СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (старшая группа)

Елена Александровна Шаина

В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Сюжетно ролевая игра способствует социальному развитию школьников дошкольников, формированию у них коммуникативных навыков. В игре старшие дошкольники демонстрируют стремление к сопереживанию, проявляют внимание, доброжелательность, отзывчивость к партнёру, способность слышать и понимать другого человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья16.13 КБ

Предварительный просмотр:

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: статья посвящена исследованию возможностей сюжетноролевой игры как средства развития коммуникативных способностей старших

дошкольников. Анализируются особенности сюжетно-ролевой игры и пути ее влияния на коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста.

На основании данных исследования выделены условия организации сюжетно-ролевых игр, стимулирующие развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: коммуникативные способности, сюжетно-ролевая игра,старший дошкольный возраст, коммуникативное развитие.

Высокая значимость старшего дошкольного возраста для развития коммуникативных способностей ребенка и его личности в целом на данный момент не вызывает сомнений. Это подтверждено научными исследованиями Л.С. Выготского, М.И. Лисиной, А.Г. Рузской, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконина и др., а также отражено в ряде основополагающих нормативных актов в сфере дошкольного образования. Так, согласно ФГОС дошкольного образования от 17.10.2013 г., одним из приоритетных направлений развития ребенка дошкольного возраста является социально-коммуникативное развитие.

Сущность и содержание коммуникативного развития ребенка старшего дошкольного возраста нашли свое отражение в работах Л.Н. Галигузовой, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Ж. Пиаже, Т.А. Репиной, С.Л. Рубинштейна, А.Г. Рузской,

Е.О. Смирновой. Исследования названных авторов сосредоточены на том факте, что успешное социальное и коммуникативное развитие старшего дошкольника

заключается в формировании большой группы навыков и умений общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми; усвоении норм и правил такого взаимодействия; формировании способности к саморегуляции в процессе общения и взаимодействия; развитии способности к выполнению разных видов совместной деятельности; развитии способности к пониманию переживаний и чувств других участников общения и взаимодействия [4, с. 108]. Одним из наиболее эффективных средств коммуникативного развития ребенка старшего дошкольного возраста является его участие в различных видах совместной деятельности, наиболее значимым из которых является сюжетно-ролевая игра. Ее ценность для развития личности старшего дошкольника определяется тем, что игра является ведущим видом деятельности, т.к., согласно Л.С. Выготскому, она создает зону ближайшего развития, способствуя формированию целого комплекса способностей, умений и навыков ребенка, необходимых для его дальнейшего существования в обществе. Сюжетно-ролевая игра представляет собой вид деятельности старших дошкольников, который заключается в воспроизведении деятельности и отношений взрослых, что обеспечивает познание социальной и предметной действительности, ориентирование в ней и понимание своей позиции в системе социальных отношений [1, с. 56]. Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном образовании определяется ее особыми характеристиками, в числе которых можно назвать творческий характер, свободу самовыражения ребенка, его активности и инициативности. Наличие данных характеристик позволяет утверждать, что сюжетно-ролевая игра не просто является увлекательным видом деятельности для дошкольника, но и создает условия, при которых ребенок становится активным участником собственного развития [2, с. 49]. Положительное влияние сюжетно-ролевой игры на развитие коммуникативных способностей старшего дошкольника заключается в его ознакомлении с нормами и правилами поведения в общении и взаимодействии с другими людьми, развитии способности регулировать свое поведение в соответствии с принятыми

нормами и правилами, а также в формировании умений и навыков применения своих знаний в различных ситуациях взаимодействия. Непосредственными условиями развития коммуникативных способностей старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре являются: необходимость совместно договариваться о сюжете игры и ее содержании; потребность в обсуждении правил игры и ролей среди ее участников; необходимость взаимодействовать в процессе игры в соответствии с ее сюжетом и выбранной ролью; необходимость разрешать сложные или конфликтные ситуации, связанные с исполнением ролей и соблюдением правил; возможность договориться об усложнении сюжета игры и расширении круга участников [3, с. 96]. Следует отметить, что сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей старших дошкольников подразумевает проблему ее организации в условиях ДОУ. Анализ существующей практики применений сюжетно-ролевых игр в дошкольном образовании и опыт наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста в их игровой деятельности позволяют выделить несколько условий, способствующих активизации коммуникативных способностей детей. Первым условием является особая организация среды ДОУ, т.е. разделение пространства на несколько зон, в которых могут действовать разные объединения детей, не мешая друг другу. При этом важное значение имеет распределение игрового материала, пособий и игрушек, чтобы дети могли реализовать сюжет игры, не вступая в конфликты. Вторым условием является обогащение содержания игры за счет включения в ее сюжет различных ролей, не имеющих к нему непосредственного отношения. Такой синтез позволяет развивать творческие способности детей и при этом активизировать их коммуникативные умения и навыки. Третье условие заключается в сочетании разнообразных приемов руководства сюжетно-ролевыми играми старших дошкольников. Руководство игровой деятельностью заключается в знакомстве детей с новыми сюжетами, которые связаны с имеющимся у дошкольников опытом игровой и социальной Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» 4 https://interactive-plus.ru Содержимое доступно по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0) деятельности; развитии знаний дошкольников о деятельности, сопряженной с выбранной ролью; привлечении дополнительного игрового материала. Таким образом, сюжетно-ролевая игра обеспечивает развитие коммуникативных способностей дошкольников за счет разнообразия, возникающих в ней ситуаций, требующих взаимодействия участников. Основной развивающий потенциал сюжетно-ролевой игры связан с необходимостью договариваться и разрешать сложные ситуации. При этом для полной реализации этого потенциала необходимо участие педагога ДОУ, который организует и руководит сюжетноролевой игрой старших дошкольников, создавая условия, обеспечивающие ее эффективность в плане развития коммуникативных способностей. Список литературы 1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л.С. Выготский // Психология развития. – СПб.: Питер, 2001. – С. 56–70. 2. Зотова И.В. Сюжетно-ролевая игра как эффективный метод развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста [Текст] / И.В. Зотова, В.С. Дурицкая // Достижения науки и образования. – 2018. – № 4 (26). – С. 49–52. 3. Садовникова Н.Н. Организация и планирование сюжетно-ролевой игры в ДОУ [Текст] / Н.Н. Садовникова, И.М. Горина, С.Е. Александрова // Традиции и новации в дошкольном образовании. – 2018. – № 5 (8). – С. 96–99. 4. Эльконин Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Владос,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей ДОУ на тему: "Литературные игры как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста"

В консультации представлена информация для воспитателей ДОУ о том, каие литературные игры (и в какой форме) можно проводить в группе с детьми старшего дошкольного возраста....

"Дидактическая игра как средство развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Правильно подобранные игры являются эффективным средством для формирования морально-волевых качеств детей, реализуют детскую потребность воздействия на мир....

Обобщение педагогического опыта «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Предлагаю ознакомиться с опытом работы по развитию коммуникативных способностей детей через сюжетно-ролевые игры. Опыт результативен и может использоваться в педагогической практике...

Консультация для воспитателей "«Русская народная сказка, как средство развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

В консультации  раскрыты приёмы работы со сказками, представлен алгоритм работы со сказкой в ходе  непосредственно образовательной деятельности....

«Игра как средство развития коммуникативных способностей у детей младшего дошкольного возраста»

Способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей формируется у детей лишь по мере личностного развития. Особенно трудным для ребенка бывает перио...

План по самообразованиюСюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность:Развитие коммуникативности - умения общаться со взрослыми и сверстниками - одно из необходимых условий успешности учебной деятельности и в то же время - важнейшее направление социал...

Статья «Игра, как средство развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

В данной статье описано влияние игры на формирование коммуникативных навыков детей, приемы, которые можно использовать в совместной деятельности с детьми для развития умения вести диалог....