адвент-календарь
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Динара Маратовна Асяева

Проект (краткосрочный) к Новому году на развитие коммуникативных навыков и сплочение коллектива

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл адвент-календарь732.5 КБ

Предварительный просмотр:

МДОАУ  № 32

Проект «Адвент-календарь»

Подготовил:

педагог-психолог

Асяева Д.М.

г. Оренбург

В ледяной карете мчится

Зимушка-зима,
Адвент  сюрпризами стучится
В сонные дома.
Расцветают скверы, парки
Снежной белизной.
Волшебством возводит дни

Календарь мой дорогой

Приходи скорей наш праздник

Полный волшебства

Приходи же ты скорее в наши теплые дома! 


Содержание

  1. .Паспорт проекта
  2. Актуальность проекта
  3. .Цель и задачи проекта
  4. Принципы реализации проекта
  5. Основные формы, средства и методы реализации
  6. Этапы проекта
  7. Планируемые результаты проекта
  8. Реализация проекта
  9. Список литературы

Паспорт проекта

Тип проекта: краткосрочный,  психолого -просветительский, коррекционно-развивающий.

Срок реализации проекта: 1 месяц

База внедрения проекта: МДОАУ «Детский сад №32».

Возраст дошкольников: 6-7 лет.

Проект разработала: педагог-психолог Асяева Д.М.

Название: «Адвент календарь»

Актуальность

Новый год - пожалуй, самый волшебный праздник. Ведь как не один другой праздник он пропитан ожиданием чуда, детскими восторгами, затаенными заветными желаниями, он забирается под варежки пушистыми снежинками, хохоча спускается с ледяных горок и пахнет мандаринами и настоящей елкой. Многие родители в силу своей занятости не могут до конца развить чувство радости, а многие не только поддерживают в своих детях это ожидание чуда, но и сами с удовольствием окунаются в  чудесную новогоднюю сказку. Важное место в данном проекте занимает изучение и сохранение традиций празднования Нового года, что помогает удовлетворить познавательный интерес детей к этому празднику. Многообразие, богатство, духовная мудрость жизни наших предков занимают особое место в воспитании ребенка. Проект ориентирован на детей дошкольного возраста и позволяет создать радостную эмоциональную атмосферу в преддверии новогоднего праздника.

Адвент-календарь - пожалуй, один из самых удачных способов раскрасить ожидание праздника ощущением радости и волшебства. Что же это такое?

Историческая справка

Известный детям календарь Адвента появился на свет совсем недавно, в конце 19-го века, в Германии. И без ребёнка-почемучки тут не обошлось. Фрау Лэнг просто замучил сын Герхард, который каждый день спрашивал маму, когда же уже наступит Рождество?! Она не выдержала и сделала ему из картона с окошечками календарь – по количеству дней перед Рождеством. Герхард мог открыть только одно окошко в день, за ним пряталось маленькое печенье. Так он видел сам, сколько печенья ещё нужно съесть до главного праздника, сколько осталось дней. Кстати, когда мальчик вырос, мамино изобретение стало приносить ему прибыль – он стал выпускать первые в мире адвент-календари – коробки с окошечками, за которыми прятались уже не печенюшки, а конфеты.

В нашей стране адвент-календарей нельзя назвать традицией, однако в последние годы они приобретают все большую популярность. Зачем же он нужен ребёнку? Маленьким детям обычно очень сложно осознать время –  это такое неуловимое понятие, которое дети любят чем-либо структурировать и заполнять. " А сколько надо раз поспать, чтобы поехать к бабушке?" "А сколько надо раз позавтракать, чтобы наступил Новый год?"… Дни, недели, месяц - а сколько до нового года будет прогулок ,а сколько книжек перед сном? А как можно измерить это время в «шоколадках» или маленьких ежедневных сюрпризах или в волшебных историях на ночь? Календарь помогает почувствовать течение времени, научиться его понимать и осознавать. И конечно же, он создает ту неповторимую атмосферу волшебства, которая бывает только в Новый год. Адвент-календари могут быть самыми разными, главное, чтобы они помогали детям  ощутить приближение чудесного праздника.

Основная цель: социализация и развитие коммуникативной компетентности детей подготовительной группы.

Задачи:

  • Формировать систему устойчивых отношений к окружающему миру и самому себе.
  • Упражнять детей в нравственных действиях, используя положительные примеры, побуждающие детей к хорошим поступкам.
  • Формировать  доброжелательное отношение к окружающим, проявляющееся в любви, заботе, внимательности, сопереживании, деликатности. Развивать дружеское и уважительное отношение к сверстникам.
  • Формировать мотивацию, взаимодействовать со сверстниками.
  • Развивать духовный потенциал, мотивацию успешности, умение перевоплощаться, импровизировать в играх-драматизациях.
  • Развивать умение организовывать сюжетно-ролевую игру, устанавливать и сознательно соблюдать установленные правила, творчески выполнять роли в ходе игры,
  • Развивать умение организовывать взаимодействие с другими участниками игры, самостоятельно выбирать атрибуты, необходимые для проведения игры.

Участники проекта: дети подготовительной группы.

Принципы реализации проекта:

Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки ребенка на базе уже имеющихся.

Принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребенок и забота о его здоровье и безопасности.

«Позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста).

Дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов.

Развивающий характер обучения, основанный на детской активности;

Сочетание научности и доступности материала;

Наглядность обучения;

Характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

Принцип от близкого к далекому;

Принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех специалистов ДОУ.

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

Проект реализуется по двум направлениям:

1.Совместная деятельность с детьми.

2.Самостоятельная деятельность.

Основные формы, средства и методы реализации

Форма организации – групповая

Форма проведения – игровая

Дискуссии

Беседы

Игры-коммуникации

Проективные игры

Психогимнастические игры

Познавательные игры

Игры на развитие воображения

Ролевые игры

Пластилинопластика

Импровизации

Тематическое рисование

Отгадывание загадок

Моделирование и анализ заданных ситуаций

Слушание музыки

Взаимодействие

Этапы проекта:

Проект осуществлялся в несколько этапов:

Подготовительный

Основной

Заключительный.

Подговительный этап изучение и анализ психолого-педагогической литературы по данному проекту. Были обозначены актуальность и тема будущего проекта, поставлена цель и определены основные задачи. Составлен поэтапный план работы, анализ. Кроме того, было подобрано необходимое оборудование и пособия для практического обогащения проекта.

Основной этап непосредственная реализация проекта, проведение запланированных мероприятий. Изготовление «елки календаря» с заданиями. Создание эмоционально-положительной атмосферы.

На заключительном этапе  подведение итогов и анализ результатов проекта. Наряженная своими руками елка. Обработка и оформление материалов проекта. Анализ результатов совместной деятельности. Демонстрация опыта работы по данной теме для педагогов ДОУ.

Планируемые результаты проекта:

Дети:

Развитие коммуникативных умений и навыков.

Развитие эмоционально-волевых качеств.

Развитие творческих познавательных интересов детей.

Развитие творческого воображения и мышления.

Сформированность позитивного отношения к сверстникам.

Расширение представлений об эмоциях.

Развитие произвольности и самоконтроля.

Сформированность   позитивной мотивации к  коллективной совместной работе.

Развитие  адекватного  отношения к результатам своей деятельности.

Сформированность  адекватной самооценка, повышение  уверенность в себе.

Закрепление  позитивного отношения к своим свертникам.

Как возможность, благоприятное течение адаптационного школьного периода.

Педагоги:

Повышение знаний по данному направлению:

Повышение уровня профессиональной компетентности по изучаемому вопросу.

Оптимизация ВОП (использование новых форм и методов  взаимодействия с детьми).

Создание положительного психологического  климата между психологом и воспитателями.

Вызвать заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях.

Реализация проекта

дата

Тема занятия

Задачи

Содержание занятий с заданиями

1 декабря

Знакомство

Создание комфортной обстановки для каждого участника.

Снятие эмоционального напряжения,

Создание рабочей атмосферы

Приветствие

Задание 1. Знакомство с «адвент календарем»

Оборудование: елка  в форме «адвент календарь»

Установление правил

Ход занятия:

Адвент-календарь (от лат. adventus - приход) используют для отсчёта времени, остающегося до наступления Нового года или Рождества.

Традиционно Рождественский календарь представляет собой открытку или картонный домик с открывающимися окошками, где в каждой ячейке лежит конфета, маленький подарок или записка с пожеланиями. Календарь состоит из 24 дней, начинается в первое из четырех воскресений до Рождества (или 1 декабря) и заканчивается в Сочельник (24 декабря).

: каждый день в течение этого месяца мы будем получать новое  задание которое мы будем выполнять совместно нашей дружной командой. Задания находятся в мешочке , на котором написана дата, на елке «Адвент-календаря».  

Чтение стиха про зиму и о теме проекта 

Наступили холода.

Обернулась в лед вода.

 Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

 Перестал медведь реветь:

 В спячку впал в бору медведь.

 Кто скажет, кто знает,

 Когда это бывает? (зимой)

 

2 декабря

Мои руки хороши, а у соседа лучше 

формирование положительного отношения к сверстнику, сплочение группы

Приветствие

Задание 2. Сделать ладошки.

Оборудование: листы белой бумаги, ножницы

Установление правил игры « Мои руки хороши, а у соседа лучше»

Ход занятия:

Дети стоят в парах и берутся за руки со словами: «Мои руки (показ) хороши, а у соседа лучше (взять товарища за руки).

Затем дети в парах садятся за столы и помогают друг другу обвести свои ладошки на бумаге , затем вырезают их . В последующем, все ладошки укладываются под елку.

 

3 декабря

Иголочка и бусинки

развитие межличностного доверия, ответственности за других

Приветствие

Задание 3. Сделать бусы на елку

Оборудование: пластиковая иголочка, нитки, бусинки.

Установление правил игры «Иголочка и бусинки»

Ход занятия:

Выбирается водящий – он будет «иголочкой» (в руках у ребенка иголочка с ниткой),  а остальные дети держатся одной рукой за плечо впереди стоящего с бусинками в др руке. «Иголочка» подбегает к каждому, «петляет». «бусинки» - помогают ей (надеться на иголочку) стараясь не «порваться» и «не запутаться». Роль иголочки исполняет более застенчивый, зажатый, замкнутый ребенок.

Готовые бусы накидываются на елку.

Обратная связь

Ритуал завершения

6 декабря

дека

Что  мы делали,  не скажем! 

Развитие

групповой сплоченности, находчивости, выразительности движений.

Приветствие

Задание 6. Изготовить из приготовленных материалов зимний персонаж.

Оборудование: белый фетр, глазки, носик, ротик для снеговика и др.атрибуты

Установление правил игры «Что мы делали , не скажем»

Ход занятия:

Дети делятся на две группы. Одна группа сначала договаривается, какого персонажа они готовят, затем  они  его изображают со словами: «Что мы делаем не скажем, а движениями покажем!»( показывают снеговика движениями) Вторая группа отгадывает. Затем группы меняются ролями.

В итоге, обе группы детей выполняют двух снеговиков из фетра и крепят их на елку.

Рефлексия «Снеговик»

Появился во дворе

 Он в холодном декабре.

 Неуклюжий и смешной

 У катка стоит с метлой.

 К ветру зимнему привык

 Наш приятель (снеговик)

Обратная связь

Ритуал завершения

                                              7 декабря

Мои друзья     

сплочение группы, повышение уверенности в себе и чувства защищенности

Приветствие

Задание 7. Сделать разноцветные шары.

Оборудование: нарезанные из цв.бумаги круги, клей.

Установление правил игры «Мои друзья»

Ход занятия:

Дети встают в круг и, поочередно передавая шар, говорят: «Я знаю пять имен моих друзей: Оля - раз, Ваня — два» и т.д., а затем передают шар другому участнику. 

По окончании упражнения проводится краткая беседа, в ходе которой подводят детей к выводу о том, что хорошо иметь много друзей, а значит все вместе, дружной компанией , мы и сделаем для нашей елочки шары.

Изготовленные шары вешаются на елку .

Обратная связь

Ритуал прощания

8 декабря

Тропинка к другу

сплочение группы, развитие эмоциональной сферы.

Приветствие

Задание 8. Проложить тропинку к другу

Оборудование: ватман, снежинки фломастеры.

Установление правил игры «Тропинка к другу»

Ход игры:

Ведущий предлагает детям сесть вокруг листа ватмана, на котором расположены снежинки и нарисовать фломастером дорожки друг к другу (кто к кому захочет), затем взять снежинки и украсить ими окна в группе.

Обратная связь

Ритуал прощания

9 декабря

Рукавички

развитие умения чувствовать других, договариваться, согласовывать свои действия

Приветствие

Задание 9. Найти рукавичку

Оборудование: рукавички из фетра, клей, блестки.

Установление правил игры «Рукавички»

Ход иры:

Для игры предлагаются вырезанные из фетра   рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не украшенным, по помещению. Дети отыскивают свою «пару», отходят в уголок и с помощью блесток разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаково рукавички.

Затем рукавичками украшаются окна в группе.

Обратная связь

Ритуал прощания

10 декабря

Гирлянда

сплочение группы, развитие умения действовать сообща, оказывать поддержку

Приветствие.

Задание 10. Смастерить гирлянду

Оборудование: картонные круги разных цветов, разноцветные полоски , клей

Установление правил игры «Гирлянда».

Ход занятия:

На полу пять кругов (горки) разного цвета, около которых размещаются все участники. На каждом круге расположены клей и  полоски из бумаги  того же цвета что и сам круг. Попросите всех выбрать горку, на которой они хотели бы жить. Предупредите участников, что одна из горок  очень скоро растает, и жители этой горки будут вынуждены быстро переселиться на другие. Пусть все разместятся и начнут склеивать полоски друг с другом, а потом выкрикните цвет горки, которая тает. Участники бегут к четырем другим горкам. Игра продолжается до тех пор, пока все не соберутся на одной горке с готовой гирляндой. 

Готовой гирляндой украшается елка.

Обратная связь

Ритуал прощания

13декабря

Обмен

учить договариваться, преодоление барьеров в общении, коррекция жадности.

Приветствие

Задание 13. Найти одинаковые украшения

Оборудование: наборы предметов (елочка, шар, колокольчик, конфета из самоклеющегося фетра

Установление правил игры «Обмен»

Ход занятия:

Каждый ребенок получает набор из нескольких предметов (4 ребенка, по 4 предмета у каждого – по количеству играющих). Набор предметов у всех одинаковый.

«Каждый из вас должен обменяться с другими детьми и собрать в свою коробочку только одинаковые предметы, например, только 4 елочки или 4 сапожка. Но говорить о том, что вы хотите собрать – нельзя. Во время обмена не забывайте говорить «Спасибо». Игра закончится, когда первый из вас соберет все одинаковые предметы».

По итогу игры, все изделия крепятся на окна.

Обратная связь

Ритуал прощания.

14 декабря

Сапожки

 развитие умения чувствовать других, договариваться, согласовывать свои действия

Приветствие

Задание 13. Найти пару сапог

Оборудование: , сапожки из фетра, лента, веревка,

Установление правил игры «Сапожки»

Дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, одну ногу ставят рядом. Теперь они сросшиеся близнецы: 2 головы, 3 ноги, одно туловище и 2 руки. Предложите им походить по помещению, присесть, что-то сделать, повернуться, лечь, встать, найти пары сапог левый и правый, чтобы получилась пара их нужно связать ниточкой  . (Чтобы третья нога была «дружной», ее можно скрепить веревочкой).

Готовые пары сапог вешаются на елку.

Обратная связь

Ритуал прощания.

15 декабря

Картина «Зимняя сказка»

Оценка эмоционального состояния детей через пластинопластику развитие умения чувствовать приближение праздника.

Снятие эмоционального напряжения

Приветствие

Задание15. Изобразить  картину «Зимняя сказка»

Оборудование: картон и пластилин

Установление правил задания.

Ход занятия:

Пластинопластика «Зимняя сказка»

Обсуждение рисунков

Выставка на окне

Ритуал прощания.

16 декабря

Игра в снежки

Снятие эмоционального напряжения, раскрепощение волевых качеств детей развитие умения действовать сообща.

Приветствие

Задание 16. Игра в снежки

Оборудование: листы белой бумаги, магнитофон

Установление правил игры «В снежки»

Ход занятия:

Сначала дети мнут бумагу в комок , получается снежок и затем дети под музыку играют в сделанные снежки.

Обратная связь .

Ритуал прощания.

17 декабря

Ожерелье пожеланий

интеграция эмоционального  положительного опыта

Приветствие

Задание 17. Приготовить ожерелье пожеланий

Оборудование: разноцветные отрезки нити 60см, и 10 см.

Установление правил игры «Ожерелье пожеланий»

Ход занятия:

На столе лежат отрезки шерстяной нити по 60 см по числу участников и большое количество отрезков нити по 10 см разного цвета. «Сейчас каждый из вас возьмет себе один длинный отрезок нити и повесит его на грудь, завяжет узелком, сделав «Ожерелье для пожеланий». Затем возьмите несколько маленьких отрезков разных цветов, каждый из которых вы будете привязывать к ожерелью другого человека, сопровождая своим пожеланием. Будьте внимательны, не пропустите никого». В результате у каждого на груди должно получиться «Ожерелье пожеланий» из разноцветных ниточек, закрепленных в разных местах, разными способами.

Ожерельем украшаются окно и елка

Обратная связь

Ритуал прощания

20 декабря

Угощение печеньем

сплочение группы, развитие умения действовать сообща, оказывать поддержку

умение взаимодействовать

Приветствие

Задание 20. Сделать печенье

Оборудование: песочное тесто, формочки для выпечки новогодней тематики.

Установление правил занятия

Ход занятия:

Дети из заранее приготовленного песочного теста делают формы печенья. Затем эти печенья выпекаются на кухне.

Обратная связь

Ритуал прощания

   21 декабря

Чаепитие

Подведение итогов о проделанной работе , о совместной деятельности

Приветствие

Задание 21. Устроить чаепитие

Оборудование: чайные чашки, чай, печенье.

Установление правил задания

Проведение мероприятия:

Дети моют руки   накрывают столы готовым печеньем, разбирают его , кто узнал свое печенье,  усаживаются за столы и в сопровождении наряженной елки с зажжённой гирляндой, под музыку проходит чаепитие.


Список литературы

  1. Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. – СПб: Речь, 2007
  2. Пазухина И.А. Идем в школу с радостью! //Дошкольная педагогика №4 2010
  3. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе. – М.: Генезис, 2008
  4. Ваш ребенок идет в школу: Тренинги и страхи детей и родителей/ Т.Б. Анисимова – Ростов н/Д: Феникс, 2005
  5. Громова Т.В.  Сказочная подготовка к настоящей школе – М.: Генезис. 2003
  6. Участие в новогоднем Мастер-классе «Адвент -календарь» в благотворительном фонде «Подари Жизнь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Адвент календарь - календарь ожидания"

Хотелось бы поделиться опытом работы с адвент календарём. Ожидать сказочный, волшебный, новый год гораздо веселее тогда, когда тебя каждый день ожидает какой-нибудь сюрприз....

Консультация для педагогов: адвент-календарь или календарь-ожидания.

Дидактическое пособие  для освоения временных представлений у детей дошкольного возраста....

Адвент-календарь-календарь ожидания Нового года(музыкальный руководитель)

Календарь ожидания Нового года представленный музыкальным руководителем....

Адвент-календарь-календарь ожидания Нового года(музыкальный руководитель)

Календарь ожидания Нового года.Работа музыкального руководителя на декабрь месяц отражена в ежедневных  заданиях....

Адвент календарь-календарь ожидания.

В нашей группе появилась новогодняя традиция. Мы отмечаем сколько дней осталось до Нового года в нашем адвент-календаре.Это календарь ожидания. В ожидании самого сказочного, доброго, волшебного праздн...

Адвент календарь-календарь ожидания.

В нашей группе появилась традиция ожидания Нового года используя адвент  - календарь. Ожидать праздник веселее, когда тебя ждут сюрпризы каждый день......

Консультация для педагогов: «Адвент-календарь или календарь-ожидания. Дидактическое пособие для освоения временных представлений у детей дошкольного возраста.»

Консультация для педагогов: «Адвент-календарь или календарь-ожидания. Дидактическое пособие  для освоения временных представлений у детей дошкольного возраста.»...