«Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
методическая разработка
Речевая деятельность как совокупность речи процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности. Как правило, такие дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. Поэтому речевое развитие нужно начинать уже с младшего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralizovannaya_deyatelnost_kak.docx | 29.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Речевая деятельность как совокупность речи процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности. Как правило, такие дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. Поэтому речевое развитие нужно начинать уже с младшего возраста. Дошкольный возраст — наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В этом возрасте у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь, а также происходит формирование основных качеств личности.
Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя,мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И мысль, сказанная немецким психологом Карлом Гросс, которая до сих пор пользуется популярностью: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, так как игра — ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развития воображения, фантазии, инициативности.
Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое внимание на речевое развитие ребенка, стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков.
Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актерству. А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром несложно.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней , дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи.
Актуальность
В настоящее время речь ребенка является актуальной проблемой. Мы живем в мире, где телевизор, компьютер заменили живое общение родителей с ребенком, а также неблагополучная наследственность, экология, социальные факторы сказались на особенностях развития речи дошкольников. В связи с этим речь детей имеет различные нарушения, не всегда является эффективным средством коммуникации, не выразительна, бедна по словарному запасу и т. д. А ведь именно дошкольный период является периодом интенсивного развития речи детей и поэтому мы — педагоги дошкольного образования со всей ответственностью должны подойти к этой проблеме.
Также ясная и правильная речь - залог продуктивного общения, уверенности, успешности.
Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем.
Одним из важнейших факторов, стимулирующих развитие речи у детей является театрализованная деятельность, самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, доставляет радость, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой, развивает воображение и фантазию, способствует творческому и речевому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любимые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.
В работе для повышения уровня речи детей, я решила использовать театрализованную деятельность. Определила цель: «Изучение особенностей развития речи и коммуникативных навыков у детей в процессе театрализованной деятельности». Задачи: а) апробировать методику работы по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»; б) расширять представления детей о театре, его видах, атрибутах.; в) создавать условия для организации совместной театрализованной деятельности детей и взрослых; г) совершенствовать систему взаимодействия с родителями с целью обогащения игрового опыта и активности ребенка; д) формировать предметно — развивающую среду, способствующей развитию театрализованной деятельности.
Значение театрализованной деятельности для развития речи.
Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности, которые надо проводить каждый день — это игра, и пожить и порадоваться в ней может каждый ребенок.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии — через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, исполняемая роль - особенно диалог с другими персонажами, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественного воспитания. Она — неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу, познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами душа просит сказки — чуда, ощущения беззаботного детства.
Театрализация — это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности — пением, движением под музыку, слушанием и т. д., необходимость систематизировать ее в едином педагогическом процессе очевидна. Одним из этапов в развитии речи в театрализованной деятельности является работа над выразительностью речи. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей, к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Кроме того, при обучении детей средствами речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании ( речь, напев, мимика, пантомима, движения). Поэтому работу в этом направлении воспитатели проводят начиная с младших групп. Воспитатели побуждают детей к общению ( игра «Кто мы такие», «Назови мне свое имя», сказка-потешка «Кисонька-Мурысенька», «Лошадка» А. Барто, «Прогулка по лесу»). Учат детей находить выразительные средства в интонации (показ сказки «Теремок» , где обращалось внимание детей на имитацию голосов животных). Учат детей эмоционально проговаривать фразы, четко произносить звуки («Прогулка в лесу», где давали понятия о том, как шумит ветер, падают листья, шуршат под ногами).
Дети учатся произносить звукоподражательные слова сразличной интонацией, развивают речевое дыхание (после отгадывания загадок о животных дети имитируют голос отгаданного животного, игра «Ворон и воронята» (ветер дует зимой, делают глубокий вдох носом и надув щеки, с силой выдыхают). Учат детей логически выразительно проговаривать слова в чистоговорках, меняя силу голоса (са-са — вот летит оса, с разной силой голоса, тихо-громче-громко, меняя интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно. Ша-ша-ша-наша каша хороша и т. д. ).
В средних группах работа над выразительностью заключается в следующем — продолжается работа по интонационной выразительности речи (игровое упражнение «Сеня в лесу встретил лису», «Веселый оркестр»). Закрепляются умения в сочетании движения и речи (игры на пальцах, игровое упражнение «Представьте себе», ролевой театр «Под грибом», «Дом и ворота» и др.). Закрепляются умения произносить тексты с различной силой голоса и интонацией (игровое упражнение «Художница-осень, мини-сценка «Еж-чистюля», «Аист длинноногий», «Лиса и журавль», инсценировка стихотворения А. Тараскиной «Воробей»). Закрепляются умения выразительно произносить предложенную фразу (игра «Угадай чей голосок», «Веселые превращения»). Развиваем мелкую моторику в сочетании с речью (мини-сценка «Хозяйка и кот», «Собака и кошка»).
В старших и подготовительных группах уделяется большое внимание развитию связной речи, ее интонационной выразительности (инсценировка «Вежливые слова», мини-сценка «Брусничка», театрализованные игры «Листопад», «Кто колечко найдет»). Продолжается развитие монологической и диалогической речи, постановка спектакля «Мыльная сказка», инсценировка «На базаре», «В гостях у Мойдодыра», спектакль по сказке К. И. Чуковского «Муха-цокотуха», «Двенадцать месяцев», в кукольном театре «Петушок-голосистое горлышко»).
Продолжается работа по развитию умения эмоционально общаться, произношению скороговорок. В старшем возрасте значительно расширяется содержание театральной деятельности за счет самостоятельного выбора детей, дети привлекались к режиссерской работе, развивались навыки без конфликтного общения. Таким образом, использование театрализованной деятельности в целях формирования выразительности речи, активизации словаря, грамматического строя, диалогической и монологической речи и совершенствования звуковой стороны и социально-эмоционального развития ребенка становится возможным при выполнении следующих условий:
единства социально-эмоционального когнитивного (познавательного) развития;
насыщение этой деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием;
постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными
вербальными средствами выразительности;
наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;
совместного участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей);
Сказка служит для детей первым уроком нравственности, морали, по которым живут люди. В них добро всегда побеждает зло. Это настраивает ребенка на оптимистичное восприятие жизни, формирует положительные черты характера и навыки общественного поведения.
Работа над театрализацией сказки способствует развитию коррекции всех психических познавательных процессов. Заучивание слов сказки способствует развитию памяти, расширению словарного запаса, автоматизации звукопроизношения, развитию просодической стороны речи, ее выразительности. Правильное определение местоположения на сцене, танцы развивают ориентирование, моторику, двигательную активность. Работа над смысловым содержанием пословиц и поговорок развивает логику, учит правильно оценивать ситуацию.
Таким образом, работа над театрализацией сказок способствует не только пополнению знаний и умений, но и является средством формирования общих игровых навыков, речи. Личностных качеств ребенка, его адекватного поведения в различных ситуациях. Инсценирование сказки очень увлекает детей. Они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, наряжаясь и обыгрывая ту или иную сцену. Речь их становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы, поговорки из сценария, причем — в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.
Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретенная вера в свои силы повышает самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать свое поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее к друг другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.
Влияние театрализованной деятельности на развитие коммуникативных навыков.
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, - все это помогает осуществить театр. Театрализованная деятельность — это средство эмоционально- эстетического воспитания детей, которая позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, помогает преодолеть ребенку робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театрализованная деятельность стала значительным помощником в развитии коммуникативных способностей дошкольников.
Все дети стремятся к общению: подходят к сверстникам, смотрят, как они играют или рисуют, обращаются с просьбой, подают упавшую вещь или молча, слушают разговаривающих. Но не всегда ребенку, особенно малоактивному, удается вступить в контакт, с кем хочется. Трудно складываются взаимоотношения со сверстниками и у тех, кто пришел в детский сад из семьи и не имеет навыков общения в коллективе. Они держатся неуверенно, редко участвуют в играх. Сверстники избегают контактов с ними. Такого рода ситуации следует предотвращать, так как не умея реализовать стремление к общению, ребенок становится замкнутым, у него формируются отрицательные черты характера.
Следовательно, коммуникативные способности — это те способности, которые можно и нужно развивать. Другими словами, нужно учить детей умению общаться, учить культуре общения. И начинать обучение детей основам коммуникации нужно как можно раньше, используя для этого разнообразные методы и приемы.
Театрализованная деятельность — возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном. Театральное искусство близко и понятно как детям , так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованная игра — одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей.
Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.
Характерное для театрализованной игры образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы, знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии. Новая роль, особенно диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь, тоже пополняется.
Таким образом, одним из самых эффективных методов развития коммуникативных навыков можно считать театрализованную деятельность.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Понятие и виды театрализованных игр.
Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в «театр», драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка.
Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость.
Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей.
В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Для этого надо понять, каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, уметь анализировать и оценивать поступки. Это во многом зависит от опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить.
Театрализованную игру можно разделить на две группы: драматизации и режиссерские.
В играх - драматизациях ребенок — артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли. В игре-драматизации ребенок исполняет какой-либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Импровизация может касаться не только текста, но и сценического действия.
Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т. д.) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями.
Виды драматизации: игры-имитации образов животных, людей, литературных произведений; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одноименному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки. Драматизации основываются на действиях исполнителя, который может использовать куклы.
Виды драматизаций
Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами, проговаривая текст. Можно изображать действия. Находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.
Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы руки надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.
Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.
В режиссерской игре ребенок не является действующим лицом, действует за игрушечный персонаж, сам выступает в роли сценариста и режиссера, управляет игрушками или их заместителями. Эту самостоятельность придумывания сюжета считают особенно важной для дальнейшего формирования игры и воображения. «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Преобладающими средствами выражения в этих играх являются интонация, мимика, пантомима, ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой.
Режиссерские игры могут быть групповыми: каждый ведет игрушки в общем сюжете или выступает как режиссер импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий.
Л. В. Артемова предлагает классификацию режиссерских игр в соответствии с разнообразием театров (настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой, на фланелеграфе и др.)
Виды театров.
Настольный театр игрушек. Используются игрушки, поделки, которые устойчиво стоят на столе и не создают помех при передвижении.
Настольный театр картинок. Персонажи и декорации — картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.
Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда-книжки, ведущий демонстрирует различные сюжеты, изображающие события, встречи.
Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки.
Теневой театр. Для него необходим экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.
Игра-драматизация в рамках театрализованных игр как входящая наряду с режиссерской игрой в структуру сюжетно-ролевой игры.
Руководство театрализованными играми.
Театрализованные игры в дошкольном возрасте так или иначе основаны на разыгрывании сказок. Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором при этом формируется опыт социальных навыков поведения, а любимые герои становятся образцом для подражания. Ребенок получает роль одного из ее героев, приобщается к культуре своего народа, непроизвольно впитывает то, отношение к миру, которое дает силу и стойкость в будущей жизни.
Приведу примеры педагогических ситуаций, разрешаемых с помощью театральной деятельности.
а) «Погружение в сказку» при помощи «волшебных вещей» из сказки. Создание воображаемой ситуации. Например, предлагаю детям посмотреть на вещи, стоящие в группе, используя «волшебный ритуал» (зажмурить глазки, вдохнуть, с выдохом открыть глазки, осмотреться) или «волшебные очки». Затем привлекаю внимание детей к какой-либо вещи: скамейка («Не с нее ли упало яичко?»), миска («Может в этой миске испекли Колобок?») и т. д. Затем спрашиваю, узнали ли они из какой сказки эти вещи. б) Чтение и совместный анализ сказок. Сначала я провожу беседу, направленную на знакомство с эмоциями и чувствами, а затем — выделяю героев с различными чертами характера и предлагаю идентифицировать себя с одним из персонажей. Для этого во время драматизации дети смотрятся в «специальное» зеркало, которое позволяет видеть себя в различные моменты театрализованной игры и с успехом используется при проигрывании перед ним различных эмоциональных состояний.
в) Проигрывание отрывков из сказки, передающих различные характеры с параллельным объяснением или разъяснением нравственных качеств и мотивов действий персонажей.
г) Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом)
д) Рисование, раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных для детей событий.
е) Словесные, настольно - печатные и подвижные игры, направленные на усвоение нравственных правил и постановку нравственных задач в свободной деятельности детей после занятия.
Если необходимо ввести проблемные игровые ситуации, то театрализованные игры могут проводиться в двух вариантах: с изменением сюжета, сохранив образы произведения или с заменой героев, сохранив содержание сказки.
Если необходимо ввести проблемные игровые ситуации, то театрализованные игры могут проводиться в двух вариантах: с изменением сюжета, сохранив образы произведения или с заменой героев, сохранив содержание сказки.
Рекомендации по работе над ролью.
В процессе работы над ролью использую следующие рекомендации:
составление словесного портрета героя;
фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;
сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой;
анализ придуманных поступков;
работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажей, места на сценической площадке, мимики, интонации;
подготовка театрального костюма;
использование грима для создания образа.
Правила драматизации.
В театрализованных играх с дошкольниками я следую следующим правилами:
а) Правило индивидуальности. Драматизация - это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом.
Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим.
Проигрывание психогимнастических упражнений на изображение эмоций, черт характера, обсуждение и ответы на мои вопросы являются необходимой подготовкой к драматизации, к «проживанию» за другого, но по-своему.
б) Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети .
Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т. д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев. (Например, в сказке про Красную шапочку добавлены роли девочек -бабочки, мальчиков — цветы).
в) Правило свободы. Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется (но это будет каждый раз другая сказка — см. правило индивидуальности) до тех пор, пока каждый ребенок не проигрывает все роли, которые он хочет.
г) Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием мы с детьми обсуждаем, «проговариваем» каждую роль. В этом помогают вопросы детям: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что он поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?
д) Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого теперь ты хочешь сыграть? Почему?
Атрибутика к драматизациям. Атрибутика (элементы костюмов, маски, декорации) помогает детям погрузиться в сказочный мир, лучше почувствовать своих героев, передать их характер. Она создает определенное настроение, подготавливает маленьких артистов к восприятию и передаче изменений, происходящих по ходу сюжета. Атрибутика не должна быть сложной, дети иногда изготавливают ее сами, или используем шапки- маски. Каждый персонаж имеет несколько масок, ведь в процессе развертывания сюжета эмоциональное состояние героев неоднократно меняется (страх, веселье, удивление, злость и т. д.). При создании маски важным оказывается не портретное сходство ее с персонажем, а передача настроения героя и нашего отношения.
е) Правило мудрого руководителя. Соблюдение и сопровождение педагогом всех перечисленных правил драматизации, индивидуальный подход к каждому ребенку.
В основе руководства театрализованными играми лежит работа над текстом литературного произведения. Я стараюсь преподносить текст произведения выразительно, художественно, а при повторном чтении вовлекаю детей в несложный анализ содержания, подвожу к осознанию мотивов поступков персонажей.
Обогащаю детей художественными средствами передачи образа способствуют этюды из прочитанного произведения или выбор любого события из сказки и его розыгрыш (зрители угадывают). Интересны этюды, в которых из прочитанного произведения или выбор любого события из сказки и его розыгрыш (зрители угадывают). Интересны этюды, в которых дети двигаются под фрагменты музыкальных произведений.
С целью усвоения последовательности событий, уточнения образов персонажей в свободное время предлагаю организовать художественно-творческую деятельность: рисование, аппликация, лепка по теме произведения.
Основная цель педагогического руководства — будить воображение ребенка, создавать условия для изобразительности, творчества детей.
Заключение
Несомненно, что развитие речи детей одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается постоянно — в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности.
Педагогическая значимость театрализованных игр выражается в их активном воздействии на речевое развитие дошкольников. Через ролевые высказывания, драматизацию сюжетов литературных произведений дошкольники активно экспериментируют со словом, мимикой, движением.
Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
Упражнения на различное интонирование слов (грустным, веселым, низким, высоким голосом) развивают мелодико-интонационную выразительность и плавность речи. Использование музыки при организации театрализованных игр позволяет детям ярче передавать движения героев, которые, в свою очередь, повышают активность речедвигательного аппарата. При исполнении роли дошкольнику необходимо изъясняться четко, ясно, понятно, что приводит к улучшению диалогической речи, ее грамматического строя. Именно в театрализованных играх наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить, играя, поэтому такие игры являются одним из эффективных способов воздействия на ребенка.
Дети стали активнее общаться друг с другом, расширился словарный запас, могут выразить свою просьбу, правильно задать вопрос. Кроме того, именно театрализованная деятельность позволяет дошкольникам преодолевать робость, застенчивость, неуверенность в себе, которые могут негативно влиять не только на речевое развитие ребенка, но и на развитие личности в целом.
Список использованной литературы:
Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. - М.:ТЦ Сфера, 2003.
Буренина А. И. Театр всевозможного. Выпуск 1. От игры до спектакля, Учебно-методическое пособие- 2-е издание, переработанное и дополненное — Спб,2002.
Синцова А. А. Занятия по развитию речи /Москва: Чистые пруды 2006
Доронова Т. Н., Доронова Е.Г. Развитие детей в театрализованной деятельности — Москва, 1997.
Доронова Т.Н. Играем в театр М : Просвещение 2004.
Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников М. 1991.
Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста/ Москва: Просвещение 1984 .
Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр:Программа «Театр — творчество — дети»:Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. - 4-е изд., исправленное и дополненное — М.: АРКТИ, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста
В статье описано влияние театрализованной деятельности на речевое развитие детей дошкольного возраста...
СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"
ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...
Консультация для воспитателей «Значение театрализованной деятельности в развитии речи детей среднего дошкольного возраста»
Роль театра в жизни ребенка - дошкольника несоизмеримо велика, т. к. здесь можно решать множество задач, связанных с его воспитанием и развитием....
Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста
Театрализованная деятельности в развитииречи детей детей дошкольного возраста...
«Сторителлинг - одна из инновационных технологий развития речи детейдошкольного возраста»
Повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта воспитателя с дошкольниками по работе с технологией сторителлинг....
Конспект открытого занятия по организации театрализованной деятельности. Тема: "Развитие речи детей через театрализованную деятельность. Театрализация сказки "Три поросенка"
Развитие речи детей через театрализованную деятельность. Театрализация сказки "Три поросенка"...