Методические рекомендации для родителей на тему «Как подготовить ребенка к успешному школьному старту»
методическая разработка (подготовительная группа)

Шахова Анна Владимировна

Данные методические рекомендации разработаны в помощь родителям будущих первоклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx35.35 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №73 Невского района.

Методические рекомендации для родителей на тему

«Как подготовить ребенка к успешному школьному старту»

Подготовила:

Шахова Анна Владимировна,  воспитатель

Санкт-Петербург

2022г.

Аннотация

Данные методические рекомендации разработаны в помощь родителям будущих первоклассников.

В основе рекомендаций был положен опыт ученых, специалистов в области дошкольной педагогики: Бабаевой Т. И.,  Гуткиной Н. И.,  Ковалёвой Е., Синицыной Е. , Кислицы Г. К., Мониной Г. Б., Панасюк Е. В., Нартовой С. К., Мухортовой Е. А., Шульгиной А.

Данная разработка поможет родителям не только понять, что включает в себя подготовка детей к школе, но и получить практические рекомендации, как сформировать у детей правильное отношение к школе и помочь им в преодолении трудностей в обучении.

Автор: Шахова А. В.,

Пояснительная записка

Поступление в школу - очень важный момент как для самого ребёнка, так и для его родителей. Он связан с изменением социальной ситуации развития, с личностными новообразованиями, возникающими в период 6-7 лет. У ребенка должны сформироваться способности и свойства, обеспечивающие возможность выполнения им учебной деятельности, а также принятие социальной позиции школьника. Психолого-педагогическая диагностика детей старшего дошкольного возраста показала, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе.

Практический опыт диагностики родителей по вопросу «Быть готовым к школе, значит уметь…» показал такие ответы: писать, читать, считать. Следовательно, родители недостаточно понимают значимость проблемы подготовки ребенка к школьному обучению. Занимаясь подготовкой ребенка к школьному обучению, родители, как правило, ориентированы на развитие у него таких умений и навыков, как чтение, счет, письмо. И как правило, у многих родителей недостаточно педагогических знаний и умений. Их педагогическое взаимодействие с детьми сводится к внешнему контролю и внешней мотивации (садить, выполняй, дорисовывай). Они являются пассивными участниками в детско-родительской связке, а многие стремятся переложить ответственность на других: на воспитателей в детском саду, на учителей в школе, отдают их в разные кружки на подготовительные занятия к школе.

Соответственно, уже в первом классе основные жалобы, которые слышат педагоги-психологи школ от учителей, - на невнимательность, несобранность, отвлекаемость детей. Чтобы начало школьного обучения стало благополучным стартом для нового этапа развития, первоклассник должен быть инициативным, самостоятельным и организованным, готовым к новым формам сотрудничества со взрослыми. В противном случае дошкольная линия развития тормозится, а школьная не может полноценно начаться. Неподготовленность ребенка к школьному обучению обычно запоздало обнаруживается в фактах неуспеваемости, в школьной дезадаптации и неврозах, повышенной школьной тревожности.

Исходя из сложившейся ситуации, были созданы  методические рекомендации в помощь родителям будущих первоклассников.

Цель: формирование активной педагогической позиции родителей; вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями по данному вопросу; вовлечение родителей в процесс воспитания своих детей.

Задачи:
1.   Познакомить родителей с критериями готовности детей к школе.
2. Информировать родителей о проблемах первоклассников.
3.   Предложить практические советы и рекомендации по подготовке ребенка к школе.

Рекомендации родителям по подготовке детей к школе.

В этой информационной статье речь пойдёт о подготовке наших детей к школе. Наши дети пребывают последний год в детском саду. Завершается этап развития, именуемый дошкольным детством. Скоро перед детьми распахнёт двери школа, и начнётся новый период в их жизни. Они станут первоклассниками, а вы, дорогие мамы и папы, вместе с ними «сядете» за парты.

Быть готовым к школе – не значит уметь считать, писать и читать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться. Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребёнка (да и родителей тоже), безусловно, требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности – учебной. Часто под готовностью к обучению подразумевают только определенный уровень знаний, умений, навыков ребёнка, что конечно тоже. Самое главное при переходе на качественно новую ступень - психологическая готовность к учебной деятельности. И, прежде всего сформированность желания учиться (мотивационная готовность). Но и это ещё не всё. Существует огромная пропасть между «хочу в школу» и «надо учиться работать», без осознания этого «надо» ребёнок не сможет хорошо учиться, даже если перед школой он умеет хорошо читать, писать, считать и так далее. Подготавливая ребёнка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию.

Сейчас мы остановимся на критериях готовности детей к школе, т.е. рассмотрим, что должно быть свойственно ребёнку, чтобы он оказался готовым к школе. Пока мы будем раскрывать содержание каждого компонента готовности к школе, вы, пожалуйста, постарайтесь их «примерить» к своему ребенку и решить, на что вам надо уже сегодня обратить внимание, чтобы ваш ребенок был успешен в школе.

Критерии готовности:

1. физическая;

2. интеллектуальная;

3. социальная;

4. мотивационная.

1. Физическая готовность - это такой уровень развития всех систем организма, при котором ежедневные учебные нагрузки не вредят ребёнку, не вызывают у него чрезмерного напряжения и переутомления. У каждого ребёнка свой, вполне определенный, адаптивный ресурс, и закладывается он задолго до поступления ребёнка в школу. При выборе школы и школьной нагрузки необходимо обратить внимание на группу здоровья, заключения врачей, заболевания ребёнка (Хорошо ли ребёнок видит, слышит, развита ли у него координация моторных навыков, может ли он играть в мяч, прыгать, бегать, может ли спокойно посидеть в течение некоторого времени, выглядит ли ребёнок здоровым, бодрым).

2. Интеллектуальная готовность включает багаж знаний ребёнка, наличие у него специальных умений и навыков (умения сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать полученную информацию, иметь достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, иначе говоря, восприятия речи). Умственные умения могут выражаться и в умении читать, считать. Однако читающий и даже умеющий писать, ребёнок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически.

3. Социальная готовность – это настрой ребёнка на работу и сотрудничество с другими людьми, в частности взрослыми, принявшими на себя роль учителей-наставников. Имея данный компонент готовности, ребёнок может быть внимателен на протяжении 30-40 минут, может работать в коллективе. Привыкнув к определенным требованиями, манере общения педагогов, дети начинают демонстрировать более высокие и стабильные результаты учения.

4. Мотивационная готовность предполагает обоснованное желание идти в школу. В психологии различают разные мотивы готовности ребёнка к школе: игровой, познавательный, социальный. Ребёнок с игровым мотивом («Там много ребят, и можно будет играть с ними») не готов к обучению в школе. Познавательный мотив характеризуются тем, что ребёнок хочет узнать что- то новое, интересное. Это наиболее оптимальный мотив, имея который, ребёнок будет успешен в первом классе и в период обучения в начальной школе. Социальный мотив характеризуется тем, что ребёнок желает приобрести новый социальный статус: стать школьником, иметь портфель, учебники, школьные принадлежности, своё рабочее место. Но не следует отталкиваться от того, что только познавательный мотив – самый основной, и если ребёнок этого мотива не имеет, то он не может идти учиться в школу.

Кстати педагоги начальной школы ориентированы на игровой мотив и во многом свою деятельность, и процесс обучения осуществляют, используя игровые формы. Следует отметить, что, пожалуй, в жизни ребёнка нет больше ни одного момента, когда бы так резко и кардинально менялась его жизнь, как при поступлении его в школу. Между дошкольным детством и началом школьной жизни пролегает гигантская пропасть, и в один миг её не одолеть, даже если малыш посещал детский сад, подготовительные курсы. Начало школьной жизни – серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребёнка.

Он должен привыкнуть:

- к новому педагогу;

- к новому коллективу;

- к новым требованиям;

- к повседневным обязанностям.

И каждый без исключения ребёнок проживает процесс приспособления к школе (процесс адаптации). И естественно, чем больше у ребёнка есть нужных умений, качеств, тем быстрее он сумеет адаптироваться. Но для некоторых детей школьные требования оказываются слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для них период адаптации к школе может быть травмирующим. С какими же проблемами сталкиваются в это время первоклассники? Откуда берутся эти трудности? И можно ли их избежать? Многих трудностей можно избежать, если вовремя обратить на них внимание. Большинство истоков возможных школьных сложностей и неприятностей нередко скрываются в дошкольном детстве.

Причины:

Родители ребенка до 6 -7 - летнего возраста:

- не так часто обращают внимание на развитие малыша («да успеет ещё научиться, для этого школа есть!»),

- не уделяют внимание особенностям его общения с окружающими взрослыми и сверстниками («со временем пройдет…»),

- на наличие или отсутствие желания учиться («втянется, повзрослеет, глядишь, и всё пройдет»),

- не обучают ребёнка управлять своими эмоциями, поступками, подчиняться требованиям с первого раза.

В результате чего у детей оказываются не сформированы важные компоненты школьной готовности. Дети очень нуждаются в поддержке, поощрении, похвале со стороны взрослых, они стремятся быть самостоятельными. К школьным неврозам могут приводить на первый взгляд безобидные стереотипы родительского поведения. Попробуем предугадать, каким может быть внушающий эффект некоторых фраз для ребёнка – будущего первоклассника, какие чувства и переживания ребёнка могут стимулировать такие стереотипы воспитания:

- «Вот пойдёшь в школу, там тебе…» «Ты, наверное, будешь двоечником!» (Могут вызвать чувство тревоги, неверия в свои силы, утрату желания идти в школу.)

- «Знаешь,  как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником!» (крах родительских надежд может стать источником детских страданий, потери уверенности в родительской любви, а значит уверенности в себе.)

- «Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось!» (родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок ребёнка, часто такой непосильный психологический груз приводит ребёнка к неврозу.)

- «Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя тихо и спокойно?» (Не ставьте перед ребёнком невыполнимые цели, не толкайте его на путь заведомого обмана.)

- «Попробуй мне только ещё  сделать ошибки в диктанте!» (У ребёнка под постоянной тяжестью угрозы наказания могут возникнуть враждебные чувства к родителям, развиваться комплекс неполноценности).

Не надо заставлять своего ребёнка заниматься, ругать за плохо выполненную работу, а лучше найти в его работе хорошо выполненный фрагмент, пусть даже самый маленький, и похвалить его за выполненное задание. Важно, чтобы ребёнок постепенно втягивался в интеллектуальную деятельность и сам процесс обучения становился для него потребностью.

Что необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу:

1. Своё имя, отчество и фамилию.

2. Свой возраст (желательно дату рождения).

3. Свой домашний адрес.

4. Свой город, его главные достопримечательности.

5. Страну, в которой живёт.

6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.

7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).

8. Домашних животных и их детёнышей.

9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей.

10. Транспорт наземный, водный, воздушный.

11. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.

12. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки. 13 Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.

14. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая - левая сторона, верх- низ и т.д.)

15. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.

1.6 Запомнить и назвать 6-10 картинок, слов.

17. Различать гласные и согласные звуки.

18. Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.

1.9 Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет.)

20.  Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.

21. Свободно считать до 20 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 20 Соотносить число предметов и цифру. Усвоить состав чисел: 2,3,4,5. Читать простейшие математические записи.

22. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 – 35 минут).

23. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.

Рекомендации для родителей будущих первоклассников, которым необходимо следовать на этапе подготовки, чтобы не отбить у ребенка желание учиться.

- Будите ребенка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку.

- Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам.

- Пожелайте ребенку удачи, подбодрите - у него впереди трудный день.

- После школы, не обрушивайте на ребенка тысячу вопросов, дайте расслабиться.

- Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать ребенку взбучку. Всегда нелишне выслушать «обе стороны» и не торопиться с выводами.

- После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два-три часа отдыха (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил.

- Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минутные «переменки», лучше, если они будут подвижными.

- Во время приготовления уроков дайте возможность ребенку работать самому.

- Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком. Если что - то не получается, посоветуйтесь с учителем.

- Будьте внимательны к жалобам ребенка. Помогите своему ребёнку овладеть информацией, которая позволит ему не растеряться в обществе.

- Приучайте ребёнка содержать свои вещи в порядке.

- Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе.

- Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи.

- Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе.

- Приучайте ребёнка к самостоятельности.

- Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.

- Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком.

Список литературы:

  1. Бабаева Т. И. У школьного порога, - М.: Просвещение, -1993.-193с.
  2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. -М.: Академический Проект, 2000. - 3-е изд., перераб. и доп. - 184 с.
  3. Ковалёва Е., Синицына Е. Готовим ребёнка к школе,- М.: «Каро», «Вече», «Лист Нью». -  253с.
  4. Монина Г. Б., Панасюк Е. В. Предшкольный бум, или Что нужно знать родителям будущего первоклассника, -  Екатеринбург: У-Факто-рия, 2007. — 176 с.
  5.  Нартова С. К., Мухортова Е. А. Мир дошкольника. Вопросы и ответы .-  М.: Дрофа. - 2002. - 192 с.
  6. Нартова-Бочавер С.К., Мухортова Е.А. Скоро в школу!: Увлекательная подготовка детей к первому классу. - М.: ТОО «Глобус», 1995 . - 128 с.
  7. Шульгина А. 10 заповедей для родителей первоклассников. / Здоровье женщины. - 2007.- № 10 - С.54-57.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Как подготовить ребенка к утреннику"

Утренник в детском саду можно назвать важным событием в жизни ребенка. Здесь он узнает, как сочетается его личное удовольствие с выполнением обязательств. Здесь он учится совместной с другими детьми т...

Рекомендации родителям по теме "Как подготовить ребенка к школе"

МАтериал содержит игры и упражнения, которые могут выполнять родители вместе с детьми в свободное время....

консультация родителей на тему "Как подготовить ребенка к школе"

консультация родителей на тему "Как подготовить ребенка к школе"...

Консультация для родителей на тему:"Как подготовить ребенка к школе!"

Как подготовить ребёнка к школе?1. Дошкольник учится в игре, где активно и равноправно участвуют родители.2.Обучение требует систематичности: 10-15 минут каждый день дадут больший результат, чем час –...

Методические рекомендации для родителей на тему "«Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка»

Методические рекомендации для родителей на тему: «Влияние стиля семейного воспитания на формирование личности ребенка»...

Методические рекомендации для родителей на тему: "Готовность к школе и условия успешной учебы"

Методические рекомендации для родителей: «Готовность воспитанников детского сада к обучению в школе»...

Методические рекомендации для родителей по теме "Школьные принадлежности"

Методические рекомендации для родителей по теме "Школьные принадлежности"...