Консультация для родителей «Ребенок у экрана»
консультация

Заболотнева Светлана Михайловна

Консультация для родителей «Ребенок у экрана»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_rebenok_u_ekrana.docx23.25 КБ

Предварительный просмотр:

«Мультфильмы в жизни ребенка: за и против»

В настоящее время существует множество факторов воспитания, и они весьма разнообразны. К факторам, оказывающим воспитательное влияние на ребенка, можно отнести:

  • природу,
  • окружающих людей,
  • отношение к ребенку в семье,
  • искусство,
  • религию,
  • медиафакторы (телевидение, радио, Интернет, компьютерные игры).

Одним из первых и важных медиафакторов, который оказывает на ребенка сильное влияние, является МУЛЬТФИЛЬМ.

Стоит ли ребенку вообще смотреть мультфильмы?

Почему ДА?

  • расширяют представления об окружающем мире;
  • знакомят с новыми словами, явлениями, ситуациям;
  • показывают примеры поведения, поскольку дети учатся подражая;
  • формируют оценочное отношения к миру, развитие мышления, понимание причинно-следственных связей;
  • способствуют формированию представлений «хорошо», «плохо»;
  • развивают эстетический вкус, чувство юмора;
  • помогают реализовать эмоциональные потребности;
  • расширяет уровень восприятия информации, так как, сочетая в себе слово и картинку, включает два органа восприятия - зрение и слух.

Почему НЕТ?

  • ребенку важнее получать живое общение;
  • мультфильмы не научат играть, рисовать, лепить и т.д.;
  • неэстетичные персонажи некоторых мультфильмов искривляют картину мира ребенка;
  • часто меняющиеся кадры, яркая картинка, динамичный сюжет ведут к перенапряжению зрительных мышц, негативно влияют на зрение.
  •  мультипликационная зависимость парализует волю ребенка и ему становятся не интересны развивающие виды деятельности;
  • злые мультфильмы воспитывают страх;
  • мультипликационная агрессия задает модель жестоких, агрессивных форм поведения;
  • после длительного просмотра в поведении ребенка отмечается апатия, депрессия, снижение общего тонуса - мультипликационное опустошение.

Вывод: Мультфильмы для детей, с одной стороны, имеют большой развивающий потенциал, а с другой – представляют опасность для психологического здоровья и развития детей.

Специалисты Центра московского государственного психолого-педагогического университета советуют - прежде чем включить мультфильм ребенку, очень важно его ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ:

1.Герой для ребенка дошкольного возраста является наиболее значимой фигурой. Ребенок может еще не понять или даже забыть сам сюжет, но если ему понравился персонаж, то мультфильм становится любимым. Отношение ребенка к герою оказывает мощное влияние на формирование его личностных качеств. Анализ персонажа включает:

  • его внешность, действия, реплики, поступки, мотив;
  • отношения с другими персонажами.

2.Сюжет. Здесь необходимо обратить внимание на последовательность событий, происходящих на экране (завязка, развитие действий, кульминация, развязка). Дошкольники, особенно младшие, редко могут удерживать линию развития сюжета целиком, поэтому лучше анализировать микросюжеты, и их содержание соотносить с возможностью понимания их ребенком. Качественная оценка сюжета мультфильма поможет предположить какое эмоциональное состояние будет у ребёнка после просмотра, содержание его игр и ролевых диалогов.

3. Ключевые моменты. Под ключевыми моментами подразумевается кульминация сюжета. Для ребенка они имеют большое значение, так как являются личностными переживаниями.

4. Длительность. Нормативы Всемирной организации здоровья рекомендуют воздержаться от экранного просмотра детям до 3 лет. Рекомендованное время просмотра для детей от 3 до 7 лет составляет 20-30 минут в день.

5. Соответствие возрасту ребенка. Дети могут многое смотреть, не очень понимая, что происходит на экране. Поэтому лучше показывать мультфильмы по возрасту, чтобы ребенок понимал то, что смотрит.

В 2-3 года дети с удовольствием и хорошо воспринимают сказки о животных.

2 года - «Колобок», «Три медведя», «Петушок-Золотой гребешок» и т.п.

В 3 года - «Лиса и волк», «Кот Котофеевич», сказки В. Г. Сутеева – «Кто сказал Мяу», «Дядя Миша» и др., сказка К. И. Чуковского – «Телефон».

В мультфильмах для детей 4 лет, главные действующие лица уже не только животные, но и люди. В этом возрасте дети уже начинают воспринимать социальные отношения: дружбу, любовь, брак, верность, помощь в беде, борьба добра со злом, жизнь и смерть и т.д. В этом возрасте хорошо воспринимаются серии мультфильмов.

- мультфильмы по русским волшебным сказкам - «Гуси-Лебеди», «Царевна-Лягушка», «По щучьему велению» и др.

- сказки Х. Андерсена: «Дюймовочка», «Золушка», «Свинья-копилка»;

- сказки К. И. Чуковского: «Айболит», «Федорино горе» и др.

- серийные мультфильмы: «Ежик и Медвежонок», «Кот Леопольд», «Крокодил Гена и Чебурашка», «Обезьянки», «38 попугаев».

Мультфильмы для детей 5 лет следует выбирать со сложным сюжетом, «философские», полнометражные по русским и зарубежным авторским и народным сказкам. Просмотр полнометражных мультфильмов следует разбивать на несколько сеансов:

- «Аленький цветочек», «Двенадцать месяцев», «Конек Горбунок», «Бемби», «Маугли», по сказкам А. С. Пушкина, Х. Андерсена и другие. Мультфильмы для детей 6 лет следует выбирать еще сложнее:

- научно популярные: «Алло! Вас слышу!», «Коля, Оля и Архимед», «Тайна третьей планеты»;

- о школьной жизни: «В стране невыученных уроков».

В выборе мультфильма надо быть в десять раз осторожнее, чем в выборе книги, потому что зрительные образы воздействуют на ребенка гораздо сильнее. Если говорить о "советских" мультфильмах, то они хороши тем, что в них отражается нормальная для ребенка картина мира. Зло в этой картине не вечно, оно паразитирует на добре, а вечно - добро. И в эту добрую картину мира вкрапливается какой-то маленький клочок зла в виде отрицательного персонажа. Этот отрицательный персонаж, как правило, тоже легко перевоспитывается. И оказывается вдруг, что он такой злобный только потому, что с ним никто не дружил, его никто не любил, никто ему не сочувствовал. Очень важно, что в "советских" мультфильмах злой персонаж подается в юмористической форме, что уравновешивает его "злодейскую" сущность.

Такая картина мира гармонизирует психику ребенка. Поэтому мультфильмы эти полезны детям они дают правильные модели поведения: как заводить дружбу, как быть хорошим товарищем, как помогать другим.

О "западных" же мультфильмах нельзя сказать, что все они для ребенка полезны. Формально в них все то же: есть положительные и отрицательные герои, положительные побеждают. Ну, а что же не так?

Прежде всего, в этих мультфильмах абсолютно другая картина мира. Мир, фон, на котором происходят события мультфильма, безнадежно лежит во зле. И только жалкие крупицы добра в виде каких-нибудь ниндзя-черепашек стараются со злом сразиться.

Причем зло, как правило, уничтожается физически, что абсолютно не привычно для нашего образа действия в сказках, где со злом старались бороться другими способами: его пытались перехитрить или уговорить. У нас разве что Змею Горынычу отсекали головы. Такого, чтобы в мультфильмах кровь лилась рекой, не было никогда. Еще один вопрос, который часто стоит перед родителями при выборе мультфильма - какие лучше использовать: «старые» (советские) или современные, отечественные или зарубежные? Коротко сравним воспитательный потенциал мультфильмов советского периода и современных полнометражных отечественных и зарубежных мультфильмов.

Одно из отличий заключается в том, что советские мультфильмы в подавляющем большинстве носят зачастую морализаторский характер, а современные же не отличаются строгой моралью. Сюжеты советских мультфильмов просты и понятны, проблемы, поднятые в них, знакомы детям.

В современных же мультфильмах часто можно увидеть истерики, шантаж, драки, криминальные разборки и др. Не обойдена вниманием и любовно-эротическая составляющая. Например, в фильме «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» сюжет закручен на карточном долге, в азартные игры на деньги играют практически все, начиная от Бабы Яги и заканчивая правителем - Князем.

Все эти сюжетные линии никак не вписываются в рамки жанра детского мультфильма. Эстетическая составляющая современной анимации тоже часто находится на низком уровне: герои зачастую просто отталкивающие: страшные монстры, киборги, «мутированные в дебрях канализации» страшные зеленые Ниндзя, смурфики, феи Винкс с неимоверно тонкими талиями и нереально большими глазами – таких героев нельзя назвать привлекательными. Современные мультфильмы содержат также низкий уровень речевой культуры: грубые, жаргонные слова, недопустимые для слуха ребенка. Примеры грубой и жаргонной лексики присутствуют во многих из них: «тупой», «болван», «полный отпад», «прикольно», «пофигу» и другие; в сериале «Спанч Боб» есть серии с названиями «Добро пожаловать в помойное ведро», «Губка Боб и маньяк-душитель» и др. Героями же практически всех советских мультфильмов являются люди или животные, и все они вполне соответствуют эстетическим нормам. В советских мультфильмах герои прозрачно делятся на положительных и отрицательных. Ребенок способен определить, кто делает правильно, а кто - нет, и какие последствия могут быть у таких поступков. Кроме того, в «старых» мультфильмах герои говорят на хорошем, красивом языке, у каждого свой неповторимый голос, эмоции, звучит настоящая авторская музыка. Современные мультфильмы позиционируются как развлекательные, легкие, юмористические. Но юмор, представленный в них, зачастую злой, грубый, глупый, поверхностный, например, с юмором показаны ситуации с причинением боли: птичка лопнула от пения, чтобы принцесса смогла взять яйца из ее гнезда на завтрак («Шрек»). Смешными представлены невоспитанность, неправильное, нарушающее все нормы поведение. Таким образом, дети усваивают, что смеяться можно над болью, унижением, невоспитанностью и пошлостью. В советских мультфильмах юмор добрый, непошлый и безобидный. Конечно, нельзя однозначно делить мультфильмы на плохие и хорошие, некоторые современные мультфильмы обладают обучающим и воспитательным потенциалом, который можно использовать (например, некоторые серии из мультсериала «Смешарики. Пин код», «Лунтик», «Фиксики» и другие). В заключении отметим, что не стоит делить мультипликацию на плохую и хорошую по стране или году выпуска - это неверный критерий отбора. Гораздо важнее посыл мультика и его качество. Не ленитесь фильтровать информацию, поступающую в детский мозг, ведь на ее основе ребенок получает представление об окружающем мире. Устраивайте совместные просмотры, говорите с детьми, задавайте вопросы, высказывайте свое мнение, и тогда любимые мультфильмы будут не только доставлять удовольствие, но и учить, приносить пользу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Ребенок у экрана».

Консультация для родителей «Ребенок у экрана».В наши дни телевизор, компьютер прочно вошли в жизнь малышей. Во многих семьях как только ребенок начинает сидеть его усаживают перед экраном телевизора, ...

Консультация для родителей " Ребенок у экрана"

Консультация для родителей «Ребенок у экрана»В наши дни телевизор, компьютер прочно вошли в жизнь малышей. Во многих семьях как только ребенок начинает сидеть его усаживают перед экраном телевизора, к...

Консультация для родителей «Ребенок у экрана»

Консультация для родителей «Ребенок у экрана»...

Консультация для родителей. "Ребенок у экрана".

В наши дни телевизор, компьютер прочно вошли в жизнь малышей. Во многих семьях как только ребенок начинает сидеть его усаживают перед экран...

Консультация для родителей «Ребенок у экрана»

В наши дни телевизор, компьютер прочно вошли в жизнь малышей. Во многих семьях как только ребенок начинает сидеть его усаживают перед экраном телевизора, который все больше заменяет бабушкины сказки, ...

консультация для родителей "Ребенок у экрана"

в консультации рассказывается о вреде просмотра телевизора для детей...

Консультация для родителей «Ребенок у экрана»

Консультация для родителей «Ребенок у экрана»...