План самообразования воспитателя второй младшей группы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук»
методическая разработка (младшая группа)

Елена Михайловна Иванова

Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие “пластилинография” имеет два смысловых корня: “графил” – создавать, рисовать, а первая половина слова “пластилин” подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx21.08 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ ВМР

«Детский сад №25 «Теремок» г. Вольска

План самообразования

 воспитателя второй младшей группы

 «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук»

Воспитатель: Иванова Елена Михайловна

г. Вольск

2020-2021 гг.

Актуальность.

Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие “пластилинография” имеет два смысловых корня: “графил” – создавать, рисовать, а первая половина слова “пластилин” подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом.

Основной материал – пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшегодошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Цель:

Продолжить развитие мелкой моторики и координации движения рук у детей дошкольного возраста посредством пластилинографии.

Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста.

Задачи:

• Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме самообразования.

• Подобрать диагностические методики и выявить исходный уровень развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

• Подготовить и провести комплекс занятий с целью развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

• Выявить результативность проведенной работы по развитию мелкой моторики посредством пластилинографии у младшего дошкольного возраста.

Формы работы:

Совместная работа с детьми:

• Рассматривание книг, иллюстраций, репродукций, предметов народного искусства, своих готовых изделий.

• Наблюдения.

• Экспериментирование, опыты с материалом, цветом.

• Организация выставок.

• Изготовление подарков.

• Просмотр слайд. фильмов.

• Чтение художественной литературы.

• Дидактические игры.

Самостоятельная деятельность детей.

• Рассматривание фотографий поделок, иллюстративного материала

• Создание поделок.

Ожидаемый результат работы с детьми:

• У детей появится устойчивый интерес к занятию пластилинографией.

• Дети научатся использовать все многообразие усвоенных способов и приемов.

• Дети научатся объединять созданные предметы в коллективную композицию.

• Дети научатся изображать предметы, используя умение передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, использования разных материалов для декорирования.

Научатся использовать материал для работы:

- Цветной картон

- различные материалы для оформления работ (ленточки, крупы, пайетки и т. д.)

- Доска.

- Стека, чтобы разрезать тесто, делать надрезы и рисовать необходимые элементы.

- Тонкая палочка (для проколов, отверстий) .

- Формочки.

Этапы работы:

1 ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)

изучение научной и учебно – методической литературы

2 ЭТАП — внедрение в практику.

3 ЭТАП — представление опыта работы по теме.

Перспективный план работы

месяц

направления работы

самообразование

дети

родители

педагоги

09.20г

1. Изучение нормативно-правовой документации.

2. Изучение литературы по теме самообразования.

3. Проведение диагностики детей в группе.

4. Разработка мероприятий по теме самообразования (перспективного плана работы)

НОД «Волшебный пластилин» (знакомство с основными приемами лепки)

Анкета для родителей «Как развита мелкая моторика у вашего ребёнка»

Разработка тематических планов

10.20г

Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

Изучение интернет ресурсов по теме самообразования.

НОД «Игрушки: пирамидка»

 НОД «Осенний лес»

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики дома»

Семинар-практикум для педагогов «Мелкая моторика в развитии ребёнка»

11.20г

Изучение интернет ресурсов по теме самообразования.

 НОД «Посуда: чайная чашка»

НОД «Поздняя осень: ветка рябины»

Индивидуальные беседы с родителями по теме «Что такое мелкая моторика и почему надо ее развивать?».

Знакомство с опытом работы других воспитателей

12.20г

Работа с методической литературой

Изучение интернет ресурсов по теме самообразования

НОД «Профессии: испечем пирожное»

НОД «Деревья: елочка»

Выставка литературы и наглядного материала для родителей и педагогов по заданной теме

Памятка для воспитателей «Мелкая моторика рук и развитие речи»

01.21г

Работа с методической литературой

Повышение знаний, сбор материала        

НОД «Зимние забавы: снеговик»

НОД «Дикие животные»

Оформление папки передвижки для родителей «Пластилинография»

02.21г

Изучение интернет ресурсов по теме самообразования

НОД «Книги: сказочный герой»

 НОД «Правила дорожного движения: светофор»

Представление родителям материала, игр, упражнений, литературы и т. д. по заданной теме.

Посещение НОД у воспитателей ДОУ по теме самообразования

03.21г

Изучение литературы по теме самообразования.

Пополнение предметно-развивающей среды современным оборудованием.

НОД «Забота о маме: цветы для мамы»

НОД «Весна: птицы прилетели»

Сборник консультаций для родителей по теме «Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста в лепке»

04.21г

Работа с методической литературой

НОД «Кто живет в воде?» (Ящерица, черепаха)

НОД «Комнатные растения: фиалка, розы»

Оформление информационного стенда для родителей

Открытое НОД для педагогов

05.21г

Повышение знаний, сбор материала        

Работа с методической литературой

НОД «Ягоды: кузовок с черникой» (земляникой)

Выставка детского творчества

Изучение научной и учебно-методической литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт

дошкольного образования

2. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы из – во Мозаика – Синтез Москва 2014.

3. Лыкова, И. А. Мы лепили, мы играли [Текст]: кн. для педагогов / И. А. Лыкова; под ред. И. А. Лыкова. - М.:КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА, 2010. – 125с.

4. Лыкова, И. А. Лепим с мамой, азбука лепки [Текст]: кн. для педагогов дошкольного образования /

5. И. А. Лыкова; под ред. И. А. Лыкова. - М.: КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА, 2007. – 134с.

6. Г. Н. Давыдова "Пластилинография" Издательство "Скрипторий, 2003"

7. Г. Н. Давыдова «Пластилинография для малышей». – Издательство «Скрипторий», 2015

8. Утробина К., Утробин Г. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. Издательство "ГНОМ и Д",2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план во второй младшей группе "Пластилинография"

Вданной работе представлены темы занятий и задачи по пластилинографии во второй младшей группе...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Игровые технологии как средство развития мелкой моторики у детей - инвалидов».

ПЛАНПО САМООБРАЗОВАНИЮТема: «Игровые технологии как средство развития мелкой моторики у детей - инвалидов»....

Аналитическая записка по результатам анкетирования родителей (законных представителей) воспитанников второй младшей группы «Капитошки» на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников».

Выявить степень осведомлённости родителей о том, что такое «мелкая моторика».Определить степень осведомлённости родителей о том, как развивать мелкую моторику у дошкольников, и где брать н...

План по самообразованию Тема: «Песочная терапия как средство развития мелкой моторики детей с ОВЗ»

План по самообразованиюТема: «Песочная терапия как средство развития мелкой моторики детей с ОВЗ»...

План по самообразованию Тема: «Песочная терапия как средство развития мелкой моторики детей с ОВЗ» на 2022-2023 учебный год

План по самообразованиюТема: «Песочная терапия как средство развития мелкой моторики детей с ОВЗ»на 2022-2023 учебный год...

План по самообразования "Нетрадиционные техники аппликации как средство развития мелкой моторики рук у детей 6-7 лет"

Одним из средств развития ручной умелости у детей дошкольного возраста является нетрадиционная аппликация, которая имеет большое значение для обучения и развития детей. Все это очень важно для успешно...