"Игра-драматизация, как средство воспитания" доклад по самообразованию.
материал

Лаукарт Ирина Владимировна

л

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_-_dramatizatsiya_kak_sredstvo_vospitaniya.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

   ИГРА-ДРАМАТИЗАЦИЯ, КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ

          Как известно, одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. Она волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации. Слушая музыку, ребёнок представляет художественный образ, передавая его в пении, игре, танце.

         С развитием общей музыкальности у детей появляется эмоциональное отношение к музыке, рождается творческое воображение.

         Музыка для ребёнка - мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции.

          Особое воспитательное значение имеют  музыкальные игры. Тематика и содержание этих игр обычно отражают понятные, близкие детям явления окружающей действительности, раскрывают знакомые образы животных, птиц, и их действия.

          Игра - самая близкая форма деятельности маленьких детей. Музыка определяет развитие игры, углубляет образы, создаёт сопутствующее настроение. Играя, ребёнок активно слушает музыку и непосредственно на неё реагирует. Доступность игровых образов, интерес к игре, эмоциональный рассказ педагога перед игрой ( как своеобразный методический приём ), выразительное исполнение музыки позволяют детям дать свои индивидуальные оттенки в исполнении ролей.

          Игры для детей дошкольного возраста усложняются по возрастным группам. Основой усложнения является постепенность нарастания новых, более трудных музыкальных требований с сохранением повторности предыдущих.

          Начальной формой музыкальной игры считается игра с песней и фортепианным  заключением, где текст песни - содержание игры, музыкальное заключение - развитие образа. Следующая форма музыкальной игры, когда содержание и развитие образа полностью проходит под инструментальную музыку.

          Ещё более сложной формой музыкальных игр являются театрализованные игры или игры - драматизации. Игры драматизации являются играми представлениями, где в лицах разыгрывается определённое литературное произведение. С помощью таких выразительных средств как интонация, мимика, поза и походка воссоздаются конкретные образы.

          В игре - драматизации как и в сюжетно - ролевой игре есть сюжет, роли, игровые действия, исполнители ролей. Ей присущи так же атрибуты, игровые предметы, маски, декорации и т.д.

                                                                                           

           В чём же  заключается своеобразие игр - драматизаций?

Игра - драматизация строится на основе литературного произведения: сюжет игры, роли, поступки героев, их речь определены текстом произведения. От текста инсценируемого произведения зависит и состав участников, слова, которые они произносят, последовательность  происходящих событий, потребность в создании определённых декораций, атрибутов, подбор музыкального материала. Игра - драматизация строго регламентирована рамками авторского текста. Она создаёт благоприятные предпосылки для более глубокого сочувствия, переживания того, что было не до конца понято и прочувствовано во время прослушивания художественного произведения, сказки. Дети передают характер персонажа только с помощью средств образной выразительности ( интонации, мимики, жеста, позы, походки и др.), поскольку действуют от лица персонажей в русле конкретного литературного сюжета. Сам процесс усвоения художественного произведения является особой внутренней творческой  деятельностью, в результате которой у детей появляются новые представления и новые эмоциональные отношения.

Музыка в играх - драматизациях звучит по ходу сюжета, когда персонажи поют, танцуют или может быть просто слушают игру на гармошке, фортепиано, арфе, свирели и т.д. Музыка создаёт определённый настрой. Она должна соответствовать содержанию игры, правильно характеризовать персонажей. Этим самым обогащаются представления ребёнка, развиваются его эстетические чувства.

Игра - драматизация является средством всестороннего воспитания ребёнка дошкольного возраста. Она обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе и театру. Игра - драматизация способствует развитию психических процессов и различных качеств личности - самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости, воображению.

Этот вид игры оказывает большое влияние на развитие речи. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, использует выразительные интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли.

В игре - драматизации формируется диалогическая, эмоционально - насыщенная речь, активизируется словарь ребёнка. С помощью игр дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Игра - драматизация способствует освоению элементов  речевого общения ( мимика, жест, поза, интонация, модуляция  голоса ).

Дети эмоционально осваивают литературные произведения, проникают во внутренний смысл  поступков героев, у них формируется воображаемый образ, оценочное отношение к герою.        Литературное произведение сближает ребёнка с литературным персонажем, активизирует процессы формирования сопереживания, сочувствия, содействия, способствует становлению нравственных мотивов поведения.

Содержание игр влияет на нравственное развитие, и в первую очередь, на овладение этическими нормами, являясь своеобразным тренингом в усвоении этикета. Тематика и содержание игр имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, в каждом литературном произведении и должна найти место в постановках детей. Любимые герои становятся образцами для подражания, ребёнок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Дети, перевоплощаясь в полюбившийся образ, добровольно перенимают и присваивают свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного произведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Дети хотят подражать положительным персонажам.

В играх - драматизациях дети объединены общими переживаниями, учатся согласовывать свои действия, подчинять желания интересам коллектива. Этот вид игр даёт возможность охватить всех детей группы. Дети - зрители не являются пассивными созерцателями, уровень их активности достаточно высок. Воспринимая сценическое действие, дети сопереживают героям, ищут пути решения сложных ситуаций, сочувствуют обиженным. Они испытывают те же эмоции, что и дети - актёры. По мнению С.В.Михалкова, известного детского писателя, хороший зритель, как и хороший актёр, полностью перевоплощается в героя. Так, игра - драматизация активизирует нравственные переживания детей, формирует у них положительный эмоциональный настрой.

Сюжет игр - драматизаций основан на опосредованном опыте ребёнка - знании и представлениях об отношениях людей, полученных из прослушанных художественных произведений, в том числе и народных сказок.

Осмысливая содержание сказок разных народов в игре - драматизации, ребёнок осознаёт, что сказка представляет особую ценность культурного наследия народа. Это будет служить основой формирования положительного отношения не только к сказке, как элемента этнонациональной культуры определённого народа, но и к самим представителям данного народа.

Игра - драматизация развивает творчество детей ( речевое, выразительное, художественное, поэтическое, музыкальное, образное видение действительности ). Перевоплощаясь в героев художественных произведений, в животных, создавая воображаемую ситуацию, дети верят в правду вымысла.

Ребёнок сам выбирает выразительные средства, перенимая их от старших, поскольку надо воссоздать образ с помощью движений, жестов, мимики. Дети живут с героями одной жизнью, выбирают своё одобрение или негодование, восклицаниями нередко вмешиваются в ход событий. Часто самостоятельно повторяют, преобразовывают инсценировки, включают их в сюжетно - ролевые игры, которые благодаря этому становятся более выразительными и интересными.

 Итак, синтетический характер всех театрализованных игр и игр - драматизаций позволяет успешно решить многие воспитательно - образовательные задачи в воспитании дошкольников. Воспитать художественный вкус, развить творческий потенциал, сформировать устойчивый интерес к музыкальному и театральному искусству, что в дальнейшей жизни определит потребность каждого ребёнка обращаться к театру, как к источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия. Игры - драматизации способствуют развитию детской фантазии, воображения, всех видов памяти, всех видов детского творчества ( художественно - речевого, музыкально - игрового, танцевального, сценического. )

Детство - пора наиболее оптимального приобщения ребёнка к миру прекрасного. И именно музыкальные театрализованные игры и игры - драматизации являются одним из действенных средств в достижении этой цели.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игры-драматизации – как эффективное средство развития речи дошкольников"

Данный материал содержит практические советы для родителнй  по выбору игрушек, развивающих речь, творческое воображение и мышление дошкольников...

Консультация для родителей на тему: «Игры-драматизации – как эффективное средство развития речи дошкольников».

В игре ребенок развивается, а игрушки, которые мы приобретаем для своих детей, могут либо тормозить, либо стимулировать игру, вносить новые грани в ее совершенствование....

"ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Актуальность создания системы педагогических мероприятий по активизации словаря детей дошкольного возраста ч...

«Сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, инсценировки как средства развития речи дошкольника»

Предлагаю вашему вниманию активно используему мной методику развития связной речи дошкольников с ТНР посредством вовлечения их в ролевые игры, диалоги, драматизации....

Методическая разработка. Статья "Игра- драматизация как эффективное средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста".

Играя в драматизацию у детей старшего дошкольного возраста развивается воображение, речь, координация движений. Данные игры способствуют организованность, сообразительности, развивается чувство коллек...

Методическая разработка. Статья "Игра- драматизация как эффективное средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста".

Игры - драматизации хорошо организуют детский коллектив, не требуют специальных условий – их можно проводить и в помещении, и на улице. Игры доставляют детям не только радость и удовольствие, но...