Дидактическое пособие "Марьин сундучок"
материал
Сегодня все без исключения знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию дошкольника, они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше говорит ребёнок. Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дидактическое пособие "Марьин сундучок" | 141.84 КБ |
Дидактическое пособие "Марьин сундучок" | 3 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Родничок» г. Советский
Проект
по созданию дидактического пособия
для развития мелкой моторики
«Марьин Сундучок»
Воспитатель: Тимошенко Мария Константиновна
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства
в детской руке, тем умнее ребёнок»
(В.А. Сухомлинский)
Актуальность:
Сегодня все без исключения знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию дошкольника, они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше говорит ребёнок. Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи.
Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для детей при помощи обычных предметов обихода.
Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой: пуговицы, крышки, крупа, бельевые прищепки, бумага, и т.д. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира.
Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения. Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы развиваем психику и интеллект ребенка.
Таким образом, актуальность нашего дидактического пособия обусловлена:
- Выбором игр, наиболее эффективных для развития мелкой моторики как одного из важнейших средств познания мира, развития творческих способностей и развития речи ребёнка;
- Важностью проблемы разностороннего развития ребенка.
При организации деятельности в центре мелкой моторики столкнулась со следующим проблемами: материалы центра статичны, однотипны, быстро теряют интерес при многократном пользовании детьми и, соответственно, не в полной мере поддерживают детскую инициативу, желание ребенка играть, развиваться. Решение проблемы нашла в создании дидактического пособия «Марьин сундучок».
Представленный опыт соответствует основным принципам ФГОС дошкольного образования, а именно:
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- Полноценное проживание ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификация (обогащение) детского развития;
- Индивидуализация дошкольного образования;
- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- Возрастная адекватность (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностей развития);
- Партнерство с семьей;
- Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка.
Главное достоинство этого пособия заключается в том, что в процессе дидактических игр:
- Активирует пока незрелые клетки коры головного мозга, отвечающие за формирование речи детей;
- Развивает уверенность в своих силах, решениях, способах выполнения заданий;
- Совершенствует ранее полученные навыки самообслуживания;
- Развивает пространственное мышление;
- Учит детей свободно выражать свой замысел;
- Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
- Учит детей работать с разнообразным материалом;
- Развивает аккуратность, самостоятельность;
- Развивает чувство композиции, цветовосприятия;
- Развивает мелкую моторику рук;
- Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
- Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Цель проекта: развитие у дошкольников мелкой моторики через использование дидактического пособия «Марьин сундучок».
Задачи проекта:
- Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
- Стимулировать речевое развитие, психические процессы через тренинг движения пальцев рук детей, зрительное и слуховое восприятие;
- Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, творческую активность;
- Укреплять мелкую мускулатуру пальцев, тренировать тонкие движения пальцев рук;
- Упражнять в выполнении различных заданий, направленных на развитие мелкой моторики;
- Обогащать опыт детей различными сенсомоторными впечатлениями.
Вид проекта: информационный, познавательный, творческий.
Тип проекта:
- По составу участников – групповой (педагоги, дети, родители)
- По целевой установке – информационно-практико-ориентированный, творческий (участники проекта собирают информацию, реализуют ее).
Срок реализации: долгосрочный
Этапы проекта:
- Подготовительный этап:
- Определение темы проекта;
- Формулирование цели и задач проекта;
-_Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
II. Основной этап (практический):
- Расширение детских представлений;
-_Накопление и закрепление полученных знаний о разнообразии игр для развития мелкой моторики;
- Стимулирование и активизация детской фантазии;
- Осуществление грамотного педагогического руководства;
- Работа с детьми, игры (совместная деятельность).
Взаимодействие с семьями воспитанников:
1. Индивидуальные беседы с родителями;
2. Консультации, памятки, папки-передвижки по теме проекта.
III. Заключительный этап:
- Разработка и создание сундука для хранения дидактических игр;
- Оснащение сундука дидактическими играми для развития мелкой моторики;
- Презентация проекта на районном конкурсе «Есть идея».
Ожидаемый результат:
Мой проект «Марьин сундучок» направлен на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством использования «Марьиного сундучка».
Использование с дошкольниками игры для развития мелкой моторики позволяет повысить интерес детей к индивидуальной деятельности, а также способствует развитию речи, творческого воображения, подготовленности руки ребёнка к овладению письмом в более старших группах детского сада, а далее школы. Родители получат необходимые знания по данной теме и станут больше уделять внимание развитию мелкой моторики своих детей.
Методическое обеспечение.
Интернет сайты:
Трансляция проекта.
Участие в конкурсе «Есть идея».
Перспективы проекта: распространение опыта.
Заключение
Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, мы смогли выполнить поставленные задачи.
Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует повышению уровня речевого развития, обогащению и активизации словарного запаса, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
Поэтому дальнейшая работа по развитию мелкой моторики рук ребенка будет продолжена, что позволит ему легче освоить родной язык, и достичь более высокого уровня в интеллектуальном развитии. Также планирую продолжить работу по изготовлению и изучению новых игр и игровых упражнений по данной теме; изучать новинки методической литературы; продолжить работу с родителями, индивидуальную работу.
А также воспользоваться моей идеей могут воспитатели детских садов района и педагогические колледжи, готовящие молодые кадры для работы в дошкольных учреждениях. Так как оно не несёт больших финансовых влияний, а лишь желание педагогов и родителей творить для всестороннего развития детей. На сегодняшний день идея создания такого пособия востребована и актуальна, она развивает детей.
«…С помощью упражнений, развивающих мелкую моторику, ребенок учится следить за собой и своими вещами, учится правильно застегивать пуговицы, пришивать их, шнуровать ботинки. Мелкая моторика рук связана еще и с формирование самостоятельности ребенка, а, следовательно, развитие мелкомоторных функций, координации движений, концентрации внимания, умение довести выбранную работу до конца, получить удовольствие от сделанного очень важно для и для формирования личности человека в целом».
М. Монтессори
Список использованных источников
- Инновационная программа дошкольного образования «От Рождения до школы». Издание 5-е (инновационное), дополненное и переработанное. Н.Е. Вракса, Т.С. Комарова, Э.М. Дорофеева. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2019
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования// Вестник образования. – Просвещение, 2013. - № 24
- Ткаченко Т.А. «Развиваем мелкую моторику и речь. 150 игровых упражнений»: Новые педагогические технологии, 2017
- Янушко Е.А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года)»: Методическое пособие для воспитателей и родителей Москва, ВЛАДОС, 2017
- URL:_https://www.youtube.com/watch?v=CZoZn8Gh-Ss_Вебинар «Мелкая моторика как средство речевого развития детей».
- URL:_ https://www.labirint.ru/books/688710/ Электронный мини-альбом "3+ Мелкая моторика и воображение"
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность работы по развитию мелкой моторики: Выбором игр, наиболее эффективных для развития мелкой моторики как одного из важнейших средств познания мира, развития творческих способностей и развития речи ребёнка; Важностью проблемы разностороннего развития ребенка.
Внешний вид пособия:
Оснащение « Марьиного сундучка»:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
демонстрационный материал для дидактической игры Сундучок знаний "Профессии"
Карточки с картинками и вопросами....
Демонстрационный материал к дидактической игре Сундучок знаний "Профессии"
карточки с вопросами...
Конспект сюжетно - дидактической игры "Сундучок бабушки Арины" 5 - 6 лет
Данная сюжетно – дидактическая игра проводится с группой детей старшего дошкольного возраста по теме «Сундучок бабушки Арины». Целью игры является...
«Авторское дидактическое пособие «Сундучок добрых дел» для формирования познавательной активности дошкольников».
Задачи игры «Сундучок добрых дел»:игра знакомит детей с правилами поведения в обществе, учит анализировать поступки людей и давать им оценку, способствует развитию такого качества, как соп...
Дидактическая пособие "Сундучок со сказками"
Дидактическое пособие...
Дидактическая игра "Сундучок с колобками" 3-7 лет
Дидактическая игра для эмоционального развития детей 3-7 лет «Сундучок с колобками». Описание:Дидактическая игра «Сундучок с колобками» знакомит детей с разными чувст...
Многофункциональное дидактическое пособие «СУНДУЧОК С СЕКРЕТОМ»
Ведущее значение в психическом развитии дошкольника имеет игра. Через игру ребёнок в живой, увлекательной форме знакомится с широким кругом предметов и явлений окружающего мира. В игре р...