Ведущая педагогическая идея.
статья по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Формирование познавательной активности детей через экологическое воспитание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_4.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
И.Н. Малова
МАОУ НШ - детский сад № 72, Калининград.
Ведущая педагогическая идея.
В основе ведущей идеи моей работы лежит формирование познавательной активности детей через экологическое воспитание путем внедрения различных видов деятельности и включение всех анализаторов (зрительных, слуховых, обонятельных, тактильных) в образовательную деятельность по экологии, которые позволят ему реализовать свои познавательные способности, в интересной, игровой форме, обогатить словарь, развить коммуникативные умения, интерес и активность.
В ряде научных публикаций познавательная активность детей дошкольного возраста рассматривается как проявление самостоятельности, инициативы, творчества.
Я считаю, что далеко не всякая интеллектуальная деятельность приводит к развитию способностей, а лишь та, что связана с резко выраженными положительными эмоциями. Иначе говоря, воспитание познавательной активности связывается с познавательным интересом к окружающему.
Реализация этой идеи потребовала создания определённой системы работы по экологическому воспитанию.
Одним из главных условий работы по теме является создание развивающей среды, применение наглядного материала: картин, муляжей, реальных предметов, игрушек, карточек, театральных персонажей, музыки, логоритмических упражнений и т.д., поскольку основой содержания познавательной деятельности детей является чувственное познание.
Именно правильно организованное восприятие даёт ребёнку правильные сведения о предметах, явлениях, их разнообразных внешних качествах, создаёт их образы. Абстрактное и конкретное, рациональное и чувственное в познании ребёнком окружающего способствует возникновению ассоциативных связей.
Большое внимание уделяется обогащению зрительного опыта детей ещё и потому, что полученные образы у дошкольника крайне неустойчивы и легко изменяются. Усвоение материала происходит тем глубже и полнее, чем более эмоционален ребёнок, чем радостнее его переживание.
Еще одним условием для успешной реализации моей темы является комплексно – тематическое планирование в соответствии с ФГОС, предусматривающее интеграцию педагогических областей и педагогической деятельности
Предлагаемая система позволяет решать следующие задачи:
- расширить и уточнить, систематизировать представления детей о растительном и животном мире природы;
- конкретизировать представления детей об условиях жизни растений и животных;
- учить различать по внешнему виду и правильно называть объект изучения. У
- уметь сравнивать;
- развивать интерес к родному краю;
- учить обобщать и систематизировать представления о временах года;
- учить наблюдать различные явления природы;
- закреплять умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности;
- учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
- подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды;
- закрепить умение правильно вести себя в природе.
Наши занятия в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности.
В области экологического образования интегрированные занятия играют не менее важную роль: мы развиваем эстетическое восприятие природы у детей, способность чувствовать и переживать ее красоту; формируем экологические представления об окружающем.
Работая по данной теме, в течение трех лет мною было разработано тематическое планирование по каждому возрасту.
Опираясь на методики по экологическому воспитанию и в связи с утверждением и внедрением новых государственных требований к структуре дошкольного образования, возникла необходимость использовать путь интеграции. Говоря об интеграции в экологическом образовании, следует отметить мероприятия, которые я использую в своей работе. Прежде всего, это интегрированная образовательная деятельность, где в рамках одной темы решаются разные задачи развития детей, и строится на разных видах деятельности.
Разработана система экскурсий.
Экскурсии с детьми 6 - 7 лет в ближайшее природное окружение – это интересное и полезное педагогическое мероприятие. Одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные, эстетические. Экскурсия по своей организации является комплексным мероприятием: его планируют, обдумывают, готовят сразу несколько взрослых – эколог, инструктор по физическому воспитанию, медсестра, воспитатель – методист, воспитатель группы.
Во время экскурсий уделяется особое внимание созданию проблемных ситуаций, используется художественное слово, словесные игры, отгадывание загадок. Большое значение среди этих мероприятий, имеют наблюдения – они могут быть самого различного содержания в зависимости от времени года, конкретного природного окружения, опыта посещения детьми экосистем.
Разработала авторский календарь природы для детей
Широко использую сюжетно - ролевой игры в экологическом образовании детей. Если игра специально организованна воспитателем и привнесена в процесс познания природы и взаимодействия с ней, такую игру называют игровой обучающей ситуацией (ИОС). ИОС – это полноценная, но специально организованная сюжетно – ролевая игра. Ее характеризуют следующие моменты:
- она имеет короткий и несложный сюжет;
- оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой, для нее специально организованно игровое пространство;
- в содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все ее компоненты – сюжет, ролевое взаимодействие персонажей;
- игру проводит воспитатель;
- воспитатель руководит всей игрой.
Можно выделить несколько типов ИОС, с помощью которых успешно решаются различные образовательные задачи ознакомления детей с природой:
- Игровые обучающие ситуации с игрушками- аналогами
- Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами.
Данные ситуации связаны с использованием кукол.
Изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых
детям.
- Игровые обучающие ситуации типа путешествий.
Путешествия - это собирательное название различного рода игр в посещение выставок, ферм, зоопарка, салона природы, в экскурсии, походы, экспедиции, поездки. Посещая интересные места, дети в игровой форме получают новые знания о природе, чему способствует обязательная роль в игре руководителя.
Таким образом, на сегодняшний день педагогический процесс обогащен различными видами мероприятий интегрированного характера. Они позволяют преследовать различные цели воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.
Включение родителей в нашу работу обязательно.
Результативность работы.
Результатами моей работы считаю сформированную познавательную активность детей, связанную с экологическим воспитанием. Повысился интерес детей к объектам живой и неживой природы; вопросы детей носят познавательный характер; повысился уровень экологической воспитанности детей; качественно изменилось отношение детей к природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
педагогическая идея
В статье представлен опыт работы по теме : "Духовно-нравственное воспитание детей чеез музыкальную деятельность"...
Педагогическая идея "К здоровой семье через детский сад"
Основная цель данного проекта - это вовлечение родителей в воспитательно- образовательный процесс, разнообразить формы дифференцированной работы с ними, чтобы пробудить интерес...
Педагогическая идея: Формирование поликультурной компетентности дошкольника в условиях работы ДОУ
методичекие рекомендации для воспитателей ДОУ...
Педагогическая идея: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников с использованием регионального компонента».
Педагогическая идея:«Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников с использованием регионального компонента»....
педагогическая идея
мысли в слух...
педагогическая идея
педагогическая идея для воспитателя года...
педагогическая идея
выступление на педсовете...