Сущность математического развития дошкольников
статья (старшая группа)
Математическое развитие – значимый компонент формирования «картины мира» ребенка. Одна из важных задач родителей, воспитателей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме помогает ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.
Скачать:
Предварительный просмотр:
СУЩНОСТЬ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Т.Н. Селиверстова, МБДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад № 138» городского округа г. Воронеж.
Математическое развитие – значимый компонент формирования «картины мира» ребенка. Одна из важных задач родителей, воспитателей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме помогает ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу. Особую остроту этой проблемы подчеркивал Л.С. Выготский, характеризуя возникающий в дошкольном возрасте тип обучения как промежуточный между спонтанным, свойственным ребенку раннего возраста, и реактивным, присущим школьному возрасту [3]. Ребенок в дошкольном возрасте уже может обучаться по программе, задаваемой © Селиверстова Т.Н., 2021 200 взрослым, однако лишь в силу того, как программа взрослых становится его собственной программой, сливается с естественным ходом развития ребенка. Этот тип обучения Л.С. Выготский называл спонтанно-реактивным [5]. Если для воспитанника цель – в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель – развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. По словам Л.С. Выготского, научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжений всей активности его собственной мысли [1]. Математика должна играть особую роль в гуманизации образования, в его ориентации на воспитание и развитие детской личности. Роль математики – в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Знания необходимы ребенку не ради знания, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эмоциональное (эстетическое) и физическое воспитание. Существует девять компонентов математических способностей [2]: 1. Способность к формализации математического материала, к отделению формы от содержания абстрагированного, от конкретных количественных отношений и пространственных форм и оперированию формальными структурами, структурами отношений и связей; 2. Способность обобщать математический материал, вычленять главное, отвлекаясь от несущественного, видеть общее во внешне разном; 3. Способность к последовательному, правильно расчлененному логическому рассуждению, связанному с потребностью в доказательстве, обосновании, выводах; 4. Способность сокращать процесс рассуждения, мыслить развернутыми структурами, мыслить свернутыми структурами; 5. Способность сокращать процесс рассуждения, мыслить развернутыми структурами, мыслить свернутыми структурами; 6. Способность к обратимости мыслительного процесса (к переходу с прямого на обратный ход мысли); 7. Гибкость мышления, способность к переключению от одной умственной операции к другой. Свобода от сковывающего влияния шаблонов и трафаретов; 8. Математическая память – память на обобщенные формализованные структуры, логические схемы; 9. Способность к пространственным представлениям. Я.А. Коменский в своей «Великой дидактике» указывал, что в первые 6 лет жизни ребенка должна быть заложена основа для многих по- 201 следующих занятий. Определяя содержание этой основы, Я.А. Коменский отметил, что в период так называемой «Материнской школы» с ребенком необходимо пройти «первые шаги хронологии». По мнению Ф. Фребеля, первые математические представления ребенок должен усвоить в процессе деятельности, в играх и занятиях с дидактическим материалом. В педагогических системах И.Г. Песталоцци, Ф. Фребеля, М. Монтессори и др. обосновывается необходимость математического развития детей, а в связи с этим выдвигаются идеи о совершенствовании методов их обучения. Основоположником теории начального обучения считают И.Г. Песталоцци, резко критиковавшего существовавшие тогда догматические методы обучения. Он предлагал обучать детей счёту на основе понимания действий с числами, а не простого запоминания результатов вычислений. Суть разрабатываемой И.Г. Песталоцци методики заключалась в переходе от простых элементов счёта к более сложным. Особое значение придавалось наглядным методам, облегчающим усвоение детьми чисел. Ф. Фребель и М. Монтессори большое внимание уделяли наглядным и практическим методам. Разработанные специально пособия («дары» Ф. Фребеля и дидактические наборы М. Монтессори) обеспечивали усвоение достаточно осознанных знаний у детей. В методике Ф. Фребеля в качестве основного метода использовалась игра, в которой ребёнок получал достаточную свободу. По мнению Ф. Фребеля и М. Монтессори, свобода ребёнка должна быть активной и опираться на самостоятельность. Роль педагога в таком случае сводилась к созданию благоприятных условий [1]. Теория и практика обучения накопила определённый опыт использования разных методов обучения в работе с детьми дошкольного возраста. При этом классификация методов используется с опорой на средства обучения. В период становления общественного дошкольного воспитания на развитие методики формирования элементарных математических представлений оказали влияние методы обучения математике в начальной школе. В практику работы детских садов проникли монографический метод А.В. Грубе и вычислительный метод (метод изучения действий). Работая с дошкольниками, Е.И. Тихеева внесла много нового в разработку методов обучения детей. Составленные ею игры-занятия сочетали в себе слово, действие и наглядность. По её мнению, дети до 7 лет должны учиться считать в процессе игры и повседневной жизни. Игру как метод обучения Е.И. Тихеева предлагала вводить по мере того, как то или другое числовое представление уже «извлечено детьми из самой жизни». 202 В 50-70-е гг. в значительной степени возрос научный потенциал дошкольной педагогики, в том числе и в области обучения азам математических знаний, благодаря психолого-педагогическим исследованиям особенностей развития дошкольника следующих ученых: Н.Н. Подъякова, Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, А.П. Усовой, А.М. Леушиной, В.И. Логиновой и др. Усвоение и накопление запаса знаний математического характера связывалось с формированием представление о натуральном числе и действий с ним (счет, пересчитывание, арифметические действия и сравнение чисел, измерение величин, знакомство с цифрами, знаками, решение простых типовых задач и пр. В особенности следует отметить исследовательский труд А.М. Леушиной «Подготовка детей к усвоению арифметического материала в школе» (1956), «Обучение детей счету в детском саду» (1959, переработанный и дополненный в 1961), где были раскрыты закономерности развития количественных представлений у детей в условиях целенаправленного обучения на занятиях в детском саду. Разработанная А.М. Леушиной концепция обучения счету и счетной деятельности послужила источником для многих современных исследований, а дидактическая система прошла испытание временем, оставаясь функционирующей в «Программе воспитания и обучения в детском саду» на протяжении нескольких десятков лет [5]. В 80-90-х годах, в связи с преобразованием преподавания математики в начальной школе (введение новых понятий) и новыми психологическими исследованиями о возможностях детского развития методология обучения счету и вычислительным операциям пополнилась новыми направлениями в обучении. Большой вклад в разработку дидактических игр и включения их в систему обучения дошкольников началам математики внесли Т.В. Васильева, Т.А. Мусейибова, А.И. Сорокина, Л.И. Сысуева, Е.И. Удальцова и др. Начиная с 50-х гг. в обучении детей всё чаще используют практические методы (А.М. Леушина). Именно с практических действий с предметными множествами начинается знакомство детей с элементарной математикой. Это было доказано в исследованиях как А.М. Леушиной, так и её учеников. Таким образом, обучению дошкольников основам математики отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышенное внимание к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным. Литература 1. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: учеб. - метод. пособие / Т.В. Большева. – 2-е изд., испр. и перераб. – СПб.: Детство-Пресс, 2005. – 93 с. 203 2. Веракса Н.Е. Детская психология: учебник для академического бакалавриата / Н.Е. Веракса. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 446 с. 3. Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников / Т.И. Ерофеева. – М.: Просвещение, 2002. – 191 с. 4. Лапшина Е.А. Формирование геометрических представлений младших школьников через использование проблемно-поисковой технологии // Начальная школа. – 2009. – № 12. – С. 46-50. 5. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А.М. Леушина. – М.: Просвещение, 2004. – 368 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование познавательных книг математического содержания и рабочих тетрадей в логико-математическом развитии дошкольников
Полезная информация для педагогов...
Проект по математическому развитию дошкольников «Математическое путешествие»
Цель проекта: Повышение у детей старшего дошкольного возраста интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению геометрических фигур, ориентировки ...
Математическая игра, как средство математического развития дошкольников.
Математическая игра, как средство математического...
Тезисы выступления на тему «Компетентность педагога в области логико-математического развития ребенка» (Михайлова З.А., Носова Е.А. Логико-математическое развитие дошкольников)
Тезисы выступления на тему: "Компетентность педагога в области логико-математического развития ребенка"...
Статья по теме: Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников. Логико-математические сюжетные игры.
Логико- математическое развитие детей невозможно выполнить не включая его в проблемную, исследовательскую деятельность, экспериментирование, моделирование, для этого существуют проблемно-игровые метод...
Выступление на семинаре:"Современные математические технологии математического развития дошкольников"
Выступление из опыта работы...