План самообразования воспитателя второй младшей группы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук»
методическая разработка (младшая группа)
Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие “пластилинография” имеет два смысловых корня: “графил” – создавать, рисовать, а первая половина слова “пластилин” подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu.docx | 21.08 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ ВМР
«Детский сад №25 «Теремок» г. Вольска
План самообразования
воспитателя второй младшей группы
«Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук»
Воспитатель: Иванова Елена Михайловна
г. Вольск
2020-2021 гг.
Актуальность.
Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие “пластилинография” имеет два смысловых корня: “графил” – создавать, рисовать, а первая половина слова “пластилин” подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом.
Основной материал – пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшегодошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Цель:
Продолжить развитие мелкой моторики и координации движения рук у детей дошкольного возраста посредством пластилинографии.
Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста.
Задачи:
• Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме самообразования.
• Подобрать диагностические методики и выявить исходный уровень развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
• Подготовить и провести комплекс занятий с целью развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
• Выявить результативность проведенной работы по развитию мелкой моторики посредством пластилинографии у младшего дошкольного возраста.
Формы работы:
Совместная работа с детьми:
• Рассматривание книг, иллюстраций, репродукций, предметов народного искусства, своих готовых изделий.
• Наблюдения.
• Экспериментирование, опыты с материалом, цветом.
• Организация выставок.
• Изготовление подарков.
• Просмотр слайд. фильмов.
• Чтение художественной литературы.
• Дидактические игры.
Самостоятельная деятельность детей.
• Рассматривание фотографий поделок, иллюстративного материала
• Создание поделок.
Ожидаемый результат работы с детьми:
• У детей появится устойчивый интерес к занятию пластилинографией.
• Дети научатся использовать все многообразие усвоенных способов и приемов.
• Дети научатся объединять созданные предметы в коллективную композицию.
• Дети научатся изображать предметы, используя умение передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, использования разных материалов для декорирования.
Научатся использовать материал для работы:
- Цветной картон
- различные материалы для оформления работ (ленточки, крупы, пайетки и т. д.)
- Доска.
- Стека, чтобы разрезать тесто, делать надрезы и рисовать необходимые элементы.
- Тонкая палочка (для проколов, отверстий) .
- Формочки.
Этапы работы:
1 ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)
изучение научной и учебно – методической литературы
2 ЭТАП — внедрение в практику.
3 ЭТАП — представление опыта работы по теме.
Перспективный план работы
месяц | направления работы | |||
самообразование | дети | родители | педагоги | |
09.20г | 1. Изучение нормативно-правовой документации. 2. Изучение литературы по теме самообразования. 3. Проведение диагностики детей в группе. 4. Разработка мероприятий по теме самообразования (перспективного плана работы) | НОД «Волшебный пластилин» (знакомство с основными приемами лепки) | Анкета для родителей «Как развита мелкая моторика у вашего ребёнка» | Разработка тематических планов |
10.20г | Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики. Изучение интернет ресурсов по теме самообразования. | НОД «Игрушки: пирамидка» НОД «Осенний лес» | Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики дома» | Семинар-практикум для педагогов «Мелкая моторика в развитии ребёнка» |
11.20г | Изучение интернет ресурсов по теме самообразования. | НОД «Посуда: чайная чашка» НОД «Поздняя осень: ветка рябины» | Индивидуальные беседы с родителями по теме «Что такое мелкая моторика и почему надо ее развивать?». | Знакомство с опытом работы других воспитателей |
12.20г | Работа с методической литературой Изучение интернет ресурсов по теме самообразования | НОД «Профессии: испечем пирожное» НОД «Деревья: елочка» | Выставка литературы и наглядного материала для родителей и педагогов по заданной теме | Памятка для воспитателей «Мелкая моторика рук и развитие речи» |
01.21г | Работа с методической литературой Повышение знаний, сбор материала | НОД «Зимние забавы: снеговик» НОД «Дикие животные» | Оформление папки передвижки для родителей «Пластилинография» | |
02.21г | Изучение интернет ресурсов по теме самообразования | НОД «Книги: сказочный герой» НОД «Правила дорожного движения: светофор» | Представление родителям материала, игр, упражнений, литературы и т. д. по заданной теме. | Посещение НОД у воспитателей ДОУ по теме самообразования |
03.21г | Изучение литературы по теме самообразования. Пополнение предметно-развивающей среды современным оборудованием. | НОД «Забота о маме: цветы для мамы» НОД «Весна: птицы прилетели» | Сборник консультаций для родителей по теме «Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста в лепке» | |
04.21г | Работа с методической литературой | НОД «Кто живет в воде?» (Ящерица, черепаха) НОД «Комнатные растения: фиалка, розы» | Оформление информационного стенда для родителей | Открытое НОД для педагогов |
05.21г | Повышение знаний, сбор материала Работа с методической литературой | НОД «Ягоды: кузовок с черникой» (земляникой) | Выставка детского творчества | |
Изучение научной и учебно-методической литературы: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования 2. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы из – во Мозаика – Синтез Москва 2014. 3. Лыкова, И. А. Мы лепили, мы играли [Текст]: кн. для педагогов / И. А. Лыкова; под ред. И. А. Лыкова. - М.:КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА, 2010. – 125с. 4. Лыкова, И. А. Лепим с мамой, азбука лепки [Текст]: кн. для педагогов дошкольного образования / 5. И. А. Лыкова; под ред. И. А. Лыкова. - М.: КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА, 2007. – 134с. 6. Г. Н. Давыдова "Пластилинография" Издательство "Скрипторий, 2003" 7. Г. Н. Давыдова «Пластилинография для малышей». – Издательство «Скрипторий», 2015 8. Утробина К., Утробин Г. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. Издательство "ГНОМ и Д",2004 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план во второй младшей группе "Пластилинография"
Вданной работе представлены темы занятий и задачи по пластилинографии во второй младшей группе...
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Игровые технологии как средство развития мелкой моторики у детей - инвалидов».
ПЛАНПО САМООБРАЗОВАНИЮТема: «Игровые технологии как средство развития мелкой моторики у детей - инвалидов»....
Проект. Вторая младшая группа Тема: «Игры для развития мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста»
Проект "Игры для развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста"...
Аналитическая записка по результатам анкетирования родителей (законных представителей) воспитанников второй младшей группы «Капитошки» на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников».
Выявить степень осведомлённости родителей о том, что такое «мелкая моторика».Определить степень осведомлённости родителей о том, как развивать мелкую моторику у дошкольников, и где брать н...
План по самообразованию Тема: «Песочная терапия как средство развития мелкой моторики детей с ОВЗ»
План по самообразованиюТема: «Песочная терапия как средство развития мелкой моторики детей с ОВЗ»...
План по самообразованию Тема: «Песочная терапия как средство развития мелкой моторики детей с ОВЗ» на 2022-2023 учебный год
План по самообразованиюТема: «Песочная терапия как средство развития мелкой моторики детей с ОВЗ»на 2022-2023 учебный год...
План по самообразования "Нетрадиционные техники аппликации как средство развития мелкой моторики рук у детей 6-7 лет"
Одним из средств развития ручной умелости у детей дошкольного возраста является нетрадиционная аппликация, которая имеет большое значение для обучения и развития детей. Все это очень важно для успешно...