Использование технологии «Модель трех вопросов» в детском планировании.
статья

Опыт работы по планированию детской деятельности в ДОУ, совместно с детьми старшего дошкольного возраста с использованием технологии "Модель трех вопросов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_senova_e_a.docx21.15 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии «Модель трех вопросов» в детском планировании.

«Участвовать – значит вносить свой вклад

в совместную работу…»

Л.В. Михайлова – Свирская

Планирование образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации основной общеобразовательной программы. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми ориентировано на интересах и возможностях каждого ребенка.

В ст.13 «Конвенция о правах ребенка» предусмотрено, что «ребенок имеет право свободного выбора выражать свое мнение…, искать, получать и передавать информацию.»

На основе этих документов можно отметить, что технология «Модель трех вопросов», разработанная Л.В. Свирской в настоящее время стала актуальной для планирования и организации детской деятельности в ДОУ. Данная технология позволяет реализовать на практике индивидуальное взаимодействие взрослых и детей. А также помогает ребенку формировать свое мнение, потребность получать информацию и добывать её самостоятельно. Основная цель этой технологии состоит в том, что воспитатель задает детям три вопроса:

  • Что мы знаем?
  • Что хотим узнать?
  • Как узнаем об этом?

Планирование – это способ, с помощью которого ребенок намечает шаги и разрабатывает последовательность своих действий. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я отметила, что дети часто затрудняются в планировании своей деятельности, поэтому в своей работе мной было принято решение внедрить и использовать технологию «Модель трех вопросов», что помогает планировать детскую и совместную деятельность.

В нашем детском саду воспитательно-образовательный процесс с детьми строится на комплексно-тематическом планировании. Знакомство с новой темой недели начинается с понедельника. Но, что дети знают и что им интересно, согласно технологии Свирской, лучше определить заранее.

С детьми в процессе игр, рассматривании книг я уточняю, что дети знают по предстоящей теме. Например, тема недели «Птицы». В процессе коллективной беседы мы с детьми обсуждали: какие бывают птицы (зимующие, перелетные, водоплавающие); чем питаются, какое у них строение; чем отличаются друг от друга; какую пользу приносят людям.

Высказывания детей фиксируются на рисунке в виде паутинки. Для фиксации мы используем буквы, схемы, знаки, при этом я пишу вопрос, а дети рисуют ответы, и подписываем автора. На основе этого плана готовиться материал, который понадобится детям в каждом из центров.

В понедельник, когда мы вводим детей в новую тему недели, на утреннем круге с помощью трех вопросов обсуждаем - что мы знаем, определяем, что хотим узнать, используя при этом схему – паутинку (что кому интересно). Каждый ребенок высказывает свое мнение, и мы схематично составляем таблицу, куда вписываются все ответы детей и автор. Так, например, по теме «Народное творчество Вятского края» мы определили:

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Как узнаем об этом?

Дымковская игрушка

Роспись по дереву

Гончарство

Какие материалы используют для декора: дерево, бумагу, стекло, глину, пластилин.

Можно ли раскрасить пластилин? (Игнат)

Можно ли рисовать на дереве и стекле? (Владик)

Каким творчеством занимались бабушки?

(Лиза)

Какое творчество есть на Вятке? (Никита)

Проведём опыт с пластилином- слепим фигурку и раскрасим красками.

Роспись деревянных ложек

Раскрасим стеклянную бутылку

Совместно с бабушкой составить рассказ «Что умеет бабушка»

Посмотреть презентацию «Народное творчество Вятки»

Таблица вывешивается в группе на центральную доску.

На основе полученной информации от детей, совместно мы планируем разные виды деятельности в ежедневнике, который находится в группе. Дети решают, когда, в какой день, что они будут делать?

Ежедневник представляет собой магнитную доску формата А5, на которой выделены пять столбцов – пять дней недели и дети приклеивают свой стикер на тот день недели в который запланировали свой вид деятельности.  

По завершению утреннего сбора каждый ребенок ежедневно решает, чем он сегодня будет заниматься со сверстниками или с воспитателем, какой вопрос ему хочется узнать первым. Свое решение дети показывают в центре выбора.

В конце недели, в пятницу, мы с детьми проводим итоговое мероприятие, которое тоже обговаривается в процессе составления плана. Что это будет: игра «Знатоки», «Викторина», «КВН» или выставка, презентация своих работ или познавательная беседа.

Не остаются в стороне от нашей работы и родители воспитанников. В раздевальной комнате у нас есть стенд: «Тема недели», где вывешивается информация: какая у нас тема недели, что можно повторить с детьми, какую информацию узнать и чем могут помочь родители.

Такая форма работы помогает привлечь внимание родителей к нашей деятельности в ДОУ и организовать сотрудничество с ними. Совместно с детьми родители в различных источниках ищут информацию по теме, которая интересна их ребенку, чтобы он потом мог поделиться своими знаниями с друзьями. Так же родители с детьми участвуют в исследовательских детских проектах; составляют рассказы; изготавливают дидактический материал – загадки, иллюстрации.

Таким образом, технология «Модель трех вопросов» служит основой для планирования детской деятельности в современном дошкольном образовательном учреждении. С помощью этой технологии, каждому ребенку в группе ежедневно предоставляется возможность планировать свою деятельность в центрах активности и фиксировать свой выбор в ежедневнике.

Благодаря проведенной работе дети научились грамотно и разнообразно планировать свою деятельность, что способствует познанию окружающего мира, дает возможность делать свои открытия и достижения самостоятельно, а также получать и распространять информацию.

Используемая литература:

  1. Л.В. Михайлова – Свирская Методические рекомендации «Детский совет», изд. НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, Москва 2018г.
  2. https://www.defectologiya.pro/zhurnal/formirovanie_umeniya_planirovat_svoyu_deyatelnost_u_detej_starshego_doshkoln

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Символы к образовательной технологии «Модель трех вопросов».

Цель: создание условий для развития самостоятельности и инициативности у детей, их познавательной активности, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности.1.Что мы знаем про это?2. Что хотим уз...

Символы к образовательной технологии «Модель трех вопросов» (использование ТРИЗ технологии).

Цель: создание условий для развития самостоятельности и инициативности у детей, их познавательной активности, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности....

Педагогическая технология "Модель трех вопросов"

Федеральный государственный образовательный стандарт указывает на один из основных принципов дошкольного образования:   поддержка инициативы детей в различных видах деятельности....

Отчет о работе педагогической мастерской «Внедрение в образовательную деятельность технологии «Модель трех вопросов»» за 2021-2022 учебный год

Отчет о работе педагогической мастерской «Внедрение в образовательную деятельность технологии «Модель трех вопросов»» за 2021-2022 учебный год...

План поддержки детской инициативы посредством образовательной технологии «Модель трех вопросов» с использованием «Волшебных кармашков»

План поддержки детской инициативы посредством образовательной технологии «Модель трех вопросов» с использованием «Волшебных кармашков»....

образовательная технология "Модель трех вопросов"

консультация для педагогов, в которой рассказывается об образовательной технологии "Модель трех вопросов"...