Организация прогулок в ДОУ в старшей группе
консультация (старшая группа)

Теоритеческие аспеткы проблемы организации прогулок;

Особенности;

Основные требования;

Рекомендации для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Прогулка в старшей группе185 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО ДЕЛАМ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

 профессионального образования

«Учебно-методический центр г. Челябинска»

Организация прогулок в детском саду

Выпускная аттестационная работа        

Выполнила:

Литвинович Татьяна Александровна

Научный руководитель:

Киселева Т.А., преподаватель ОДО УМЦ

Челябинск   2016

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы организации прогулок в ДОУ…………………………………………………...............................................5

  1. Особенности прогулок в детском саду.………………………………..….5
  2. Структура прогулки в ДОУ…………………….………………………….6

1.3.  Основные требования к проведению прогулки в ДОУ……………….…...9

Глава 2. Экспериментальная работа по организации прогулок………………14

2.1. Анализ организации прогулки в старшей группе ДОУ………………......14

2.2.  Анализ полученных данных и обсуждение результатов…………………15

2.3. Рекомендации для воспитателя по организации прогулки в старшей группе детского сада………………………………………………………….…23

Заключение……………………………………………………………….………29

Список литературы………………………………………………………………31

Приложение1

Приложение 2

Приложение3

Введение

Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка заложены в процессе работы с детьми в условиях прогулки. Здесь предоставляются уникальные условия для всестороннего развития ребенка, удовлетворяются его потребности в активных движениях, самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, новых ярких впечатлений, свободной игре с природным материалом и игрушками.

Опыт работы дошкольных учреждений показывает, что прогулки дают возможность, как для физического, так и для умственного, нравственного и эстетического развития дошкольников.

В течение года прогулки проводятся ежедневно. В летнее время дети проводят на свежем воздухе практически все время с момента прихода в дошкольное учреждение, заходя в помещение лишь для приема пищи и сна. В зимнее время прогулка проводится два раза в день. Общая продолжительность прогулки до 4 часов. Только температура воздуха ниже -15Сº или ветреная погода могут служить поводом для сокращения прогулки или ее отмены.

В силу возрастных особенностей дошкольники не могут самостоятельно использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития.  Поэтому воспитатели должны педагогически правильно руководить деятельностью детей на прогулке, а также создать им условия для разнообразной деятельности.

Современные программы дошкольного образования обязательно основываются на комплексно-тематическом принципе построения и  предусматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.  В связи с этим, режимный момент – прогулка  обязательно должен быть использован с максимальной пользой для всестороннего развития и воспитания детей через правильно организованную и продуманную деятельность детей и включать решение программных образовательных задач.

Все, выше сказанное повышает актуальность выбранной для исследования темы.

Объект исследования: образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста на прогулке.

Предмет исследования: педагогические условия организации прогулки в старшей группе детского сада.

Цель исследования: выявить педагогические условия организации прогулки в старшей группе детского сада.

 Гипотеза исследования: грамотно организованная прогулка на территории детского сада позволяет осуществлять теоретические идеи воспитателей, а для дошколят – интересное время проведенное на свежем воздухе в любое время года, что способствует укреплению здоровья.

База исследования: старшая группа МБДОУ «ДС №394 г. Челябинска»

На пути к поставленной цели решались следующие задачи:

1) Проанализировать теоретические основы проблемы организации прогулки в старшей группе детского сада.

2) Изучить особенности организации прогулки в старшей группе детского сада в практике ДОУ.

3) Разработать методические рекомендации для педагога по организации прогулки в старшей группе детского сада.

Методы исследования: теоретический анализ, наблюдение, обобщение.

Структура дипломной работы обусловлена предметом, целями и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Глава 1.Теоретические аспекты проблемы организации прогулок в ДОУ

1.1 Особенности прогулок в детском саду

Прогулки в детском саду являются важнейшей составляющей образовательного и воспитательного процесса, так как способствуют расширению представлений детей об окружающем мире (природе, деятельности и взаимоотношениях людей), а также обогащают их внутренний мир.

Прогулка является одним из важнейших компонентов дневного режима в детском саду. Чаще всего для детей организуются утренние и вечерние прогулки, продолжительность каждой от часа до двух.

Очень часто воспитатель сталкивается с проблемой правильной организации прогулки. Так каким же образом прогулка может быть организована правильно?

В первую очередь необходимо удостовериться в готовности и безопасности оборудования на участке, предназначенном для прогулок. Все игровые снаряды должны быть укреплены. Во вторых необходимо проверить соответствие одежды детей погоде. Нельзя допускать переохлаждения и перегрева организма ребенка. Одним из главных моментов, помимо безопасности, является сама деятельность на прогулке. Она должна быть разнообразной. Для каждой прогулки должен быть составлен четкий план, в котором намечены цель, задачи, этапы реализации. Пусть дети ежедневно делают свои маленькие открытия, а воспитатель только направляет их в этом. Для этого необходимо использовать наводящие вопросы.

Обязательно нужно включать в прогулку труд, как элемент развития детской личности. Можно организовать мини-субботник, уборку дорожек от листвы или организовать полив клумб с цветами, используя для этого маленькие игрушечные лейки. Такой подход решит несколько задач. В первую очередь, будет способствовать формированию положительного отношения к такому виду деятельности, как труд. Кроме этого, занятия такого рода укрепляют иммунитет. [11 с.46]

Нельзя забывать и об играх на свежем воздухе. На прогулке они должны занимать большую часть времени. Ведь игра для дошкольника - основной вид деятельности. Но игры должны соответствовать возрасту детей, быть безопасными, а так же интересными и разнообразными. Кроме этого каждая игра должна нести в себе определенные воспитательные цели.

Чтобы воспитать молодое поколение в духе бережного, ответственного отношения к природе, необходимо с самого раннего возраста целенаправленно развивать в детях наблюдательность, ответственность за состояние окружающей среды и природы в целом. Именно в это время в ребенке закладываются позитивные чувства по отношению к природе и природным явлениям, ему открывается удивительное многообразие растительного и животного мира. Природа, с ее необычным разнообразием явлений, животных и растений, при непосредственном общении с ней пробуждает в ребенке яркие впечатления, настраивающие на ее сохранение, заботу, защиту. Воспитание и развитие этих позитивных чувств является основой экологического образования. Приобщение дошкольников к природе родного края, знакомство с окружающим миром в дошкольном учреждении проходит через систему сезонных ежедневных прогулок. В процессе прогулки формируются основы и начальный опыт природообразного поведения дошкольника, умения и навыки наблюдений за природными объектами, эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, способность замечать и анализировать сезонные изменения в жизни окружающей природы. [11 с.279-289]

1.2 Структура прогулки в ДОУ

 Чтобы дети охотно собирались на прогулку, воспитатель заранее продумывает ее содержание, вызывает у малышей интерес к ней с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой.         Одевание детей нужно организовать так, чтобы не тратить много времени и чтобы им не приходилось долго ждать друг друга. Для этого необходимо продумать и создать соответствующие условия. Воспитатель должен научить детей одеваться и раздеваться самостоятельно и в определенной последовательности. Когда у детей выработаются навыки одевания и раздевания и они будут делать это быстро и аккуратно, воспитатель только помогает им в отдельных случаях (застегнуть пуговицу, завязать шарф и т. п.). Нужно приучать ребенка к тому, чтобы они оказывали помощь друг другу, не забывали поблагодарить за оказанную услугу. Чтобы навыки одевания и раздевания формировались быстрее, родители должны дома предоставлять детям больше самостоятельности. Когда большинство детей оденется, воспитатель выходит с ними на участок. За остальными детьми следит няня, затем провожает их к воспитателю. Выходя на прогулку, дети сами выносят игрушки и материал для игр и занятий на воздухе. Содержание детей на прогулке зависит от времени года, погоды, предшествующих занятий, интересов и возраста.

Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами. Одних воспитатель привлекает к наблюдениям, чтобы развить внимание, у других вызывает интерес к природе или общественным явлениям и т. д. [13 с.20]

Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений. Например, можно обратить внимание на облака, их форму, цвет, сравнить их с известными детям образами. Следует организовать и наблюдения за трудом взрослых, которые работают вблизи детского сада, например за строителями.

Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до ее окончания.

Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.

Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.       Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, такие, как кольцеброс, кегли, а в старших группах - элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей. В жаркую погоду проводятся игры с водой. Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются и спортивные развлечения (упражнения).

Во время прогулки необходимо уделять внимание трудовой деятельности детей. Содержание и формы ее организации зависят от погоды и времени года. Так, осенью дети собирают семена цветов, урожай на огороде, зимой могут сгребать снег, делать из него разные сооружения. Необходимо стремиться сделать детский труд радостным, помогающим малышам овладеть полезными навыками и умениями.                                              Трудовые задания должны быть посильны детям и, вместе с тем, требовать от них определенных усилий. Воспитатель следит, чтобы они выполняли свою работу хорошо, доводили начатое дело до конца. Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других - упражнение в равновесии, для третьих - спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья, сбегание с пригорков. На прогулках осуществляется работа и по развитию речи ребенка: разучивание потешки или небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука и т. п. Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.

Во время прогулки воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх.                               Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование. Перед входом в помещение они вытирают ноги. Раздеваются дети тихо, без шума, аккуратно складывают и убирают вещи в шкафчики. Надевают тапочки, приводят костюм и прическу в порядок и идут в группу.

Целевые прогулки. Воспитатель организует наблюдения детей за общественной жизнью и явлениями природы и за пределами участка. С этой целью организуются целевые прогулки. [16 с.12]

1.3 Основные требования к проведению прогулки в ДОУ

Требования к организации прогулки для детей 5-7 лет:

- подбор игр и упражнений с учетом погодных условий;

- использование упражнений, направленных на развитие координации движений, ловкости, быстроты реакции и выносливости;

- применение разных способов организации детей (индивидуально, фронтально, подгруппами);

- рациональное использование оборудования и инвентаря, предметов окружающей среды.      

         К старшему дошкольному возрасту дети приобретают уже достаточно большой двигательный опыт, овладевают более сложными видами движений, однако без правильного педагогического руководства они не всегда могут наилучшим образом реализовать свои потребности. Рассмотрим более подробно вопросы организации рациональной двигательной активности детей и педагогического руководства ею в процессе игр и упражнений на прогулке. Как в организованных, так и в самостоятельных играх необходимо своевременное переключение дошкольников с одного вида занятий на другой при рациональном сочетании их по степени подвижности. Поэтому очень важно, чтобы двигательная активность детей на прогулке регулировалась воспитателем, и каждый ребенок находился в поле его зрения.

В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и физических упражнений расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками. Утренняя прогулка в теплое время года - наиболее благоприятное время для проведения подвижных игр и физических упражнений. Подбираются они в зависимости от предшествующей работы в группе, их количество и продолжительность должны быть различны в течение недели. В дни проведения занятий по физической культуре в зале, на прогулке с детьми организуются одна подвижная игра и какое-либо физическое упражнение. Их продолжительность в старших возрастных группах в среднем составляет 20-25 мин. В те дни, когда занятия не проводятся, планируются подвижная игра, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движения. Их продолжительность составляет 25-30 мин. При распределении игр и физических упражнений в течение дня следует учитывать соотношение нового программного материала, предлагаемого на занятиях по физической культуре (как в зале, так и на воздухе), с ежедневными играми и упражнениями, проводимыми воспитателем на утренней и вечерней прогулках. Это будет способствовать закреплению и совершенствованию движений. Во время игровой деятельности важно: и создание благоприятных условий для развития положительных эмоциональных и морально-волевых качеств детей, активизации детской самостоятельности; и стимулирование индивидуальных возможностей каждого ребенка.  В старших возрастных группах подвижные игры и игровые упражнения с разными видами движений на прогулке планируются ежедневно. В теплое время года может быть проведено более 50 подвижных игр и различных вариантов. Каждый месяц с дошкольниками разучивается две - три подвижные игры, которые повторяются в течение месяца 3-4 раза в год, что позволяет детям быстрее усвоить содержание и правила игры, а также сохранить к ней интерес.

Значительное место отводится играм спортивного и соревновательного характера. В эти игры рекомендуется вводить хорошо знакомые детям движения и упражнения. Для поддержания их интереса целесообразно усложнять игровое содержание, правила и задания. При этом дети 5-7 лет могут выполнять движения в более трудных условиях с использованием разнообразных пособий (перелезание через барьеры, подлезание под разновысотные дуги, прыжки с разбега, ходьба по буму и т. д.).

Радостная и непринужденная обстановка во время проведения подвижных игр с детьми на прогулке должна создаваться подбором интересного сюжета игры и использованием методических приемов руководства двигательной активностью. Кроме подвижных игр на прогулке необходимо широко использовать разнообразные упражнения в основных видах движений. Как эффективное средство повышения двигательной активности и воспитания выносливости детям предлагаются пробежки с разной скоростью небольшими подгруппами во время утренней прогулки, не более 2 раз в неделю (в дни, когда нет занятий по физической культуре). Дошкольникам объясняют преимущества умения бегать со средней и низкой скоростью ("можно пробежать большое расстояние", "можно бежать долго и не устать", "кто бежал слишком быстро, не смог добежать до места назначения" и т.д.). Кроме того, используются пробежки с запрещением обгона ведущего. На начальном этапе обучения бегу "трусцой" детям предлагается быстрая ходьба. В старшей и подготовительной к школе группах целесообразно использовать бег с препятствиями, например бег с перешагиванием через 5-6 реек, из круга в круг, широким шагом с наступанием на бревно и т. д. Необходимо широко использовать разнообразные упражнения в условиях естественной местности (например, вбежать на горку и сбежать с нее, пробежать по поваленному дереву и спрыгнуть с него и т.д.). Упражнения в беге следует организовывать с передышкой между пробежками.

На прогулке значительное место следует отводить упражнениям в разных видах прыжков, так как они тоже являются действенным средством для повышения двигательной активности детей и воспитания у них скоростносиловых качеств и выносливости. На площадке имеются все необходимые условия для использования разных видов прыжков. Детям старшего дошкольного возраста можно предлагать целые серии прыжков: на двух ногах,  на месте,  с постепенным увеличением их количества от 25 до 40, с повторами 2-3 раза и с изменением положений ног (ноги скрестно -  ноги врозь; одна нога вперед  -  другая назад; попеременно на правой и левой ноге; с поворотом и т. д). Многообразные прыжковые упражнения: спрыгивание с пенька в обруч, впрыгивание на невысокие препятствия, перепрыгивание через предметы; прыжки в длину с места и с разбега, в высоту с разбега, прыжки через короткую скакалку разными способами, прыжки через длинную скакалку. Наряду с упражнениями в беге и прыжках должны использоваться упражнения в метании, бросании и ловле мяча с целью подготовки  детей к спортивным играм (баскетбол, бадминтон, теннис).

В содержание прогулки могут быть включены различные действия с мячом (резиновым и теннисным): прокатывание по земле, узкой дорожке, подбрасывание мяча вверх и ловля его, ведение мяча, удары о стену и закатывание мяча в обруч с помощью клюшки, метание в цель и на дальность.

В старших возрастных группах детям предлагается большое количество упражнений: в беге и прыжках, что связано с отработкой и совершенствованием техники бега и прыжка; в бросании и ловле мяча, так как в этот период идет интенсивная подготовка детей к овладению элементами игры в баскетбол. С целью закрепления навыков в основных видах движений, развития ловкости и поддержания интереса дошкольникам предлагается ряд упражнений в определенной последовательности и с постепенным усложнением на полосе препятствий. На ней могут располагаться разнообразные физкультурные пособия: разновысотные бревна, дуги, наклонные бумы, щиты для метания, стойки с веревочкой, балансиры, лабиринты и др. Выполнение упражнений на полосе препятствий не должно вызывать особых затруднений у детей, так как они предварительно осваиваются ими на занятиях по физической культуре.  При организации упражнений для преодоления полосы препятствий важно учитывать уровень двигательной активности дошкольников. Гиперподвижным детям предлагается более высокая физическая нагрузка, чем малоподвижным. [15 с.45]  

Таким образом, можно сделать вывод, что при правильном планировании, организации  и проведении прогулки воспитателем, дошкольникам предоставляются уникальные условия для всестороннего развития. В полной мере удовлетворяются потребности ребенка в активных движениях, самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром.

Глава 2. Экспериментальная работа по организации прогулок

2.1.  Анализ проведения прогулок  в старшей группе

Тема нашей прогулки «Осень расписная!»

Цель: Организовать отдых детей. 
Задачи:

Продолжать закреплять умения детей одеваться самостоятельно, соблюдая последовательность.
- Закрепить знания детей об изменениях, происходящих с деревьями в осенний период;

- Закрепить знания детей о деревьях и листьях, обогащать словарь детей;

- Закреплять умения детей играть в подвижные игры, действовать вместе сообща;
- Упражнять детей в прыжках, воспитывать выдержку.

- Формировать у детей привычку поддерживать чистоту и порядок на участке детского сада, желание работать на общую пользу. 

     При подготовке к прогулке мы провели предварительную работу с детьми: разучивание стихов, изготовление кормушки, изготовление альбома «Гербарий», просмотрели книги с иллюстрациями о временах года, сезонных изменениях. Дети совместно с родителями изготовили поделку  «Осень расписная!», Провели развлечение «Осенняя ярмарка» на котором дети пробовали овощи, фрукты. На прогулке использовала методические приемы: показ, объяснение, игровые приемы, сюрпризный момент.

     Структура прогулки содержит:

Вводная часть:

    Эмоциональный настрой, мотивация предстоящей деятельности при помощи сюрпризного момента, появление осени.

Основная часть:

1. Беседа об осени

2. Стихотворение «Листопад»

3. Дидактическая игра «С какого дерева листок?».

4. Дидактическая игра «Найти в каждой цепочке лишнее слово».   

5. Подвижная игра «Мышеловка».

6. Индивидуальная работа.

7. Трудовая деятельность «Кормление птиц».

8. Самостоятельная игровая деятельность.

9. Русская народная подвижная игра: «Жмурки».

9. Заключительная часть.

    В итоге прогулки обобщили действия и знания.

Я думаю, что добилась поставленной цели, дети четко усвоили осенние признаки, части дерева. Детям было интересно, они с удовольствие отвечали на поставленные вопросы, с интересом играли, рисовали.

2.2.  Анализ полученных данных и обсуждение результатов

Анализ календарных планов по разделу «прогулка» показал, что:

  1. На прогулке воспитателем планируются следующие виды деятельности детей: познавательно-исследовательская, художественно-эстетическая, коммуникативная, двигательная, игровая, трудовая. Запланированные виды детской деятельности достаточно многообразны и могут быть «переплетены» между собой: двигательная и игровая, двигательная и трудовая, трудовая и познавательно-исследовательская, познавательно-исследовательская и коммуникативная; познавательно-исследовательская, коммуникативная и художественно-эстетическая. Однако воспитателем не планируется индивидуальная работа с детьми.
  2. Запланированные на прогулке воспитателем формы работы с детьми имеют много вариантов: так наблюдения включают в себя наблюдение за живыми и неживыми объектами природы, за явлениями погоды, за сезонными изменениями в природе; как одна из форм наблюдения используется  рассматривание одежды людей. Воспитатель в ходе воспитательно-образовательной работы на прогулке планирует  беседы с детьми на различные темы; коммуникативная деятельность включает в себя наряду с беседами и словарную работу: разучивание примет, поговорок и пословиц, чтение тематических стихотворений, разгадывание тематических загадок; игровая деятельность детей планируется в форме дидактических игр на закрепление изученного материала, подвижных игр, направленных на совершенствование и развитие физических качеств старших дошкольников.
  3.  На прогулке воспитателем планируется решение программных задач, направленных на:

- развитие любознательности, наблюдательности, познавательного интереса к природе;

- развитие разговорной речи, умения рассуждать;

- развитие творческого воображения, умения видеть и описывать красоту неба, пейзажа в разное время года;  

- расширение представлений об объектах живой и неживой природы (агрегатное состояние воды, перелетные и зимующие птицы), о многообразии природных явлений (изморозь, заморозки, снегопад),  многообразии растительного и животного мира;

- развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между изменениями в живой и неживой природе;

- воспитание любви к природе, способности чувствовать ее красоту, чувства доброты.

Все запланированные на прогулке воспитателем задачи соответствуют программным задачам, решаемым с детьми старшего дошкольного возраста. Так задачи, направленные на развитие любознательности, наблюдательности, познавательного интереса к природе, расширение представлений об объектах живой и неживой природы, о многообразии природных явлений (изморозь, заморозки, снегопад),  многообразии растительного и животного мира,  развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между изменениями в живой и неживой природе решаются в образовательной области «Познавательное развитие». Задачи, направленные на развитие разговорной речи, умения рассуждать – в области «Коммуникативное развитие». Задачи, направленные на развитие творческого воображения, умения видеть и описывать красоту неба, пейзажа в разное время года, воспитание любви к природе, способности чувствовать ее красоту, чувства доброты – в области «Художественно-эстетическое развитие». Однако при планировании прогулок не учитываются задачи образовательных областей «Социально - коммуникативное развитие» и «Физическое развитие». А если и планируются, то не прописываются в плане. А между тем, образовательная работа в старшей группе детского сада предполагает комплексность подхода и обеспечение развития детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.

Анализ проведения прогулок по результатам наблюдения за ними, зафиксированных в форме фотозаписей и блок-схемам проведения прогулок, а также при опоре на вопросы, составленные по унифицированным блок-схемам анализа прогулки, предлагаемые Голицыной Н.С. , показал что:

  1. Время дневных прогулок в старшей группе детского сада, на базе которого проходило исследование соответствует режиму данной группы (дневная прогулка начинается и заканчивается согласно режиму группы  и длится примерно 2 часа);
  2. Темы наблюдений, проводимых на прогулке (рассматривание одежды людей, наблюдение за снегопадом), соответствуют возрасту детей.  В ходе наблюдений педагог использует различные методы и приемы (беседа с привлечением личного опыта детей, словарная работа, рассматривание, сравнение снега со знакомыми материалами сходного с ним свойства: вата, пух; закрепление результатов наблюдений с помощью загадок, установка на значимость результатов наблюдения для дальнейшей продуктивной деятельности детей). При проведении наблюдений воспитатель использует различные приемы активизации детей: создание проблемных ситуаций (на прогулке «Снегопад» дети рассматривают природное явление – снегопад, с целью определения его характерных черт, для дальнейшего его изображения в творческой деятельности), загадывание загадок (при рассматривании одежды на прогулке «Осень» - загадка о резиновых сапогах), привлечение личного опыта детей (на прогулке «Осень» - вопрос о том, как дети одевались летом), включение детей в исследовательскую деятельность (на прогулке «Осень» - определение названия листа, по дереву, с которого он упал).Таким образом, содержательный аспект наблюдения направлен на развитие познавательной активности детей.
  3. Во время прогулки педагог проводит  подвижные игры с правилами (1 - 2), в которых обязательно участвуют все дети. Педагог строит ситуацию выбора игры детьми так, что дети сами ее предлагают: сначала воспитатель предлагает детям поиграть в подвижную игру, затем следует предложение детям самостоятельно выбрать ее, когда среди предлагаемых детьми игр звучит запланированная воспитателем, то он соглашается. Такие игры занимают около 15-и минут, проводятся обычно в конце прогулки. Данные игры направлены на развитие быстроты, ловкости, выносливости и соответствуют возрасту детей.
  4. Индивидуальная работа с детьми заранее не планируется, однако в ходе прогулки проводится. С некоторыми эта работа заключается в корректировке поведения и проходит в виде беседы; с некоторыми – направлена на закрепление физических умений и навыков (обучение девочки правильно кататься с горки на ледянке на примере другого ребенка с объяснением техники катания), также в ходе индивидуальной работы педагог учит детей конструктивно разрешать спорные и конфликтные ситуации, вовлекая детей в различные игровые ситуации (разрешение спора девочек о том, как надо украшать «пирог» из песка способом организации «конкурса на лучший пирог»).  Таким образом, индивидуальная работа с детьми на прогулке носит стихийный характер и зависит только от складывающихся в ходе прогулки обстоятельств.
  5.  Трудовая деятельность детей на участке в основном направлена на поддержание в чистоте групповой площадки: так осенью дети собирают опавшие листья и ветки, зимой – в основном занимаются расчисткой дорожек от снега и посыпание их песком. Можно сделать вывод, что труд детей во время прогулки имеет однообразный характер, а это в свою очередь может привести к переутомлению или потере интереса к трудовой деятельности. Трудовая деятельность детей на прогулке была направлена на формирование элементарных трудовых навыков (сбор листьев, расчистка дорожек от снега) путем непосредственного участия детей в посильных трудовых действиях. При этом воспитатель, организовывал детский труд так, чтобы дети в последующем могли самостоятельно правильно трудиться (объяснение на прогулке «Снегопад», что кто-то может чистить горку, кто-то дорожку). Трудовая деятельность детей проходила рядом с трудом взрослого (воспитатель тоже убирал снег), на фоне его разъяснений (зачем нужно убирать снег, почему снега много, откуда он берется и т. д.).
  6. На прогулке, во время свободной деятельности дети объединяются в небольшие группы и организуют сюжетно-ролевые игры. Сюжеты своих игр они берут из повседневной окружающей жизни («за грибами», «На рыбалку»). В этих играх дети часто используют макеты грузовика, парохода, которые находятся на площадке. Также дети с удовольствием лепят из песка различные «куличи» и «пироги», эти изделия они используют в дальнейших играх («Чаепитие»). Обычно дети сами начинают свою игру, воспитатель обогащает, направляет ее сюжет так, чтобы в игре решались нужные воспитательно-образовательные задачи (так игра-соревнование между девочками «Лучший пирог» учит детей конструктивно разрешать спор, «Бобслей» - соблюдать правила техники безопасности при катании с горы, «Грибники» - направлена на закрепление и расширение представлений детей о деревьях их листьях, установления связи между явлениями живой и неживой природы). В этих играх решаются задачи образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие».
  7. Во время совместной и индивидуальной работы с детьми педагог использует обучающие и дидактические игры, но не на каждой прогулке. Иногда дидактическая игра включается в сюжетно-ролевую игру детей (так вариант игры «С чьей ветки детка?» применялся  в игре «Грибники», где дети определяли название гриба-листа по дереву, с которого он упал, предварительно сравнив его с листьями находящимися на дереве). На прогулке воспитатель активно использует сюжетно-ролевые игры детей для решения программных задач. Так в игре «Грибники» на прогулке «Осень»  дети упражнялись в нахождении дерева по его листу и наоборот, закрепляли названия некоторых деревьев (береза, рябина, осина, тополь), закрепляли характерные черты листьев этих деревьев, учились сотрудничать (Вова и Кирилл при дележе ведерка), решать задачи сообща (поиск тополя), также дети узнали о том, что ветер может далеко унести листья от их родного дерева, в этой игре попутно совершенствовалось умение детей действовать с предметами заместителями (листья - грибы). В игре «Бобслей» на прогулке «Снегопад» дети познакомились с некоторыми особенностями санного спорта, попутно у них закреплялось умение безопасного  поведения на горке, умения следовать правилам игры, формировалось чувство ответственности за свои действия, способность правильной оценки действий другого (взаимоконтроль).
  8. Двигательная активность детей в ходе прогулки зависит от температуры воздуха и самих детей (их темперамента, настроения и пр.) . Так в зимнее время на прогулке дети почти все время находятся в активном движении: то заняты трудом (расчистка дорожек и горки от снега), то играми-развлечениями (катание с горки на ледянках), то подвижными играми. Но некоторые дети предпочитают спокойные виды деятельности, поэтому обязательно в конце прогулки воспитатель проводит подвижные игры с правилами, в которых участвуют все, такие игры занимают примерно 10-15 минут и направлены на развитие быстроты, ловкости и выносливости, что соответствует программным задачам образовательной области «Физическое развитие».  Также сами дети в ходе свободной деятельности активно двигаются: перебегают с одного места на другое, много ходят. Этому способствует большая территория групповой площадки: так, чтобы «сходить в лес» ребенку нужно пройти примерно 30 метров от веранды к группе деревьев, чтобы отнести «выпечку» к столу – 10 метров от песочницы к столику.  Однако на групповой площадке нет оборудования для упражнения в лазании, равновесии,  нет инвентаря для упражнения в метании и прыжках. Также на групповой площадке отсутствует дорожка для катания на велосипеде и самокате.
  9. Выносной материал для организации различных видов деятельности детей на прогулке (труд, игры, опыты) имеется в достаточном количестве: осенью это ведерки, формочки и совочки для игр с песком, мяч – для подвижных игр, зимой – венички и лопатки для работы со снегом, ледянки для катания с горки. Однако наблюдается малое его разнообразие. Так для уборки территории от листьев осенью старшим дошкольникам уже можно доверить грабельки, а их нет, зимой детям интересно убирать снег не только лопатками, но и перевозить его в специально оборудованных «возках». Зимой также можно играть со снегом как летом с песком – лепить из него «куличи», украшать изделия из снега при помощи красок, лоскутков яркой ткани.

На основе анализа данных, полученных в ходе исследования организации прогулки в старшей группе детского сада в практике ДОУ можно сказать, что виды детской деятельности, запланированные воспитателем на прогулке, достаточно разнообразны и включают в себя познавательно-исследовательскую, художественно-эстетическую, коммуникативную, двигательную, игровую и трудовую. Однако воспитателем не планируется индивидуальная работа с детьми на прогулке и полностью зависит от складывающихся обстоятельств в ходе самой прогулки.

 Формы работы с детьми на прогулке, планируемые воспитателем многообразны и вариативны. Задачи, которые решаются в ходе прогулки с детьми  старшего дошкольного возраста соответствуют программным задачам образовательных областей «Познавательное развитие», «Коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Однако при планировании прогулок не учитываются задачи образовательных областей «Социально коммуникативное развитие» и «Физическое развитие». Но задачи данных областей решаются в ходе сюжетно-ролевых игр, затеянных самими детьми, и в ходе подвижных игр с правилами, организуемых воспитателем.

Время дневных  прогулок соответствует режиму  группы.

Темы наблюдений, проводимых на прогулке, соответствуют возрасту детей.  В ходе наблюдений педагог использует различные методы и приемы, содержательный аспект наблюдения направлен на развитие познавательной активности детей.

Двигательная активность детей в ходе прогулки соответствует программным задачам образовательной области «Физическое развитие» и реализуется в ходе проведения подвижных игр и в ходе свободной деятельности детей. Этому способствует большая территория групповой площадки.  Однако на групповой площадке нет оборудования для упражнения в лазании, равновесии,  нет инвентаря для упражнения в метании и прыжках. Также на групповой площадке отсутствует дорожка для катания на велосипеде и самокате.  

Выносной материал для организации различных видов деятельности детей на прогулке имеется в достаточном количестве, однако наблюдается малое его разнообразие.

По результатам анализа теоретических основ проблемы организации прогулки в старшей группе детского сада и результатам изучения особенностей организации прогулки в старшей группе детского сада в практике ДОУ были разработаны методические рекомендации для педагога по организации прогулки в старшей группе детского сада.

     2.3.  Рекомендации для воспитателя  по организации прогулки в старшей группе детского  сада.

  1. Групповая площадка старших дошкольников.

Предметное оборудование групповой площадки старших дошкольников должно соответствовать возрастным особенностям детей.  Дети данного возраста любят игры спортивного характера (городки, кегли), для этих игр можно организовать на территории групповой площадки участки с твердым покрытием. Для прыжков с разбега можно оборудовать специальную перекопанную полосу с твердым местом для разбега.  Также дети старшего дошкольного возраста любят игры конструктивного характера. Для подобных игр мальчики могут использовать безопасные строительные отходы или специальные крупные кубы и бруски, девочкам можно установить столик для плетения, лепки.

Также на участке старшей группы можно выделить «дикую зону» (пни, покрышки) или тарзаниумум  (сетки, батуты, лестницы, канаты) для упражнений в ловкости, равновесии, силе.

Также на площадке необходимо создавать условия для объединения детей в группы по интересам (различные тематические мини-зоны).

Необходимое условие для художественного развития детей – зона для самостоятельной художественной деятельности детей: доски для рисования мелом, мольберты и пр.

Чтобы трудовая деятельность старших дошкольников имела разнообразный характер, на их групповой площадке важно создавать условия для труда: мини-огород, цветник – для работы в теплое время года, зимой детей можно привлекать к строительству снежных фигур разного функционального назначения (снежные крепости, лабиринты, горки, валы, ворота для подлезания и пр.)

Также на групповой площадке или отдельно на территории детского сада рекомендуется иметь специально оборудованную метеоплощадку для наблюдения за погодой. На такой площадке необходимо иметь устройства для наблюдения за ветром (флюгер, ветряной рукав, анемометр), дождемер – для измерения осадков, термометр для измерения температуры воздуха, солнечные часы – для определения времени по положению солнца.

Также на участке старших дошкольников можно выделить территорию для наблюдения за птицами, где весной можно вывешивать скворечники, а зимой – кормушки.

  1. Выносной материал.

Для разнообразной деятельности детей в зависимости от содержания прогулки на групповую площадку выносится различный выносной материал. Данный материал можно разбить на несколько групп в зависимости от его функционального назначения:

- оборудование для трудовой деятельности: в теплое время года старшим дошкольникам необходимы ведерки, лейки, лопатки, грабли для труда в цветнике и на огороде; в холодное время – лопатки для снега, метелки, «возки» для снега, ведерки (побольше) для снега.

- оборудование для игр с природным материалом и опытов с неживыми объектами природы: в теплое время года необходимо иметь совочки для песка, различные формочки и ведерки разной величины, тазы и надувной бассейн для опытов с водой, камушки разной величины и фактуры; в холодное время – различные емкости для изучения агрегатных состояний воды, совки и формы для лепки фигурок из снега, следы-печатки, ледянки, салазки.

Материал, который выносится на прогулку должен быть целым, иметь эстетический вид. Хранится весь этот материал должен в специальном месте.

  1. Условия для активизации движений детей.

Особенностью детей дошкольного возраста является их потребность в активных движениях. В теплое время года эта потребность полностью удовлетворяется (дети бегают по своему участку, лазают по лесенкам и т. п.). В зимнее время, когда одежда сковывает движения, и погодные условия становятся более суровыми, необходимо особое внимание уделять двигательной активности детей. Поэтому зимой на площадке нужно обязательно расчищать участок для подвижных игр, можно сооружать постройки из снега по всей территории участка, которые бы стимулировать двигательную активности детей. Это могут быть крепости, валы, кратеры, пещеры и лабиринты с лазами, ледяные горки. Также на групповой площадке старших дошкольников можно залить небольшой каток, проложить лыжню вдоль забора.

  1. Структурные компоненты прогулок.

Структурными компонентами прогулки являются:

- разнообразные наблюдения,

- дидактические задания,

- трудовая деятельность детей,

- подвижные игры и игровые упражнения,

- индивидуальная работа с детьми.

Все перечисленные компоненты являются обязательными при планировании каждой прогулки, все они должны выступать как логически обоснованные части того, что запланировано педагогом на конкретной прогулке. Каждый обязательный компонент в старшей группе должен занимать около 15 минут и осуществляться на фоне самостоятельной деятельности детей. В зависимости от погодных условий и настроя детей структурные компоненты прогулки могут осуществляться в разной последовательности. Например, в холодную погоду, дети могут в начале прогулки поиграть в подвижные игры, в теплое время года вначале прогулки можно провести наблюдение.

  1. Распределение материала прогулок по временам года.

Распределение материалов прогулок целесообразно проводить по временам года: осень, зима, весна, лето.

Каждому сезону должны соответствовать темы наблюдений за живой природой (цветами, деревьями, животными, птицами), неживой природой (сезонные и погодные явления, вода, песок, глина и др.), наблюдения за трудом взрослого, за жизнью улицы (целевые прогулки). Задачи, которые будут решаться в ходе этих наблюдений должны соответствовать возрасту и уровню развития детей, а также задачам программы, реализуемой в ДОУ.

  1. Решение программных задач на прогулке.

Воспитательно-образовательная работа со старшими дошкольниками на прогулке должна быть направлена на решение задач образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Для решения задач области «Социально-коммуникативное развитие» в условиях прогулки со старшими дошкольниками целесообразно организовывать сюжетно-ролевые игры, направленные на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; также задачи данной области могут решаться в трудовой деятельности, направленной на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к различным видам труда.

Для решения задач образовательной области «Познавательное развитие» в условиях прогулки необходимо организовывать различные наблюдения за природными объектами и явлениями, экскурсии за пределы участка. Наблюдения должны планироваться заранее и иметь последовательный, усложняющийся характер. Задачи данной области решаются в различных дидактических играх и заданиях, направленных на уточнение и закрепление уже имеющихся у детей знаний, расширение представлений о природе и процессах, протекающих в ней.

Для решения образовательной области «Речевое развитие» на прогулке можно использовать различные методы и приемы: беседы в ходе наблюдений в природе, вопросы разной сложности (точные и требующие сложных ответов), чтение тематических стихотворений, пословиц и поговорок, загадывание тематических загадок, различные дидактические словесные игры («Какое слово лишнее?», «Назови птицу с этим звуком», «Закончи предложение» и т. п.).

Для решения задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» со старшими дошкольниками в условиях прогулки нужно организовывать наблюдения за красотой окружающей природы (небо, плывущие облака, первая травка и т. п.), чтение лирических произведений о природе («Белая береза» С. Есенина, «Веселые льдинки» И. Демянова, «Одуванчик»  О. Высоцкой и др.), прослушивание классической музыки на природе (Чайковский «Времена года»).

Для решения образовательной области «Физическое развитие» на прогулке со старшими дошкольниками необходимо организовывать упражнения, направленные на развитие координации, гибкости, равновесия.  На прогулке детей старшего дошкольного возраста можно знакомит с некоторыми видами спорта: баскетбол, футбол, хоккей – для этого необходимо иметь специальное оборудование (корзина, ворота, каток и клюшки). Необходимо проводить с детьми подвижные игры с правилами на свежем воздухе, это могут быть игры с бегом, лазанием, эстафетами, соревнования и народные игры.

Также задачи этой области могут решаться и в трудовой деятельности, так как она способствует совершенствованию движений и укреплению нервной системы.  

  1. Планирование прогулки.

При составлении плана прогулки необходимо опираться на программные задачи, именно они будут определять содержание деятельности детей и воспитателя на прогулке.  Поставленным задачам прогулки должны соответствовать различные виды деятельности детей, планируемые воспитателем.  Деятельность старших дошкольников на прогулке должна быть разнообразной и включать разные виды (игровую, коммуникативную, трудовую и др.). Формы работы со старшими дошкольниками должны быть вариативны. Например, наблюдения могут включать в себя наблюдение за живыми и неживыми объектами природы, за явлениями погоды, за сезонными изменениями в природе; словарная работа может включать в себя разучивание примет, поговорок и пословиц, чтение тематических стихотворений, разгадывание тематических загадок.

Таким образом, на основе анализа данных, полученных в ходе исследования, можно сделать вывод, что все виды детской деятельности, запланированные воспитателем на прогулке, достаточно разнообразны.

Заключение

Таким образом, в нашей работе мы  проанализировали теоретические основы организации прогулки в старшей группе детского сада, изучили особенности организации прогулки и разработали методические рекомендации для педагога по организации прогулки в старшей группе детского сада.

Анализ теоретических основ проблемы организации прогулки в старшей группе детского сада показал, что в процессе воспитательно-образовательной работы на прогулке заложены большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития личности старшего дошкольника.

Анализ календарных планов воспитателя старшей группы детского сада, на базе которого проходило исследование, по разделу «прогулка» показал, что цели и задачи прогулок соответствуют программным целям и задачам, что запланированные виды деятельности и формы работы с детьми соответствуют возрасту детей и направлены на решение запланированных задач.

Анализ прогулок показал, что в условиях прогулки возможно решение задач всех пяти образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие», «физическое развитие» в различных видах детской деятельности.

По результатам анализа теоретических основ проблемы организации прогулки в старшей группе детского сада и результатам изучения особенностей организации прогулки в старшей группе детского сада в практике ДОУ были разработаны  методические рекомендации для педагога по организации прогулки в старшей группе детского сада. Данные рекомендации включают несколько пунктов:  групповая площадка старших дошкольников, выносной материал, условия для активизации движений детей, структурные компоненты прогулок, распределение материала прогулок по временам года, решение программных задач на прогулке, планирование прогулки.

Из полученных результатов видно, что экспериментальное изучение данной проблемы подтвердило гипотезу исследования. Таким образом, можно сделать вывод, что организация прогулки в старшей группе детского сада требует от педагога знания образовательных программных задач, особенностей психического и физического развития детей в каждой возрастной группе, наличие способности быстро реагировать на изменяющиеся условия воспитательно-образовательного процесса, умения применять индивидуальный подход к детям. Образовательная работа на прогулке  должна быть направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его  позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Список литературы

1.  СанПиН 2.4.1.3049-13 утвержденный приказом Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» № 26 от от 15 мая 2013 г.

2. «Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования» утвержденный приказом №1155 Министерства образования и науки РФ от17.10.2013 г.

7. Ануфриева Л. Общефизическая подготовка детей на прогулке//Дошкольное воспитание. 1996.№ 2

9. Виноградова Н. А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2009. - 128 с.

10. Голицына Н.С. Конспекты комплексно-тематических занятий. Старшая группа. Интегрированный подход - Скрипторий 2003, 2015. – 448с.

11.Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения/ под ред А. Г. Гогоберидзе, О.В.Солнцевой.- СПб.: Питер,2013.-464 с.

12.Зуйкова М.Б. Режим - путь к здоровью// Управление ДОУ. 2006. № 1.

13.Кобзева Т. Г. и др. Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа.- Волгоград: Учитель, 2012.-287 с.

14.Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.- М.: ЛИНКА_ПРЕСС, 2007.- 208 с.

15.Кравченко И.В. Долгова, Т.Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 208с.

16.Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2 -7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. - Волгоград: Учитель, 2012. - 333с.

17.Нищева Н. В. Подвижные и дидактические игры на прогулке.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.-192 с.

18.Пантелеева Г.Н. Эстетика участка дошкольного учреждения.- М.: Просвещение,1988.-110 с.

20.Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. М.: Мозаика-Синтез,2008.- 112 с.

Приложение 1

Конспект проведения прогулки в старшей группе

Тема: «Осень расписная!»

Цель: Организовать отдых детей. 
Задачи:

- Продолжать закреплять умения детей одеваться самостоятельно, соблюдая последовательность.
- Закрепить знания детей об изменениях, происходящих с деревьями в осенний период;
- Закрепить знания детей о деревьях и листьях, обогащать словарь детей;
- Упражнять детей в беге, воспитывать выдержку (начинать бег только после окончания слов); 
- Формировать у детей привычку поддерживать чистоту и порядок на участке детского сада, желание работать на общую пользу. 
Оборудование:
Кормушки, корм для птиц, мелки, мяч. 
1. Вступительная часть:
На прогулке загадываем детям загадку:
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это...» (осень)
- Ребята, какое сейчас время года? Какой месяц? (осень, октябрь) 
- Сколько существуют осенних месяцев? Как они называются? (Три: сентябрь, октябрь и ноябрь). 
- Какие осенние приметы вы знаете? (наступила холодные дни, стало ветрено, часто идут дожди; листья на деревьях меняют цвет с зеленого на желтый, оранжевый, красный, багряный; начинается листопад; спрятались насекомые; перелетные птицы улетают на юг; ночи стали более длинными, а дни короткими; люди убирают урожай с полей, огородов и в садах; нужно одеваться теплее, когда выходишь на улицу, потому что стало холодно; начался новый учебный год, дети стали ходить в школу).
- Кто любит осень, а кто нет? Почему? (ответы детей)

2. Основная часть:

2.1. Наблюдение деревьев осенью. 
Читаю стихотворение:
Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Желтый клен, желтый бук,
Желтый в небе солнца круг.
Желтый двор, желтый дом.
Вся земля желта кругом.
Желтизна, желтизна,
Значит, осень – не весна.
В. Нирович
   Рассматриваем деревья на участке (Береза, рябина, елка).

   Задаю детям вопросы:

- какие деревья растут на нашем участке.

 - В чем различие между ними?
- Как изменились деревья с наступлением осени? 
- Все ли деревья изменились? 
- Как называется явление: «опадение осенних листьев»? 
- Что произошло с листьями? Изменился ли их цвет? 
- Каких цветов бывают осенние листья? Почему они меняют свой цвет? 
2.2  Дидактическая игра «С какого дерева упал листок? »
С дуба –… дубовый, 
С липы - … липовый, 
С рябины - … рябиновый, 
С тополя - … тополевый, 
С осины - … осиновый, 
С клена - … кленовый, 
С березы - … березовый, 
С ольхи - … ольховый. 
Хвалю детей за правильные ответы. 
2.3 Дидактическая игра «Найти в каждой цепочке лишнее слово», аргументируйте свой выбор:
- ель, рябина, тюльпан, клен;
- тополь, береза, шиповник, дуб;
- рябина, яблоня, черемуха, смородина;
- дуб, осина, ель, липа.
Выслушиваю ответы детей. 

3. Подвижная игра «Мышеловка».

     Дети делятся на две равные группы. Одна группа - "мышки". Они стоят в колоне один за другим. Со второй группы детей сделать 3 круга - это 3 "мышеловки". Дети, которые образуют мышеловки, берутся за руки и на слова воспитателя: "Мышеловка открыта" дети в кругу поднимают руки. Мышки пробегают сначала через одну мышеловку, а затем через вторую и т. д. На слово воспитателя: "хлоп" мышеловка закрывается (дети в кругу опускают руки). Мышки, которые остались в кругу считаются пойманными и становятся в круг. Игра заканчивается, когда все мыши будут пойманы. Выигрывает та мышеловка, где будет больше пойманных мышей. Игра повторяется. Дети меняются ролями.
4. Труд «Кормление птиц».

 4.1. Беседа о зимующих птицах.

    - какие птицы остаются зимовать?

    - как мы можем помочь зимующим птицам?
    Дети насыпают, заранее приготовленный корм, в кормушку.      

    Чтобы вызвать интерес к предстоящей деятельности, использую художественное слово: 
- «Труд украшает человека», 
- «Без труда нет добра», 
- «Игра игрою, а дело делом».
     По ходу работы организовываем и поправляем детей, даем указания, следим за качеством выполнения. В конце работы хвалим детей за проявленное старание и просим собрать оборудование. 

   5. Самостоятельная игровая деятельность.

      Предлагаем девочкам рисование мелками. По желанию можно нарисовать флаг России. Мальчикам предлагаем поиграть в мяч.

   6.  Индивидуальная работа. 

     Двое детей выполняют повороты туловища влево, вправо. 
  7. Русская  народная  подвижная  игра «Жмурки».

    Одному из играющих — жмурке — завязывают глаза, отводят его на середину игрового поля и заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем произносят: « Лови мышей, а не нас».   После этих слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит. Кого он поймал, тот становится жмуркой .   Правила игры. Если жмурка подойдет близко к какому-либо предмету, о который можно удариться, играющие должны его предупредить, крикнув: «Огонь!» Нельзя кричать это слово с целью отвлечь жмурку от игрока, который не может убежать от него. Играющим не разрешается прятаться за какие-либо предметы или убегать очень далеко. Они могут увертываться от жмурки, приседать, проходить на четвереньках. Пойманного игрока жмурка должен узнать и назвать по имени, не снимая повязки .
8. Заключительная часть. 
Окончание прогулки. 
Созываем детей, спрашиваем:
- Ребята, что мы сегодня с вами наблюдали? 
- В какие игры играли? 
Что интересного вы запомнили?
    Выслушиваем ответы детей, хвалим их за хорошую работу. После чего выстраиваем детей парами и ведем в группу.

Приложение 2     

Конспект проведения прогулки в старшей группе

«Прогулка для зверят»

Самостоятельная двигательно-игровая активность детей

● Лазание на гимнастической лестнице (не допускать спрыгивание с верхнего уровня).

● Игры с выносными игрушками: самодельные совки и формочки, шишки, желуди, мелкие ветки (напомнить о свойстве сухого песка легко летать по ветру).

● Рисуем следами лабиринт для малышей (с прямыми углами и округлую «улиточку»).

Организация сюжетно-ролевых игр по желанию детей. Внесение атрибутов.

Подвижные игры:

«Танец животных и растений».

Участникам предлагается выбрать себе любое животное или растение, затем на 2-3 минуты стать им, переняв его форму, движения, повадки, звуки и т.п. О своем выборе участники не объявляют. Надо прыгать, ползать, «летать», «расти», при этом взаимодействуя с другими.

Участников следует ориентировать на выражение не только внешних черт, но и «внутреннего мира» выбранного образа. При выполнении задания можно шуметь, активно выражая чувства, будь то страх, гнев или любовь. В заключении детям-зрителям предлагается угадать то, что пытались изобразить участники игры. А участника попросить объяснить, почему он выбрал то или иное растение или животное (произрастающее или обитающее на территории родного края).

«Реченька».

В игре участвуют две группы детей. Обозначив на земле (на песке - где

мягко) неширокую (40-60 см) речку, подходят к ней по одному и

пытаются ее перепрыгнуть. Кто перепрыгнул, возвращается к своей

группе, а кто нет, должен перейти в соседнюю.

В какой группе под конец игры детей окажется больше, та и выиграла.

Познавательно-исследовательская деятельность:

Рассмотреть с детьми деревья на участке, вспомнить их названия, описать.

● 2-3 детям поручить снять отпечаток коры на бумаге

● желающим предложить зарисовать (обвести) контур листьев с последующим самостоятельным закрашиванием.

Игра «С какой ветки детки?»

На подносе разложить плоды дуба, клена, березы, сосны, ясеня. Попросить назвать, а затем определить их же на ощупь с завязанными глазами. Развивать сенсорные навыки детей.

Дидактическая игра:

 Найти в каждой цепочке лишнее слово, аргументируйте свой выбор:
- ель, рябина, тюльпан, клен;
- тополь, береза, шиповник, дуб;
- рябина, яблоня, черемуха, смородина;
- дуб, осина, ель, липа.

Игра-упражнение для гиперподвижных детей:

« Проведи мяч» На площадке расставлены разные предметы( кегли, кубики и.т.п.)

Ребенок ведет мяч ударами об землю, обходя или обегая предметы «змейкой».

Игра-упражнение для малоподвижных детей:

«Быстро переложи мяч».  Дети стоят прямо, слегка расставив ноги, руки внизу, в одной из них мяч .По сигналу быстро перекладывают мяч из одной руки в другую впереди и сзади себя

Организованная физкультурная разминка:

Самостоятельные разнообразные действия с мячом.

Приложение 3    

Конспект проведения прогулки в старшей группе

Самостоятельная двигательно-игровая деятельность:

· Подтягивание на перекладине

· Игры с выносным материалом (лопатка, машинка…)

Подвижные игры:

«У кого мяч?». Играющие образуют круг. Выбирается водящий. Он становится в центре круга, остальные придвигаются плотно друг к другу, руки у всех за спиной. Воспитатель дает кому-либо мяч, и дети за спиной передают его по кругу. Водящий старается угадать, у кого мяч. Он говорит: «Руки», и тот, к кому он обращается должен выставить вперед обе руки, показывая, что мяча нет. Если водящий угадал, он берет мяч и становится в круг, а тот, у кого найден мяч, встает в середину водить.

«Кому что нужно для работы?». Раздаются картинки, изображающие орудия труда. Воспитатель показывает картинки и спрашивает «Что это? Кому нужно для работы?» Дети отвечают: «лейка - садовнику, кисть и краски – маляру и т.д.» Тот, кто первый правильно отвечает - получает картинку.

Подвижная игра для гиперподвижных

«Круговорот». Дети идут в колонне парами умеренным шагом. По сигналу последняя пара разбивается и, и дети ее образующие, бегут в начале колонны. Один ребенок обегает колонну справа, второй – слева. Оказавшись впереди колонны, дети вновь образуют пару, и игра продолжается.

Познавательно-исследовательская деятельность

· Изучение свойства льда (картотека)

· Дышим воздухом (картотека)

Подвижная игра

«Кегли». Кегли становятся в ряд на расстоянии 3-5 см. одна от другой. На расстоянии 1,5 – 3м  от них проводится линия – «кон». Играющие дети по очереди выходят на черту кона и броском катят шар. Сбитые кегли забираются. Выбивший высокую кеглю имеет право пробить еще раз. Выигравшим считается тот, кто собьет больше кеглей

Игра-упражнение для гиперподвижных детей

«Проведи мяч» На площадке расставлены разные предметы (кегли, кубики и.т.п.) Ребенок ведет мяч клюшкой, обходя или обегая предметы «змейкой».

Игра-упражнение для малоподвижных детей

«Быстро переложи мяч».  Дети стоят прямо, слегка расставив ноги, руки внизу, в одной из них мяч. По сигналу быстро перекладывают мяч из одной руки в другую впереди и сзади себя.

Организованная физкультурная разминка

прыжки через препятствия (построить через 50 см снеговые кучи)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Маршруты прогулок летом у детей старшей группы

Я представляю целевые прогулки для детей старшей группы за пределы детского сада, летом. Подобраны объекты наблюдений, художественное слово, предварительная работа, методы и приёмы....

Картотека прогулок с детьми в старшей группе

Прогулки с детьми старшего дошкольного возраста...

Картотека прогулок на лето в старшей группе.

КАРТОТЕКА ПРОГУЛОК В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ЛЕТО...

Картотека прогулок на март в старшей группе

Прогулки старшая группа март...

Планирование прогулок в летний период старшая группа

Планирование прогулок в летний период...

Картотека прогулок на апрель в старшей группе.

Ознакомление родителей с темами прогулок на апрель....