Методическая разработка Масленица
методическая разработка (младшая группа)
Методическая разработка "Масленица"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_maslenitsa.docx | 16.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Григорьева Екатерина Владимировна
ГБДОУ "Детский сад №119", г. Санкт-Петербург
Воспитатель
Методическая разработка "Масленица"
Проблема:
Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Актуальность проекта:
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно, опираясь на Программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами воспитателей, родителей и детей.
Новизна проекта:
Ежегодное проведение развлечения, посвященного празднику Масленица, стало в нашем детском саду уже хорошей и веселой традицией. Данный же проект рассчитан на полноценное погружение детей, родителей и сотрудников ДОУ в атмосферу подготовки и проведения празднования Масленичной недели. Не одномоментное, а более долгосрочное соприкосновение с древнерусскими традициями способствует формированию более глубоких и эмоционально насыщенных представлений детей и их родителей о традиционной русской культуре, способствует более занимательному и продуктивному знакомству с историей и традициями русского народа. И, что немаловажно, данный проект способствует укреплению взаимопонимания и толерантности в жизненной среде нашего ДОУ, собравшего под свое теплое крыло деток разных национальностей. При разработке проекта были учтены требования ФГОС. Данный проект построен на интеграции всех образовательных областей программы. В ходе реализации проекта используются как традиционные формы процесса воспитания, развития и обучения детей, так и современные ИКТ, здоровьесберегающие технологии, особое внимание уделяется личностно-ориентированному подходу в общении с детьми, тесному сотрудничеству с родителями.
Цель проекта:
– Формировать представление о народных традициях у детей дошкольного возраста путем погружения в атмосферу праздника Масленица.
– Приобщать детей к традициям и обычаям русского народа.
– Способствовать общему развитию детей и формированию национальной культуры детей и взрослых через воспитание любви и развитие интереса к настоящему и прошлому родной страны, родного края.
Задачи:
1. Дать, первоначальные представления о русском народном празднике «Масленица», с характерными для него обрядами.
2. Познакомить детей с русскими традициями гостеприимства, с блюдами русской кухни, историей появления блинов.
3. Развивать коммуникативные навыки, формировать умение помогать друг другу, общаться друг с другом.
4. Воспитывать интерес и любовь к русскому национальному фольклору, эмоциональное сопереживание и желание участвовать в игре-действии.
Вид проекта: групповой, игровой, творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 день).
Участники проекта:
Дети второй младшей группы (3-4 года), воспитатели, родители.
Формы организации:
Виды совместной деятельности воспитателя с детьми:
– Беседа: «Что такое Масленица».
– Заучивание стих. «Радость в каждый дом».
– Рисование «Солнышко лучистое».
– Заучивание заклички на блины:
«Уходи мороз косматый,
Слышишь, старый, или нет.
А над садом, а над домом
Голубой весенний свет».
– Лепка: «Испеки блины на сковороде»
– Аппликация: «Солнышко лучистое».
– Подвижные игры: «Карусель», «Гори, Солнце, ярче».
– Пальчиковые игры: «Солнышко-ведрышко», «Снежки».
– Игровая ситуация: «Приглашаем гостей на блины».
- Развлечение: «Ай, да Масленица»
Работа с родителями:
– Привлечь родителей к изготовлению куклы – Масленицы;
– Консультация для родителей: «Масленица широкая».
– Привлечь родителей к приготовлению блинов вместе с детьми и организовать чаепитие в группе.
– Порекомендовать посетить Масленичные гуляния в Городском саду в воскресение.
Ожидаемый результат:
– Дети должны получить первичные представления о празднике Масленица;
– Получение представлений о народных играх, обрядах;
– Получение эмоционального удовлетворения от участия в праздновании Масленицы;
– Развитие творческих способностей через продуктивные виды деятельности;
Этапы проекта.
Подготовительный этап: постановка мотивации цели и задач по ознакомлению с традициями празднования Масленицы.
1. Создать условия для формирования интереса к празднику.
2. Составить план совместных действий с детьми, поиск и сбор информации о празднике.
3. Подобрать материал, пособия и литературу по теме (художественное слово, наглядный материал, музыкальный репертуар).
4. Подготовить наглядный и консультационный материал для родителей.
5. Привлечь родителей к участию в проекте.
Основной этап: формирование представления у дошкольников о русской национальной традиции встречи весны.
1. Знакомство с традициями, особенностями праздника Масленица.
2.Заучивание закличек, стихов, русских народных песен, пальчиковых игр.
3.Разучивание хороводных игр.
4.Подготовить папку – передвижку «Рецепты блинов к Масленице».
5. Лепка: «Испеки блины на сковороде»
6. Рисование: «Солнышко лучистое».
Заключительный этап: обобщение знаний детей о Масленице.
1.Организовать для родителей выставку детских работ.
2.Организовать фотовыставку «Наша масленица».
3. Организация и проведение развлечения ««Ай, да Масленица» с последующим чаепитием.
Используемая литература:
1. Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. -М.: ТЦ Сфера, 2003.
2. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе – М.: «Школьная Пресса» 2003г.
3. Даймедина И.П. Поиграем, малыши – М., Просвещение, 1992
4. Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1988.
5. Интернет ресурс www.maam.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Масленица".
Задачи мероприятия:1) Знакомство с обрядами, обычаями, народными праздниками.2) Воспитывать уважение и любовь к традициям русского народа.3) Знакомство с жанрами устного народного творчест...
Методическая разработка.Проект "Наша масленица"
Россия богата своими традициями, обычаями и праздниками. Одним из таких является большое народное гуляние в конце зимы – «Масленица». Знакомя детей с традициями проведения этого праздника ,...
Методическая разработка " Масленица" 2 младшая группа
В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, к...
Методическая разработка сценария фольклорного праздника "Масленица хороша- широка её душа!" для детей старшей и подготовительной групп детского сада - финальный этап проекта «Широкая Масленица».
В сценарий праздничного концерта "Масленица хороша- широка её душа!" включены народные песни, игры и хороводы, основанные на русском народном фольклоре. В продолжение всего праздника и...
Методическая разработка. "Масленица широкая" (презентация для использования в работе с детьми старшего дошкольного возраста)
Краткая презентация к конспекту досуга "Масленица: традиции русского народа"...
Методическая разработка "Масленица" во второй группе раннего возраста
Масленица навсегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны...
Методическая разработка на тему: «Широкая масленица». Номинация: Проектная деятельность. Проект на тему : «Духовно-нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста через приобщение к культурным традициям Донской масленицы. «Масленица на Дону
Методическая разработка на тему: «Широкая масленица» направлена на духовно-нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста через приобщение их к культурным традиция...