Конспект открытой непрерывной образовательной деятельности на тему: «Устное народное творчество» для детей среднего дошкольного возраста.
план-конспект занятия (средняя группа)

Бондаренко Елена Геннадьевна

Развитие интереса и приобщение детей к русской народной культуре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe.docx9.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытой непрерывной образовательной деятельности на тему: «Устное народное творчество» для детей среднего дошкольного возраста.

Автор: Бондаренко елена Геннадьевна, воспитатель "МБДОУ ЦРР- "Детский сад № 125"

Цель: развитие интереса и приобщение детей к русской народной культуре.

Задачи:

- способствовать развитию у детей диалогической речи, умению задавать вопросы; продолжать знакомить детей с малыми формами фольклора, создавать условия для применения фольклора (считалки, потешки, мирилки) в повседневной деятельности, формировать умение работы с соленым тестом;

- развивать театральные способности, обогащать словарный запас, работать над интонационной выразительностью речи;

- формировать интерес к русской народной культуре, языку.

Предварительная работа: заучивание утреннего приветствия, разучивание потешек и обыгрывание их индивидуально, знакомство и применение в повседневной деятельности пословиц, знакомство с избой, ее убранством (презентация), разучивание физминутки (индивидуально), лепка из соленого теста жаворонков.

Методы и приемы: использование художественной литературы, игровой метод, наглядный метод, практическая деятельность детей.

Материалы и оборудование: ноутбук, ширма в виде избы с окном, костюмы для Ивана и Марьи, колокольчик, разносы 3. шт. для готовых изделий, тесто соленое, доски, тарелочки и салфетки влажные на каждого ребенка.

Музыкальное сопровождение: песня "Широка страна моя родная", песня "Русская изба", русская народная мелодия.

Ход НОД

(Дети заходят в группу под песню "Широка страна моя родная", встают кругом).

Воспитатель. Ребята, у нас сегодня гости, посмотрите на них и поздоровайтесь.

- Почему люди здороваются? (Ответы)

(Игра - приветствие "Здравствуй!". Дети стоят кругом.)

- Здравствуй, небо! (Руки поднять вверх).

Здравствуй, солнце! (Описать руками круг над головой.)

Здравствуй, земля! (Присесть, руками задеть пол.)

Здравствуй, планета Земля! (Описать большой круг над головой.)

Здравствуй, наша большая семья! (Все берутся за руки и поднимают их вверх.)

Вы зашли в группу под известную песню. Я прочту несколько строк из этой песни.

   Широка страна моя родная,

   Много в ней лесов, полей и рек.

   Я другой такой страны не знаю,

   Где так вольно дышит человек.

- Про какую страну поётся в этой песне?

Правильно, сегодня будем говорить о нашей Родине.

- Слово Родина произошло от слов "родня", "родные".

- Кто для вас родные?

Вот и наша Родина нам родная!

- Как называется наша Родина, наша страна?

Правильно, это сейчас она называется Россия,

-А как она называлась в старину? (Русь).

- Сейчас мы живем в красивых современных кирпичных, панельных домах, а в каких домах жили люди на Руси? (В избах)

- Правильно, в деревянных избах, которые сами строили, подбирали нужное дерево: сосну, лиственницу, изба была теплой и крепкой, так как люди жили большими семьями. В одном доме жили вместе и старики, и дети, но они все-равно были очень гостеприимны. Всегда были рады гостям, как мы.

Говорили :"В тесноте, да не в обиде".

- Послушайте песню "Русская изба", как строили раньше дома.

(Дети садятся на ковер)

(Видео-презентация "Русская изба", исп. М.Пахоменко).

-Понравилось вам?

-Где чаще всего строили избы?

Избы строили возле леса, реки. Почему?

(Ответы: Лес нужен для строительства дома, для дров, в лесу собирали грибы и ягоды, лекарственные травы,  ловили зверей, воду пили, готовили, стирали, мылись, ловили рыбу).

- А в каких русских народных сказках встречается изба?

("Заюшкина избушка", "Теремок"...)

Вы обратили внимание, как украшены окна?

- Как называются  эти деревянные шторки? (Ставенки).

- Для чего они служили?

(Если ставни закрыты, значит все знали, что хозяев нет дома.)

-  Они, возможно, на работе, либо уехали на ярмарку.

Когда ставни открыты можно заходить в гости.

Посмотрите. Открыты или закрыты ставни в этой избе?

(Ширма с окном)

А сейчас я вас приглашаю в гости в прошлое.

(П/и "Золотые ворота").

(Два ребенка становятся напротив друг друга и берутся за руки, образуя ворота. Остальные идут хороводом в эти ворота. Когда песенка закончится, воротики "захлопываются", кто в них попал, "превращаются" в воротики тоже.)

-Золотые ворота! Проходите, господа!

Первый раз пройдем, всех друзей проведем!

Первый раз прощается, второй - запрещается,

А на третий раз - не пропустим вас!

Ребенок. Тук-тук, кто - кто в этом доме живет?

Кто - кто вместе солнцем встает?

Это Иван да Марья проснулись…

(Из-за ширмы выходят под русскую музыку дети, наряженные в русские костюмы Иван да Марья)

Марья. Здравствуйте, гости дорогие!

Иван. Милости просим к нам в гости!

Воспитатель. Когда заходили в избу, низко кланялись, потому что , вероятно, дверной проем был низкий, и , конечно, чтобы поприветствовать хозяев. Давайте поклонимся друг другу.

А почему они друг на друга не смотрят?

- Ой, кажется, поругались, ребята, давайте научим их мириться.

Дети вместе: (Мирилка)

- Чем ругаться и дразниться

Лучше нам с тобой мириться

Очень скучно в ссоре жить

Потому давай дружить.

Воспитатель. Не дело это быть в ссоре.

Иван и Марья поворачиваются к друг другу и мирятся:

- Мы дрались и обзывались,

Обижались и ругались.

Но решили помириться

Нам не трудно извиниться.

- Руку дай, мириcь, мирись

Друг прости и улыбнись!

Иван. Проходите, гости дорогие!

Марья. Чем богаты, тем и рады!

Воспитатель. По правую руку от хозяина сидели сыновья, по левую - дочери.

(Дети садятся за столы. На столе - самовар.)

- Для чего нужен самовар? (Чтобы чай пить)

И обязательно хлеб, испеченный хозяйкой.

- Какие пословицы о хлебе вы знаете?

-Хлеб - всему голова!

- Бог на стене, хлеб на столе!

- Будет хлеб, будет и обед!

-Пока есть хлеб, да вода- всё не беда!

- А где раньше брали хлеб, ведь не было магазинов?

Правильно, пекли хлеб и пироги в русской печи.

Хозяюшка говорила :"Наготовлю щей, угощенья для гостей!"

А ещё говорила :"Если в печке жарко, значит будет варко!"

Марья. Рано сегодня встала. Тесто замесила, а угощенье не успела испечь.

Воспитатель. Ничего страшного, наши дети помогут.

- А сейчас пришла пора потрудиться, детвора. Вместе слепим угощенье, всем гостям на удивленье.

Воспитатель. Давайте перед работой разомнем пальчики свои

(Пальчиковая гимнастика)

Тесто мнем, мнем, мнем!

Тесто жмем, жмем, жмем!

(очень энергично сжимаем руки в кулаки и разжимаем – одновременно на двух руках или поочередно)

И баранки испечем.

(делаем круг)

Воспитатель. Тесто готово

(Звучит спокойная русская народная мелодия. Дети делают изделия, используя формочки и другими способами.

Самостоятельная деятельность детей. Индивидуальная работа.

После трудовой деятельности дети кладут работы на разносы, воспитатель ставит в печь, дети вытирают руки влажной салфеткой.)

Воспитатель. Молодцы, ребята. Хорошо потрудились. Пока пекутся наши бааааараночки и прянички можно и потешки вспомнить.

Ребята, скажите, что такое потешки?

Дети. Небольшие стишки. Потешки сочиняли с давних пор, чтобы кого-то приласкать, кого-то пожалеть.

Ребенок с колокольчиком в руке:

- Дили-дили, дили-дили

Колокольчики звонили,

Дили-дили, дили-дили

Колокольчики будили

Всех жуков, пауков и веселых мотыльков.

Динь-день! Динь-день!

Начинаем новый день.

Воспитатель. Может, еще какие потешки вы знаете?

(Дети рассказывают).

Марья. Вот и угощенье поспело.

Иван. Спасибо вам ребята.

До свидания.

(Дети кланяются, Иван и Марья уходят)

Воспитатель. Ну вот и подошла к концу наша экскурсия в прошлое. Пора и честь знать. Много мы узнали нового и интересного.

- С чем вы познакомились?

Дети, вам понравилось сегодня играть и трудиться?

А что тебе понравилось?

Почему тебе не понравилось?

(Опрос детей)

- Я вами очень довольна, все вы постарались

- Вам бы хотелось еще раз повстречаться с Иваном и Марьей? (Да).

- Это будет другая история.

Воспитатель. По русскому обычаю гостям тоже уделим внимание.

(Все угощаются баранками)

Литература:

1.Сборник пословиц и поговорок.

2.С любовью к России: метод.рекомендации - Москва: Воспитание дошкольника, 2007.

3.Воронова Е.А. Воспитать патриота.

Интернет - ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование образов при речевом общении в процессе ознакомления с жанрами устного народного творчества у детей старшего дошкольного возраста"

В данной статье описаны методы и приемы работы, которые использовал педагог в своей практической работе с детьми старшего дошкольного возраста над произведениями устного народного творчества....

Конспекты непосредственной образовательной деятельности По теме: « Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок »

Русская народная сказка «Колобок».Цель: учить детей связно рассказывать сказку, выразительно передавать диалоги персонажей, соблюдать композицию сказки, учить понимать и объяснять смысл пословиц, разв...

Конспект открытого занятия по развитию речи. Тема: "Устное народное творчество. Сказки"

Приобщить детей к устному народному фольклору на занятиях по развитию речи....

Конспект непрерывной образовательной деятельности на тему: «Незнайка и животные» (для детей младшего дошкольного возраста) с использованием информационно-коммуникационной технологии

Конспектнепрерывной образовательной деятельности на тему:«Незнайка и животные» (для детей младшего дошкольного возраста) с использованием информационно-коммуникационной технологи...