Критерии развития детей раннего возраста
материал (младшая группа)
Диагностическая карта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kriterii_razvitiya_detey_rannego_vozrasta.docx | 26.59 КБ |
Предварительный просмотр:
КРИТЕРИИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Основные показатели развития ребенка раннего возраста
Возраст | Общая моторика | Уровни развития | ||
1 | 2 | 3 | ||
1 г. 6 м. – 1 г. 9 м. | 1. Хорошо бегает, меняя направления; 2. Проходит по ограниченной поверхности (шириной до 20 см), не оступаясь; 3. После показа ходит по доске и гимнастической скамеечке высотой до 20 см от пола, держась за руку взрослого; 4. Хорошо перешагивает через брусочки и другие невысокие препятствия на полу, начинает спускаться по лестнице чередующимся шагом; 5. Учится бросать мяч в корзину, стоящую на полу, на расстоянии не более 50 см | |||
1 г. 9 м. – 2 г. | 1. Меняет темп движения: бег-ходьба, поднимается и спускается по лесенке детской горки без помощи взрослого, подпрыгивает на месте на обеих ногах, учится ловить мяч, брошенный несильно, с близкого расстояния; 2. Учится бросать мяч каждой рукой, стремясь попасть в цель, расположенную по высоте в пределах его роста; 3. Ударяет ногой по мячу; скатывает мяч с детской горки, ловит мяч внизу детской горки; 4. Самостоятельно подвигает стул, чтобы достать нужную вещь | |||
2 г. – 2 г. 6 м. | 1. Хорошо бегает; 2. Удерживает равновесие при ходьбе по доске, лежащей на полу; 3. Учится спускаться по наклонной доске самостоятельно; 4. Спрыгивает с предмета высотой 10-15 см, приземляясь на обе ноги; 5. Поднимается и спускается с лестницы; 6. Перешагивает небольшие препятствия (высотой до 20 см) приставным шагом; 7. Хорошо бросает мяч двумя и одной рукой в разных направлениях, старается попадать в горизонтальную цель; 8. Толкает неподвижный мяч ногой; 9. Ловит мяч с близкого расстояния; 10.Играя, поднимается на носочки, ходит на цыпочках; 11. Катается на 3-х колесном велосипеде, перебирая по полу ногами | |||
2 г. 6 м. – 3 г. | 1. Меняет темп, направление и характер движения во время ходьбы и бега, может одновременно выполнять два разных движения (топать и хлопать); 2. Самостоятельно удерживает равновесие, спускаясь по наклонной доске; 3. Может пройти несколько шагов на цыпочках; 4. Подпрыгивает на двух ногах; 5. Может несколько мгновений удержать равновесие, стоя на одной ноге; 6. Перепрыгивает и/или легко перешагивает невысокие препятствия (до10-15 см); 7. Хорошо бросает и «футболит» мяч |
Возраст | Тонкая моторика | Уровни развития | ||
1 | 2 | 3 | ||
1 г. 6 м. – 1 г. 9 м. | 1. Хорошо использует ложку для еды густой пищи, может наколоть кусочки нарезанного взрослым мяса на вилку (держит столовые приборы в кулачке); 2. Листая книгу, переворачивает по 2-3 страницы одновременно, или по одной странице, если страницы книги сделаны из толстого картона; 3. Совершенствует несложные двигательные навыки: любит разворачивать фантики, делает это с удовольствием, даже когда не хочется есть эти конфеты, стремится открыть флакончик, который стоит в доступном для ребенка месте; 4. Начинает «рисовать», если вложить в руку карандаш | |||
1 г. 9 м. – 2 г. | 1. Ест аккуратно, без помощи взрослого, любую пищу; 2. Намыливает ладони при умывании, досуха вытирает руки полотенцем, зажимая его между ладонями; 3. Захватывает обеими руками и натягивает на себя простые детали одежды (носки, шапку), с небольшой помощью взрослого натягивает ботики, сапожки; 4. Отщипывает маленькие кусочки пластилина; 5. Разворачивает завернутые в бумагу (газета, калька, гофрированная, глянцевая) свертки с различными по величине предметами | |||
2 г. – 2 г. 6 м. | 1. Работает с пластилином, глиной, влажным песком: лепит примитивные формы (щипковыми движениями); рисует «пальчиковой гуашью»; 2. Удерживает карандаш и кисть тремя пальцами для рисования горизонтальных и вертикальных штрихов, мазков, может нарисовать кривую и закругленную линию; 3. Может попытаться скопировать «крест»; 4. Играет мелкими предметами: бусинки складывает, перебирает крупинки, пуговицы, при захвате устойчиво пользуется большим, указательным и средним пальцами; 5. Хорошо держит ложку и совершает вращательное движение кистью при зачерпывании жидкой пищи; 6. Намыливает руки мылом, при умывании трет лицо ладонями | |||
2 г. 6 м. – 3 г. | 1. Рисует карандашом, держа его, как взрослый; 2. Изображает на бумаге круговые, вертикальные и горизонтальные линии; 3. Срисовывая, начинает копировать более сложные формы («круг», «крест»), к 3 г. рисует человека («головоног»); 4. Самостоятельно раскатывает «колбаски и шарики» из пластилина, лепит примитивные фигурки по своему замыслу; 5. Ловко складывает и достает мелкие предметы из ящичков, бутылочек; 6. Собирает 4-6 формочек, вкладывая меньшую в большую; пользуется детскими ножницами |
Возраст | Когнитивное развитие | Уровни развития | ||
1 | 2 | 3 | ||
1 г. 6 м. – 1 г. 9 м. | 1. Строит башню из 3-4 кубиков; 2. Различает 4 объемные формы (шар, кубик, призма, кирпичик), находит их после показа взрослым; 3. Соотносит знакомый объемный предмет с соответствующим отверстием в ящике; 4. Находит из трех величин одной формы предмет «большой», «поменьше», «маленький»; 5. Собирает пирамидку без учета размера колец; 6. Различает 3-4 основные цвета, находит предмет по цвету образца; 7. Воспроизводит несложные постройки после показа («мостик», «стена», «поезд»); 8. Может указать на 1-2 изображения, назвать один объект (по просьбе показывает на картинке предмет, может назвать от 5-6 до 9 картинок из 10, если они будут показываться по очереди) | |||
1 г. 9 м. – 2 г. | 1. Методом проб и ошибок сопоставляет объемную фигуру с плоскостной проекцией, 2. Вставляет 3 вкладыша разной формы в соответствующие им отверстия; 3. Учится собирать трехместную матрешку и большее количество контрастных по величине форм-вкладышей; 4. С помощью взрослого собирает пирамидку из 3-4 ч., учитывая величину элементов; 5. Раскладывает близкие по форме предметы на группы (круг – овал, квадрат – прямоугольник); 6. Учится подбирать предметы по оттенкам (синий – фиолетовый, красный – оранжевый), иногда может назвать один цвет (основной); 7. Распознает качества предметов при направленном обучении (пушистый, холодный) | |||
2 г. – 2 г. 6 м. | 1. Строит башню из 6-8 кубиков; 2. Ориентируется в контрастных величинах по убыванию-возрастанию в пределах 3-4 предметов (кубики, кольца пирамидки), соотнося их по размерам «больше – меньше»; 3. Соотносит конфигурацию объемных геометрических предметов с их плоскостным изображением («Почтовый ящик», подбор крышек к коробкам); 4. Ориентируется в 4-х основных цветах и некоторых оттенках, подбирает по образцу, может назвать 1-2 цвета; 5. Часто пытается использовать один предмет для воздействия на другой (бьет молоточком по дощечке, стерженьку, «как взрослый мастер»); 6. Различает «один – много», начинает формироваться понятие о числе («два», «пара»); 7. Учится подбирать парные картинки, называет многие картинки по темам: «животные», «посуда», «одежда», «мебель» | |||
2 г. 6 м. – 3 г. | 1. Строит башенку из большого числа кубиков (до 10 шт.); 2. Строит более сложные, чем раньше, конструкции по собственному замыслу; 3. Находит 5-6 парных картинок из 10; 4. Вместе со взрослым играет с разрезными картинками из двух частей; 5. Вылавливает магнитной удочкой рыбок и т.п.; 6. Может назвать некоторые из 4-х основных цветов и некоторые геометрические фигуры в игре; 7. Собирает пирамидку из 4-8 колец, учитывая размер; 8. Имеет представление о числе (показывает и говорит «1, 2, 3, много, мало»); 9. Называет около 50 изображений по темам: «животные», «люди», «одежда», «транспорт», «мебель» |
Возраст | Навыки поведения | Уровни развития | ||
1 | 2 | 3 | ||
1 г. 6 м. – 1 г. 9 м. | 1. Прислушивается к словам песни, иногда воспроизводит легкие по звуковому составу слова; 2. Имитирует отдельные игровые и плясовые движения, соответствующие сюжету стишка или песни; 3. Активно подражает звукам окружающей речи и живой природы; 4. Может играть самостоятельно, но все еще предпочитает общество взрослых; 5. Наблюдает за играми других детей, эмоциональными жестами и/или словами привлекает к себе их внимание | |||
1 г. 9 м. – 2 г. | 1. Внимательно наблюдает за лицом взрослого при медленном произнесении слов, с удовольствием повторяет одно-двухсложные слова; 2. Играет самостоятельно, если взрослый оставил необходимые для предметной деятельности игрушки; 3. Проявляет инициативу в повседневной жизни: тянется и просит словами определенную еду, игрушку, одежду, если капризничает, то просит все «как маленький» - жестами | |||
2 г. – 2 г. 6 м. | 1. С интересом слушает короткие стихи и рассказы, смотрит по телевизору мультфильмы и детские передачи; 2. Внимательно слушает музыку, песни, выражая свое отношение активным движением или состоянием зачарованности, умиротворения; 3. Выражает несогласие со взрослым словом; 4. Выполняет указания взрослых «собери игрушки», понимает слова «хорошо», «плохо»; 5. Дает себе оценку «хороший», «красивый»; 6. Ребенок начинает воспринимать оценку своей речи со стороны взрослого и может по образцу изменять, усложнять используемые им в обиходной речи слова | |||
2 г. 6 м. – 3 г. | 1. Использует обиходные предметы по назначению, знает их названия и многие называет самостоятельно; 2. Умеет приветствовать людей и употреблять слова «спасибо», «пожалуйста»; 3. Соблюдает элементарные правила поведения на улице, в детском саду, дома; 4. Поддерживает порядок; 5. Проявляет терпение, выполняет указание «подожди»; 6. Противопоставляет себя другим, начинает говорить о себе «я» |
Возраст | Навыки самообслуживания | Уровни развития | ||
1 | 2 | 3 | ||
1 г. 6 м. – 1 г. 9 м. | 1. Хорошо владеет ложкой и чашкой, но иногда может капризничать и требовать помощи взрослого; 2. Всегда своевременно просится на горшок; 3. Снимает шапку, носки, варежки, ботинки, но не надевает их; 4. Во время сильной эмоциональной заинтересованности называет новыми словами необходимые предметы или требуемее действия, сопровождая свою просьбу указательными жестами; 5. Пытается повернуть дверную ручку, чтобы попасть в комнату, любит открывать выдвижные ящики и доставать оттуда вещи | |||
1 г. 9 м. – 2 г. | 1. Сам надевает шапку, ботинки, носочки; 2. Знает место своего стульчика, полотенца, тапочек, куклы; 3. Совместно с взрослым складывает игрушки в ящик или пакет; 4. Помогает взрослым в быту: накрывает на стол (приносит ложки, ставит свою тарелку в раковину), дает сумку; проявляет интерес к воде, пытается самостоятельно открыть кран | |||
2 г. – 2 г. 6 м. | 1. Хорошо держит ложку в ладони и ест аккуратно, не обливаясь; 2. Частично одевается и раздевается; 3. Самостоятельно надевает носочки, шапочку, с небольшой помощью взрослого – обувь (без шнурков); 4. Может снять расстегнутую одежду; 5. Контролирует свои физиологические потребности, сообщая о них определенными словами; 6. Подражает элементам бытовых действий близких людей: сметает крошки со стола, вытирает тряпочкой «лужицу» | |||
2 г. 6 м. – 3 г. | 1. Быстро одевается и раздевается с помощью взрослого (застегивает 1-2 пуговицы, самостоятельно обувается и снимает вещи без застежек); 2. Знает, где хранится одежда и обувь, относит ее на место по просьбе взрослого; 3. Складывает свою одежду на стульчике; 4. По просьбе убирает за собой игрушки и мусор |
Возраст | Социально-эмоциональное развитие | Уровни развития | ||
1 | 2 | 3 | ||
1 г. 6 м. – 1 г. 9 м. | 1. При общении с близким взрослым использует эмоционально окрашенные слова, мимику, движения; 2. Проявляет наибольший эмоциональный интерес к взрослому, играющему с ним, стремится к эмоциональному контакту со сверстниками (улыбается, заглядывает в глаза); 3. Хорошо знает поощрительные слова, радуется, когда их заслужил; 4. Недоволен, когда мама отвлекается на других людей, капризничает; 5. Чтобы заслужить похвалу, с удовольствием «наводит порядок» в игрушках (собирает с пола) | |||
1 г. 9 м. – 2 г. | 1. Проявляет яркие эмоции при общении с близкими людьми, пользуется эмоционально окрашенной речью; 2. Восторженно относится к развлечениям (хоровод у новогодней елки, поездка на детские аттракционы); 3. Интересуется новой книжкой, игрушкой, самостоятельно пытается с ней «разобраться»; 4. Упрямится, требует запретного, стремится настоять на своем; 5. «Ревнует» маму к другому ребенку, может специально задеть другого малыша, если считает себя обделенным вниманием | |||
2 г. – 2 г. 6 м. | 1. Играет самостоятельно; 2. Проявляет фантазию; 3. Производит несколько последовательных игровых действий, связанных между собой одним простым сюжетом (начинается «сюжетная игра»); 4. Выбирает для игры рядом со сверстниками аналогичные игрушки («параллельная игра»); 5. Любит совершать действия, производящие изменения в окружающей среде (включает-выключает свет) | |||
2 г. 6 м. – 3 г. | 1. Подражает сверстникам в игре; 2. Участвует в простых групповых играх, развивающих речевые и двигательные навыки; 3. Играет в сюжетно-ролевые игры (берет на себя роль «мамы», «врача»); 4. Проявляет инициативу в игре; 5. Возрастает роль воображения и фантазирования в игре («творческая игра»); 6. Подражает большому количеству действий взрослых с предметами быта |
Возраст | Игра | Уровни развития | ||
1 | 2 | 3 | ||
1 г. 6 м. – 1 г. 9 м. | 1. Внимательно слушает знакомые песенки, сказки, проявляет «эмоциональное предвосхищение» знакомого сюжета; 2. Играет в первые инсценировки (договаривает последнее слово, выполняет знакомое движение под музыку); 3. Объединяет в одной игре два несложных действия (посадить в коляску и покатать куклу); 4. Учится строить несложные постройки («ворота», «стол», «скамейка»); | |||
1 г. 9 м. – 2 г. | 1. Играет в игры с элементами сюжетного замысла, использует заранее выученные со взрослым действия в определенной последовательности: построить из конструктора «стул» и посадить на него куклу; 2. Принимает посильное участие в игре-инсценировке, организованной взрослым; 3. В игре повторяет слова за взрослым, может по желанию произнести фразу из двух слов; 4. Называет в игре 2-3 предмета; 5. Осознанно подбирает 2-4 картинки из «Детского лото» | |||
2 г. – 2 г. 6 м. | 1. Распознает эмоциональные состояния близких людей, реагирует на них; 2. Подражая взрослому, жалеет плачущего ребенка, больное животное; 3. Использует для выражения своих чувств определенные жесты, эмоциональные слова и интонации; 4. Эмоционально предвосхищает результаты знакомых действий, 5. Избегает неприятных событий, ситуаций; 6. Злится при ограничении свободы движений; 7. Удерживает внимание взрослого или другого ребенка (жестами, улыбками, заглядыванием в глаза) | |||
2 г. 6 м. – 3 г. | 1. Знает свою половую принадлежность; 2. Проявляет отзывчивость; 3. Управляет поведением взрослых путем «детских истерик», «вспышек гнева»; 4. Испытывает яркие эмоциональные переживания в играх с детьми, при просмотре телевизора и т.п.; 5. Воспринимает через собственные эмоции понятия «больно», «холодно», «хочется»; 6. Запоминает прежние эмоциональные впечатления |
Выявление уровней
Количественный уровень: высокий уровень+средний уровень
все количество детей
Качественный уровень:
высокий уровень_
все количество детей
средний уровень_
все количество детей
низкий уровень_
все количество детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Критерии развития детей раннего возраста "Что должен уметь ребёнок с 2 до 3 лет"
Данный материал можно использовать как консультацию для родителей, а также- как итоговый ориентир для воспитателей детей данного возраста. Весь материал распределён по разделам, поэтому его легко испо...
Коррекционно-педагогическая работа с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушениями в развитии на тему «Игры на познавательное развитие детей раннего возраста»
Игры на познавательное развитие детей раннего возраста...
Мастер – класс для родителей детей группы раннего возраста На тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»
Мастер – класс для родителей детей группы раннего возрастаНа тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»Составители: Короткова И.А.Бобылева П.В.ГБДОУ детский сад 97Ка...
Методические материалы с 1 заседания ГМО " Развитие детей раннего возраста"«Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения детей раннего возраста»
Тема : «Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения детей раннего возраста»...
Критерии развития детей раннего возраста.
Критерии развития детей раннего возраста "Что должен уметь ребёнок с 2 до 3 лет"...
Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"
Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....
Критерии нервно-психического развития детей раннего возраста
В документе представлены критерии нервно-психического развития детей первого, второго и третьего года жизни....