Статья "Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ"
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 45 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Статья «Использование здоровьесберегающих технологии на музыкальных занятиях в ДОУ»
Автор: музыкальный руководитель Носова А.В.
«Давным-давно на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать, каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным». Другой: «Человек должен быть здоровым». Третий: «Человек должен быть умным». Но один бог сказал так; «Если все это будет у человека, он будет подобен нам». И решили они спрятать главное, что есть у человека, здоровье. Стали думать, куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие – за высокие горы, а один из богов предложил: «Здоровье надо спрятать в самого человека!».
Так и живет с давних времен человек, пытаясь найти свое бесценное здоровье! И, к сожалению, по сей день не каждый из нас может найти его, поддержать и сохранить! Ведь мы живем в XXI веке, веке новых технологий, плохой экологии, постоянных перегрузок, как информационных, так и физических, не правильного питания, низкопробной музыки…Все эти факторы ставят перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на мой взгляд является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения! Этот вопрос касается не только медицины, но и педагогики. Ведь умственное развитие, прочность знаний, формирование мирровозрения, социальная адаптация детей находятся в прямой зависимости от состояния здоровья!
С древнейших времён известно, что из всех видов искусств музыка является самым сильным средством воздействия на человека! При грамотном использовании развивает интеллект и гармонизирует, и конечно же обладает целебными свойствами. Еще в 3 веке до нашей эры с помощью специально подобранных мелодий лечили от тоски и нервных расстройств, и даже останавливали сильные кровотечения. И по сей день тема воздействия музыки на живой организм очень актуальна, изучается и развивается в различных направления!
Рассмотрим здоровьесберегающие технологии, которые можно использовать на музыкальных занятиях в детском саду:
-валеологические песенки-распевки;
- дыхательная гимнастика;
-артикуляционная гимнастика;
- игровой массаж
- пальчиковые игры
- музыкотерапия;
Стоит отметить, что музыкальное занятие уже само по себе является здоровьесберегающей технологией- каждое из 5 видов музыкальной деятельности содержит в себе оздоровительный эффект, влияющий на укрепление здоровья!
Пение. Давно известно, что пение способствует правильному формированию дыхания. Тренирует дыхательную мускулатуру человека, увеличивает емкость легких и развивает диафрагмальное дыхание! Является отличным средством профилактики простудных заболеваний. А так же эффективнейшим средством снятия внутреннего напряжения и самовыражения.
• тренируется дыхательная мускулатура,
• диафрагмальное дыхание,
• улучшается дренаж бронхов,
• увеличивается жизненная емкость легких.
• массаж внутренних органов.
• формирование хорошей осанки
Известный венгерский композитор Золтан Кодай пение ставил в один ряд с физической культурой и считал, что петь, как и заниматься физическими нагрузками человеку нужно ежедневно.
Музыкально-ритмические движения способствуют подъему тонуса, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять психо-эмоциональное напряжениеу детей. Является средством развития двигательного творчества и самовыражения.
мобилизуют физические силы, вырабатывают координацию движений, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, пособствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму.
Слушание грамотно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание, несет музыкально терапевтическое воздействие.
Игра на музыкальных инструментах повышает познавательную активность учащихся, способствует координации музыкального мышления и двигательной сферы, развивает фантазию и творческие способности и, наконец, доставляет детям большое удовольствие.
Таким образом можно смело утвержать, что умело организованное музыкальное занятие способствует оздоровлению детей!
Остановим внимание на здоровьесберегающих технологиях, которые используются в пении: песенки-распевки,дыхательная и артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры и самомассаж. Весь этот комплекс влияет на развитие речи детей, исправляет различные деформации грудной клетки, служит профилактикой заболеваний дыхательных путей, поднимает настроение и настраивает на рабочий лад конечно же подготавливает голосовой аппарат к пению.
Песенки-распевки. Их использование на музыкальных занятиях подготавливает певческий аппарат детей к работе, собирает внимание и поднимает настроение и , конечно же, влияет на различные Дыхательные упражнения – корректируют нарушения речевого дыхания, помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Заряжают бодростью и жизнерадостностью, сохраняя высокую работоспособность, а так же оказывают на организм человека комплексное лечебное воздействие:
-положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
-способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
-улучшает дренажную функцию бронхов;
-восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
-исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.
Артикуляционная гимнастика способствует тренировке мышц речевого аппарата и ориентированию в пространстве. Повышает показатели уровня развития речи детей, развивает певческие навыки, музыкальную память и внимание, вырабатывает контроль за положением рта. Ведь голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. Обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Правильный подбор дыхательных и артикуляционных упражнений обеспечивает более качественное функционирование организма.
А о лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом, знали испокон веков. С их помощью лечили самые различные заболевания.
Пальчиковые игры, самомассаж. Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, так как это бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам. Приемы массажа
полезны не только больному, но и здоровому человеку. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он делает что-то прекрасное, развивает у человека позитивное отношение к собственному
телу. Ребенок может легко этому научиться в игре. Использование игрового массажа А. Уманской, М. Картушиной, А.Галанова повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус,деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.
Музыкотерапия - одно из перспективных направлений оздоровительной работы в ДОУ. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдом М.Чистяковой повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека: звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности, физически взбодрить. Духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы. Интеллектуальной сфере соответствует музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная. Струнные инструменты прямо воздействуют на сердце, а вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло.
Музыка должна прослушиваться детьми дозированно, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей. Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием классической и специальной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы.
Оздоровление детей, создание эмоционального комфорта – важнейшая задача ДОУ. Организация в детском саду музыкально-оздоровительной работы с использованием современных методов здоровьесбережения обеспечивает более бережное отношение к физическому и духовному здоровью детей, помогает в комплексе решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения
Музыка помогает создать полноценные условия для сохранения здоровья детей,
развивает интерес к занятиям, включающим здоровьесберегающие технологии,
внедрить эти технологии в ежедневный образовательный процесс .
закрепить навыки и умения детей, с целью улучшения физического здоровья, голосовых и музыкальных данных, а так же здоровья психики ребенка и комфортного состояния в образовательном процессе.
Таким образом, применение здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях даёт возможность решать одну из важных задач, стоящих перед современной педагогикой - создание условий для сохранения здоровья детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальное занятие «Путешествие на музыкальном паровозике» Для детей 5 – 7 лет с использованием здоровьесберегающих технологий.
Музыкальное занятие «Путешествие на музыкальном паровозике» Для детей 5 – 7 лет с использованием здоровьесберегающих технологий....
Конспект музыкального занятия . Тема «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ»
Форма организации деятельности: подгрупповаяСредства обучения:1. Оборудование:-музыкальный центр-проектор- ноутбук- музыкальные инструменты: птичка-свистулька, шишки, султанчики, орехи, де...
Интегрированное музыкальное занятие в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий «Путешествие к музыкальным гномикам»
Цель: обогатить детей новой информацией о музыкальной грамоте; развить познавательный интерес, любовь к творчеству, самостоятельности, развивать творческое воображение, используя музыкально - ритмичес...
Консультация по теме:"Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях виды музыкальных занятий."
Данная консультация предназначена для музыкального руководителя детского сада. Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, ...
Выступление на городском семинаре для музыкальных руководителей МДОУ, МАДОУ тема: «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»
Музыкально-оздоровительная работа в ДОО - достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников. Новизна данного направления состоит в том, что на музыкальных зан...
Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»
Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников. Так я начала организовывать музыкально-оздо...
Методическое пособие для музыкальных руководителей ДОУ «Музыкально - оздоровительная работа с детьми в ДОУ - применение здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях».
Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание.Здоровье – это базовая ценность и не...