Картотека игр и упражнений на развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста
материал (средняя группа)
Картотека игр и упражнений на развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
Картотека игр и упражнений на развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста
Подготовила: воспитатель Кочетова Л.П.
Скажи ласково
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие быстроты реакции.
Ход игры:
Взрослый называет первое слово (например, шар), а ребёнок называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний.
Кто больше?
Цель: развитие фантазии, связной речи и словообразования
Ход игры:
Один из игроков загадывает любую букву – это можно сделать при помощи книги, указав на букву с закрытыми глазами, можно «зашифровать» букву – 3 страница, 5 строчка сверху, 3 буква справа.
Можно произносить звуки «про себя», пока кто-то из игроков не скажет «стоп» и назвать букву. Каждый игрок по очереди произносит слово, которое начинается с данного звука до тех пор, пока не закончатся все варианты.
Цепочка слов
Цель: развитие фантазии, связной речи и словообразования
Ход игры:
Один из игроков называет любое слово, следующий должен подобрать слово, которое начинается с последнего звука предыдущего слова и т.д. Можно ограничить «поле» поиска слов и подбирать только съедобное или животных.
В результате может получиться: конфета - ананас – суп – пирог – груша - арбуз – слива и т.д.
Хорошо – плохо
Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения.
Ход игры:
Взрослый задаёт тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в погодных явлениях.
Взрослый: Дождь.
Дети: Дождь – это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев,
полезен для земли и будущего урожая, но плохо – намочит нас, бывает холодным.
Взрослый: Город.
Дети: Хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.
Веселые рифмы
Цель: развитие фантазии, связной речи и словообразования.
Ход игры:
Играющие подбирают к словам рифмы. Свечка -…,печка, трубы - …, губы, ракетка- … пипетка, сапоги- …пироги и т.д. С подобранными рифмами можно составлять небольшие стихи, например:
Я надела сапоги
Принесла вам пироги.
Что бывает круглым?
Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти.
Ход игры:
Взрослый задаёт вопрос, ребёнок должен на него ответить.
-что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…)
-что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…)
-что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…)
-что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)
Весёлый счет
Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.
Ход игры:
Взрослый произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребёнокв ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять», «шесть», «семь», «восемь».
Четвёртый лишний
Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.
Ход игры:
Взрослый называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее.
Например:
голубой, красный, зелёный, спелый.
Кабачок, огурец, тыква, лимон.
Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.
Какой?
Цель: обогащать речи ребенка именами прилагательными.
Ход игры:
Взрослый предлагает ребенку дать как можно больше ответов на вопрос «Какой?»
Мяч какой? – большой, маленький, круглый, резиновый, упругий, красный, кожаный.
Снег какой? – белый, холодный, искристый, красивый, пушистый, лёгкий.
Шкаф какой? Котёнок какой? Стол какой? И т.д.
Что могут делать…?
Цель: обогащать речь ребенка глаголами.
Ход игры:
Взрослый предлагает ребенку дать как можно больше ответов на вопрос «Что может делать?»
Что может делать собака? – лаять, ходить, бегать, кусаться, сторожить, охранять, кушать, рычать…
Что может делать лягушка? Что могут делать руки? и т. д.
Слова наоборот
Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.
Ход игры:
Попросите ребёнка подобрать антонимы к следующим словам: радость, утро, сел, храбрый, враг, стоять, тяжело, взял, мокро, чисто, глубокий, высокий, узкий, близко, назад, далеко и т. д.
Лето – зима, твердый – мягкий, нашёл - потерял.
Слова-товарищи
Цель: развивать речь ребенка, обогащая ее.
Ход игры:
Предложите ребенку назвать слова, которые звучат по-разному, но обозначают одно и то же. Они помогают лучше описать предмет, вещь.
Например: Холодный – ледяной, морозный, студёный. Умный – мудрый, толковый, сообразительный. И т. д.
«Распространи предложение»
Цель: развитие у детей умения строить данные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.
Оборудование: цветной камешек
Ход игры:
Детям предлагается продолжить и закончить начатое взрослым предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например, воспитатель начинает предложение так: «Дети идут ... (Куда? Зачем?)» Или более усложненный вариант: «Дети идут в школу, чтобы ...» Этот вариант помимо обогащения грамматического опыта может служить тестом, позволяющим выявить тревожность ребенка по отношению к различным ситуациям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок»
Борисова Светлана Александровна, воспитатель,МБДОУ Д/с «Дюймовочка»,Г. Абакана Методическая разработка«Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста через обучение состав...
Особенности развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста
Овладение речью — один из важнейших этапов развития ребенка среднего возраста. От того, как ребенок овладеет речью, будет зависеть его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие...
Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи при помощи авторских ИКТ технологий
Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста с ТНР при помощи ИКТ технологий....
Игры и упражнения на развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста
Игры и упражнения на развитие речи детей дошкольного возраста способствуют преодолению речевых недостатков, обогащению словарного запаса, развитию инициативы у детей....
Сборник игр и игровых упражнений по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспита...
Сборник игр и упражнений на развитие связной речи для детей старшего дошкольного возраста
В дпнном методическом материале собраны игры и игровые упражнения, которые способствую развитию связной речи у старших дошкольников. Данный материал будетитетесен как педагогам, так и родителям...
Система работы «В гостях у сказки» по развитию связной речи у детей среднего дошкольного возраста с использованием мнемотехники группа для детей от 4 до 5 лет
ВведениеНи для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы в речи: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушен...