Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в подготовительной к школе группе «Мои помощники -добрые слова»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель: Развитие нравственных представлений, чувств посредствам расширения и углубления знаний детей о «добрых словах».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида «Москва»
Управления делами Президента РФ
Утверждаю:
Заведующий ФГБДОУ «Детский сад
общеразвивающего вида «Москва»
___________ А.П. Баскина
« » _______________ 20 г.
Конспект НОД
по социально-коммуникативному развитию
в подготовительной к школе группе
«Мои помощники -добрые слова»
Подготовила воспитатель
высшей квалификационной категории:
Пучкова Е.И.
дата проведения ____________
место проведения____________
Ессентуки, 2021 г.
Цель: Развитие нравственных представлений, чувств посредствам расширения и углубления знаний детей о «добрых словах».
Задачи:
Обучающие:
Углублять представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека;
Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей), навыки культурного общения со сверстниками;
Пополнение, расширение, активизация словарного запаса детей по теме «Добрые слова»;
Закрепить представления о важности и необходимости использовать «добрые слова» в разговорной речи, вызвать стремление употреблять их;
Вспомнить пословицы и поговорки о добрых словах, разобрать их значение, учить связывать значения пословиц о доброте с конкретной жизненной ситуацией;
Закрепить знания о «добрых словах», используя игровую ситуацию.
Развивающие:
Развитие диалогической речи на основе общения с педагогом в процессе работы;
Развитие зрительного и слухового внимания, восприятия;
Развитие общей и мелкой моторики, координации речи с движением;
Способствовать формированию и развитию нравственных, эстетических качеств личности.
Воспитывающие:
Воспитывать внимание к собственной речи;
Воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное отношение к людям;
Формировать социально-коммуникативные основы личности в процессе формирования представлений о доброте и дружбе.
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие
Речевое развитие
Познавательное развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
Предварительная работа.
Чтение В.Осеевой «Волшебное слово», рассматривание картин иллюстраций о дружбе и хороших поступках.
Заучивание наизусть пословиц и поговорок о добрых делах, о дружбе.
Разучивание песен, стихов о дружбе.
Активизация словаря:
Улыбка, добро, спасибо, пожалуйста, благодарю, доброе утро (день, вечер), будьте так добры.
Материалы. Свеча, зернышки, семечки, живой цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка, листок бумаги и фломастер; кружки 3 цвета: зеленый, оранжевый, синий; интерактивная доска, презентация «Добрые слова», иллюстрации сказочных героев и разных эмоций.
Ход НОД:
Воспитатель: Давайте поздороваемся. Есть хорошая примета всем с утра дарить приветы. Солнце красному...
Дети: Привет!
Воспитатель: Небу ясному...
Дети: Привет!
Воспитатель: Люди взрослые и малыши...
Дети: Вам привет от всей души!
Воспитатель: Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и передадим, друг другу ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта. (Берет в руки зажженную свечу. Дети стоят в кругу.) Посмотрите, какая искорка зажглась от наших сердец. Пусть она сопровождает вас на протяжении всего нашего общения. Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения. Я прошу вас присесть на свои места.
Воспитатель:
- Дети, а кто из вас помнит пословицы и поговорки о добрых словах? (ответы детей)
Доброе слово дороже богатства.
Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.
Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
«Теплая одежда согревает тело, теплым словом согревают душу».
Доброе слово дороже богатства.
Доброе слово окрыляет
Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.
Доброе слово дом построит, а злое разрушит.
Ласковое слово и ласковый вид и свирепого зверя к рукам приманивают.
Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
Хорошие слова всегда к месту.
-Воспитатель: Что общего в этих пословицах? (ответы детей)
(Они говорят о слове)
- Воспитатель: Какие бывают слова? (ответы детей) (хорошие и плохие, обидные, добрые, …)
- Воспитатель: Богат и прекрасен наш русский язык. Много в нем замечательных слов: добрых и ласковых, надежных и торжественных, суровых и ясных. Но есть особые, самые нужные и самые важные для каждого человека.
- Давайте сейчас послушаем стихотворение и вспомним, какие слова являются важными для каждого человека.
Чтение стихотворения и заучивания наизусть С.Я. Маршак «Добрые слова».
Добрые слова не лень,
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
«С добрым утром!» - я кричу.
«добрый день!» - кричу я вслед
Все идущим на обед.
«Добрый вечер!» - так встречаю
Всех домой спешащих к чаю.
Воспитатель:
- Какие слова запомнили? (ответы детей)
-Как можно еще назвать эти слова, если они необычные и их приятно слышать каждому? (ответы детей)
( «Волшебные слова» ).
Воспитатель:
- На какие группы можно разделить эти слова? (ответы детей)
- Давайте, разделим эти слова на группы.
- Их мы назовём: Слова – приветствия
Слова-просьбы
Слова – благодарности
Слова - пожеланий
Слова-извинения
Слова-прощания
-Давайте поговорим о каждой из этих групп.
Просмотр презентации «Волшебные слова».
Слова - приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер.
- Воспитатели: Когда вы говорите эти слова?
- Кто не забывает говорить их? (ответы детей)
- Послушайте стихи об этих «волшебных» словах.
(Читают подготовленные дети)
Солнышко ясное встало,
-Доброе утро!- сказало.
- Доброе утро!- кричу я прохожим,
Весёлым прохожим,
На утро похожим.
Но, если проснёшься, а дождик в окно
Стучит да стучит,
А без солнца темно?
- Доброе утро, друзья, всё равно!
Придумано мудро- Доброе утро!
- Добрый день! - тебе сказали.
- Добрый день! - ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и Доброты.
Что такое
Лучшее из слов.
Потому что
Значит – будь здоров.
Правило запомни
Знаешь – повтори
Старшим это слово
Первым говори.
Вечером расстались
Встретились с утра
Значит, слово «здравствуй» говорить пора.
-Здравствуйте!- ты скажешь человеку.
-Здравствуй!- улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.
- Воспитатель: Вы знаете, как родилось слово «здравствуйте»?
- Приветствие это родилось из выражения «Я здравствую тебя», т.е. желаю тебе здоровье. Слово «здравствуйте» очень старое. Оно связано со словом дерево. Когда-то люди, произнося слово «здравствуйте», желали друг другу быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево, как дуб, например. И теперь, когда мы говорим это слово, желаем быть здоровыми, сильными и крепкими.
Слова - благодарности: спасибо, большое спасибо, благодарю вас.
Есть такая наука Этимология, которая изучает значение и происхождение слов. Обращаясь к этимологическому словарю читаю: «Когда-то это было устойчивое сочетание в речи двух слов: СПАСИ (тебя) БОГ, произносимое как исполненное благодарности пожелание.
В таких часто употребляемых словах отдельные их части постоянно сливаются, а неударные (заударные) звуки слабеют и отмирают, как кончики ветки, куда уже не поступает сок. Отмерло и конечное «Г». Но слово это и без «Г» не потеряло своей красоты, оно доброе и светлое. СПАСИБО,
-Воспитатель: Какие слова благодарности говорите вы? (ответы детей)
- Кто не забывает говорить эти слова?
(Читают подготовленные дети)
За что мы говорим «спасибо»?
За всё, что сделали для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
За что сказали, сколько раз.
Слова - пожеланий: всего хорошего, всего доброго, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути.
-Воспитатель: Когда вы говорите эти слова?
- Какие из этих слов говорите вы?
- Кто маме с папой желает всегда «спокойной ночи» (ответы детей)
Слова-извинения: простите, пожалуйста; извините, пожалуйста.
- Воспитатель: Когда мы говорим эти слова-извинения?
- Почему человек должен уметь извиняться? (ответы детей) (уметь признать свою ошибку)
-Простите! - я больше не буду
Нечаянно бить посуду
И взрослых перебивать.
И что обещал – забывать.
А если я всё же забуду-
-Простите, я больше не буду.
Слова-просьбы: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас.
Физминутка
-Давайте немного отдохнём и поиграем в игру «Не ошибись, пожалуйста!»
-Я буду давать команды, но выполнять вы будете только те, в которых есть «волшебное» слово.
-Итак, начали! Не ошибитесь, пожалуйста!
Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки.
Поднимите, пожалуйста, руки!
Будьте добры, похлопайте!
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста!
Тихо сядьте.
Тихо сядьте, пожалуйста!
Слова-прощания: до свидания, до скорой встречи, прощайте….
- Какие говорите слова-прощания?
- Когда их говорят?
Воспитатель: Когда человек совершает добрые дела, поступки, пользуется добрыми словами, какое лицо бывает у него в эту минуту? Опишите! (ответы детей)
( Незлое, приятное, мягкое, с добрыми глазами, с улыбкой, с теплым взглядом).
Упражнение «Презентации эмоций».
- Я вам покажу изображения различных эмоций. Давайте вместе с вами попробуем догадаться, как называется эта эмоция.
- А можно ли по лицам людей догадаться о том настроении, которое они испытывают? (Демонстрация изображений эмоций у людей: радости, грусти, злобы, страха, брезгливости, высокомерия и т.д. последней показываю грустную Золушку) .
- Ребята как вы думаете, почему она грустная? А как мы можем ей помочь? 9ответы детей)
Пальчиковая гимнастика «Помоги Золушке»
(Дети сортируют фасоль и горох.)
Вос-ль: Вы хотели бы взять в друзья Золушку, почему? (ответы детей)
Воспитатель: Все вы, наверное, хорошо знакомы с некоторыми из сказок. Какие сказки вы знаете? Во всех сказках добро борется со злом. И не всегда эта борьба бывает легкой. Иногда сказочные герои вынуждены пройти серьезные испытания, прежде чем добро восторжествует.
Интересно, а вы сможете сразу определить добрый человек или злой?
Мы сейчас поиграем в игру «Выбери себе в друзья сказочных героев».
(Дети выбирают, называют их качества.).
Остаются отрицательные герои.
Воспитатель: Почему вы не хотите дружить с оставшимися сказочными героями? (ответы детей)
Дети называют их отрицательные качества.
Воспитатель: Как им помочь исправиться? (ответы детей)
( Нужно научить их не совершать плохих поступков, почаще улыбаться, не сердиться, использовать добрые слова).
Воспитатель: Сейчас, сию минуту сможете вы друг другу подарить добро? Как это сделать? (ответы детей)
(Улыбнуться, посмотреть друг на друга ласковым взглядом, взяться за руки, признаться в хорошем настроении).
Воспитатель: Видите, как много здесь разных предметов: зернышки, цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка, листок бумаги и фломастер. Посмотрите на эти предметы. С их помощью можно совершить добрый поступок. Скажите, какой? (ответы детей)
( Зернышками накормить птиц, цветок подарить, игрушку отремонтировать, книгу подклеить, грязную чашку вымыть, на листке бумаги нарисовать что-то приятное и подарить близкому человеку).
Воспитатель: Молодцы! Доброта - это важное человеческое качество.
Решение ситуации:
«Пошли погулять мальчик и девочка в сад. Мальчик играл с игрушкой, а девочка сидела на скамейке рассматривала книгу. Мальчик, увидев девочку тоже захотелось посмотреть книгу. И он решил подойти к ней поближе. Начал девочку дергать за косички.
- Ай-ай - (заплакала девочка).
На крик прибежала мама девочки. Она посмотрела сурово.
- Простите меня! - шепнул мальчик виновато.
- Ступай! - улыбнулась. «Прощаю тебя!»
- «Простите!» Ура!- воскликнул мальчик радостно. «Простите» - «Какое интересное слово»- подумал мальчик.
Мальчик с девочкой помирились.
Воспитатель: Как вы думаете, надо ли просить прощения? Зачем? (ответы детей)
Воспитатель: Как вы считаете, в каких случаях и при каких обстоятельствах необходимо извиняться? За что надо извиняться? (ответы детей)
(За плохой поступок, за обидные, грубые слова; за то, что ты обманул или был невежливым).
Воспитатель: Верно! Вы назвали немало случаев, когда необходимо извиняться. А вы оказались в таких ситуациях? Расскажите о них, пожалуйста.
( Рассказы детей).
Воспитатель: Вы правильно сказали, что надо извиняться за ложь и обман.
Воспитатель: Докажите это, продолжив фразу: «За ложь надо извиняться, потому что». (ответы детей)
( Если ты солгал один раз, второй раз тебе не поверят. С обманщиком никто не дружит, не играет. Лживых людей не уважают, их называют «врун», «лжец», «обманщик». Если ты солгал, необходимо извиниться как можно скорее! Но лучше никогда не лгать и всегда говорить правду).
Воспитатель: Теперь рассмотрим такую ситуацию. Вы вошли в автобус, но не успели сесть, автобус тронулся с места, и вы нечаянно кого-то задели, толкнули или наступили кому-то на ногу. Что необходимо сделать? (ответы детей)
Воспитатель: Докажите это, продолжив фразу: «Извиниться надо и тогда, когда кого-то нечаянно задел или толкнул, потому что☹ответы детей)
( Признаешься в том, что доставил неприятность случайно и жалеешь об этом. Нужно снять обиду, напряжение Чтобы стало легче находиться вместе).
Воспитатель: Что чувствует человек, перед котором извинились?(ответы детей)
Воспитатель: И как правило, он отвечает с улыбкой: «Ничего, ничего, пожалуйста. Ничего страшного!» Надо уметь извиняться, но при этом нельзя забывать, что делать это надо вовремя.
Воспитатель: Предлагаю вам назвать «Добрые слова» (ответы детей)
Воспитатель: Вы правильно назвали «волшебные» слова, а чтобы они сопутствовали вам всегда. Поиграем в другую игру.
Игра «Вежливость»
- Воспитатель: В руках у меня 3 кружка: синий, оранжевый, зеленый.
Синий - означает слово «спасибо», зеленый - «пожалуйста», оранжевый - «извините, простите». Когда подниму кружок, называете вежливые слова.
- У каждого из вас есть в груди маленькое солнышко. Это солнышко- вежливость и доброта. Добрый человек всегда вежлив, любит людей и помогает им. Хорошими поступками мы можем добиться того, чтобы нас любили и уважали, потому что хорошо относятся только к тому, кто сам хорошо относится ко всем. Я надеюсь, что и вы у меня такие.
- На столах у вас лежат солнышки. Нарисуйте пожалуйста на них то добрую эмоцию . Пусть солнышко улыбнётся каждому из вас.
Воспитатель: А сейчас вам всем нужно запомнить «Золотые правила» вежливого обращения.
Дома, в садике и на улице не забудь говорить вежливые слова «Привет», «Здравствуй», «Добрый день».
Младшие первыми приветствуют старших. А мальчики первыми приветствуют девочек.
Обращаясь к кому-либо с просьбой или с вопросом, поклонись слегка – это будет означать приветствие. Вспомни при этом слово «пожалуйста».
Получив подарок или покупку, или ответ на свой вопрос, не забывай сказать доброе слово «спасибо».
Если нечаянно толкнул или обидел кого-то, тотчас же извинись.
Это лишь маленькая часть всех правил хорошего тона, но их мы должны знать и выполнять.
Итог НОД:
-Воспитатель: Что нового и интересного узнали сегодня? (ответы детей)
- Какой вывод можно сделать? (ответы детей) Посмотрите наша свеча горела на протяжении всего занятия. Давайте задуем ее.
А вам я желаю, чтобы в каждом из вас горела искорка добра…!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект интегрированной НОД с использованием ИКТ в подготовительной к школе группе на тему:"Добро пожаловать в солнечную Италию"
НОД предназанчена для детей подготовительной группы и имеет своей целью познакомить дошкольников с географическим положением Италии; расширить представление об Италии, как стране карнавалов, родине сы...

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. Тема: «Твори добро»
Конспект НОД разработан для детей подготовительной группы. Оснавная задача- это знакомство детей с понятием" волонтер," " волонтерская деятельность"....

Программа социально-коммуникативной направленности для детей подготовительной к школе группы «РАЗВИВАЙКА»
Программа «Развивайка» по содержательной, тематической направленности является социально-педагогической, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по форме организац...

Программа социально-коммуникативной направленности для детей подготовительной к школе группы «РАЗВИВАЙКА»
Программа «Развивайка» по содержательной, тематической направленности является социально-педагогической, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по форме организац...

Конспект открытого занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе с ТНР Тема: «Загадочные слова» (фразеологизмы) или «Дружба сказок с фразеологизмами»
Цель: Создать условия для формирования навыков употребления фразеологизмов в речевой практике старших дошкольников. Задачи: Обучающие:формировать представления детей...
Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы Тема: Звуковой анализ слова «слон»
Цель:Создать условия по овладению первоначальными основами грамотыЗадачи:Освоение звукового анализа словРазвитие представлений о гласных звукахРазвитие умения отличать гласные звуки от согласныхОбучен...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Занимательные звуки, буквы, слова и слоги"
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. «Занимательные звуки, буквы, слова и слоги»...