ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ
статья
Как доказал Н.Н. Поддъяков лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, на способности обучаться в дальнейшем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_ideya.docx | 24.19 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ
«Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование»
Актуальность проблемы
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, мыслить самостоятельно и творчески.
Одним из методов развития познавательной активности является эксперимент, главное достоинство этого метода – непосредственный контакт ребенка с предметами и материалами, что дает детям реальное представление об изучаемом объекте, познание его свойств, качеств, возможностей. Как доказал Н.Н. Поддъяков лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, на способности обучаться в дальнейшем.
ЦЕЛЬ моей работы: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Исследования и опыты включаются мною в различные формы работы с детьми и направлены на решение следующих задач:
ЗАДАЧИ:
- Сформировать у детей познавательную инициативу, умение
сравнивать (различать и объединять) вещи и явления; устанавливать простые
связи и отношения между ними, то есть упорядочивать свои представления о
мире.
- Развитие у детей умственных способностей: - развитие
мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;
- формирование способов познания путём сенсорного анализа.
- Социально-личностное развитие каждого ребёнка: развитие
коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного
самоконтроля и саморегуляции своих действий.
- Развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при
проведении игр-экспериментов.
Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно - предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья.
Новизной данного опыта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования и характеризуется структуризацией практического материала для организации развивающей среды в группах детского сада и проведения игр- экспериментирования с дошкольниками.
Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, исходя из актуальности данного направления детской деятельности понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей, стремясь создать условия для исследовательской активности ребенка, мы приняли участие в федеральном проекте Успех каждого ребенка и разработали программу дополнительного образования «Юный исследователь», где я являюсь руководителем.
Для этого в саду создана соответствующая развивающая среда, обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов.
При оборудовании мини-лаборатории учитывались следующие требования:
• безопасность для жизни и здоровья детей;
• достаточность;
• доступность расположения.
Для развития познавательной активности и элементарных естественных представлений об объектах и явлениях природы, свойствах и качествах различных материалов, здесь имеются:
• Приборы для проведения опытов и экспериментов (лупы, водяная мельница, термометры, песочные часы, пипетки, зеркала, магниты и пр.);
• Различные емкости (пластиковые стаканы, тарелки, контейнеры, воронки, мерные ложки и т.п.).
• Материалы: природные (камни, глина, песок, перья птиц, шишки, желуди, семена растений и пр.); рукотворные (различные виды тканей, бумаги, резина, кожа, деревянные, металлические, пластмассовые мелкие предметы, пр.); бросовые (трубочки для сока, пробки, кусочки поролона, пенопласта, киндер-сюрпризы и пр.);
• Сыпучие продукты (мука, сахар, соль, крахмал, красители, крупы и пр.)
По программе мы получили:
1. Микроскопы световые
2. Цифровую лаборатория по экологии
3. Лабораторные весы с разновесами
4. Химическую посуду для опытов
Наряду с этим имеется картотека экспериментов. В книжном уголке имеются детские справочники, энциклопедии: «Я познаю мир…», «Всё обо всем» и другие.
А также наш детский сад, является республиканской опорной площадкой «Апробации модели научно-методического сопровождения непрерывного профессионального развития педагогических кадров дошкольного и начального образования Республики Мордовия», я являюсь администратором.
Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждая из которых представлено несколькими темами:
- Живая природа: в данном направлении обращаю внимание н характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов и другие. Ребята с очень большим интересом наблюдают за всей экспериментальной деятельностью, которую они проводят.
- Неживая природа: провожу опыты с воздухом, водой, почвой, светом,
цветом, температурой и др.
- Человек: раскрывает функционирование организма, рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений.
Все темы усложняются и дополняются по содержанию в зависимости от возраста детей.
Совместная познавательно - исследовательская деятельность взрослых и детей и самостоятельная детская деятельность организуется мной в разных формах:
сюжетно-ролевая игра;
рассматривание;
наблюдение;
беседа;
экскурсии;
конструирование;
экспериментирование;
исследовательская деятельность.
Экспериментально-исследовательская деятельность, как стержневая,
часто интегрируется мною с другими видами деятельности:
- Чтение художественной литературы, вводящей в конкретную тему, затем экспериментирование. (Например: рассказ «Про снежный колобок» Н. Калининой и опыт со снегом).
- Познавательно-исследовательская, затем продуктивная. (Например: тема: «Камни, их свойства и конструирование домика или «Свойства песка» и рисование на мокром песке)
- Познавательно-исследовательская и сюжетная игра (например, тема: «История стула» и сюжетно-ролевая игра «Музей».)
Каждая из этих форм имеет определенную логику построения и развития, различную временную продолжительность и содержательную составляющую, постоянное усложнение и вариативность организации.
Прогулка - это замечательное время, когда я могу постепенно приобщать малышей к тайнам природы - живой и неживой, а у ребенка появляется возможность экспериментировать в естественных условиях и получить ответ на вопросы: Зачем лед посыпают солью? Как получить цветные льдинки? Почему нельзя есть снег? Можно ли сделать посуду из песка? Куда делась вода? и пр.
Моими первыми помощниками в решении задач по поисково-исследовательской деятельности являются родители. Ребенок и дома продолжает быть исследователем, родители не все и не всегда могут помочь своим детям. В помощь родителям я подобрала практический демонстрационный материал, при помощи которого родители могут самостоятельно дома вмести с детьми экспериментировать и проводить опыты
На сайте ДОУ, для родителей и общественности представлен различный теоретический и практический материал по развитию исследовательской и экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста.
Таким образом, вся моя работа по формированию и развитию познавательной активности детей через элементарное экспериментирование направлена на развитие познавательной инициативы, обогащение представлений каждого ребенка об окружающем мире, умение устанавливать причинно-следственные, родовидовые, пространственные и временные связи, способствует развитию самостоятельности, умению отстаивать свою точку зрения и выслушивать мнение других, управлять своим эмоциональным состоянием, активизирует творческую, поисковую активность в любых нестандартных ситуациях
ЛИТЕРАТУРА
- Иванова А.И «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»: Пособие для работников дошкольных учреждений.- М.:ТЦ Сфера, 2004
- Лозовая В.И., Камышанченко Е.Н. Формирование познавательной активности школьников. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2000..
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации. / Под ред. Л.Н. Прохоровой. - М.: АРКТИ, 2003.
- Поддьяков А.Н. Обучение дошкольников экспериментированию. // Вопросы психологии, 1991.
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Метод, пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
педагогическая идея
В статье представлен опыт работы по теме : "Духовно-нравственное воспитание детей чеез музыкальную деятельность"...
Педагогическая идея "К здоровой семье через детский сад"
Основная цель данного проекта - это вовлечение родителей в воспитательно- образовательный процесс, разнообразить формы дифференцированной работы с ними, чтобы пробудить интерес...
Педагогическая идея: Формирование поликультурной компетентности дошкольника в условиях работы ДОУ
методичекие рекомендации для воспитателей ДОУ...
Ведущая педагогическая идея.
Формирование познавательной активности детей через экологическое воспитание....
Педагогическая идея: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников с использованием регионального компонента».
Педагогическая идея:«Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников с использованием регионального компонента»....
педагогическая идея
мысли в слух...
педагогическая идея
педагогическая идея для воспитателя года...