«Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития».
консультация (средняя группа)

Сыслова Елена Сергеевна

Мастер -класс для педагогов «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального   развития».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syslova_e.s._master_-klass_1.docx97.26 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 1874

дошкольные группы  «Светлячок»

_____________________________________________________________________________________

«Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального   развития».

                                                                

Москва

                                                                  Мастер – класс

     

«Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального   развития».

Цель мастер – класса:

 Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер- класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по использованию цветных палочек Кюизенера как полифункционального дидактического средства интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

Задачи мастер- класса:

  1. Сформировать у педагогов – участников мастер- класса представление об игровой технологии.
  2. Познакомить  участников мастер- класса с опытом работы по применению развивающих игр с палочками Кюизенера.
  3. Обучить участников мастер – класса навыкам, составляющим основу игровой технологии.

   

                                    Добрый день, коллеги!

Я очень рада приветствовать Вас на мастер-классе, но перед тем как его начать  попрошу вас взять из коробки одну из палочек, которая вам больше нравится. И так, давайте посмотрим, какому цвету вы отдали предпочтение, по нему мы сейчас узнаем с каким настроением и настроем вы пришли:

Оранжевый - цвет позитивный;

Красный - хорошее настроение;

Желтый - олицетворяет тепло;

Розовый – оптимизм;

Синий - радость;

Голубой - доверие;

Фиолетовый - вдохновляющий;

Бордовый - чувствительность;

Черный - безразличие;

Белый - не понимание;

Актуальность мастер- класса.

Эффективное развитие интеллектуального развития детей дошкольного возраста одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются к новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Интеллектуальное развитие дошкольников можно осуществить на основе игровой деятельности, в процессе которой у ребенка формируются психические процессы, математические представления. Одной из важнейших задач воспитания маленького ребенка является развитие его ума, формирования таких мыслительных умений и способностей, которые позволят легко освоить новое.

Для решения этой задачи я, в своей практике применяю такой дидактический материал, как «Палочки Кюизенера». При их использовании, реализуется один из главных принципов дидактики - принцип наглядности.

Палочки можно предлагать детям с раннего возраста для выполнения наиболее простых упражнений. Детям предлагаются упражнения в игровой форме. Это основной метод обучения, позволяющий наиболее эффективно использовать палочки. Упражняться с палочками дети могут индивидуально, по несколько человек, небольшими подгруппами. Возможна и фронтальная работа.

Использование палочек в работе позволяет воспитателю занимать разнообразные позиции по отношению  к ребенку (вместе, рядом). Приоритетной является личностно - ориентированная модель общения, предполагающая наличие, между взрослым и детьми отношение сотрудничества и партнерства.

Этапы обучения.

На первом этапе палочки используется просто как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а так же качественные характеристики материала – цвет, размер, форма.

Вот несколько вариантов игр:

  • Игры на закрепление цвета:
  1. Выложи палочки на столе, перемешай их. Покажи по очереди красную, желтую и т.д. палочки.
  2. Покажи не красную, не зеленую палочку.
  3. Отбери палочки одинакового цвета и построй из них забор, дом для куклы и  т.д.
  • Игры на закрепления длины:
  1. Найди в наборе длинную и короткую палочку. Положи их друг на друга. Поставь их рядом друг с другом.
  2. Возьми желтую и синюю палочки, положи, так, чтобы наверху оказалась короткая, а снизу длинная.

На втором этапе палочки уже выступают  как пособие для маленьких математиков. Дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.

Упражнения с палочками в старшем возрасте:

  • Игры  на ориентировку в пространстве:
  1. Составь лесенку из белой, голубой и желтой палочек. Какого цвета палочка внизу, вверху, посередине?
  2. Составь поезд  из желтого, оранжевого, красного цвета так , чтобы оранжевый был левее желтого, желтый левее красного.
  3. «Знакомство с числом». Детям предлагается взять белую палочку. Она самая короткая. Это число один. Затем они должны найти палочку, где белая укладывается  2 раза. Это розовая палочка. Значит, она обозначает число два. И по аналогии до 10.
  4. Игра на состав числа «Коврик». Возьмите желтую палочку и составьте ее из нескольких других, в сумме равных длине первой. Каждый «коврик» заканчивается белыми палочками. Это «бахрома». Затем идет описание «коврика»:

-  цветом: «желтый - это белый и красный, красный и белый, розовый и голубой, голубой и розовый, и белый, белый, белый, белый, белый.

-числами: «5- это 1и 4, 4 и 1, 2 и 3, 3 и 2 и 1,1,1,1,1.

В подготовительной группе дети могут описывать цифрами: выкладывают карточки с цифрами, можно использовать знаки «+, -, =».

Развивающее пособие Кюизенера помогает не только в изучении математики. Палочки можно использовать и на занятиях по развитию речи – моделировать с их помощью сказки. Это можно проводить совместно с использованием логических блоков Дьенеша.

Практическая часть мастер – класса.

*У вас на столах лежит карточка с иллюстрацией сказки. Выложите, пожалуйста, героя , назовите его и скажите из какой он сказки.

Послушайте, пожалуйста, следующее задание.

*Возьмите и внимательно рассмотрите рабочий лист. На рабочем  поле выкладываются палочки. Цифра по вертикали  показывает – сколько клеток сверху нужно отступить. Цветной квадратик – какого цвета палочку положить в данной строчке.

Цифра по горизонтали показывает, сколько клеток слева надо отступить, а цветной квадратик - цвет палочки, которую надо положить в данном столбце. Предлагаю вам выложить. Что у вас получилось? ( Чашка с блюдцем).

А еще  дети учатся писать «слуховые диктанты». И я предлагаю вам провести такие «диктанты».

Я буду указывать вам координаты и какого цвета палочку необходимо положить. Приступим:

*Первый диктант - Б 3, В 2, В 4, Г 3 – положите белые палочки.

Что у вас получилось?  (Цветок)

*Второй диктант- На клеточках В 3,Г 3,Д 3 вертикально положите голубые палочки.

                                      Е 4 положите белую палочку.

          В 6 горизонтально положите голубую палочку.

Что у вас получилось? (Чашка)

Молодцы, вы хорошо справились со всеми заданиями.

Итог : игровых упражнений очень много. Я привела Вам примеры некоторых из них. Палочки Кюизенера оказывают положительное воздействие на ребенка: развивают мелкую моторику пальцев, память, внимание, мышление, пространственное и зрительное восприятие. Они просты и понятны, работу с ними дети воспринимают как игру, получают положительные эмоции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»

Познакомить педагогов с опытом работы по применению развивающих игр с палочками Кюизенера.Обучить участников мастер – класса навыкам, составляющим основу игровой технологии....

Мастер-класс для воспитателей «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для воспитателей «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»         ...

Выступление на районном методическом объединении "Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста"

Цветные палочки являются многофункциональным пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать математические понятия....

Мастер-класс для воспитателей «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития»

Цель мастер - класса: Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по использован...

Семинар-практикум для педагогов «Палочки Кюизенера, как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития»

Цель: повысить интерес педагогов ДОУ к использованию палочек Кюизенера в процессе развития математических способностей дошкольников....

Мастер-класс для воспитателей "Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста".

Цель мастер-класса: Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по использованию цветных палочек Кюи...