Проектная деятельность
проект

Проектная работа

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА

ГОРОД ПОКАЧИ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение      детский сад комбинированного вида «Солнышко»

                                             

 Городской конкурс

учебно-исследовательских и творческих работ

«Юность в науке»

                                                                                                       Направление

«Естественные науки и современный мир»

      «Удивительный мир Космоса»

                                                                                                   

                                                                                                       

                                                                                                                         Автор:

 Эмих Сергей Витальевич

воспитанник группы «Капитошка»

Научный руководитель:

Воспитатель

Тагирова Сабина Керимхановна

    МАДОУ ДСКВ «Солнышко»

                                                    2021

Содержание

1. Аннотация……………………………………………………………………. 3

2. План исследования……………………………………………………………4

3. Описание работы……………………………………………………………...5

4. Список электронных ресурсов, используемая литература………………..14

5. Приложение…………………………………………………………………. 15

                                     

«Удивительный мир космоса»

1.Аннотация

           Мой исследовательский проект «Удивительный мир Космоса» я решил посвятить изучению космических объектов, а именно: рассмотреть особенности планет, расположенных в нашей Вселенной, их связь и влияние друг на друга, изучить суточное вращение земного шара на примере расположения созвездия Весы над горизонтом.

На протяжении многих веков люди, с наступлением ночи, устремляют свой взгляд вверх, всматриваясь в бесконечное ночное небо, усеянное яркими огоньками-звездочками, которые завораживают и наводят на мысли о бесконечности и загадочности нашей Вселенной. Я очень люблю смотреть на звёздное небо и мне захотелось узнать, какие же тайны хранит в себе Космос, как «поживает» и с кем «дружит» наша планета Земля в бесконечной Вселенной, рассмотреть звезды и познакомиться с Созвездиями.

Тип проекта: познавательно-исследовательский

Цель исследования: изучение космических объектов, суточного вращения небесной сферы, знакомство с Созвездиями.

Задачи:

  • Изучить теоретический материал по теме исследования.
  • Дать характеристику планетам Солнечной системы.
  • Научиться находить на звёздном небе Созвездия северного полушария.
  • Провести наблюдение за суточным вращением небесной сферы.
  •  Выяснить, почему Плутон исключен из перечня планет Солнечной системы.

Объект исследования: звёздное небо.

Предмет исследования: созвездия северного полушария, изменение положения созвездия Весы над горизонтом.

«Удивительный мир космоса»

2. План исследования

Проблема: глядя на небо, мы видим, что двигаются звёзды. Это кажущееся движение, которое отражает действительное вращение Земли.

Гипотеза: положение созвездия Весы и других созвездий над горизонтом в течение суток изменяется, вращение небесной сферы происходит с востока на запад.

Методика и приемы исследования: 

  • наблюдение за звездным небом;
  • отображение увиденного в фотоснимках для детального их рассмотрения и анализа полученной информации;
  • изображение планет Солнечной системы в рисунках с целью акцентирования внимания на отличиях и особенностях каждой из планет;
  • социологический опрос «А вы согласны с тем, что Плутон больше не планета?».

Актуальность темы: изучение планет Солнечной системы позволяет расширить знания об их строении, а наблюдение за звездами и созвездиями на практике доказывает, что вращение небесной сферы происходит с востока на запад, а действительное вращение земного шара с запада на восток.

 


«Удивительный мир космоса»

3. Описание работы

Земля - наш дом. Возможно, это единственная обитаемая планета в необъятной Вселенной. Мой исследовательский проект, считаю, необходим для того, чтобы с каждым днем как можно больше и больше узнавать о нашем доме - о планете Земля, для того, чтобы понимать ее масштабы, знать насколько хрупко устроена Вселенная, осознавать, что малые изменения в ее привычной жизни могут повлечь за собой катастрофические последствия. Мы видим бездонное голубое небо, зеленые леса и луга, слышим пение птиц, дышим воздухом, состоящим почти целиком из азота и кислорода, плаваем по рекам и морям, пьем воду или пользуемся ею, загораем в ласковых солнечных лучах - и все это воспринимаем как естественное и обыденное. Кажется, иначе и быть не может: так было всегда, так будет вечно! Но это глубокое заблуждение, порожденное повседневной привычкой и незнанием того, как и почему планета Земля стала такой, какой мы ее знаем. А еще, я считаю, мы должны знать историю освоения Космоса и гордиться своей страной-Родиной космонавтики.

Мы живём на планете Земля, которая вращается вокруг Солнца: без этого светила жизнь на Земле была бы невозможна. До 2006 года считалось, что в Солнечной системе 9 планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Однако, 24 августа 2006 года Международный астрономический союз (МАС) исключил Плутон из состава планет и отнес это небесное тело к новой категории - «карликовая планета».

 Когда ученые обнаружили Плутон, они считали, что ничего больше за орбитой нет. Однако несколько десятилетий спустя исследователи полностью изменили свое мнение. Благодаря новым мощным телескопам ученые обнаружили, что в отличие от других планет нашей солнечной системы, Плутон по всей длине своей орбиты окружен множеством других объектов, каждый из которых имеет диаметр более 100 км, а по составу похож на сам Плутон. Скопление этих объектов стали называть поясом Койпера. Пояс Койпера не был проблемой до тех пор, пока ученые не стали обнаруживать в нем все большие и большие объекты, которые по размерам были сопоставимы с самим Плутоном. 2005 год стал богатым на открытия. В январе 2005 ученые обнаружили Эриду. Эта планета не только обладала собственным спутником, но и вплоть до июля 2015 года считалась больше самого Плутона. В том же году ученые обнаружили еще 2 планеты – Макемаке и Хаумеа, чьи размеры также сопоставимы с Плутоном. Таким образом, имея 3 новые планеты (одна из которых считалась больше Плутона), ученые должны были принять серьезное решение: либо увеличивать количество планет в солнечной системе до

                             

12, либо пересмотреть критерии классификации планет. В итоге 24 августа 2006 участниками XXVI Генеральной ассамблеи Международного астрономического союза было принято решение изменить определение термина «планета» [5]. Теперь, чтобы объект Солнечной системы официально назывался планетой, он должен соответствовать всем следующим условиям:

-обращаться по орбите вокруг Солнца;

-не являться спутником другой планеты;

-обладать достаточной массой, чтобы под действием собственных гравитационных сил принимать форму, близкую к шару (проще говоря — быть круглым);

-силой гравитации расчищать окрестности своей орбиты от других объектов [5].

Ни Плутон, ни Эрида не соответствуют последнему условию. Но что же означает, «расчистить орбиту от других объектов?». Каждая из 8 планет Солнечной системы является доминирующим гравитационным телом на своей орбите. Это значит, что при взаимодействии с другими, более мелкими объектами планета их либо поглощает, либо выталкивает прочь своей гравитацией. Для планет, которые не могут расчистить орбиту, ученые ввели новое определение — «карликовые планеты». Под эту классификацию попадают Плутон, Эрида, Макемаке и многие другие относительно крупные объекты нашей Солнечной системы. [5] Из  картинки, размещенной в сети Интернет, можно наглядно увидеть, что размеры Плутона очень малы (приложение 1).  Мы вместе с папой провели опрос в социальной сети ВКонтакте «А вы согласны с тем, что Плутон больше не планета?»  (приложение 2).  Результаты опроса приведены на слайде. В опросе приняли участие 33 человека, 61% респондентов находятся в замешательстве, 36% не согласны с тем, что Плутон исключили из официального перечня планет, 3% согласились с принятым учеными решением.

Какие же особенности имеет каждая из 8 планет нашей Солнечной системы? (приложение 3)

Меркурий (приложение 4)

Меркурий – ближайшая к Солнцу планета, которую можно увидеть у западного горизонта сразу после заката. Название «Меркурий» - по имени бога торговли, покровителя путешественников – дали подвижной планете римляне.

Меркурий среди планет Солнечной системы превосходит размерами лишь Плутон. Он немного больше Луны и потому является очень трудным объектом для изучения с Земли. Меркурий трудно наблюдать с Земли. Из-за его близости к Солнцу он теряется в лучах восходящего или заходящего светила [1].

Поскольку Меркурий очень близок к Солнцу – среднее расстояние между ним и нашим светилом составляет 58 млн. км. Это довольно яркий объект. Угол наклона оси Меркурия 2 градуса. Меркурий вращается вокруг своей оси очень медленно, совершая один оборот почти за 59 земных суток, а вокруг Солнца – за 88 земных суток [2].

Из-за близости солнца и отсутствия атмосферы на его поверхности невероятный перепад температуры: от +400 градусов днём до -170 градусов ночью. С наступлением ночи поверхность остывает очень быстро. Плотность Меркурия высока. Это говорит о том, что у него большое железное ядро, окруженное мантией из каменных пород.

Ландшафт Меркурия удивительно похож на лунный - его поверхность так же изрыта метеоритными кратерами. А вот типичных для Луны «морей»- тёмных равнин без капли воды – на исследованном полушарии Меркурия нет, кроме единственной Равнины Жары. Она образовалась около 4 млрд. лет назад при столкновении с астероидом.  [1].

Небесное тело, которое обращается вокруг орбиты другого объекта в космическом пространстве, именуется спутником. В Солнечной системе, он есть почти у каждой планеты. У некоторых планет их десятки. К примеру, у газового гиганта Юпитера 79 лун. А вот Меркурий, кстати, как и Венера, совершенно одинок, все астероиды пролетают мимо [5]. 

Венера (приложение 5)

Венера – эта удивительная планета, ближайшая к Земле и вторая по расстоянию от Солнца. Ещё в древности люди заметили, что иногда после захода Солнца на розовом небе появляется очень яркая вечерняя звезда.

После Солнца и Луны Венера – самый яркий объект на земном небе. В Древней Греции звезду называли Фосфором - светоносной, то есть утренней звездой и Геспером – вечерней звездой. Кроме того, похожее светило появлялось периодически и перед восходом Солнца – утренняя звезда была настолько ярка, что не терялась на небе даже при дневном свете. Постепенно наши предки пришли к выводу, что обе звезды на самом деле один и тот же небесный объект – планета Венера.

На поверхности планеты крайне жарко – 470 градусов. Ужасающе высокая температура на Венере объясняется сильным парниковым эффектом. Атмосфера, состоящая из углекислого газа и водяного пара, интенсивно поглощая инфракрасные (тепловые) лучи, испускаемые нагретой поверхностью планеты, «окутывает» её подобно тепловому одеялу. Словом, жить на Венере невозможно даже растениям [3].

Земля (приложение 6)

Земля - особенная планета. И не только потому, что её поверхность на 2\3 покрыта водой, и не из- за того, что она имеет сильное магнитное поле, а её атмосфера - уникальные свойства. На Земле есть жизнь!

Земля – третья по удаленности от Солнца планета и самая большая из четырёх планет земной группы [5].

Земля отличается от других планет своей атмосферой. Она окружена воздушной оболочкой, которая состоит в основном из азота – 79 % и кислорода -20%. Азотно – кислородный состав атмосферы нашей планеты учёные объясняют тем, что на ней по крайне мере 3 млрд. лет назад появились живые организмы, которые начали поглощать углекислый газ и выделять кислород. А также в атмосфере Земли встречаются: водяные пары, аргон, и следы других газов. Помимо атмосферы земной шар окутывает магнитосфера. Она простирается на десятки тысяч километров в космическое пространство. Существенную роль играет взаимодействие магнитосферы и солнечного ветра- потока заряженных частиц, летящих от Солнца. Магнитное поле Земли создаёт невидимую защитную оболочку – оно отклоняет большую часть солнечного ветра, обдувающего нашу планету [1].

На поверхности планеты происходит циркуляция воды (из атмосферы на сушу и далее в океан), воздушных масс, смена растительного покрова и миграция животных, перемещение крупных обломков и мельчайшей пыли. Всё это учёные считают процессом обмена веществом и энергией, который приводит к образованию рыхлых осадков, а вместе с тем к формированию рельефа. Это горные пояса, плоскогорья и равнины, подводные хребты и котловины, отличающиеся строением земной коры [4].

Кроме Луны у Земли есть еще несколько спутников, которые из года в год, так или иначе, сопровождают Землю. Например, астероид 2016 HO3 интересен он тем, что вот уже больше 100 лет крутится вокруг Земли и, как было доказано, в ближайший миллион лет будет сопровождать Землю в полете вокруг Солнца. Он, то приближается к Земле на 38 расстояний до Луны, то удаляется на расстояние равное 100 расстояний до Луны. Несмотря на эту свою особенность, пока он считается квазиспутником. Хотя, если будет доказано, что он уже не покинет Землю, то у него есть все шансы стать полноправным спутником. Луна пока считается единственным полноценным спутником нашей планеты.

Наша планета-шар, состоящий из твердого ядра, вязкой мантии и тонкого слоя земной коры. Земля из космоса кажется голубой, потому что большую часть ее поверхности занимает вода. За сутки земля делает оборот вокруг своей оси. В той части, которая «смотрит» на Солнце, - день, а в противоположной -ночь. За год Земля совершает оборот вокруг Солнца [3].

Работая над проектом, я провел космический опыт, для того, чтобы понять, почему мы видим над головой не черный космос, а голубое небо. Предметы, используемы для опыта: стаканы, фонарик, а также я использовал чистую воду и молоко. Стакан с чистой водой- это планета Земля без атмосферы, а с молоком- с атмосферой. Лучи света, проходя через атмосферу, рассеиваются о множество частичек пыли, пара, мельчайшие льдинки и снежинки. И мы видим не чёрный космос с источниками света в виде Солнца и звёзд, а саму атмосферу, освещённую солнечными лучами. Свет, проходящий через чистую воду, то же самое, что свет для космонавтов, которые находятся над земной атмосферой. Они не видят отражений от пыли и пара, содержащихся в атмосфере, поэтому небо над ними чёрное, им видны только сами источники света в виде звёзд и Солнца

Марс (приложение 7)

Марс – четвёртая по удалённости от Солнца планета. Он расположен в полтора раза дальше от нашего светила, чем Земля. Марс люди наблюдали с глубокой древности: время от времени он появлялся на небе оранжево-красной звездой. Красное сияние планеты заставило греков посвятить ее богу войны Аресу. У римлян бог войны носил имя Марса, от него планета и получила свое название. В южном полушарии Марса сконцентрированы древние горы, покрытые кратерами. Северное же полушарие Марса изобилует молодыми равнинами и огромными вулканами. Северные области Марса свидетельствуют об активной геологической деятельности на планете – здесь найдены колоссальные вулканы, высотой до 27 км, и гигантские кратера, и сотни высохших русел древних рек.

Своим красным цветом Марс обязан бурым камням и желтоватой пыли. Анализ грунта, проведённый в 1976 г., показал, что он наполовину состоит из окислов железа: планета словно бы проржавела. Мелкая пыль на её поверхности – гидроксид железа, который придаёт розоватый оттенок планете.

Сила марсианских ветров, достигающих скорости 100 м/с, удивительнее тем, что атмосфера этой планеты примерно в сто раз разреженнее земной. 95% приходится на углекислый газ, остальные составляющие марсианской атмосферы – азот и аргон. В ней также содержится кислород и есть следы водяного пара.  У планеты Марс есть два спутникаФобос (греч. φόβος «страх») и Деймос (греч. δείμος «ужас»). Оба спутника вращаются вокруг своих осей с тем же периодом, что и вокруг Марса, поэтому всегда повёрнуты к планете одной и той же стороной. [5].

             Юпитер (приложение  8)

Юпитер – пятая по расстоянию от Солнца планета и самая крупная из планет–гигантов.  У Юпитера есть кольцо, состоящее из мелкой пыли, почти как у Сатурна Юпитер – самая большая планета в Солнечной системе. Она относиться к классу газовых гигантов, так как состоит из разных газовых соединений: водорода, гелия и метана. Юпитер – планета с сильными ветрами. Ураганы здесь разгоняются до скорости в 600 км/ч, и результат этого прекрасно виден из космоса. Знаменитые полосы Юпитера, которые можно разглядеть даже в любительский телескоп – это облака, движимые ветрами параллельно экватору. На 2019 год известны 79 спутников Юпитера [5]. 

Сатурн (приложение 9)

Сатурн – шестая планета по расстоянию от Солнца и вторая по размерам среди планет – гигантов. Сатурн – газовый гигант, размером почти не уступающий Юпитеру. Солнце слабо греет эту планету, температура её облаков – 185 градусов. В холодной атмосфере дуют ураганные ветры, их скорость у экватора достигает 500 м/с – втрое больше, чем на Юпитере. Нередко в экваториальной области сверкают молнии, в сотни тысяч раз превосходящие самые сильные грозовые разряды на Земле. По химическому составу Сатурн похож на Солнце, а также и на Юпитер, но масса его в 3,3 раза меньше, чем у последнего. Плотность Сатурна самая низкая среди всех планет Солнечной системы. Интересный феномен, что вокруг Сатурна обращаются тысячи тонких колец. По отдельности они видны лишь с близкого расстояния, а при наблюдении с Земли сливаются в несколько широких. Ширина этих колец колоссальна – десятки тысяч километров, а толщина довольна мала – не более 50 м. Природу составляющих их частиц астрономы разгадали: это куски льда размером в сантиметры, реже в метры. Ледяные глыбы сталкиваются, дробятся, между ними рассеяно множество осколков, но все они вращаются строго в плоскости экватора планеты. У Сатурна известно 82 естественных спутника с подтверждённой орбитой [2].

Уран (приложение 10)

Самая голубая планета – далёкий Уран - седьмая по расстоянию от Солнца. Плaнeтa пpиoбpeтaeт гoлубoй и зeлeный oкpac из-зa aтмocфepы, cocтoящeй пo бoльшeй чacти из гeлия и вoдopoдa. Пpoзвищe «лeдянoй гигaнт» oнa пoлучилa из-зa тoгo, чтo бoльшe 80% ee мaccы пpeдcтaвлeны жидкoй cмecью вoды, мeтaнa и aммиaкa. Уpaн вpaщaeтcя пo opбитe нe в oдинoчecтвe, вeдь ближaйшиe плaнeты - Caтуpн и Heптун. Рeзкий oceвoй нaклoн приводит к нeпpивычным пoгoдным уcлoвиям. Koгдa лучи Coлнцa пpикacaютcя к нeкoтopым oблacтям в пepвый paз зa мнoгиe гoды, oни нaгpeвaют aтмocфepу. Из-зa этoгo poждaютcя мacштaбныe вeceнниe буpи, увeличивaяcь дo paзмepoв Ceвepнoй Aмepики. У Урана известно 27 спутников [3].

Нептун (приложение  11)

Нептун –восьмая по расстоянию от Солнца планета. Нептун- четвёртый и последний газовый гигант в планетной системе Солнца. Он значительно меньше по размерам, чем Юпитер и Сатурн, но зато во многих отношениях очень похож на Уран. Из-за огромной удалённости от центра планетной системы, Нептун получает в сотни раз меньше количества солнечной энергии, чем то, которое приходит на Землю. Температура в его атмосфере – 220 градусов, а на поверхности – 213 градусов. В настоящее время известно 14 естественных спутников планеты. [1].

        Кроме планет в нашей Солнечной системе есть звезды. 

Звёзды – это огромные раскалённые светящиеся шары. Ближайшая к Земле звезда – Солнце (приложение 12). Солнце во много раз больше земного шара. Если представить Землю в виде зёрнышка проса, то Солнце будет размером с крупный арбуз. Когда на небе ослепительно сияет Солнце, мы не видим других звёзд, потому что они светят не так ярко, как Солнце [5].

В нашей Вселенной самыми многочисленными объектами, доступными человеческому глазу, являются именно звёзды. Они представляют собой источник света и энергии для всей Солнечной системы. Они также создают тяжёлые элементы, необходимые для зарождения жизни. А без звёзд Вселенной не было бы жизни, ведь Солнце дарит свою энергию практически всем живым существам на Земле. Оно согревает поверхность нашей планеты, создавая, тем самым, тёплый, полный жизни оазис среди вечной мерзлоты космоса. Степень яркости звезды во Вселенной определяется её размером.

По величине звёзды разные. Многие из них гораздо больше Солнца. Это звёзды – гиганты. Самые большие среди них – красные гиганты, которые, несмотря на своё слабое излучение с квадратного метра поверхности, светят в 50000 раз мощнее Солнца. Самые крупные гиганты в 2400 раз больше Солнца. Внутри у них могла бы разместиться наша Солнечная система вплоть до орбиты Сатурна. Сириус – это одна из белых звёзд, он светит в 24 раза мощнее Солнца, он примерно вдвое больше Солнца в диаметре. Есть такие, которые меньше Солнца, их называют звёзды - карлики. Это в основном красные карлики с диаметром в половину и даже в одну пятую диаметра нашего Солнца. Солнце по своему размеру является средней звездой, таких звёзд в нашей галактике миллиарды [4].

Температура поверхности звёзд различна. Наше Солнце имеет поверхность с температурой около 6000 градусов. Звёзды, имеющие самую высокую температуру (40 000 градусов), окрашены в голубой цвет. Звёзды, имеющие температуру 15000 градусов – голубовато-белый цвет. Звёзды, имеющие температуру 6000 градусов – жёлтый цвет. Оранжевые звёзды – 5000-4000 градусов. Красные – 3000 градусов. Красные звёзды холоднее, а бело – голубые горячее [5].Самые крупные известные звезды это Солнце, Сириус, Бетельгейзе, Антарес, Ми Цефея, Цефея.

С незапамятных времён люди видели на небе группы звёзд, расположение которых напоминало какую-нибудь фигуру. Такие звёздные группы стали называть созвездиями и давать им имена – мифологических царей, героев или предметов, животных. На сегодняшний день астрономы выделяют 88 созвездий, разделяющих звёздное небо на определённые участки, по которым можно ориентироваться и определять местоположение звёзд.

Созвездия – это участки звёздного неба, выделенные для удобства ориентировки на небесной сфере и обозначения звёзд.

На самом деле звёзды в созвездии, видимом с Земли, могут быть расположены очень далеко друг от друга, никак друг с другом не связаны. Поэтому созвездия не являются структурными элементами Вселенной, это чисто видимое восприятие отдельных участков звёздного неба [5].

Звёзды созвездий отделены друг от друга триллионами километров. Но более удалённые звёзды могут быть более яркими и выглядеть так же, как ближе расположенные менее яркие звёзды. С Земли мы видим созвездия плоскими.

Самое известное созвездие, видимое в нашем полушарии, - это Большая Медведица. В ней 7 наиболее заметных звёзд. По форме созвездие похоже на большой ковш. Поэтому Большой Ковш – второе научное название созвездия Большой Медведицы. Рядом с Большой Медведицей на звёздном небе можно увидеть небольшой ковш - созвездие Малой Медведицы. Ярчайшая звезда этого созвездия – Полярная звезда. Она находится ближе всего к Северному полюсу мира [1].

        Какие же созвездия мы можем разглядеть, выходя из нашего детского сада ориентировочно в 18-00 часов, рассматривая разные участки звездного неба? Результаты моего исследования приведены на слайде. Теперь, выходя из детского сада в вечернее время, мы можем ненадолго остановиться и полюбоваться разными созвездиями на звездном небосклоне (приложение 13-14).

Поскольку Земля совершает оборот вокруг Солнца за год, её положение относительно звёзд постоянно меняется. Звёзды неподвижны. Каждую ночь вид неба немного отличается от того, каким он был вчера.

Наблюдения звёздного неба показывают, что небесная сфера медленно вращается в направлении с востока на запад. Зори созвездия поднимаются над горизонтом в восточной части неба и прячутся за горизонт в Западной. Для наблюдателя, который находится в северном полушарии Земли и стоит лицом к югу, это вращение небесной сферы происходит по часовой стрелке, слева направо. Для наблюдателя, который находится в южном полушарии (например, в Австралии), напротив. Солнце всходит справа и двигаясь против часовой стрелки, заходит слева, ночью так же смещаются на небосклоне горы, и только Полярная звезда в северной части неба остаётся неподвижной, так как на неё направлена ось вращения Земли. Как знаем, это видимое вращательное движение небесной сферы есть иллюзорным. Потому что в действительности это Земля вращается вокруг своей оси, и этому есть много доказательств.

В ходе моего исследования я изучил теоретический материал, познакомился с физической природой звёзд, с видами звёзд, с картами звёздного неба.

Работая над своим проектом я узнал, чем отличается каждая из планет Солнечной системы, что Солнце - это звезда, что звёзды бывают разного размера, разного вида, цвет звезды зависит от её температуры. Познакомился с правилами наблюдения звёздного неба, научился пользоваться подвижной картой звёздного неба для нахождения созвездий на небесной сфере. Наблюдал звёздное небо в вечернее время. Научился находить созвездия Северного полушария: Дева, Весы, Змееносец, Змея.

Чтобы убедиться, что небесная сфера вращается, я фиксировал положения созвездия Весы над горизонтом с помощью фотосъемки. На фотографиях зафиксировано наблюдение 6 августа 2020 года  в Весы в период с 15-42 до 16-21 часов. Мы видим, что положение созвездия Весы изменяется над горизонтом в течение суток (приложение 15). Гипотеза, выдвинутая мной, подтвердилась. Вращение небесной сферы происходит с востока на запад, а действительное вращение земного шара с запада на восток.

Считаю, что моя работа актуальна, так как имеет практическую значимость.

                                  «Удивительный мир космоса»

4. Список электронных ресурсов, используемая литература

  •  «Большая энциклопедия космоса», 2015
  • Е.Левитан «Малышам о звездах и планетах», 2014
  •  «Большая энциклопедия в картинках» научно-популярное издание для детей от трех лет, 2010
  • Р.Джонс «Я познаю космос», 2013
  • Материалы Веб-сайтов
  • Сайт В Контакте

«Удивительный мир космоса»

5. Приложение

  • Фотоматериал «Созвездия звездного неба»
  • Фотоматериал «Движение звезд»
  • Рисунки «Планеты Солнечной системы»
  • Рисунок Солнечная система
  • Результаты социологического опроса
  • Игра «Удивительный мир космоса»
  • Презентация «Удивительный мир Космоса»


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА

ГОРОД ПОКАЧИ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение      детский сад комбинированного вида «Солнышко»

                                             

 Городской конкурс

учебно-исследовательских и творческих работ

«Юность в науке»

                                                                                                       Направление

«Естественные науки и современный мир»

      «Удивительный мир Космоса»

                                                                                                   

                                                                                                       

                                                                                                                         Автор:

 Эмих Сергей Витальевич

воспитанник группы «Капитошка»

Научный руководитель:

Воспитатель

Тагирова Сабина Керимхановна

    МАДОУ ДСКВ «Солнышко»

                                                    2021

Содержание

1. Аннотация……………………………………………………………………. 3

2. План исследования……………………………………………………………4

3. Описание работы……………………………………………………………...5

4. Список электронных ресурсов, используемая литература………………..14

5. Приложение…………………………………………………………………. 15

                                     

«Удивительный мир космоса»

1.Аннотация

           Мой исследовательский проект «Удивительный мир Космоса» я решил посвятить изучению космических объектов, а именно: рассмотреть особенности планет, расположенных в нашей Вселенной, их связь и влияние друг на друга, изучить суточное вращение земного шара на примере расположения созвездия Весы над горизонтом.

На протяжении многих веков люди, с наступлением ночи, устремляют свой взгляд вверх, всматриваясь в бесконечное ночное небо, усеянное яркими огоньками-звездочками, которые завораживают и наводят на мысли о бесконечности и загадочности нашей Вселенной. Я очень люблю смотреть на звёздное небо и мне захотелось узнать, какие же тайны хранит в себе Космос, как «поживает» и с кем «дружит» наша планета Земля в бесконечной Вселенной, рассмотреть звезды и познакомиться с Созвездиями.

Тип проекта: познавательно-исследовательский

Цель исследования: изучение космических объектов, суточного вращения небесной сферы, знакомство с Созвездиями.

Задачи:

  • Изучить теоретический материал по теме исследования.
  • Дать характеристику планетам Солнечной системы.
  • Научиться находить на звёздном небе Созвездия северного полушария.
  • Провести наблюдение за суточным вращением небесной сферы.
  •  Выяснить, почему Плутон исключен из перечня планет Солнечной системы.

Объект исследования: звёздное небо.

Предмет исследования: созвездия северного полушария, изменение положения созвездия Весы над горизонтом.

«Удивительный мир космоса»

2. План исследования

Проблема: глядя на небо, мы видим, что двигаются звёзды. Это кажущееся движение, которое отражает действительное вращение Земли.

Гипотеза: положение созвездия Весы и других созвездий над горизонтом в течение суток изменяется, вращение небесной сферы происходит с востока на запад.

Методика и приемы исследования: 

  • наблюдение за звездным небом;
  • отображение увиденного в фотоснимках для детального их рассмотрения и анализа полученной информации;
  • изображение планет Солнечной системы в рисунках с целью акцентирования внимания на отличиях и особенностях каждой из планет;
  • социологический опрос «А вы согласны с тем, что Плутон больше не планета?».

Актуальность темы: изучение планет Солнечной системы позволяет расширить знания об их строении, а наблюдение за звездами и созвездиями на практике доказывает, что вращение небесной сферы происходит с востока на запад, а действительное вращение земного шара с запада на восток.

 


«Удивительный мир космоса»

3. Описание работы

Земля - наш дом. Возможно, это единственная обитаемая планета в необъятной Вселенной. Мой исследовательский проект, считаю, необходим для того, чтобы с каждым днем как можно больше и больше узнавать о нашем доме - о планете Земля, для того, чтобы понимать ее масштабы, знать насколько хрупко устроена Вселенная, осознавать, что малые изменения в ее привычной жизни могут повлечь за собой катастрофические последствия. Мы видим бездонное голубое небо, зеленые леса и луга, слышим пение птиц, дышим воздухом, состоящим почти целиком из азота и кислорода, плаваем по рекам и морям, пьем воду или пользуемся ею, загораем в ласковых солнечных лучах - и все это воспринимаем как естественное и обыденное. Кажется, иначе и быть не может: так было всегда, так будет вечно! Но это глубокое заблуждение, порожденное повседневной привычкой и незнанием того, как и почему планета Земля стала такой, какой мы ее знаем. А еще, я считаю, мы должны знать историю освоения Космоса и гордиться своей страной-Родиной космонавтики.

Мы живём на планете Земля, которая вращается вокруг Солнца: без этого светила жизнь на Земле была бы невозможна. До 2006 года считалось, что в Солнечной системе 9 планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Однако, 24 августа 2006 года Международный астрономический союз (МАС) исключил Плутон из состава планет и отнес это небесное тело к новой категории - «карликовая планета».

 Когда ученые обнаружили Плутон, они считали, что ничего больше за орбитой нет. Однако несколько десятилетий спустя исследователи полностью изменили свое мнение. Благодаря новым мощным телескопам ученые обнаружили, что в отличие от других планет нашей солнечной системы, Плутон по всей длине своей орбиты окружен множеством других объектов, каждый из которых имеет диаметр более 100 км, а по составу похож на сам Плутон. Скопление этих объектов стали называть поясом Койпера. Пояс Койпера не был проблемой до тех пор, пока ученые не стали обнаруживать в нем все большие и большие объекты, которые по размерам были сопоставимы с самим Плутоном. 2005 год стал богатым на открытия. В январе 2005 ученые обнаружили Эриду. Эта планета не только обладала собственным спутником, но и вплоть до июля 2015 года считалась больше самого Плутона. В том же году ученые обнаружили еще 2 планеты – Макемаке и Хаумеа, чьи размеры также сопоставимы с Плутоном. Таким образом, имея 3 новые планеты (одна из которых считалась больше Плутона), ученые должны были принять серьезное решение: либо увеличивать количество планет в солнечной системе до

                             

12, либо пересмотреть критерии классификации планет. В итоге 24 августа 2006 участниками XXVI Генеральной ассамблеи Международного астрономического союза было принято решение изменить определение термина «планета» [5]. Теперь, чтобы объект Солнечной системы официально назывался планетой, он должен соответствовать всем следующим условиям:

-обращаться по орбите вокруг Солнца;

-не являться спутником другой планеты;

-обладать достаточной массой, чтобы под действием собственных гравитационных сил принимать форму, близкую к шару (проще говоря — быть круглым);

-силой гравитации расчищать окрестности своей орбиты от других объектов [5].

Ни Плутон, ни Эрида не соответствуют последнему условию. Но что же означает, «расчистить орбиту от других объектов?». Каждая из 8 планет Солнечной системы является доминирующим гравитационным телом на своей орбите. Это значит, что при взаимодействии с другими, более мелкими объектами планета их либо поглощает, либо выталкивает прочь своей гравитацией. Для планет, которые не могут расчистить орбиту, ученые ввели новое определение — «карликовые планеты». Под эту классификацию попадают Плутон, Эрида, Макемаке и многие другие относительно крупные объекты нашей Солнечной системы. [5] Из  картинки, размещенной в сети Интернет, можно наглядно увидеть, что размеры Плутона очень малы (приложение 1).  Мы вместе с папой провели опрос в социальной сети ВКонтакте «А вы согласны с тем, что Плутон больше не планета?»  (приложение 2).  Результаты опроса приведены на слайде. В опросе приняли участие 33 человека, 61% респондентов находятся в замешательстве, 36% не согласны с тем, что Плутон исключили из официального перечня планет, 3% согласились с принятым учеными решением.

Какие же особенности имеет каждая из 8 планет нашей Солнечной системы? (приложение 3)

Меркурий (приложение 4)

Меркурий – ближайшая к Солнцу планета, которую можно увидеть у западного горизонта сразу после заката. Название «Меркурий» - по имени бога торговли, покровителя путешественников – дали подвижной планете римляне.

Меркурий среди планет Солнечной системы превосходит размерами лишь Плутон. Он немного больше Луны и потому является очень трудным объектом для изучения с Земли. Меркурий трудно наблюдать с Земли. Из-за его близости к Солнцу он теряется в лучах восходящего или заходящего светила [1].

Поскольку Меркурий очень близок к Солнцу – среднее расстояние между ним и нашим светилом составляет 58 млн. км. Это довольно яркий объект. Угол наклона оси Меркурия 2 градуса. Меркурий вращается вокруг своей оси очень медленно, совершая один оборот почти за 59 земных суток, а вокруг Солнца – за 88 земных суток [2].

Из-за близости солнца и отсутствия атмосферы на его поверхности невероятный перепад температуры: от +400 градусов днём до -170 градусов ночью. С наступлением ночи поверхность остывает очень быстро. Плотность Меркурия высока. Это говорит о том, что у него большое железное ядро, окруженное мантией из каменных пород.

Ландшафт Меркурия удивительно похож на лунный - его поверхность так же изрыта метеоритными кратерами. А вот типичных для Луны «морей»- тёмных равнин без капли воды – на исследованном полушарии Меркурия нет, кроме единственной Равнины Жары. Она образовалась около 4 млрд. лет назад при столкновении с астероидом.  [1].

Небесное тело, которое обращается вокруг орбиты другого объекта в космическом пространстве, именуется спутником. В Солнечной системе, он есть почти у каждой планеты. У некоторых планет их десятки. К примеру, у газового гиганта Юпитера 79 лун. А вот Меркурий, кстати, как и Венера, совершенно одинок, все астероиды пролетают мимо [5]. 

Венера (приложение 5)

Венера – эта удивительная планета, ближайшая к Земле и вторая по расстоянию от Солнца. Ещё в древности люди заметили, что иногда после захода Солнца на розовом небе появляется очень яркая вечерняя звезда.

После Солнца и Луны Венера – самый яркий объект на земном небе. В Древней Греции звезду называли Фосфором - светоносной, то есть утренней звездой и Геспером – вечерней звездой. Кроме того, похожее светило появлялось периодически и перед восходом Солнца – утренняя звезда была настолько ярка, что не терялась на небе даже при дневном свете. Постепенно наши предки пришли к выводу, что обе звезды на самом деле один и тот же небесный объект – планета Венера.

На поверхности планеты крайне жарко – 470 градусов. Ужасающе высокая температура на Венере объясняется сильным парниковым эффектом. Атмосфера, состоящая из углекислого газа и водяного пара, интенсивно поглощая инфракрасные (тепловые) лучи, испускаемые нагретой поверхностью планеты, «окутывает» её подобно тепловому одеялу. Словом, жить на Венере невозможно даже растениям [3].

Земля (приложение 6)

Земля - особенная планета. И не только потому, что её поверхность на 2\3 покрыта водой, и не из- за того, что она имеет сильное магнитное поле, а её атмосфера - уникальные свойства. На Земле есть жизнь!

Земля – третья по удаленности от Солнца планета и самая большая из четырёх планет земной группы [5].

Земля отличается от других планет своей атмосферой. Она окружена воздушной оболочкой, которая состоит в основном из азота – 79 % и кислорода -20%. Азотно – кислородный состав атмосферы нашей планеты учёные объясняют тем, что на ней по крайне мере 3 млрд. лет назад появились живые организмы, которые начали поглощать углекислый газ и выделять кислород. А также в атмосфере Земли встречаются: водяные пары, аргон, и следы других газов. Помимо атмосферы земной шар окутывает магнитосфера. Она простирается на десятки тысяч километров в космическое пространство. Существенную роль играет взаимодействие магнитосферы и солнечного ветра- потока заряженных частиц, летящих от Солнца. Магнитное поле Земли создаёт невидимую защитную оболочку – оно отклоняет большую часть солнечного ветра, обдувающего нашу планету [1].

На поверхности планеты происходит циркуляция воды (из атмосферы на сушу и далее в океан), воздушных масс, смена растительного покрова и миграция животных, перемещение крупных обломков и мельчайшей пыли. Всё это учёные считают процессом обмена веществом и энергией, который приводит к образованию рыхлых осадков, а вместе с тем к формированию рельефа. Это горные пояса, плоскогорья и равнины, подводные хребты и котловины, отличающиеся строением земной коры [4].

Кроме Луны у Земли есть еще несколько спутников, которые из года в год, так или иначе, сопровождают Землю. Например, астероид 2016 HO3 интересен он тем, что вот уже больше 100 лет крутится вокруг Земли и, как было доказано, в ближайший миллион лет будет сопровождать Землю в полете вокруг Солнца. Он, то приближается к Земле на 38 расстояний до Луны, то удаляется на расстояние равное 100 расстояний до Луны. Несмотря на эту свою особенность, пока он считается квазиспутником. Хотя, если будет доказано, что он уже не покинет Землю, то у него есть все шансы стать полноправным спутником. Луна пока считается единственным полноценным спутником нашей планеты.

Наша планета-шар, состоящий из твердого ядра, вязкой мантии и тонкого слоя земной коры. Земля из космоса кажется голубой, потому что большую часть ее поверхности занимает вода. За сутки земля делает оборот вокруг своей оси. В той части, которая «смотрит» на Солнце, - день, а в противоположной -ночь. За год Земля совершает оборот вокруг Солнца [3].

Работая над проектом, я провел космический опыт, для того, чтобы понять, почему мы видим над головой не черный космос, а голубое небо. Предметы, используемы для опыта: стаканы, фонарик, а также я использовал чистую воду и молоко. Стакан с чистой водой- это планета Земля без атмосферы, а с молоком- с атмосферой. Лучи света, проходя через атмосферу, рассеиваются о множество частичек пыли, пара, мельчайшие льдинки и снежинки. И мы видим не чёрный космос с источниками света в виде Солнца и звёзд, а саму атмосферу, освещённую солнечными лучами. Свет, проходящий через чистую воду, то же самое, что свет для космонавтов, которые находятся над земной атмосферой. Они не видят отражений от пыли и пара, содержащихся в атмосфере, поэтому небо над ними чёрное, им видны только сами источники света в виде звёзд и Солнца

Марс (приложение 7)

Марс – четвёртая по удалённости от Солнца планета. Он расположен в полтора раза дальше от нашего светила, чем Земля. Марс люди наблюдали с глубокой древности: время от времени он появлялся на небе оранжево-красной звездой. Красное сияние планеты заставило греков посвятить ее богу войны Аресу. У римлян бог войны носил имя Марса, от него планета и получила свое название. В южном полушарии Марса сконцентрированы древние горы, покрытые кратерами. Северное же полушарие Марса изобилует молодыми равнинами и огромными вулканами. Северные области Марса свидетельствуют об активной геологической деятельности на планете – здесь найдены колоссальные вулканы, высотой до 27 км, и гигантские кратера, и сотни высохших русел древних рек.

Своим красным цветом Марс обязан бурым камням и желтоватой пыли. Анализ грунта, проведённый в 1976 г., показал, что он наполовину состоит из окислов железа: планета словно бы проржавела. Мелкая пыль на её поверхности – гидроксид железа, который придаёт розоватый оттенок планете.

Сила марсианских ветров, достигающих скорости 100 м/с, удивительнее тем, что атмосфера этой планеты примерно в сто раз разреженнее земной. 95% приходится на углекислый газ, остальные составляющие марсианской атмосферы – азот и аргон. В ней также содержится кислород и есть следы водяного пара.  У планеты Марс есть два спутникаФобос (греч. φόβος «страх») и Деймос (греч. δείμος «ужас»). Оба спутника вращаются вокруг своих осей с тем же периодом, что и вокруг Марса, поэтому всегда повёрнуты к планете одной и той же стороной. [5].

             Юпитер (приложение  8)

Юпитер – пятая по расстоянию от Солнца планета и самая крупная из планет–гигантов.  У Юпитера есть кольцо, состоящее из мелкой пыли, почти как у Сатурна Юпитер – самая большая планета в Солнечной системе. Она относиться к классу газовых гигантов, так как состоит из разных газовых соединений: водорода, гелия и метана. Юпитер – планета с сильными ветрами. Ураганы здесь разгоняются до скорости в 600 км/ч, и результат этого прекрасно виден из космоса. Знаменитые полосы Юпитера, которые можно разглядеть даже в любительский телескоп – это облака, движимые ветрами параллельно экватору. На 2019 год известны 79 спутников Юпитера [5]. 

Сатурн (приложение 9)

Сатурн – шестая планета по расстоянию от Солнца и вторая по размерам среди планет – гигантов. Сатурн – газовый гигант, размером почти не уступающий Юпитеру. Солнце слабо греет эту планету, температура её облаков – 185 градусов. В холодной атмосфере дуют ураганные ветры, их скорость у экватора достигает 500 м/с – втрое больше, чем на Юпитере. Нередко в экваториальной области сверкают молнии, в сотни тысяч раз превосходящие самые сильные грозовые разряды на Земле. По химическому составу Сатурн похож на Солнце, а также и на Юпитер, но масса его в 3,3 раза меньше, чем у последнего. Плотность Сатурна самая низкая среди всех планет Солнечной системы. Интересный феномен, что вокруг Сатурна обращаются тысячи тонких колец. По отдельности они видны лишь с близкого расстояния, а при наблюдении с Земли сливаются в несколько широких. Ширина этих колец колоссальна – десятки тысяч километров, а толщина довольна мала – не более 50 м. Природу составляющих их частиц астрономы разгадали: это куски льда размером в сантиметры, реже в метры. Ледяные глыбы сталкиваются, дробятся, между ними рассеяно множество осколков, но все они вращаются строго в плоскости экватора планеты. У Сатурна известно 82 естественных спутника с подтверждённой орбитой [2].

Уран (приложение 10)

Самая голубая планета – далёкий Уран - седьмая по расстоянию от Солнца. Плaнeтa пpиoбpeтaeт гoлубoй и зeлeный oкpac из-зa aтмocфepы, cocтoящeй пo бoльшeй чacти из гeлия и вoдopoдa. Пpoзвищe «лeдянoй гигaнт» oнa пoлучилa из-зa тoгo, чтo бoльшe 80% ee мaccы пpeдcтaвлeны жидкoй cмecью вoды, мeтaнa и aммиaкa. Уpaн вpaщaeтcя пo opбитe нe в oдинoчecтвe, вeдь ближaйшиe плaнeты - Caтуpн и Heптун. Рeзкий oceвoй нaклoн приводит к нeпpивычным пoгoдным уcлoвиям. Koгдa лучи Coлнцa пpикacaютcя к нeкoтopым oблacтям в пepвый paз зa мнoгиe гoды, oни нaгpeвaют aтмocфepу. Из-зa этoгo poждaютcя мacштaбныe вeceнниe буpи, увeличивaяcь дo paзмepoв Ceвepнoй Aмepики. У Урана известно 27 спутников [3].

Нептун (приложение  11)

Нептун –восьмая по расстоянию от Солнца планета. Нептун- четвёртый и последний газовый гигант в планетной системе Солнца. Он значительно меньше по размерам, чем Юпитер и Сатурн, но зато во многих отношениях очень похож на Уран. Из-за огромной удалённости от центра планетной системы, Нептун получает в сотни раз меньше количества солнечной энергии, чем то, которое приходит на Землю. Температура в его атмосфере – 220 градусов, а на поверхности – 213 градусов. В настоящее время известно 14 естественных спутников планеты. [1].

        Кроме планет в нашей Солнечной системе есть звезды. 

Звёзды – это огромные раскалённые светящиеся шары. Ближайшая к Земле звезда – Солнце (приложение 12). Солнце во много раз больше земного шара. Если представить Землю в виде зёрнышка проса, то Солнце будет размером с крупный арбуз. Когда на небе ослепительно сияет Солнце, мы не видим других звёзд, потому что они светят не так ярко, как Солнце [5].

В нашей Вселенной самыми многочисленными объектами, доступными человеческому глазу, являются именно звёзды. Они представляют собой источник света и энергии для всей Солнечной системы. Они также создают тяжёлые элементы, необходимые для зарождения жизни. А без звёзд Вселенной не было бы жизни, ведь Солнце дарит свою энергию практически всем живым существам на Земле. Оно согревает поверхность нашей планеты, создавая, тем самым, тёплый, полный жизни оазис среди вечной мерзлоты космоса. Степень яркости звезды во Вселенной определяется её размером.

По величине звёзды разные. Многие из них гораздо больше Солнца. Это звёзды – гиганты. Самые большие среди них – красные гиганты, которые, несмотря на своё слабое излучение с квадратного метра поверхности, светят в 50000 раз мощнее Солнца. Самые крупные гиганты в 2400 раз больше Солнца. Внутри у них могла бы разместиться наша Солнечная система вплоть до орбиты Сатурна. Сириус – это одна из белых звёзд, он светит в 24 раза мощнее Солнца, он примерно вдвое больше Солнца в диаметре. Есть такие, которые меньше Солнца, их называют звёзды - карлики. Это в основном красные карлики с диаметром в половину и даже в одну пятую диаметра нашего Солнца. Солнце по своему размеру является средней звездой, таких звёзд в нашей галактике миллиарды [4].

Температура поверхности звёзд различна. Наше Солнце имеет поверхность с температурой около 6000 градусов. Звёзды, имеющие самую высокую температуру (40 000 градусов), окрашены в голубой цвет. Звёзды, имеющие температуру 15000 градусов – голубовато-белый цвет. Звёзды, имеющие температуру 6000 градусов – жёлтый цвет. Оранжевые звёзды – 5000-4000 градусов. Красные – 3000 градусов. Красные звёзды холоднее, а бело – голубые горячее [5].Самые крупные известные звезды это Солнце, Сириус, Бетельгейзе, Антарес, Ми Цефея, Цефея.

С незапамятных времён люди видели на небе группы звёзд, расположение которых напоминало какую-нибудь фигуру. Такие звёздные группы стали называть созвездиями и давать им имена – мифологических царей, героев или предметов, животных. На сегодняшний день астрономы выделяют 88 созвездий, разделяющих звёздное небо на определённые участки, по которым можно ориентироваться и определять местоположение звёзд.

Созвездия – это участки звёздного неба, выделенные для удобства ориентировки на небесной сфере и обозначения звёзд.

На самом деле звёзды в созвездии, видимом с Земли, могут быть расположены очень далеко друг от друга, никак друг с другом не связаны. Поэтому созвездия не являются структурными элементами Вселенной, это чисто видимое восприятие отдельных участков звёздного неба [5].

Звёзды созвездий отделены друг от друга триллионами километров. Но более удалённые звёзды могут быть более яркими и выглядеть так же, как ближе расположенные менее яркие звёзды. С Земли мы видим созвездия плоскими.

Самое известное созвездие, видимое в нашем полушарии, - это Большая Медведица. В ней 7 наиболее заметных звёзд. По форме созвездие похоже на большой ковш. Поэтому Большой Ковш – второе научное название созвездия Большой Медведицы. Рядом с Большой Медведицей на звёздном небе можно увидеть небольшой ковш - созвездие Малой Медведицы. Ярчайшая звезда этого созвездия – Полярная звезда. Она находится ближе всего к Северному полюсу мира [1].

        Какие же созвездия мы можем разглядеть, выходя из нашего детского сада ориентировочно в 18-00 часов, рассматривая разные участки звездного неба? Результаты моего исследования приведены на слайде. Теперь, выходя из детского сада в вечернее время, мы можем ненадолго остановиться и полюбоваться разными созвездиями на звездном небосклоне (приложение 13-14).

Поскольку Земля совершает оборот вокруг Солнца за год, её положение относительно звёзд постоянно меняется. Звёзды неподвижны. Каждую ночь вид неба немного отличается от того, каким он был вчера.

Наблюдения звёздного неба показывают, что небесная сфера медленно вращается в направлении с востока на запад. Зори созвездия поднимаются над горизонтом в восточной части неба и прячутся за горизонт в Западной. Для наблюдателя, который находится в северном полушарии Земли и стоит лицом к югу, это вращение небесной сферы происходит по часовой стрелке, слева направо. Для наблюдателя, который находится в южном полушарии (например, в Австралии), напротив. Солнце всходит справа и двигаясь против часовой стрелки, заходит слева, ночью так же смещаются на небосклоне горы, и только Полярная звезда в северной части неба остаётся неподвижной, так как на неё направлена ось вращения Земли. Как знаем, это видимое вращательное движение небесной сферы есть иллюзорным. Потому что в действительности это Земля вращается вокруг своей оси, и этому есть много доказательств.

В ходе моего исследования я изучил теоретический материал, познакомился с физической природой звёзд, с видами звёзд, с картами звёздного неба.

Работая над своим проектом я узнал, чем отличается каждая из планет Солнечной системы, что Солнце - это звезда, что звёзды бывают разного размера, разного вида, цвет звезды зависит от её температуры. Познакомился с правилами наблюдения звёздного неба, научился пользоваться подвижной картой звёздного неба для нахождения созвездий на небесной сфере. Наблюдал звёздное небо в вечернее время. Научился находить созвездия Северного полушария: Дева, Весы, Змееносец, Змея.

Чтобы убедиться, что небесная сфера вращается, я фиксировал положения созвездия Весы над горизонтом с помощью фотосъемки. На фотографиях зафиксировано наблюдение 6 августа 2020 года  в Весы в период с 15-42 до 16-21 часов. Мы видим, что положение созвездия Весы изменяется над горизонтом в течение суток (приложение 15). Гипотеза, выдвинутая мной, подтвердилась. Вращение небесной сферы происходит с востока на запад, а действительное вращение земного шара с запада на восток.

Считаю, что моя работа актуальна, так как имеет практическую значимость.

                                  «Удивительный мир космоса»

4. Список электронных ресурсов, используемая литература

  •  «Большая энциклопедия космоса», 2015
  • Е.Левитан «Малышам о звездах и планетах», 2014
  •  «Большая энциклопедия в картинках» научно-популярное издание для детей от трех лет, 2010
  • Р.Джонс «Я познаю космос», 2013
  • Материалы Веб-сайтов
  • Сайт В Контакте

«Удивительный мир космоса»

5. Приложение

  • Фотоматериал «Созвездия звездного неба»
  • Фотоматериал «Движение звезд»
  • Рисунки «Планеты Солнечной системы»
  • Рисунок Солнечная система
  • Результаты социологического опроса
  • Игра «Удивительный мир космоса»
  • Презентация «Удивительный мир Космоса»



Предварительный просмотр:

Проект по здоровьесбережению в средней   группе                                            «Светлячок»

                  «Здоровым быть здорово»

                                                                Выполнила: Тагирова С.К

Вид проекта:

групповой, долгосрочный.

Проблема

Высокая заболеваемость детей в среднем дошкольном возрасте, а

также низкая активность родителей в вопросах здоровье сбережения,

воспитания и обучения детей. Дошкольники наиболее подвержены риску

заражения распространёнными простудными заболеваниями. Физически

ослабленные дети подвергаются быстрому утомлению, у них снижены

эмоциональный тону и настроение, что в свою очередь отрицательно

влияет на характер их умственной работоспособности.

Цели

В сотрудничестве с семьёй воспитывать физически развитого,

жизнерадостного ребёнка путём формирования у него осознанного

отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни.

Задачи

- обогащение валеологических знаний дошкольников;

- воспитание у детей 4 - 5 лет бережного отношения к своему

здоровью;

- создание системы взаимодействия с семьями воспитанников на

основе открытости.

Актуальность проекта.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье детей

относится к приоритетным направлениям политики государства.

Состояние здоровья во многом определяет развитие личности ребёнка,

успешность его социализации. Поэтому здоровье сбережение и

здоровье укрепление – самые актуальные задачи в дошкольном

образовании. Это обусловлено существенным ухудшением здоровья

современных детей: уменьшением их числа с нормальным физическим

развитием, ростом функциональных отклонений и хронических

заболеваний.

Основная работа по восстановлению полноценного физического

развития ребёнка должна ложиться на плечи родителей. Педагоги призваны

помочь им в этом. Достигнуть положительного результата можно лишь

объединив усилия педагогов и родителей. Формирование основ

гигиенической культуры, развитие двигательной активности, создание

спокойной, доброжелательной обстановки, чуткое отношение со стороны

взрослых, помогут детскому организму сопротивляться инфекциям, а

значит положительно повлияют на здоровье ребёнка.

Участники проекта.

- дети 4-5 летнего возраста;

- родители воспитанников;

- воспитатели группы;

- педагог по физическому воспитанию;

- медицинский работник ДОУ.

Условия реализации проекта:

- взаимодействие детского сада и семьи;

- соблюдение требований санитарных норм;

- рациональное использование режима дня;

- комплексность и системность в проведении мероприятий;

- материально-техническое обеспечение.

Фомы работы.

С детьми: - занятия, совместная и экспериментальная деятельность;

- профилактические мероприятия;

- спортивные развлечения.

С родителями: - анкетирование;

- беседы;

- индивидуальные, групповые и стендовые

консультации;

- родительские собрания.

Ожидаемые результаты:

- снижение заболеваемости детей в группе;

- повышение родительской активности и компетентности в воспитании и укреплении здоровья детей.

Критерии оценивания результатов:

- уровень посещаемости и заболеваемости детей группы;

- результаты мониторинга детского развития в соответствии с ФГОС

ДО.

2018– 2019 уч. год

Перспективный план

по реализации проекта по здоровьесбережению

в средней группе «Светлячок»

2018 – 2019 уч. г.

Сентябрь

1. Экскурсия в медицинский кабинет.

2. Заучивание потешки «Водичка-водичка».

3. Беседы о воспитании гигиенических навыков у детей с детьми и

родителями;

Октябрь

1. Заучивание потешки «Каждый день я мыло мою».

2. «Строение человека. Части тела человека» - НОД

3. Стендовая консультация для родителей: «Прививка от гриппа».

Ноябрь

1. Беседа с детьми «Если ты заболел…»

2. Сюжетно – ролевая игра «Больница»

3. Консультация для родителей «Профилактика гриппа»

Декабрь

1. Консультация для родителей: «Дышите носом».

2. «Как мы дышим?» - НОД

3. Экспериментальная деятельность «Цветные льдинки»

Январь

1. Консультация для родителей: «Зимние забавы»

2. Оформление альбома «Отдыхаем семьёй»

Февраль

1. Спортивное развлечение.

2.Родительское собрание «Физическое воспитание детей в семье».

Март

1. «Где живут витамины» - НОД.

2.Чтение К. Чуковский «Федорино горе».

Апрель

1. «Посадка лука» - экспериментальная деятельность.

2. «Воздушное закаливание» - консультация для родителей,

Май

1. «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» - для родителей.

2.Родительское собрание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"

В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».

В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...

Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога

1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем  общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...