Куклы обереги
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект совместной образовательной деятельности “Куклы-обереги”
\
Конспект совместной образовательной деятельности “Куклы-обереги”
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 15 «Ромашка» г.Таштагол»
План-конспект
совместной образовательной деятельности
с детьми старшей группы
«Знакомство с куклой-оберегом»
Воспитатель: Соложенцева Ирина Романовна
2022
Программное содержание:
- Познакомить с историей и видами народных тряпичных кукол;
- Формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа.
- Способствовать развитию мелкой моторики рук (заматывание, завязывание узлов);
- Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами; умение договариваться, согласовывать действия
- Воспитывать уважение к традициям народа.
Методы и приёмы:
- практические: изготовление куклы-оберега;
- наглядные: рассматривание кукол, материала для изготовления кукол;
- словесные: народные пословицы и поговорки, загадки, вопросы, ответы.
Словарная работа:
- Обогащать словарный запас детей: кукла Желанница, кукла Травница, кукла Утешница, народные тряпичные куклы.
- Активизировать в речи детей народные слова из пословиц и поговорок, приговорок и небылиц.
Индивидуальная работа: оказание помощи детям при изготовлении кукол.
Оборудование:
Демонстрационный материал:
- тряпичные куклы.
Раздаточный материал:
- лоскуты ткани;
- вата;
- нитки.
Ход деятельности:
Организационный момент. Воспитатель заходит с детьми в зал под сопровождение хороводной музыки.
- Здравствуйте ребята, меня зовут Елена Борисовна. Мне очень приятно с вами познакомиться.
- Ребята, у вас такая группа красивая, так много игрушек. А какие игрушки ваши любимые? А как вы думаете, в какие игрушки играли дети давным-давно, когда ещё они не продавались в магазинах?
Воспитатель открывает сундучок и показывает детям тряпичные куклы-обереги.
Сундучок, мой сундучок,
Приоткрой нам свой бочок.
– Это куклы. Они похожи на ваших кукол? Что в них необычного? (Самодельные, тряпичные)
– Это куклы-обереги. Ребята сделали их сами, куклы находятся у нас в группе и оберегают от всего плохого.
Я сейчас все вам о них расскажу. Давайте сядем рядком да поговорим ладком. Пусть наши глазки все видят, ушки все слышат, голова запоминает, а ротик ей не мешает.
– Эта кукла называется День-ночь – она защищает ребят от неприятностей и страхов. Днем белая кукла оберегает, ночью черная.
- Другая кукла называется Травница – это кукла оберег здоровья. Ребята сделали её для того чтобы она оберегала их от болезней. Внутри этой куклы находятся сухие лечебные травы, поэтому она и называется Травница.
– Эта кукла называется Желанница. Для чего эта кукла, как вы думаете? Ребята дарят ей подарочек, красивую ленточку, потом шепчут ей свои заветные желания и куколка их исполняет.
Это кукла Дружба (неразлучники). Как вы думаете, ребята, что же она оберегает? Из названия этой куклы понятно, что она оберегает дружбу. А кому же она помогает дружить?
-Да, правильно, детям, мальчикам и девочкам. У них одна общая рука, и нам кажется, что они держатся за руки.
– Эта кукла Утешница. А знаете почему её так называют? К руке этой куклы родители привязывали конфетку, и когда ребеночек капризничал, ему предлагали поиграть с куклой Утешницей. Малыш играл с ней, съедал её и успокаивался. Затем родители незаметно убирали куклу до тех пор, пока она снова не понадобиться. Понравились вам куклы?
- Я предлагаю поучиться делать кукол своими руками, это очень просто и интересно. Куклы-обереги пригодятся вам, для того чтобы вы играли, дружили, лечили, утешали.
- А как вы думаете, из чего же мы будем делать нашу куклу (пластик, бумага, ткань).
- Скажите, а кукол можно делать только из ткани, а из других материалов не делают?
- Для того чтобы это узнать, нужно пройти в лабораторию.
- Ребята, скажите, как называются эти материалы (ткань, бумага, пластик).
- Для того чтобы выбрать какой материал нам больше всего подойдёт, нужно узнать их свойства (узнать какие они).
Экспериментирование с различными материалами.
– Чтобы сделать куклу материал должен сворачиваться (сворачивается, не сворачивается). Попробуйте свернуть в трубочку эти материалы.
– Пластик сворачивается? (Нет)
- Бумага сворачивается? (Да)
- Ткань сворачивается? (Да). Какой из материалов нам подходит, а какой нет? Пластик убираем, он нам не подходит.
– Если мы будем играть куклой, она может запачкаться? Значит, материал надо стирать. Поэтому материал, из которого она должна быть сделана должен хорошо намокать, отжиматься и высохнув не потерять своего первоначального вида. Проверьте сами.
Что вы увидели? (ткань намокает и впитывает воду быстро, бумага тоже намокает быстро). Теперь попробуйте отжать воду из материалов, и разгладьте, придайте им форму. Что вы можете сказать? (ткань отжали, расправили, она приняла свою первоначальную форму; бумага отжали воду, но расправить не смогли, она рвется).
- Из какого материала должна быть сделана кукла, чтобы её можно было легко постирать? (из ткани). Значит, бумага нам для этой куклы не подходит.
- Материал мы выбрали, и сейчас я покажу, как сделать куклу.
Последовательность изготовления куклы:
- Для изготовления куклы необходимо два лоскута ткани: большой и маленький. Сначала нужно положить большой лоскут, а на него маленький.
- В центр лоскутов положить комочек ваты, перевернуть и обвязать вокруг ниткой. Два раза обмотать, два раза завязать. Получилась голова у куклы.
- Сверху на голову накинуть лоскут белой ткани, и снова два раза обмотать, два раза завязать.
- Теперь нужно сделать кукле руки. По краям белой ткани обвязать нитью, обозначив руки. Кукла готова!
- Воспитатель предлагает пройти детям в мастерскую, для изготовления кукол.
В мастерскую проходите,
Здесь найдете что хотите.
Проходите, подходите!
Практическая деятельность сопровождается объяснением, помощью детям.
Я предлагаю вам выбрать, как вы назовете свою куклу: кукла Желанница, кукла Травница, кукла Утешница, кукла День-ночь, кукла Дружба.
Итог деятельности.
- Ребята, как называется куколка, которую вы сделали? Для чего она нужна? Вам понравилось мастерить куклу-оберег? – Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Я вижу, что вам понравилось делать кукол. Я предлагаю вам пройти в свою группу и научить других детей делать такую куклу.
Предварительный просмотр:
Конспект совместной образовательной деятельности “Куклы-обереги”
\
Конспект совместной образовательной деятельности “Куклы-обереги”
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 15 «Ромашка» г.Таштагол»
План-конспект
совместной образовательной деятельности
с детьми старшей группы
«Знакомство с куклой-оберегом»
Воспитатель: Соложенцева Ирина Романовна
2022
Программное содержание:
- Познакомить с историей и видами народных тряпичных кукол;
- Формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа.
- Способствовать развитию мелкой моторики рук (заматывание, завязывание узлов);
- Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами; умение договариваться, согласовывать действия
- Воспитывать уважение к традициям народа.
Методы и приёмы:
- практические: изготовление куклы-оберега;
- наглядные: рассматривание кукол, материала для изготовления кукол;
- словесные: народные пословицы и поговорки, загадки, вопросы, ответы.
Словарная работа:
- Обогащать словарный запас детей: кукла Желанница, кукла Травница, кукла Утешница, народные тряпичные куклы.
- Активизировать в речи детей народные слова из пословиц и поговорок, приговорок и небылиц.
Индивидуальная работа: оказание помощи детям при изготовлении кукол.
Оборудование:
Демонстрационный материал:
- тряпичные куклы.
Раздаточный материал:
- лоскуты ткани;
- вата;
- нитки.
Ход деятельности:
Организационный момент. Воспитатель заходит с детьми в зал под сопровождение хороводной музыки.
- Здравствуйте ребята, меня зовут Елена Борисовна. Мне очень приятно с вами познакомиться.
- Ребята, у вас такая группа красивая, так много игрушек. А какие игрушки ваши любимые? А как вы думаете, в какие игрушки играли дети давным-давно, когда ещё они не продавались в магазинах?
Воспитатель открывает сундучок и показывает детям тряпичные куклы-обереги.
Сундучок, мой сундучок,
Приоткрой нам свой бочок.
– Это куклы. Они похожи на ваших кукол? Что в них необычного? (Самодельные, тряпичные)
– Это куклы-обереги. Ребята сделали их сами, куклы находятся у нас в группе и оберегают от всего плохого.
Я сейчас все вам о них расскажу. Давайте сядем рядком да поговорим ладком. Пусть наши глазки все видят, ушки все слышат, голова запоминает, а ротик ей не мешает.
– Эта кукла называется День-ночь – она защищает ребят от неприятностей и страхов. Днем белая кукла оберегает, ночью черная.
- Другая кукла называется Травница – это кукла оберег здоровья. Ребята сделали её для того чтобы она оберегала их от болезней. Внутри этой куклы находятся сухие лечебные травы, поэтому она и называется Травница.
– Эта кукла называется Желанница. Для чего эта кукла, как вы думаете? Ребята дарят ей подарочек, красивую ленточку, потом шепчут ей свои заветные желания и куколка их исполняет.
Это кукла Дружба (неразлучники). Как вы думаете, ребята, что же она оберегает? Из названия этой куклы понятно, что она оберегает дружбу. А кому же она помогает дружить?
-Да, правильно, детям, мальчикам и девочкам. У них одна общая рука, и нам кажется, что они держатся за руки.
– Эта кукла Утешница. А знаете почему её так называют? К руке этой куклы родители привязывали конфетку, и когда ребеночек капризничал, ему предлагали поиграть с куклой Утешницей. Малыш играл с ней, съедал её и успокаивался. Затем родители незаметно убирали куклу до тех пор, пока она снова не понадобиться. Понравились вам куклы?
- Я предлагаю поучиться делать кукол своими руками, это очень просто и интересно. Куклы-обереги пригодятся вам, для того чтобы вы играли, дружили, лечили, утешали.
- А как вы думаете, из чего же мы будем делать нашу куклу (пластик, бумага, ткань).
- Скажите, а кукол можно делать только из ткани, а из других материалов не делают?
- Для того чтобы это узнать, нужно пройти в лабораторию.
- Ребята, скажите, как называются эти материалы (ткань, бумага, пластик).
- Для того чтобы выбрать какой материал нам больше всего подойдёт, нужно узнать их свойства (узнать какие они).
Экспериментирование с различными материалами.
– Чтобы сделать куклу материал должен сворачиваться (сворачивается, не сворачивается). Попробуйте свернуть в трубочку эти материалы.
– Пластик сворачивается? (Нет)
- Бумага сворачивается? (Да)
- Ткань сворачивается? (Да). Какой из материалов нам подходит, а какой нет? Пластик убираем, он нам не подходит.
– Если мы будем играть куклой, она может запачкаться? Значит, материал надо стирать. Поэтому материал, из которого она должна быть сделана должен хорошо намокать, отжиматься и высохнув не потерять своего первоначального вида. Проверьте сами.
Что вы увидели? (ткань намокает и впитывает воду быстро, бумага тоже намокает быстро). Теперь попробуйте отжать воду из материалов, и разгладьте, придайте им форму. Что вы можете сказать? (ткань отжали, расправили, она приняла свою первоначальную форму; бумага отжали воду, но расправить не смогли, она рвется).
- Из какого материала должна быть сделана кукла, чтобы её можно было легко постирать? (из ткани). Значит, бумага нам для этой куклы не подходит.
- Материал мы выбрали, и сейчас я покажу, как сделать куклу.
Последовательность изготовления куклы:
- Для изготовления куклы необходимо два лоскута ткани: большой и маленький. Сначала нужно положить большой лоскут, а на него маленький.
- В центр лоскутов положить комочек ваты, перевернуть и обвязать вокруг ниткой. Два раза обмотать, два раза завязать. Получилась голова у куклы.
- Сверху на голову накинуть лоскут белой ткани, и снова два раза обмотать, два раза завязать.
- Теперь нужно сделать кукле руки. По краям белой ткани обвязать нитью, обозначив руки. Кукла готова!
- Воспитатель предлагает пройти детям в мастерскую, для изготовления кукол.
В мастерскую проходите,
Здесь найдете что хотите.
Проходите, подходите!
Практическая деятельность сопровождается объяснением, помощью детям.
Я предлагаю вам выбрать, как вы назовете свою куклу: кукла Желанница, кукла Травница, кукла Утешница, кукла День-ночь, кукла Дружба.
Итог деятельности.
- Ребята, как называется куколка, которую вы сделали? Для чего она нужна? Вам понравилось мастерить куклу-оберег? – Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Я вижу, что вам понравилось делать кукол. Я предлагаю вам пройти в свою группу и научить других детей делать такую куклу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детям о куклах-оберегах: презентация "Куклы мартинички - весны заклички"
В презентации говорится об одной из кукол-оберегов, а именно о "мартиничках". Дается пошаговая инструкция по изготовлению таких куколю Данный вид деятельности абсолютно доступен дошколдникам, изготовл...
Мастер-класс для родителей по изготовлению народной тряпичной куклы-оберега «Мамина кукла»
От того, что окружает ребенка в детстве, зависит то, каким взрослым он станет. Игрушки, в которые играет ребенок - не исключение.Каждый из нас помнит свою люби...
Знакомство с русской народной куклой, Кукла- оберег.
Конспект занятия (Подготовительная группа)...
Мастер класс по теме "Тряпичные куклы. Традиционная народная кукла-оберег".
Цель: Добиться понимания основных художественных качеств народной культуры на примере народной игрушки.Задачи: познакомится с истоками, условиями бытования; технологией изготовления и художе...
Конспект Мастер-класса Изготовление тряпичной народной куклы-оберега «На счастье» Тема: «Изготовление тряпичной куклы-оберега Ангела».
НАЗНАЧЕНИЕ: Кукла АНГЕЛ предназначена для украшения новогодней ёлки,а также в качестве подарка на РОЖДЕСТВО....
Мастер-класс для родителей «куклы Травницы»: Кукла-оберег.
Прививать интерес к тряпичной кукле как виду народного художественного творчества; развивать навыки работы с тканью; содействовать эстетическому восприятию народной игрушки; познакомить с технологией ...
Мастер - класс для родителей Тряпичная кукла. Традиционная народная кукла-оберег"
Познакомить с технологией изготовления народной куклы....
- Мне нравится (1)