"Театральная мозаика"
рабочая программа (средняя группа)

Зямкна Екатерина Александровна
Программа кружка по дополнительному образованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zyamkina_e.a._teatralnaya_mozayka_3.doc284.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №66» г.о. Саранск

Рассмотрена и одобрена

на заседании педагогического

совета №___от

«__»_____________2021 г.

«Утверждено»

Заведующая МДОУ

«Детский сад №66»Детский сад _____________Ю.Ш.Дегтярева

Протокол № _____от_____

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА)

«ТЕАТРАЛЬНАЯ МОЗАИКА»

        

Возраст детей: 4-5 лет

Срок реализации: 1 год

        Составитель:

        воспитаель I кв. категории

        Зямкина Е.А.        

Саранск 2020-2021 гг.


СОДЕРЖАНИЕ

1.

Паспорт программы

3

2.

Пояснительная записка

4

3.

Учебно-тематический план

10

4.

Содержание изучаемого курса

12

5.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

17

6.

Список литературы

19

7

Приложения

21


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Дополнительная образовательная программа «Театральная мозаика»

Руководитель программы

Воспитатель I кв.категории

Зямкина Екатерина Александровна

Организация-исполнитель

МДОУ «Детский сад №66»

г.о. Саранск

Адрес организации

исполнителя

г. Саранск ул. Лихачева, д.13а

Цель программы

Создание условий для развития у ребёнка интереса к театральной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников.

Направленность программы

Художественно- эстетическая

Срок реализации программы

1 год

Вид программы

Уровень реализации программы

 адаптированная  

 дошкольное  образование

Система реализации контроля за исполнением программы

координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения;

практическую работу осуществляет педагогический коллектив

Ожидаемые конечные результаты программы

В ходе реализации Программы дети

  • овладеют элементарными навыками театральной культуры;
  • научатся понимать эмоциональное состояние персонажа  и выражать его через пластические движения, жесты и мимику;
  • овладеют доступными возрасту навыками сценического творчества.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Направленность программы. 

Преобразования, происходящие в нашем современном обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе, среди которых и развитие у них творческих способностей.

Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека – это составная часть социально-экономических и духовных направлений современного общественного устройства. Творческая деятельность – это деятельность, которая рождает нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного "я". Творчество – это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере.

В нашем современном мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки – чуда, ощущения беззаботного детства.

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, ребенок играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая при этом огромное эмоциональное наслаждение.

Театр - это огромный, прекрасный и многоликий мир, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир. Театр – это мир звуков, образов, мир полный сказки и волшебства.

        

2. Новизна программы.

Программа «Театральная мозаика» составлена в соответствии с основной образовательной программой МДОУ «Детский сад №66» г.о. Саранск и является дополнительной общеобразовательной и общеразвивающей  программой художественно-эстетической  направленности базового уровня освоения образовательных результатов.

Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 4-5 лет. Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела.

Возраст обучающихся: 4-5 лет.

3. Актуальность программы

Актуальность программы определяется обострившейся в настоящее время проблемой нравственного воспитания детей. Низкий художественный уровень многих телевизионных передач, обилие безнравственной рекламы на улицах и экранах телевизоров, развитие новых информационных технологий при деградации их идейного содержания – все это негативно влияет на духовно-нравственное состояние детей. Агрессивность, разобщенность, замкнутость, нетерпимость, неуважительное отношение к труду,  непочтительное отношение к старшим, неумение сострадать ближним, неустойчивая психика и многие другие болезни подрастающего поколения – требуют лечения, в том числе средствами искусства, требуют пристального внимания именно к нравственному воспитанию детей.

Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Ребёнок, оказавшийся в позиции актёра-исполнителя, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира, а это значит – задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни. Воспитание потребности духовного обогащения ребенка, способности взаимодействовать со сверстниками, умение развивать в себе необходимые качества личности - все это и делает программу актуальной на сегодняшний день.

        

4. Отличительные особенности программы.

Отличительные особенности программы в том, что она направлена на расширение содержания базового компонента образования, овладение детьми дополнительными знаниями, умениями и навыками.        Программа дополняет базовую наличием дополнительных образовательных задач художественно-эстетической направленности.

В дошкольном возрасте дети подражательны, не самостоятельны, творчество проявляется незначительно. Дети повторяют за педагогом, за другими детьми рассказ, рисунок, образ. Данная программа направлена на развитие у детей самостоятельности в художественном творчестве, активности. Я хочу научить детей самим придумывать игры, сказки, рассказы, сценарии, по-своему передавать сценический образ. Не копировать чужое, а самим создавать, фантазировать. Программа способствует развитию наблюдательности у детей. Лишь наблюдая за поведением животных, людей, дети могут понять реальные чувства наблюдаемых, донести до зрителя эти чувства. Данная программа охватывает, кроме театральной и другие виды деятельности: познавательную, художественно-эстетическую, коммуникативную. Дети проявляют творчество и в изобразительной деятельности – самостоятельно выбирают материал для изготовления различных видов театров, по-своему изображают героев сказки, передавая в рисунке свое отношение к нему, каким он представляет, видит данного героя, передает в рисунке эпизоды рассказа, придуманные им самим. В коммуникативной деятельности дети высказывают свое собственное мнение: «Я считаю», «Я полагаю». Важно научить ребенка думать, размышлять, не бояться высказывать собственное мнение, отличное от мнения других.

5. Педагогическая целесообразность программы.

Концепция программы построена на основных педагогических принципах, следование которым обеспечивает реализацию ее целевого назначения.

При организации и оформлении развивающей предметно-пространственной среды театрального кружка следует опираться на следующие принципы:

• принцип комплексирования и гибкого зонирования, указывающий на то, что жизненное пространство в театральном кружке  дошкольного учреждения должно давать возможность построения непересекающихся сфер активности, что позволит детям в соответствии с их желаниями и интересами свободно заниматься деятельностью, не мешая друг другу;

• принцип активности, стимулирующий активность и познавательную деятельность ребенка; стимулирующим фактором является ситуация свободного выбора цели действия;

• принцип свободы и самостоятельности, позволяющий ребенку самостоятельно определить его отношение к среде: воспринимать, подражать, создавать; самостоятельно выбирать то, что ему по душе;

• принцип иллюзии жизненной правды, позволяющий поставить детей в такие условия, при которых они могли бы получить психическую и фактическую возможность поддаться созданному обману и поверить, что они имеют дело не с бутафорией, а с настоящими, подлинными, предметами;

• принцип новизны, позволяющий преодолевать стереотипность и однообразие среды.

Реализация этих принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.

6. Цель программы.

Целью программы является создание условий для развития у ребёнка интереса к театральной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников; устранение зажатости и эмоциональное раскрепощение, преодоление  «боязни сцены».        

7. Задачи программы.

Для решения поставленной цели мною были сформулированы задачи:

Образовательные

- Дать начальные знания о театре: истории его возникновения, назначении, различных направлениях театрального искусства, основах актёрского мастерства.

- Освоение элементов актерского мастерства на практике через выступления в спектаклях и мероприятиях;

- Обучение технике сценической речи на основе дыхательной гимнастики;

- Развитие чувства ритма;

-Обучение мышечному контролю и снятию зажимов;

- Ознакомление с профессиями актера, художника-декоратора, гримера, музыканта, хореографа, режиссера и др.;

- Обучение воспитанников методике работы с поэтическим, драматическим и прозаическим текстами;

Развивающие

- Развитие у детей: наблюдательности; творческой фантазии и воображения; ассоциативного и образного мышления; внимания и памяти; чувства ритма.

- Раскрытие и развитие голосовых возможностей каждого ребенка.

- Развитие эмоциональности детей, в том числе способности к состраданию, сочувствию, сопереживанию.

- Развитие навыков выполнения простых физических действий на сцене.

- Развитие умения анализировать предлагаемый материал и формулировать свои мысли, уметь донести свои идеи и ощущения до слушателя.

Воспитательные

- Формирование партнерских отношений в группе, взаимного уважения, взаимопонимания;

- Воспитание самодисциплины, умение организовывать себя и свое время;

- Способствовать удовлетворению ребенка в самовыражении;

- Формирование и развитие эстетического вкуса;

- Развитие  способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни;

- Воспитание патриотизма, уважения к наследию  русской культуры, следования традициям родного края;

- Обогащение внутреннего мира детей, выявление и развитие их творческих способностей. Реализация программных задач позволит добиться следующих результатов:

8. Возраст детей.

Возраст детей участвующих в реализации дополнительной образовательной программы: 4-5 лет.

-  состав  группы: постоянный;

-  особенности  набора  обучающихся: свободный;

-  базовые знания.

9. Срок реализации программы. 

Программа рассчитана на один год обучения с детьми средней группы  (с 01.09 по 31.05.)

10. Форма  детского  образовательного объединения: кружок.

Режим организации занятий:

Форма  детского  образовательного объединения кружок.

За год предусмотрено 34 занятия. В неделю - одно занятие, продолжительностью 20мин.

Режим занятий: среда- 16:00-16:20

11. Ожидаемые результаты и способы их проверки.

В результате освоения программы воспитанники будут:

знать: роль сценического действия как основы актёрского творчества;виды театрального действия(ролевые игры-сказки, мини-спектакли, мини-сценки);

уметь: определять главные и второстепенные события в действии;

  • различать сюжет и содержание театральной постановки;
  • различать характер и эмоциональные состояния героев;
  • слушать партнёра, понимать и оценивать его слова и поведение;
  • определять место нахождения действующего лица в каждый отдельный момент;

 владеть:  сценическим пространством.

12. Форма подведения итогов.

Формы подведения итогов- текущий контроль в процессе проведения каждого учебного занятия, направленный на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и формируемых умений.

Подведение итогов работы кружка осуществляется через постановку театрализованных представлений для родителей, педагогов и воспитанников ДОУ 1 раз в квартал.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 4-5 ЛЕТ

п/п

Наименование

модулей, разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

кол-во занятий

мин.

1

Диагностика

2

40 мин

20 мин

20 мин

2

«Изменю себя, друзья, догадайся кто же я»

1

20 мин

10 мин

10 мин

3

«Музыка осени»

1

20 мин

10 мин

10 мин

4

«Язык жестов. Наш богатый урожай»

1

20 мин

10 мин

10 мин

5

«Игры с бабушкой Забавой»

1

20 мин

10 мин

10 мин

6

 «Колобок наш удалой»

1

20 мин

10 мин

10 мин

7

«Колобок не тот, а другой»

1

20 мин

10 мин

10 мин

8

«Вот это колобок, хитрый маленький зверек»

1

20 мин

10 мин

10 мин

9

«Колобок наш колобок, колобок- колючий бок»

1

20 мин

10 мин

10 мин

10

«Наша дружба»

1

20 мин

10 мин

10 мин

11

«Очень жить на свете туго, без подруги или друга»

1

20 мин

10 мин

10 мин

12

«Зайца съела бы лиса, если не его друзья»

1

20 мин

10 мин

10 мин

13

«Лучшие друзья»

1

20 мин

10 мин

10 мин

14

«Вот как я умею»

1

20 мин

10 мин

10 мин

15

«Как лисица не старалась, все ж ей утка не попалась»

1

20 мин

10 мин

10 мин

16

«Хитрая уточка»

1

20 мин

10 мин

10 мин

17

«Как утка лису вылечила»

1

20 мин

10 мин

10 мин

18

«Щенок спал у дивана»

1

20 мин

10 мин

10 мин

19

«Только «мяу» где сыскать»

1

20 мин

10 мин

10 мин

20

«Не вы ли «мяу» говорили»

1

20 мин

10 мин

10 мин

21

«Невоспитанный мышонок один остался, без друзей»»

1

20 мин

10 мин

10 мин

22

«Что мышонку делать и как быть, как друзей обратно возвратить»

1

20 мин

10 мин

10 мин

23

«Чтоб друзей возвратить, решил мышонок вежливым быть».

1

20 мин

10 мин

10 мин

24

«Сказка о невоспитанном мышонке»

1

20 мин

10 мин

10 мин

25

«Упрямые ежата»

1

20 мин

10 мин

10 мин

26

«Вот так яблоко»

1

20 мин

10 мин

10 мин

27

«Поссорились зверята, не знают как им быть, как же это яблоко на всех им разделить»

1

20 мин

10 мин

10 мин

28

«Михайло Иваныч, рассуди, нас зверюшек помери»

1

20 мин

10мин

10 мин

29

«Мишка всех помирил, уму-разуму научил»

1

20мин.

          10мин.

    10мин.

30

«Сильный дождик припустил, муравьишку измочил»

      1

20мин.

          10мин.

    10мин.

31

«Каждый хочет спрятаться под маленьким грибком»

      1

20мин.

         10мин.

    10мин

32

«Дождик льет, льет, а грибочек все растет»

     1

20мин.

          10ми.

     10мин.

33

Итоговое занятие: «Мы любим сказки»

     1

20мин.

          10мин.

    10мин.

Итого:

   34

680

                                                                  СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ОКТЯБРЬ

Тема

Наименование

модулей, разделов и тем

Содержание

Методы обучения

Формы

работы

Работа с родителями

       1

«Овощной базар»

Вовлечь в игровой сюжет; учить взаимодействовать с партнёром в сюжетно- ролевой игре; учить выражать эмоции в роли; способствовать выразительности интонации речи.

1. Беседа о урожае.

2. Игра «Продавцы - покупатели».

3. Игра хороводная «Веселый огород».

Консультация для родителей на тему: «Театр в жизни ребёнка».

       2

«За орехами»

Побуждать детей включаться в предложенный игровой образ; учить проявлять инициативу в игре, предлагать свои варианты интерпретаций небольших ролей; взаимодействовать в играх-драматизациях; учить использовать мимику, жест, позу, интонацию для создания образа роли.

1. Путешествие на «озеро».

2. Настрой на игру.

3. Хоровод – игра «Во поле орешина».

4. Игра – драматизация по сказке «Кочеток и курочка».

Папка-передвижка для родителей «Виды театров»

Тема

Наименование

модулей, разделов и тем

Содержание

Методы

 обучения

Формы

работы

Работа

с родителями

3

«Улетели птицы вдаль»

Учить детей выразительно играть роли в небольших сценках; учить взаимодействию в ролевой игре; развивать воображение детей в этюдах; вызывать эмоциональный отклик на музыкальные образы; познакомить со сказкой; учить понимать нравственную сторону поступков.

1. Этюд «Журавли улетели».

2. Сценка «Птицы прощаются».

3. Сказка в театре перчаток «Как гуси на юг собирались».

4. Беседа.

Выпуск буклетов «Роль театрализованной деятельности в развитии детей»

4

«Игра в спектакль»

Приобщить детей к драматизации; способствовать свободному пересказу знакомой сказки; учить готовить самостоятельно все необходимое для своего спектакля; учить партнерскому взаимодействию; воспитывать чувство коллективизма.

1. Беседа.

2. Подготовка к спектаклю – импровизации.

3. Проведение спектакля.

4. Игра «Гуси лебеди».

5. Пляска под музыку.

Анкетирование родителей « Насколько театрален ваш ребёнок».


                                                                                              НОЯБРЬ

Тема

Наименование

модулей, разделов и тем

Содержание

Методы обучения

Формы

работы

Работа с родителями

       1

«Утки беленькие грудки»

Учить детей выразительно двигаться в соответствии с художественным образом; побуждать при помощи интонации выражать свои настроения; будить воображение детей; вызывать эмоциональный отклик на игровые ситуации.

1. В гости в деревню.

2. Игра – разминка «Веселые утята».

3. Игра – этюд «Утята сушатся на солнышке».

4. Этюд «Хозяйка и утки».

5. Викторина по сказкам.

Изготовление родителями ширмы для кукольного театра и экрана для теневого театра.

       2

«Сказки лесного пня»

Развивать воображение детей; побуждать к фантазированию; учить выражать свои фантазии в словах; настраивать на игровой сюжет; учить внимательно смотреть и слушать сказку; учить прослеживать сюжетные линии; учить четкости произношения в скороговорках.

1. Прогулка  по «осеннему лесу».

2. Настрой на двигательную импровизацию.

3. Кукольный спектакль (театр бибабо) «Девочка и леса».

Консультация для родителей на тему: «Роль художественной литературы в развитии речи детей»

Тема

Наименование

модулей, разделов и тем

Содержание

Методы обучения

Формы

работы

Работа с родителями

       3

«Девочка в лесу»

Развивать воображение детей; учить отвечать на вопросы по содержанию знакомой сказки; вовлекать в игровой сюжет; учить вступать в ролевой диалог с партнёром.

 1. Сюрпризный момент.

2. Беседа по сказке «Девочка и лиса».

3. Игра – разминка «Аленушка и звери».

4. Рисование по сказке «Девочка и лиса».

Беседа «Театрализованная деятельность в детском саду»

       4

«Ставим спектакль»

Научить детей оборудовать место для театрализованной игры; приобщать к творческой работе (осуждать замысел, атрибуты и др.); учить действовать фанерными фигурками, показывать при помощи интонации настроение героя; развивать речевые способности; учить выразительности исполнения роли.

 1. Сюрпризный момент с медведем.

2. Этюд «Как медведя рассмешить».

3. Игра в театр «Девочка и лиса».

4. Беседа по сказке.

Индивидуальные беседы «Театрализованные игры- путь к детскому творчеству»


                                                                                                     ДЕКАБРЬ

Тема

Наименование

модулей, разделов и тем

Содержание

Методы обучения

Формы

работы

Работа с родителями

       1

«Зимние забавы»

Создать атмосферу волшебства, сказочности; учить детей придумывать игровые ситуации; развивать творческое воображение детей; порадовать и увлечь детей игровой ситуацией.

1. Приглашение в зимний лес.

2. Двигательная импровизация «Конькобежцы».

3. Гимнастика «Чистим дорожки».

4. Пальчиковая театрализованная игра «Зайчик и лиса».

Консультация «Что за прелесть эти сказки»

       2

«Прогулка с куклами»

Развивать воображение детей, учить этюдам с воображаемыми предметами и действиями; побуждать эмоционально, отзываться на игру, входить в предлагаемые обстоятельства.

1. Прогулка в «зимний парк».

2. Сценка «Мастерица».

3. Разминка.

4. Игра с куклами.

5. Этюд «Получился снеговик».

6. Хороводная – игра «Смешной снеговик».

Выпуск буклетов «Мастерим куклу-перчатку»


Тема

Наименование

модулей, разделов и тем

Содержание

Методы обучения

Формы

работы

Работа с родителями

       3

«Сказка из сундучка»

Познакомить детей с новой сказкой; учить внимательно слушать ее; пробудить желание обыгрывать понравившуюся сказку в пластических этюдах; прививать умения выразительно двигаться.

1. Сказочница приглашает детей в комнату сказок.

2. Рассказывание сказки о том, как лисенок ждал зиму.

3. Этюды на выразительность пластики и эмоции.

Литературная викторина для детей и родителей «В гостях у сказки»

       4

«В гости елочка пришла»

Вовлечь детей в эмоциональную игровую ситуацию; учить ролевому воплощению; создавать условия для эмоционального проживания в роли; развивать эстетический вкус; включать в разыгрывание сюжетов.

1. Приглашение в гости к елочки.

2. Игра – презентация «Игрушки для елочки».

3. Игра возле елки «Елочный хоровод».

Новогодний утренник, с привлечением родителей.


                                                                                                         ЯНВАРЬ

Тема

Наименование

модулей, разделов и тем

Содержание

Методы обучения

Формы

работы

Работа с родителями

       1

«Ярмарочная площадь»

Приобщить детей к русской народной культуре; вовлечь в фольклорное действие; побуждать к импровизации; учить разыгрывать сценки; вызывать эмоциональный отклик детей.

1. Путешествие на ярмарку.

2. Игра «Покупай товар».

3. Игра – импровизация «Реклама товара».

4. Инсценировка рус. нар. песни «Где был, Иванушка?».

5. Угощение детей.

Пополнение новыми атрибутами   театральной зоны, «уголка ряжения».

       2

«Растем здоровыми и крепкими»

Призывать к здоровому образу жизни; научить детей импровизировать в сюжетно-ролевой игре; учить обустраивать место игры; дать представление о работе врача; учить вступать в ролевой диалог; стимулировать двигательную активность детей.

1. Беседа о здоровье куклы.

2. Сюжетно – ролевая игра «В медицинском кабинете».

3. Сценка «В медицинском кабинете.

4. Игра – разминка «На зарядку».

Консультация «В здоровом теле, здоровый дух»

Тема

Наименование

модулей, разделов и тем

Содержание

Методы обучения

Формы

работы

Работа с родителями

       3

«Играем в профессии»

Дать детям элементарное представление о профессиях; воспитывать уважение к людям труда; дать нравственные ориентиры в профессиональных качествах (хороший повар- плохой повар); побуждать у включению в игру-импровизацию.  

1. Беседа о профессиях.

2. Игра в повара.

3. Игра в парикмахера.

4. Игра в мастера по пошиву одежды.

5. Игра в профессии.

Информационная папка «Роль художественной литературы в театрализованной деятельности»


ФЕВРАЛЬ

Тема

Наименование

модулей, разделов и тем

Содержание

Методы обучения

Формы

работы

Работа с родителями

       1

«Спешим на представление»

Вовлечь детей в сюжетно- игровую ситуацию; познакомить со сказкой; учить внимательно смотреть и слушать сказку; приобщать детей к русской народной традиции; порадовать детей.

. Беседа о театре.

2. Инсценировка «Смех да веселье».

3. Игра со зрителем «Это все мои друзья».

4. Частушки.

5. Рус.нар. сказка «Заюшкина избушка». (театр бибабо).

6. Беседа по сказке.

Консультации для родителей «Игрушки, развивающие творческую фантазию детей»

       2

«Сундук откройся»

Пробуждать ассоциации детей; учить вживаться в художественный образ; увлечь игровой ситуацией; учить вступать во взаимодействие с партнером.

1. Викторина по сказкам.

2. Инсценировка «Аленушка помогает по дому».

3. Этюда на выразительные эмоции и движения.

Папки-передвижки «Из истории театра»

Тема

Наименование

модулей, разделов и тем

Содержание

Методы обучения

Формы

работы

Работа с родителями

       3

«Тайны лесовичка»

Вовлечь детей в театрализованную игру; пробудить положительное эмоциональное отношение к театру банок; побуждать к выразительности в этюдах; активизировать двигательную активность в игре.

 1. Путешествие в «зимний лес».

2. Этюды «Распеваемся вместе с птицами».

3. Сценка «Волк и заяц» (баночный театр).

4. Танец – игра «Шишковяк».

Литературная викторина для детей и родителей «В гостях у сказки»

       4

«Зимовье зверей»

Познакомить детей с новой русской народной сказкой; приобщить к словесному народному творчеству; вовлечь в игровую, нравственную ситуацию; будить воображение при помощи театра картинок; пробудить эмоциональный отклик у детей.

1. Приглашение в театр.

2. Спектакль в театре картинок «Зимовье».

3. Игра – импровизация «Кто как кричит».

Изготовление родителями настольного театра на стаканчиках к сказке « Зимовье зверей», масок к сказкам

МАРТ

Тема

Наименование

модулей, разделов и тем

Содержание

Методы обучения

Формы

работы

Работа с родителями

       1

«У меня полно хлопот»

Привлечь внимание детей к праздничной дате (8 марта); вызвать эмоциональный отклик к теме материнской заботы и любви; побуждать к импровизации; учить ролевому поведению.

 1. Игра в дочки - матери.

2. Инсценировка «У меня полно хлопот».

3. Игры – инсценировки «Домашние дела».

Оформление фотовыставки «Мы – артисты»

       2

«Кошки- мышки»

Вовлечь детей в игровой сюжет; дать представление о повадках кошек; научить пластичным и выразительным движениям; учить проявлять эмоции через мимику и жесты; развивать артистические способности детей.

1. Беседа о котятах.

2. Этюды на выразительные движения.

3. Этюды на выражение эмоций.

4. Игра «Жили - были сто котят».

5. Песенка про котят.

Презентация для родителей «Наш театральный уголок»

                                                                                   

Тема

Наименование

модулей, разделов и тем

Содержание

Методы обучения

Формы

работы

Работа с родителями

       3

«Живой уголок»

Вовлечь детей в игровой сюжет; учить вступать в диалог, вести сюжетную канву; приобщать к фольклорным жанром; учить разыгрывать потешки.

1. Загадка о черепахи.

2. Сказка на фланелеграфе «Как искали черепаху».

3. Загадка.

4. Диалог с лисой.

5. Скороговорки.

6. Русские народные потешки.

Изготовление масок животных

       4

«Кто стучится в дверь ко мне»

Познакомить детей с работой почты; дать представление о профессиях работников почты; побудить к сюжетно- ролевой игре; включать в ролевой диалог; развивать образную речь

1. Сюрпризный момент с почтальоном.

2. Ролевые диалоги с почтальоном.

3. Сказка «Почта».

4. Игра «Письма из разных стран».

Рекомендации для родителей «Домашний театр» (информация в родительский уголок)

                                                                       

Тема

Наименование

модулей, разделов и тем

Содержание

Методы обучения

Формы

работы

Работа с родителями

       5

Театральная игра «Кругосветное путешествие»

Развивать фантазию, умение оправдывать свое поведение.

Музыкальная разминка.                              В игре используются музыка народов мира, шумовые эффекты — гром, дождь, шум бури, шторм, костюмы и маски.

Акция «Книжка – малышка детям»

                                                                                          АПРЕЛЬ                                                                               

Тема

Наименование

модулей, разделов и тем

Содержание

Методы обучения

Формы

работы

Работа с родителями

       1

«Морская игра»

Создать игровую ситуацию, развивать самостоятельность в игре; создавать эмоционально-положительный фон игры; разбудить творческую активность детей.

1. Беседа о том, что видели на улице.

2. Потешка «Солнышко».

3. Рус. нар. прибаутка «Ходит Ваня».

4. Игра «Кораблик».

5. Игра «Смелей, капитан!»

6. Подарки детям.

Конкурс рисунков «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…»

       2

«Потешный ларчик»

Приобщить детей к русской национальной традиции; учить чувствовать выразительность произведений малых фольклорных форм; учить эмоционально – двигательно проживать роль; дать эмоциональный заряд при помощи театра Петрушек; вовлечь детей в игровую ситуацию.

1. Сюрпризный момент с ларцом.

2. Театр Петрушки «Петрушки – пересмешники».

3. Потешка «Тили – бом!».

4. Потешка «Мышку по воду послали».

Совместно с родителями изготовить декорации к сказкам

                                                                                                                                                           

Тема

Наименование

модулей, разделов и тем

Содержание

Методы обучения

Формы

работы

Работа с родителями

       3

«Веселые карусели»

Побуждать детей к двигательной импровизации; добиваться мышечной, двигательной свободы при исполнении роли; образа; давать примерные образцы воплощения роли.

1. Игра «Карусели».

2. Игра – импровизация «Карусельные игрушки».

3. Рисование карусели.

Выпуск буклетов «Нравственные уроки в мультфильмах»

       4

«За город»

Вовлечь детей в игры- импровизации; развивать воображение детей, учить воплощать роль; учить отражать в ролевом поведении характер героя; учить отражать образ в музыкальной импровизации.

1. Дети «поехали» на автобусе в загород.

2. Игра «Журавлики».

3. Инсценировка «Жучок».

4. Этюд – импровизация «Обитатели полянки».

Совместный поход в городской театр кукол

                                                                           МАЙ                                                                                

Тема

Наименование

модулей, разделов и тем

Содержание

Методы обучения

Формы

работы

Работа с родителями

       1

«Вспомни сказку»

Будить воображение детей; развивать память; вызывать ассоциации; учить пересказывать сказку с помощью предметов (игрушек); учить отвечать на вопросы по содержанию сказки; развивать эмоциональную сторону речи детей; создавать эмоционально- положительный настрой на сказку.

1. Путешествие в магазин игрушек.

2. Сценка по сказке «Кошки и котята».

3. Сценка по сказке «Лис и мышонок».

4. Сценка по сказке «Лошадка-златогривка и баран-круторог».

Викторина по сказкам совместно с родителями и детьми.

       2

«Дедушка Ежок»

Порадовать детей; создать эмоционально-положительное отношение к произведениям малых фольклорных форм; научить детей выступать перед сверстниками; развивать эстетический вкус; побуждать к импровизации; познакомить со сказкой «Как ежик друга нашел».

1. В гости к детям приходит дедушка Ежок.

2. Рус. нар. песенка –игра «Дедушка Ежок».

3. Кукольный театр «Как ежик друга нашел».

4. Вопросы по сказке.

Изготовление героя Ежа из подручного материала

                                                                                                                                                         

Тема

Наименование

модулей, разделов и тем

Содержание

Методы обучения

Формы

работы

Работа с родителями

       3

«Сказку ты, дружок, послушай и сыграй»

Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию. Совершенствовать память, внимание, воображение, общение детей.

1. Упражнения «Мыльные пузыри», «Весёлый пятачок».

2. Скороговорка «Шесть мышат в камышах шуршат».

3. Сказка «Зайчик и ежик».

День открытых дверей для родителей с просмотром театрализованной деятельности «Мы, веселые ребята, любим петь и танцевать»

       4

Театральная игра «Сам себе режиссер»

Создавать условия для импровизации мини- спектакля

Просмотр самостоятельных режиссерских работ детей.

Мультимедийная презентация и фотоотчет «Юные актеры»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Формы занятий планируемых по каждой теме или разделу.

Формы занятий:

  • теоретические и практические занятия;
  • групповые и индивидуальные занятия.
  • экскурсии;
  • занятие – путешествие;
  • совместная деятельность детей и родителей;

Программа реализуется по безоценочной системе в очной форме обучения.

Формы подведения итогов реализации программы: текущий контроль в процессе проведения каждого учебного занятия, направленный на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и формируемых умений;

Подведение итогов работы кружка осуществляется через постановку театрализованных представлений для родителей, педагогов и воспитанников ДОУ 1 раз в квартал.

  1. Приемы и методы организации.

Методы и приемы: игровой, беседа, познавательный рассказ, объяснение с показом приемов изготовления, демонстрация наглядного материала, использование художественного слова, музыкальных произведений, создание игровых и проблемных ситуаций, использование схем, моделей, экспериментирование, обсуждение результатов.

Чтобы интерес к театрализованной деятельности у детей не угас, в ДОУ создана современная предметно-развивающая  среда, которая является одним из основных средств развития личности ребенка. Применение ИКТ: просмотр презентаций, видео, аудио прослушивание.

   Для качественного усвоения материала необходимо использовать  следующие формы работы, которые включают в себя:

- Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним.

- Игры драматизации.

- Упражнения эмоционального развития детей.

- Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика).

- Задания для развития речевой интонационной выразительности.

- Игры – превращения («владеть своим телом»), образные упражнения.

- Упражнения на развитие детской пластики.

- Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук.

- Упражнения на развитие выразительной мимики.

- Упражнения по этике во время драматизаций.

- Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.

- Знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её  драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями.

- Личный пример.

  1. Дидактический материал. 

Дидактический материал: альбомы репродукций картин, памятки, научная и специальная литература, видеозаписи, аудиозаписи, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства и др.

  1. Техническое оснащение занятий.

2.2 . Материально-техническое оснащение

Для более успешного усвоения программного материала используется следующее материально-техническое обеспечение:

 - Помещения для занятий и хранения костюмов.

 - Музыкальные инструменты (фортепиано, синтезатор и др..)

 - Ноутбук;

 - Набор театральных костюмов.

      - Атрибуты, необходимые для спектаклей (ширмы, декорации, бутафория    и др..)

 - Разные виды театра: бибабо, перчаточный, пальчиковый театры, настольный, теневой и др.;                                        

 - Мягкие игрушки, маски-шапочки;

 - Методические разработки;

 - Подбор литературно - художественного материала (сказки, стихи, загадки, пословицы, поговорки и др..)

 - Картотеки, папки-передвижки, лэпбуки и др..)

 - Фонотека и видеотека.

 - Аудио- и видеотехника, интерактивная доска, микрофоны, микшер.

- Доступ к фондам сельской библиотеки.

 - Доступ к информационно-коммуникационным сетям.

С целью успешной реализации программы следует придерживаться  следующих рекомендаций:

Следует выбирать художественные произведения в соответствии с уровнем развития и возрастных особенностей. При подборе произведений нужно соблюдать требования: произведения должны усложняться по содержанию, объёму и нравственному значению.

При написании сценариев обязательным условием является наличие авторской речи, с помощью которой осуществляется руководство действиями детей на сцене, придающее им уверенность в себе.

При  распределении  ролей нужно обязательно учитывать, какая речевая нагрузка возможна для данного ребёнка. Даже если у ребёнка есть дефект речи, нужно давать ему хотя бы маленькую роль, чтобы он выступал наравне со всеми, перевоплощаясь, отвлекался от своего речевого дефекта, обретая веру в себя.

Также много и активно нужно работать над техникой речи – это произношение чистоговорок, скороговорок, разминка языка, ритмичные движения, разминка пальцев, упражнения, направленные на произнесение гласных, согласных звуков.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы для педагогов

  1. Алябьева Е. А.  Развитие воображения и речи детей 4-5 лет. Игровые технологии / Е. А. Алябьева – М.: Творческий центр, 2005
  2. Комарова Т. С.  Дети в мире творчества: книга для педагогов дошкольных учреждений /  Т. С. Комарова  – М.: Мнемозина, 1999.
  3. Махнёва М. Д.  Театральные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольных учреждений / М. Д. Махнёва – М.: Творческий Центр, 2001.
  4. Петрова Т. Н. Театрализованные игры в детском саду: книга для воспитателей детского сада / Т. Н Петрова и др.  – М.: Школьная Пресса, 2000.
  5. Сорокина Н. Ф.  Играем в кукольный театр: пособие для воспитателей /Н. Ф. Сорокина – М.: Аркти, 2002.

Список литературы для детей и родителей

  1. Земцова, О. Н. Развивающие тесты. Серия : умные книжки /
    О. Н. Земцова. – М. : Махаон
  2. Ищук В. В, Нагибина М. Н.  Народные праздники /  В. В. Ищук и др.- М.: Ярославль, 2000.
  3. Смолина К. В. «Сто великих театров мира» / К. В. Смолина – М.: 2001.
  4. Тарабарина Т. А. 50 развивающих игр / Т. А. Тарабарина – М.: Ярославль,

5. 1999Яблонькина Д. Н. Психологические тесты для детей / Д. Н. Яблонькина- М.:

6.  www.pedportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по театрализованной деятельности "Театральная мозаика»

Рабочая программа по театрализованной деятельности...

Презентация для дошкольников "Театральная мозаика"

Театр-это волшебство. Какой бывает театр?...

Презентация для воспитателей "Театральная мозаика"

Виды театра, применяемые в работе с дошкольниками....

Проект "Театральная мозаика"

краткосрочный проект "Театральная мозаика"....

Театральная мозаика

презентация...

"Театральная мозаика"

Презентация по видам театра для использования в работе с детьми...

"Театральная мозаика"

Презентация по видам театрализованной деятельности для детей дошкольного возраста...