – 1 балл, просьба оценить Кто больше? Итого: содержание игры оценено … баллов
Аукционист: Представляем вашему вниманию 4 лот- – воспитатель подготовительной группы Головушкина Татьяна Константиновна
Д/и «Закорючка» Цель: Развивать уважение в общении. Учитывать интересы других детей.
Воспитатель предлагает детям волшебный фломастер, который превращает простые закорючки в разные предметы, животных, растения. Первый игрок берет фломастер и рисует на листе небольшую закорючку. Затем предлагает этот лист следующему игроку, который дополнит закорючку так, чтобы получился какой-нибудь предмет, или животное, или растение. Потом второй игрок рисует для следующего игрока новую закорючку и т.д. В конце определяют победителя игры. Стартовая цена – 1 балл, просьба оценить Кто больше? Итого: содержание игры оценено … баллов
Аукционист: Представляем вашему вниманию 5 лот - игра « Пресс-конференция» , воспитатель подготовительной группы Чебукова Лидия Александровна
Д/и «Пресс-конференция» Цель: развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения.
Все дети группы участвуют в пресс-конференции на любую тему (например: “Твой выходной день”, “Экскурсия в зоопарк”, “День рождения друга”,“В цирке” и др.). Один из участников пресс-конференции “гость” (тот, кому будут заданы все вопросы) – садится в центр и отвечает на любые вопросы детей. Стартовая цена – 1 балл, просьба оценить Кто больше? Итого: содержание игры оценено … баллов
Аукционист: Вот и завершился Аукцион дидактических игр. Сегодня вы познакомились с играми на развитие эмоций и коммуникативных качеств детей». А так же вы имели возможность оценить понравившиеся вам игры.
Аукционист: Аукцион закрыт! (стук молотка).
Подведение итогов деловой игры.
По окончании игры обсудить следующие вопросы:
• Кому было комфортно на протяжении всей игры?
• У кого возникали трудности, в чем именно?
• Что бы вы хотели перенести в свою практическую деятельность?
Воспитатель:
Для воспитания полноценной личности необходимо содействовать социализации ребенка в его первых социумах - семье и группе детского сада. Именно семья и детский сад могут способствовать социально-психологической адаптации ребенка к дальнейшей жизни в обществе и успешного взаимодействия с окружающим его миром. Результатом ранней социализации является готовность в дальнейшем детей в школу и свободное общение со сверстниками и взрослыми. Оттого, как происходит процесс ранней социализации, во многом зависит дальнейшая жизнь человека, поскольку в этот период примерно на 70% формируется человеческая личность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТРЕНИНГА ВОСПИТАТЕЛЯМИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Педагогическая копилка для воспитателей групп компенсирующей направленности...
ПРОЕКТ «Шаг в большой мир…» (Формирование социальных навыков у детей дошкольного возраста через ознакомление с социумом микрорайона)
Данный проект направлен на организацию работы по воспитанию любви к родному микрорайону, городу и развитию социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста. В проекте представлены методические...
«Использование мультимедийных презентаций как средство формирования социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста»
Социально-коммуникативное развитие детей является одной из важнейших проблем в педагогике....
Опыт работы на тему: «Формирование социальной толерантности у детей дошкольного возраста в инклюзивном образовании»
Материал отражает опыт работы в рамках инновационной площадки муниципального проекта по формированию социальной толерантности к детям с ОВЗ....
«Педагогические условия формирования социально-коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста в условиях ДОО»
Следуя ФГОС ДО, одним из основных условий гармоничного развития ребёнка дошкольного возраста является развивающая предметно-пространственная среда. Предметно-пространственная развивающая среда в...
Место и роль игровых технологий в формировании социальных навыков у детей дошкольного возраста
Определение места и роли игры в формировании социальных навыков у детей дошкольного возраста....
Авторская статья. Социальное партнерство как условие успешного развития и формирования социальных навыков у детей дошкольного возраста
Социальное партнерство как условие успешного развития и формирования социальных навыков у детей дошкольного возраста ...