Кукла и Я
проект (старшая, подготовительная группа)

Динара Маратовна Асяева

коррекция эмоциональных нарушений (повышенной тревожности ,детских страхов, заниженной самооценки и пр.) детей старшего дошкольного возраста средствами куклотерапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kukloterap.docx56.26 КБ

Предварительный просмотр:

Психокоррекционная программа по куклотерапии

«Кукла и Я»

Подготовил:

педагог-психолог

Асяева Д.М.

г. Оренбург

 

***

У меня есть кукла Маша —

Вся похожа на меня!

Куклы нет на свете краше,

Только Маша лишь моя.

***

Есть кукла у меня —

Ее любит вся семья.

Одевает мама наша,

Из лоскутков ей шью и я.

***

Моей кукле 40 лет,

Сегодня праздник был в обед.

Досталась кукла мне от мамы,

Я сохраню ее для Тани.


Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Актуальность
  3. Цель и задачи программы
  4. Принципы реализации проекта
  5. Основные формы, средства и методы реализации
  6. Этапы программы
  7. Ожидаемые результаты программы
  8. Реализация программы
  9. Перечень заданий для родителей  
  10. Список литературы

Пояснительная записка

Рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей. Наличие проблем в эмоциональной сфере блокирует развитие, в том числе и интеллектуальной сферы личности ребенка, что негативно сказывается на школьной успеваемости ребенка, его адаптации к школе.

Неблагоприятен и прогноз развития для таких детей в подростковом и юношеском возрасте в плане формирования неудовлетворительного социального статуса в коллективе, формирования и закрепления мотивации избегания неудач, а не достижения успехов, в личностной и профессиональной сферах.

Проблема усугубляется и тем, что причинами эмоционального неблагополучия детей (по мнению Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной) являются неадекватный стиль воспитания в семье, отсутствие единой системы требований, завышенные требования взрослых, их желание поставить ребенка в зависимое от себя положение, наличие повышенной тревожности у самих родителей (лиц, их заменяющих).

И страх, и тревожность являются признаками эмоционального неблагополучия человека и взаимосвязаны друг с другом, поэтому в коррекции эмоциональных нарушений было принято рассматривать неразрывно эти понятия.

Согласно определениям, которые дает психологический словарь (В.Б. Шапарь):

тревожность – это готовность к страху – состояние целесообразного подготовительного повышения сенсорного внимания и моторного напряжения в ситуации возможной опасности, обеспечивающее соответствующую реакцию на страх;

страх – эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности.

Тревожные дети, как правило, характеризуются наличием заниженной самооценки, что выражается в болезненном восприятии ими критики окружающих, в самообвинении при  неудачах, в боязни браться за новое сложное задание. Такие дети, как показывает практика, чаще других подвергаются манипуляциям со стороны взрослых и сверстников. Эмоциональное напряжение у тревожных детей чаще всего проявляется в мышечных зажимах в области лица, шеи и живота.

Анализ различных опубликованных в методической литературе коррекционно – развивающих программ работы с детьми, имеющими эмоциональные нарушения, выявил, что большинство подобных программ учитывают эти психологические особенности тревожных детей и содержат упражнения, направленные на снятие нервно – мышечного напряжения и повышение самооценки детей.

Но даже если самооценка ребенка повысилась и он научился снижать мышечное напряжение в привычной обстановке на занятиях и дома, нет гарантии, что в реальной – особенно непредвиденной – жизненной ситуации ребенок будет вести себя адекватно. В любой момент такой ребенок может забыть все, чему его научили. Ведь ребенок, обученный психологом на тренинге, возвращается в семью со старыми стереотипами поведения.

По мнению психологов Е.К. Лютовой и Г.Б. Мониной, тревожность развивается у детей благодаря наличию у их родителей деструктивных моделей поведения, когда взрослые предъявляют к ребенку завышенные требования, хотят поставить ребенка в зависимое положение от них, не придерживаются единой системы в воспитании, сами имеют повышенный уровень тревожности. Именно поэтому отработка навыков поведения в реальных ситуациях является необходимой частью работы с тревожными детьми.

Однако в представленных в методической литературе программах коррекции тревожности в меньшей степени уделяется внимание обучению детей приемлемым способам поведения в травмирующих ситуациях. А т.к. этот момент затрагивает еще и воспитательную функцию, возникает необходимость обучать родителей детей с эмоциональными нарушениями приемлемым способам общения, чтобы они на собственном примере могли показывать детям варианты поведения в травмирующих ситуациях, а также могли пересмотреть свои методы педагогического воздействия на детей. Поэтому, так важно, оказывая психологическую поддержку тревожным детям скорректировать воспитательную систему в семье посредством психопросвещения родителей (лиц, их заменяющих), обучения их новым конструктивным способам общения с детьми, коррекции их взаимодействий с детьми. Что и является частью предлагаемой программы «Кукляндия – веселая страна» в просветительской ее части с родителями.

На необходимость подключения родителей к коррекционному процессу также указывает содержание факторов, участвующих в возникновении страхов, отмеченных практикующим психологом А.Ю. Татаринцевой:

  • наличие страхов у родителей, главным образом у матери, тревожность в отношениях с ребенком, избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками;
  • излишняя ранняя рационализация чувств ребенка, обусловленная чрезмерной принципиальностью родителей или их эмоциональным неприятием детей;
  • большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребенку родителем другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье;
  • отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков, создающее проблемы в общении со сверстниками и неуверенности в себе;
  • конфликтные отношения между родителями;
  • психические травмы типа испуга, обостряющие возрастную чувствительность детей к тем или иным страхам;
  • психологическое заражение страхами в процессе непосредственного общения со сверстниками и взрослыми.

Как правило, большинство программ, предусматривающих психопросветительскую и психокоррекционную работу с родителями детей, имеющих эмоциональные нарушения, предназначены для реализации в группе взрослых. Прилагаемый к детскому тренингу цикл тематических консультаций с родителями позволит им открыто решать проблемы семейного воспитания наедине с психологом, получая именно ту информацию, которая наиболее актуальна для данного клиента и его семьи. Выполнение родителями специальных «домашних заданий» побудит взрослых после консультации отработать полученные знания на практике, не откладывая ценную информацию в долгий ящик.

Таким образом, важно своевременно и в комплексе оказать психологическую помощь как самим детям с эмоциональными нарушениями, так и их родителям.

В психолого-педагогической литературе существует множество разработанных программ, направленных на коррекцию эмоциональных нарушений, развитие эмоциональной сферы детей, и программ психопросветительского характера для родителей.

Предлагаемая программа, основанная на авторской программе Захаровой Г.Ю. «Кукляндия – веселая страна» подход в коррекции тревожности и страхов: в использовании приемов куклотерапии, организации вариативной системы работы с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями.

Данная программа и ее актуальность заключается в:

  • использование куклотерапии в групповой работе с тревожными детьми позволяет уже на первых занятиях создать безопасное пространство для самораскрытия, самореализации, даже если дети впервые встретились на тренинге; ведь общение происходит от имени куклы, а не самого клиента;
  • эффективность приемов куклотерапии доказана на протяжении многих веков в интуитивном использовании кукол народами мира, а также опытом применения кукол зарубежными психологами и психотерапевтами в решении многих проблем детей;
  • дети в своих играх часто выражают то, что их особенно взволновало, и следовательно, работая с куклами, дети отыгрывают свой травматический опыт общения и приобретают новый опыт гармоничных отношений со сверстниками и взрослыми.
  • работа с куклами доступна детям старшего дошкольного возраста, не вызывает сопротивлений, отказов в манипуляции куклами, как может быть в заданиях арт-терапевтических сессий: нарисовать, слепить что-либо; к тому же большинство тревожных детей боятся испачкаться в песке и красках;
  • работа с терапевтическими куклами разных видов оригинальна, необычна, вызывает длительный, стойкий интерес как в течение одного занятия, так и в продолжение всего коррекционно - развивающего курса;
  • куклотерапия особенно эффективна при установлении контакта с застенчивыми, малообщительными детьми, может заменить первичную диагностику личности, особенностей взаимоотношений ребенка с окружающими людьми. Поскольку,  несмотря на то,  что кукла – персонифицированный образ автора (клиента), манипуляции с ней, проговаривание (вербализация) эмоциональных переживаний от имени куклы воспринимается ребенком менее болезненно, нежели, если бы он пересказывал свой травматический опыт психологу от своего лица;
  • набор кукол, созданных для коррекционно - развивающих программ может быть использован психологом просто и доступно как психологам, так и родителям; пройдя обучение, родители смогут дома продолжить коррекцию и развитие эмоциональной сферы своего ребенка, укрепить детско-родительские отношения через совместную игру, изготовление кукол, постановку кукольных спектаклей, тем самым повышая эффективность коррекционно - развивающих занятий, продлевая полученный результат;
  • свобода выбора в системе индивидуальных и групповых занятий с детьми и их родителями позволяет безболезненно определиться с формой получения психологической помощи;
  • особенности построения коррекционно - развивающих занятий по постоянно повторяющимся из раза в раз блокам позволяют психологу изменять ход каждого взятого в отдельности занятия, заменяя те или иные игры, упражнения, опираясь на личную заинтересованность, потребности, возможности детей;
  • привлечение родителей тревожных детей к коррекционно - развивающей работе в форме индивидуальных домашних заданий позволяет достичь максимального эффекта в кратчайшие сроки и не откладывать оказание помощи каждой отдельно взятой семье в период ожидания набора группы родителей на тренинг эффективного взаимодействия с детьми;

  Цель программы: коррекция эмоциональных нарушений (повышенной тревожности и детских страхов, заниженной самооценки и пр.) детей старшего дошкольного возраста средствами куклотерапии.

    Задачи программы сводятся к тому, чтобы:

  • способствовать снижению эмоционального, нервно-мышечного напряжения;
  • создать условия для снижения уровня тревожности, уменьшения интенсивности и количества страхов;
  • способствовать формированию социального доверия;
  • совершенствовать коммуникативные навыки, способность к рефлексии;
  • способствовать творческому самовыражению, развитию самостоятельной творческой активности участников программы;
  • формировать адекватную самооценку детей.

Цель занятий с родителями: оказание психопросветительской и психокоррекционной помощи родителям в гармонизации детско-родительских отношений (побочная цель в программе, достигается в зависимости от согласия и возможности родителей участвовать в программе)

Задачи реализуемые на индивидуальных консультациях с родителями сводятся к тому, чтобы:

  • ознакомить родителей с особенностями и закономерностями развития эмоциональной сферы ребенка старшего дошкольного возраста, имеющего повышенную тревожность и страхи;
  • способствовать осознанию своих целей и установок, связанных с воспитанием и построением доверительных отношений в семье;
  • обучить способам конструктивного взаимодействия в семье;
  • способствовать формированию навыков конструктивного взаимодействия в семье;
  • способствовать активизации коммуникаций в семье.

Участники цикла занятий  «Кукла и Я»- дети старшего дошкольного возраста.

Предметом коррекции является: эмоциональная сфера детей старшего дошкольного возраста.

Показания для посещения группы: запрос родителей или педагогов на коррекцию эмоциональных нарушений ребенка старшего дошкольного возраста, неблагополучный психологический статус в развитии коммуникативной и эмоциональной сферы (по результатам диагностики)

Родители получают психокоррекционную и психопосветительскую помощь на индивидуальных консультациях с ними после индивидуальных и групповых занятий с их детьми.

Количество занятий, их регулярность и продолжительность

Продолжительность одного занятия – 45 минут, всего курса – 10 занятий. При еженедельных разовых встречах курс можно пройти за 2,5 месяца. Профилактикой переутомления на занятиях может служить сокращение времени на занятии для самых младших ребят за счет сокращения заданий в целом либо чередование игр и упражнений с подвижной деятельностью. Обсуждение в динамике (не только сидя).

Заключительная диагностика уровня тревожности и количества страхов. Консультативный курс для родителей, либо тренинг (по согласованию).


Принципы реализации программы:

Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки ребенка на базе уже имеющихся.

Принцип гуманизации: в основе программы поставлен ребенок и забота о его здоровье и безопасности.

«Позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста).

Дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов.

Развивающий характер, основанный на детской активности и его потенциальных возможностях;

Наглядность обучения;

Характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

Принцип от близкого к далекому;

Принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех участников программы, а также обратную связь.

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

Программа реализуется по трем направлениям:

1.Совместная деятельность с детьми.

2.Самостоятельная деятельность.

3. Работа с родителями


Основные формы, средства и методы реализации

Форма организации – групповая

Форма проведения – игровая

Беседы

Разучивание и использование песен

Изготовление кукол и манипуляции ими

Игры-коммуникации (рассказывание кукольных историй)

Проективные игры

Психогимнастические игры

Игры на снятие тревожности

Импровизации

Проективное  рисование

Обсуждение и анализ проблемных ситуаций

Слушание музыки

Взаимодействие

Выбор данных методов и приемов не является спонтанным, он – следствие теоретического анализа подходов к коррекции и развитию личности ребенка в рамках отечественной психологии.

Игровая терапия как метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых включает в себя множество игровых методик, несущих различные функции (по классификации А. Захарова): диагностическую, терапевтическую, обучающую. Так, наблюдая за игрой ребенка, можно получить ценную информацию об особенностях его личности и поведения, о взаимоотношениях с окружающим миром и самим собой. С другой стороны, игра позволяет ребенку снять эмоциональное и двигательное напряжение, разрешить прошлые проблемы и найти свой выход из конфликтов, ведь в игре он сам является «властителем» своего мира. Наконец, в игре ребенок получает возможность непосредственного приобретения ценного жизненного опыта в различных ситуациях.

Психогимнастика — метод, направленный на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально-личностной сферы через обучение элементам техники выразительных движений, использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств; приобретение навыков в саморасслаблении (ауторелаксации).

Психогимнастика используется в коррекции:

— детских страхов;

— боязни сада;

— нарушений, связанных с недержанием мочи и кала;

— нарушений эмоциональной сферы;

— трудностей поведения и характера;

—   нарушений психомоторики.

Общая задача этой методики состоит в сохранении психического здоровья и предупреждении эмоциональных расстройств у детей. В конечном итоге детям, прошедшим курс психогимнастики, становится проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других, вырабатываются положительные черты характера, изживаются невротические проявления.

В процессе занятий психогимнастикой используются различные виды игр, свободное и тематическое рисование,  музыка, элементы театрализованной деятельности, что позволяет некоторым авторам относить психогимнастику к игротерпии, арт-терапии, телесноориентированной терапии, социодраме.

Арт-терапия, и как более узкое понимание этого направления, проективное рисование несет в себе множество функций:

  • требуя согласования большого количества психических функций, развивает чувственно-двигательную координацию;
  • координирует конкретно-образное мышление;
  • выступает способом постижения и преобразования своих возможностей и окружающего мира;
  • является способом выражения различных эмоций.

В практической психологии детский рисунок рассматривается как проекция личностных особенностей ребенка, его символического отношения к миру; а также служит одним из способов налаживания контакта ребенка с психологом и другими детьми.

Метод беседы и постановки проблемных ситуаций дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, услышать многообразие мнений других детей по тому или иному поводу и уже более доступен детям старшего дошкольного возраста (в сравнении с детьми младшего возраста) вследствие развивающейся способности к вербализации своего внутреннего мира, особенностей развития мышления и речи.

Особенностью предлагаемой программы является использование в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста приоритетного терапевтического направления – куклотерапии.

        В настоящее время нет четкого определения куклотерапии. Разные авторы относят куклотерапию либо к арт-терапии (Г.Денисова, Л.Лебедева), либо к игротерапии (А.Тащева, С.Гриднева), либо к сказкотерапии (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева), либо выделяют как самостоятельное направление в психологии и психотерапии.

Единственно, в чем сходятся авторы, определяющие принадлежность куклотерапии к тому или иному психотерапевтическому направлению, это то, что куклотерапия сопряжена с обязательным использованием кукол различных видов. Сказкотерапевты, арт-терапевты (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л.Лебедева) используют всего лишь три вида кукол: куклы – марионетки, теневые куклы, пальчиковые куклы. Педагоги ДОУ предпочитают использовать перчаточные куклы.

В предлагаемой далее серии коррекционно - развивающих занятий были использованы перчаточные, носочные, бумажные цилиндрические кистевые  и пальчиковые, вязаные пальчиковые куклы, кукла – перевертыш, марионетки, плоскостные бумажные, маски, берегини, что способствовало поддержанию длительного интереса у детей в ходе групповых занятий. Изготовление некоторых кукол было доступно младшим школьникам даже в течение одного занятия.

Психологическое обоснование использования куклотерапии в работе специалиста состоит в том, что кукла выступает как персонифицированный образ автора, своеобразный портрет владельца. Человек неосознанно наделяет куклу особыми чертами, которые расцениваются как его собственные свойства. Через куклу клиент учится принимать себя самого. Происходит идентификация себя с образом куклы, действует механизм проекции, а также срабатывает принцип диссоциированности человека с проблемой, т.е., наблюдая проблему со стороны, через манипуляции с куклой, клиент приобретает уверенность в возможности изменения трудной ситуации, своих негативных черт. В процессе работы с куклой происходит катарсический эффект безопасного признания ребенком подавляемых чувств и эмоций: разрешается от лица куклы покричать, подраться, поругаться и пр. К тому же куклы позволяют детям освоить социальные роли взрослых.

Однако, несмотря на существующий огромный потенциал и эффективность куклотерапии, большинство коррекционно-развивающих программ, применяющих кукольные персонажи, ограничивается использованием их лишь в качестве наглядного материала в единичных этюдах и играх (например, «Программа коррекции тревожности и страхов с использованием куклотерапии» Татаринцевой А.Ю., Григорчук М.Ю.). Или использует кукол как соведущих, помогающих психологу или педагогу организовать ход занятия (например, «Развивающая программа по куклотерапии» Татаринцевой А.Ю.),

Этапы программы:

Программа осуществлялся в несколько этапов:

Подготовительный

Основной (коррекционно-развивающий)

Заключительный.

Подговительный этап изучение и анализ психолого-педагогической литературы по данному программе. Были обозначены актуальность и тема будущей программы, поставлена цель и определены основные задачи. Составлен поэтапный план работы, анализ. Разработка коррекционного цикла «Кукла и Я» из 10 групповых занятий с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих повышенный уровень тревожности и страхов, с  использованием приемов куклотерапии. Кроме того, было подобрано необходимое оборудование и пособия для практического обогащения программы «Кукла и Я». Разработка серии психокоррекционных и психопросветительских домашних заданий для детей и их родителей;

Основной этап (коррекционно-развивающий) непосредственная реализация программы, проведение запланированных мероприятий. Создание эмоционально-положительной атмосферы в экспериментальной группе детей, имеющих повышенный уровень тревожности и число страхов (по результатам диагностики).

Психопросветительский и психокоррекционный этап для их родителей проводится параллельно с занятиями для детей для усиления положительной динамики по программе.

На заключительном этапе  подведение итогов и анализ результатов программы. Контрольная диагностика эмоционального состояния детей, прошедших коррекционно - развивающий курс, обработка результатов и сообщение рекомендаций по воспитанию родителям детей экспериментальной группы.

Итогом анализа методической литературы, обобщения представленного в ней опыта, выявления и дифференциации приемов куклотерапии является создание ниже предлагаемых коррекционно-развивающих, консультационных циклов для родителей детей, имеющих повышенный уровень тревожности страхи. Обработка и оформление материалов программы. Анализ результатов совместной деятельности. Демонстрация опыта работы по данной теме для педагогов ДОУ.

Ожидаемые результаты проекта:

дети:

  • снижение уровня тревожности (в целом и по видам: межличностной и самооценочной) детей;
  • гармонизация самооценки участников программы; снижение числа страхов;
  • общая гармонизация эмоционального состояния (снижение остроты негативных чувств).
  • развитие творческих интересов детей
  • развитие произвольности и самоконтроля
  • закрепление  позитивного отношения к своим свертникам

родители:

  • повышение степени адекватности восприятия чувств ребёнка

овладение навыком построения Я-сообщений

  • повышение осознания родителями эффективности/неэффективности коммуникативных актов
  • улучшение психологического климата в семье

Реализация программы

№ заня-тия

Тема занятия

Задачи

Содержание занятий с заданиями

1 занятие

Знакомство

Установление эмоционального контакта между психологом и всеми участниками;

диагностика актуальных страхов детей;

первичная коррекция страха самовыражения;

формирование адекватной самооценки детей.

Приветствие

Задание 1.Знакомство друг с другом, с психологом, правилами работы в группе при помощи перчаточных кукол (Царем БольшеУхом и Царевной Доброе сердце).

Выражение ожиданий от тренинга.

Оборудование: маркеры, фломастеры, карандаши; ширма и настольная лампа;

готовые куклы (Царь Большой Ух, Царевна Доброе сердце);тряпичное сердечко;

картон (10 листов); веревочки, толстые нити (для управления куклами); ножницы;

бумажные цилиндры на палец; зеркало настенное или напольное;

Установление правил

Ход занятия:

 «Творческая мастерская» и «Театрализация».

Работа с пальчиковой куклой: произвольное изготовление образа «Я», манипуляции с куклами, самопрезентация от имени куклы, пояснение выбора (Л.Д.Лебедева).

Работа с картонной куклой Страха: индивидуальное изготовление, сочинение истории про куклу Страха, показ мини-спектакля за ширмой с изготовленной куклой (театр теней); уничтожение куклы Страха (Л.Д. Лебедева).

Обратная связь

Ритуал прощания

Прощание перед зеркалом с пальчиковыми куклами «Я желаю тебе..

2 занятие

Зверушки-игрушки

Закрепление знаний об особенностях работы в группе, о членах группы;

Формирование позитивного отношения к участникам группы;

Коррекция актуальных страхов;

Снятие нервно-мышечного напряжения;

Развитие социального доверия, социальных эмоций;

Развитие коммуникативных навыков.

Приветствие

Задание 2.

Оборудование: маркеры, фломастеры, карандаши; готовые куклы (Царь Большой Ух, Царевна Доброе сердце, носочная кукла Страха, маска Собачки); тряпичное сердечко;

бумажные цилиндры на палец;

зеркало настенное;

Ход занятия:

1. «Разогрев» и «Творческая мастерская».

Повторение правил работы в группе от имени кукол – соведущих.

Работа с пальчиковой куклой: произвольное изготовление в образе животного, манипуляции с куклами, самопрезентация от имени куклы, пояснение выбора.

Закрепление знакомства: упражнение «Снежный ком» с обсуждением.

Подвижная игра с носочной куклой «Хваталки».

2«Театрализация».

Психогимнастические этюды в костюмах-масках «Собачка и Хозяин» (И.Я. Медведева, Т.Л. Шишова).

Дыхательная гимнастика «Дудочка» (Е.К. Лютова, Г.Б. Монина).

Обратная связь

Ритуал прощания.

Прощание перед зеркалом с пальчиковыми куклами «Я желаю тебе..

3 занятие

Путешествие в сказку

Развитие социального доверия, чувства принадлежности к группе;

снятие нервно-мышечного напряжения;

развитие смелости, уверенности в поведении;

коррекция страха сказочных персонажей.

Приветствие

Задание 3.

Оборудование: маркеры, фломастеры, карандаши; готовые куклы (Царь Большой Ух, Царевна Доброе сердце, кукла-перевертыш Баба-Яга); воздушные шары; веревки, пояса (4 шт.); тряпичное сердечко; 2 подушки - щиты;

бумажные цилиндры на палец;

Ход занятия:

1. «Разогрев» и  «Творческая мастерская».

Повтор правил работы в группе.

Работа с пальчиковой куклой «Я»: изготовление в образе сказочного героя, манипуляции с куклами, самопрезентация от имени куклы, пояснение выбора.

Сказочный зачин «Путешествие в сказку».

Подвижные игры:  «Волшебный клубок», «Волшебная нить» - с обсуждением.

2. «Театрализация».

Продолжение сказки. Манипуляции с куклой-перевертышем «Встреча с Бабой-Ягой».

Костюмированная игра «Битва Ивана-Царевича со Змеем Горынычем» с обсуждением

Обратная связь

Ритуал завершения

Прощание перед зеркалом с пальчиковыми куклами «Я желаю тебе..

4 занятие

дека

Космические приключения

Коррекция страха нападения, чудовищ;

Развитие социального доверия;

развитие смелости, уверенности в поведении;

Тренинг активного взаимодействия.

Приветствие

Задание 4..

Оборудование: маркеры, фломастеры, карандаши; готовые куклы (Царь Большой Ух, Царевна Доброе сердце); бумага для рисования;

клей – карандаш; маты или коврики (2м х 2м);

тряпичное сердечко; бумажные цилиндры на палец; зеркало настенное.

Ход занятия:

«Разогрев» и  «Творческая мастерская».

Настрой на занятие.

Работа с пальчиковой куклой «Я»: изготовление в образе себя в будущем, манипуляции с куклами, самопрезентация от имени куклы, пояснение выбора.

Подвижные упражнения и игры: «Искра» (Е. Коротаева), «Полет космического корабля».

Работа в группе: изготовление общей бумажной цилиндрической куклы Гуманоида (Инопланетянина) с обсуждением.

«Театрализация».

Костюмированная игра «Встреча с Гуманоидами» с обсуждением.

Обратная связь

Подведение итогов. Рефлексия.

Ритуал прощания.

Прощание перед зеркалом с пальчиковыми куклами «Я желаю тебе...».

                                              5 занятие

У страха глаза велики

Коррекция страхов темноты, чудовищ, страшных снов, перед засыпанием;

Развитие умения слушать и понимать эмоциональное состояние другого человека;

Промежуточная диагностика страхов.

Приветствие

Задание 5.

Оборудование: маркеры, фломастеры, карандаши; готовые куклы (Царь Большой Ух, Царевна Доброе сердце); магнитофон, диск с аудио сказкой «Канал Саймона» (или аудио-колонка с флэшкой с записью сказки «Канал Саймона»)

бумага для рисования;разноцветные косынки (размер: равносторонний треугольник со сторонами 10 см ); тряпичное сердечко;

зеркало настенное

Ход занятия:

1. «Разогрев».

Настрой на занятие.

Работа с пальчиковой куклой «Я»: подбор для пальчиковой куклы  косынки цвета настроения (Л.Д. Лебедева), манипуляции с куклами в парах, презентация куклы соседа, пояснение выбора.

2. «Творческая мастерская».

Сказка «Канал Саймона» (английская народная сказка): прослушивание и обсуждение.

Упражнение с ширмой «Кто там?».

Открытка «Сон Саймона»: изготовление и рассказы участников «История волшебного превращения».

3. «Театрализация».

Психогимнастические этюды по составленным рассказам.

Подведение итогов. Смена (по желанию) косынки пальчиковой куклы (Л.Д. Лебедева). Рефлексия.

 «Ритуал прощания».

Прощание перед зеркалом с пальчиковыми куклами «Я желаю тебе...».

6 занятие

Ночные страхи

Продолжение коррекции страхов темноты, чудовищ, страшных снов, перед засыпанием;

Развитие умения слушать и понимать эмоциональное состояние другого человека.

Приветствие

Задание 6.

Оборудование: маркеры, фломастеры, карандаши; готовые куклы (Царь Большой Ух, Царевна Доброе сердце, перчаточные куклы Дракончика Памси и Приведения);

воздушные шары; бумажные цилиндры на палец; тряпичное сердечко;

зеркало настенное

Ход занятия:

1. «Разогрев» и  «Творческая мастерская».

Приветствие. Настрой на занятие.

Работа с пальчиковой куклой «Я»: изготовление пальчиковой куклы-Настроения, манипуляции с куклами в парах, презентация  куклы соседа «Мой хозяин (хозяйка)» с обсуждением.

2.  «Театрализация» и «Творческая мастерская».

Рассказ «Ночные страхи»: чтение (начало и кульминация), показ сюжета с использованием перчаточных кукол Дракончика Памси и Приведения (Н.П. Слободяник).

Упражнение «Страшилка на воздушном шаре»: изготовление, уничтожение.

Рассказ «Ночные страхи»: окончание, обсуждение.

Упражнение двигательное «Замкнутый круг» с обсуждением.

Беседа «О страхах».

Обратная связь. Рефлексия.

«Ритуал прощания».

Прощание перед зеркалом с пальчиковыми куклами «Я желаю тебе...»

7 занятие

Один в поле- воин

Коррекция страха одиночества;

Закрепление умения взаимодействовать в группе.

Приветствие

Задание 7.

Оборудование: маркеры, фломастеры, карандаши; готовые куклы (Царь Большой Ух, Царевна Доброе сердце);

бумажные цилиндры на палец;

тряпичное сердечко;

зеркало настенное.

Ход занятия:

1. «Разогрев» и «Творческая мастерская».

Работа с пальчиковой куклой «Я»: изготовление двусторонней пальчиковой куклы «Я один» - «Я не один», манипуляции с куклами, презентация куклы, пояснение выбора.

Психогимнастический этюд «Крошка Енот» (Р. Калинина).

Беседа «Свободное время».

2. «Творческая мастерская».

Работа с тряпичной куклой: изготовление куклы-Друга, манипуляции с куклами, презентация своей куклы, пояснение выбора образа.

Домашнее задание: сочинить и записать сказку «Про куклу-Друга».

Подведение итогов. Рефлексия.

«Ритуал прощания».

Прощание перед зеркалом с пальчиковыми куклами «Я желаю тебе...».

8 занятие

Кукольный концерт

Коррекция страха самовыражения;

Повышение самооценки, уверенности в своих силах;

Закрепление умения взаимодействовать в группе.

Приветствие.

Задание 8.

Оборудование: готовые куклы (Царь Большой Ух, Царевна Доброе сердце, тряпичные куклы);

разноцветные косынки (размер: равносторонний треугольник со сторонами 10 см );

тряпичное сердечко;зеркало настенное.

Ход занятия:

1. «Разогрев» и «Творческая мастерская».

Работа с пальчиковой куклой: изготовление куклы в косынке цвета настроения, манипуляции с куклами, пояснение выбора (Л.Д. Лебедева).

Домашнее задание: чтение и обсуждение.

2. «Театрализация».

Концерт-экспромт с тряпичными куклами (по подгруппам).

Музыкальный концерт-экспромт (по подгруппам).

Подведение итогов. Рефлексия.

 «Ритуал прощания».

Прощание перед зеркалом с пальчиковыми куклами «Я желаю тебе...»

9 занятие

Ручные эмоции

Повышение самооценки, уверенности в своих силах;

Коррекция страха самовыражения;

Продолжение тренинга взаимодействия.

Приветствие

Задание 9.

Оборудование: маркеры, фломастеры, карандаши; готовые куклы (Царь Большой Ух, Царевна Доброе сердце);

цветные журналы с иллюстрациями;

бумажные цилиндры на палец;

бумага для рисования; тряпичное сердечко;

тетрадь (блокнот для дневника «Мои победы и достижения»);зеркало настенное .

Ход занятия:

1. «Разогрев» и «Творческая мастерская».

Работа с пальчиковой куклой: изготовление куклы в технике «коллаж», манипуляции с куклами, пояснение выбора.

Игра «Пианино».

Выставка рисунков «Картинная галерея», выполненных по контуру кисти своей руки; с обсуждением.

2. «Театрализация».

Выступление: сочинение и рассказ сказок, историй по рисунку.

Подведение итогов. Рефлексия.

«Ритуал прощания».

Прощание перед зеркалом с пальчиковыми куклами «Я желаю тебе...».

10 занятие

Театр-экспромт

Повышение самооценки, уверенности в своих силах;

Развитие коммуникативных навыков;

Развитие творческой активности детей;

Заключительная коррекция актуальных страхов

Приветствие

Задание 10.

Оборудование: маркеры, фломастеры, карандаши; готовые куклы (Царь Большой Ух, Царевна Доброе сердце, куклы – марионетки);

бумажные цилиндры на палец; бумага для рисования; тряпичное сердечко; нитки (белые, черные), иглы для шитья; нитки шерстяные, мулине (для волос); носки махровые;

цветные журналы с иллюстрациями; нитки – мулине; ножницы; шитье; кружево;

зеркало настенное.

Ход занятия:

Разогрев».

Упражнение «Мое настроение...».

2. «Творческая мастерская».

Изготовление носочной куклы.

3. «Театрализация».

Театр-экспромт (работа в парах): сочинение, рассказ и показ кукольных историй.

Заключительная беседа «О страхах».

Подведение итогов. Рефлексия.

 «Ритуал прощания».

Прощание с группой «Я желаю тебе» с куклами-марионетками.


Перечень заданий для родителей

на индивидуальных консультациях

1. Теория: беседа о многообразии эмоциональных проявлений человека и важности выработки умения распознавать свои эмоции и эмоции другого человека.

Практика: упражнение «Рамки, через которые мы смотрим на мир». Оказать помощь ребенку в заполнении дневника «Мои победы и достижения»; составить список жизнеутверждающих девизов, установок.

2. Теория: мини-лекция о «Языке принятия».

Практика: используя «шпаргалку» «55 способов сказать ребенку о любви». Письменно в произвольной форме отмечать родительские успехи в овладении языком принятия.

3. Теория: беседа о необходимости формирования и поддержки позитивной самооценки.

Практика: создавать и укреплять семейные традиции: проводить «День … члена семьи», «Ромашку достижений» (Лютова, Монина). Собирать «Банк поглаживаний ребенка».

4. Теория: беседа о необходимости расширения границ ребенка, формировании позитивных установок в жизни человека.

Практика: использовать формулы: «Нельзя А, но можно Б», «Зато у меня…, зато у тебя…».

5. Теория: беседа о «Я - сообщениях», схеме открытого выражения чувств.

Практика: тренироваться в выражении своих чувств.

6. Теория: мини - лекция о приеме активного слушания.

Практика: тренироваться в использовании приема.

7. Теория: беседа о способах конструктивного решения конфликтов.

Практика: собирать «Банк родительских успехов».

8. Теория: беседа о способах снятия эмоционального и нервно-мышечного напряжения.

Практика: отработать на практике полученные знания.

9. Теория: мини-лекция «Мотивы плохого поведения».

Практика: определить ведущий мотив, составить список приемов выхода из ситуаций.

10. Теория: мини-лекция о стилях родительского поведения, о родительском авторитете, причинах возникновения детских страхов.

Практика: выбрать путь к изменению, составить план работы.


Список литературы

  1. Агапова И., Давыдова М. Школа рукоделия: мягкая игрушка. – М.: Дом XXI век, 2007.
  2. Вачков И. Сочиняем сказки. Школьный психолог.-№19.-май 2003.
  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?.-М.: АСТ: Астрель, 2007.
  4. Грушина Л.В. Ручные перчатки // Мастерилка 4-10 лет. – № 7, Дмитров, 2007.
  5. Жукова И., Шапиро О. Арт – терапия в детском доме.-№40.-октябрь 2001.
  6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. – СПб.: Речь, 2006.
  7. Ковтун А. Театр кукол своими руками // Юный техник, № 3, 1986.
  8. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Генезис, 2003.
  9. Лебедева Л.Д. Практика арт – терапии: подходы, диагностика, система занятий. –Спб: Речь.2003.
  10. Малкина-Пых И.Г.Семейная терапия: справочник практического психолога. – М. Эксмо, 2006.
  11. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: Речь, 2000.
  12. Назарова Л.Д. Фольклорная арт – терапия.-Спб: Речь,2002.
  13. Овчарова Р.В.Справочная книга школьного психолога. – 2-е изд., дораб. – М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996.
  14. Памфилова М.А. Графическая методика «Кактус» Текст.:Обруч. – 2000.№5
  15. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М : ВЛАДОС, 1995.
  16. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Развитие творческих способностей у детей от 1 года до 3 лет средствами кукольного театра. – М.: Айрис-пресс, 2008.
  17. Татаринцева А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. СПб.: Речь, 2006.
  18. Татаринцева А.Ю., Григорчук М.Ю. Детские страхи: куклотерапия в помощь детям. – СПб.: Речь, 2007.
  19. Тельнова Л. Мой герой- знакомый и незнакомый.-№21.-июнь 2003.
  20. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие.- М.: Генезис, 2001.
  21. Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь. –  М.: Эксмо, 2007.
  22. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

Интернет-ресурсы

Сказка «Канал Саймона» http://detsky-mir.com/blog/audioskazki/2311/html/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детям о куклах-оберегах: презентация "Куклы мартинички - весны заклички"

В презентации говорится об одной из кукол-оберегов, а именно о "мартиничках". Дается пошаговая инструкция по изготовлению таких куколю Данный вид деятельности абсолютно доступен дошколдникам, изготовл...

Дидактические игры "Соберем кукле бусы", "Оденем кукле сарафан"

Задачи: Формировать представление о форме, цвете предметов. Знакомить с шестью цветами спектра (желтый, зеленый, синий, красный, оранжевый и фиолетовый), белым и черными цветами.  Развитие мелкой...

Консультация для воспитателей "Традиционная народная кукла. Применение традиционной куклы в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста"

Данная консультация для воспитателей содержит информационный материал по традиционной народной кукле и возможности ее использования при работе с детьми....

Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы "Пеленашки".

Цели:1. Познакомить детей с миром народных кукол, с русскими народными обрядами.2. Приобщать детей к традиционной культуре России.3. Активизировать словарный запас дошкольников. 4. Учить ма...

План проведения мастер-класса по изготовлению обереговой куклы «Вепсская кукла»или кукла «Капустка»

План проведения мастер-класса по изготовлению обереговой куклы «Вепсская кукла»или кукла «Капустка»Цель мастер-класса:-систематезировать знания о народной кукле-научить изготавливать одну из раз...

МАСТЕР-КЛАСС ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ОБЕРЕГОВОЙ КУКЛЫ «ВЕПССКАЯ КУКЛА» ИЛИ КУКЛА «КАПУСТКА»

Цель мастер-класса: создание условий для развития творческого потенциала педагогов дошкольных учреждений....