Статья "инициатива и страх порицания"
статья

Семенихина Ольга Николаева

После четырёх - пяти лет ребёнок начинает постигать законы наших социальных джунглей. Он учится принимать и играть роли, предвидеть и планировать не только свои собственные действия, но и действия других людей, понимать их чувства и намерения. В его желаниях всё сильнее проявляются личные предпочтения, он уже сам знает, что для него хорошо, а что плохо. И если требования к нему родителей или воспитателей противоречат потребностям внутреннего развития, он может почувствовать беспокойство и даже враждебность к ним. В детской душе происходит борьба между стремлением поступить по- своему и нравиться взрослым, удовлетворять их требования. Возникающая в результате эмоциональная энергия преобразуется в «безосновательную», неопределённую тревогу. Для неискушенного взгляда это может быть почти незаметно, так как малыш и сам, не понимая причин своего состояния ,пытается подавить эту тревогу, но в подходящий момент (угроза в его адрес, страшная сказка, неожиданно выскочившая собака) он начинает объяснять её  наличием какой-то опасности. В сущности ,это страх потерять себя, обоснованность своих чувств, желаний, ощущений, склонностей, т.е. свою индивидуальность. Ребёнок не знает таких слов, он просто инстинктивно чувствует опасность, угрожающую развитию его личности. Отсюда и мнительность, тревога, беспокойство, страх.

Конечно, ребёнок будет расти и развиваться даже если ему не создавать условий для этого, но вероятность того, что у него не возникнет в дальнейшем проблем - очень мала, и даже если такое случается, то проблемы появляются у тех, это с ним сталкивается. Чтобы понять потребности и желания ребёнка, нужно научиться безоценочному взгляду на его поведение, не рассматривать каждое его слово и действие с точки зрения нравственности. Ребёнок живёт в особом мире, где многие отвлечённые понятия ещё не актуальны и не осознаются должным образом. Пошлость, садизм, извращенные желания, потребности и другие пороки присущи только взрослым людям. Ребёнок может их копировать, но он не способен наполнить их тем смыслом, который вкладывает в них человеческая культура.

Дети - счастливые обладатели неудержимой фантазии. И все те трудности по приспособлению к повседневной жизни, которые они не могут решить сразу (например, из-за неопределённости требований взрослых) ,они переносят в мир своих игр и мечтаний и пытаются решить их там. Чаще всего у них это получается, иногда- нет. Вот тогда реальные страхи и опасения приобретают вид страшных чудовищ, Бабы-яги, змеи, лохматого пса, приходящих к ребёнку в кошмарных снах. Эмоциональную изоляцию, острое чувство непонятности ребёнок превращает в страх одиночества, темноты, в страх ожидаемого несчастья, болезни и даже смерти.

Обычный для дошкольников страх ожидаемого несчастья способен проявляться в самых различных формах. Например, ребёнок может бояться заразиться опасной болезнью и умереть, попасть под машину, быть укушенным, либо он может бояться совершать   какую - нибудь ошибку. При этом страх ошибиться, не угодить замечается, как правило, только когда становится чертой характера, а потому требует особого внимания. Этот страх постоянно держит ребёнка в напряжении, что особенно заметно в присутствии взрослых - от них принимает расплату за неудачу. Все время находясь в состоянии экзаменующегося, пытаясь угадать, что от него требуется, малыш не может в полной мере проявить свой творческий потенциал, научиться действовать самостоятельно.

Все эти страхи выражают неуверенность ребёнка в себе, в своей способности оправдать завышенные ожидания или требования родителей и особенно свойственны мальчикам, растущим без отца. Не имея образца для подражания, они часто испытывают трудности в понимании своей мужской роли, общепринятых стереотипов мужского поведения.

Иногда родительская принципиальность и требовательность приводят к ещё более серьёзны нарушениям психики у особо впечатлительных, нервно ослабленных детей, Например, может развиться склонность к навязчивому счёту, когда ведётся подсчёт всех синих машин или номеров автобусов, и в зависимости от результата определяется, хороший или плохой день. Ребёнок может начать всё делать в строго определённом порядке, и не дай Бог, внешним обстоятельствам внести какие- то изменения. Ритуальность поведения, навязчивые состояния присущи тому ребёнку, который боится сделать что- либо не так, совершить ошибку.

На развитие страхов у ребёнка могут влиять определённые черты характера отца или матери, а также распределение семейных ролей, Например, мальчики и девочки боятся чаще, если считают главной в семье мать, а не отца. Им нужен образ сильного покровителя, способного защитить не только их самих, но и маму, рассудить любой спор, установить порядок. Если всё это берёт на себя мать, лишая отца подобного ореола, то тем самым она даёт пример недоверия к окружающим: полагаться ни на кого нельзя, даже на близких, всё нужно контролировать самому.

Слишком уступчивое, нерешительное поведение матери или, ещё хуже, отца, также способствует появлению у детей чувства тревожности - они как бы заражают им своего ребёнка.

Постоянное оберегание вызывает в ребёнке ощущение беззащитности, слабости перед миром, полным опасностей, в существовании которых его и убеждает ежеминутная родительская опека. Окружая ребёнка частоколом мелочных запретов, мешая ему выражать свои чувства, выплёскивать излишек энергии в шумных играх и бесшабашных выдумках, родители не дают сформировываться детской самостоятельности. Развитию страхов способствует эгоцентричность родителей, не желающих понять и принять какие- то особенности других людей, в том числе и своего ребёнка.

Дети, родители которых часто ссорятся между собой ,больше подвержены страхам, причём их чувствительность к этому с возрастом увеличивается. Ребёнок старшего дошкольного возраста уже отожествляет себя с родителем одного с ним пола, а потому особенно остро переживает враждебность, исходящую со стороны другого, столь же любимого родителя. Беспокойство перерождается в страхи, поскольку дети лишены возможности влиять на родительские конфликты. В таких семьях дошкольники (особенно девочки) чаще боятся животных, стихий, заболеваний и смерти, им чаще снятся кошмарные сны, чаще появляется страх родительского гнева.

Свойственная детям пяти- семи лет высокая внушаемость делает их особенно восприимчивым к родительским угрозам. Навязчивый страх заражения болезнью, от которой  можно умереть, передаётся им, как правило, взрослым. Но иногда это может быть следствием эмоциональной травмы, пережитой ребёнком в результате тяжелой болезни или смерти близкого человека, ребёнок может оказаться свидетелем несчастного случая. При дальнейшем развитии этих страхов у беспокойного, мнительного малыша может возникнуть психологическая зависимость от навязчивых мыслей о смерти и болезнях, что снизит его способность управлять собой, парализует волю. В этих случаях нужно быть особенно внимательным, поскольку такое состояние ребёнка может действительно привести к болезни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doverie.docx19.34 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Инициатива и страх порицания»

После четырёх - пяти лет ребёнок начинает постигать законы наших социальных джунглей. Он учится принимать и играть роли, предвидеть и планировать не только свои собственные действия, но и действия других людей, понимать их чувства и намерения. В его желаниях всё сильнее проявляются личные предпочтения, он уже сам знает, что для него хорошо, а что плохо. И если требования к нему родителей или воспитателей противоречат потребностям внутреннего развития, он может почувствовать беспокойство и даже враждебность к ним. В детской душе происходит борьба между стремлением поступить по- своему и нравиться взрослым, удовлетворять их требования. Возникающая в результате эмоциональная энергия преобразуется в «безосновательную», неопределённую тревогу. Для неискушенного взгляда это может быть почти незаметно, так как малыш и сам, не понимая причин своего состояния ,пытается подавить эту тревогу, но в подходящий момент (угроза в его адрес, страшная сказка, неожиданно выскочившая собака) он начинает объяснять её  наличием какой-то опасности. В сущности ,это страх потерять себя, обоснованность своих чувств, желаний, ощущений, склонностей, т.е. свою индивидуальность. Ребёнок не знает таких слов, он просто инстинктивно чувствует опасность, угрожающую развитию его личности. Отсюда и мнительность, тревога, беспокойство, страх.

Конечно, ребёнок будет расти и развиваться даже если ему не создавать условий для этого, но вероятность того, что у него не возникнет в дальнейшем проблем - очень мала, и даже если такое случается, то проблемы появляются у тех, это с ним сталкивается. Чтобы понять потребности и желания ребёнка, нужно научиться безоценочному взгляду на его поведение, не рассматривать каждое его слово и действие с точки зрения нравственности. Ребёнок живёт в особом мире, где многие отвлечённые понятия ещё не актуальны и не осознаются должным образом. Пошлость, садизм, извращенные желания, потребности и другие пороки присущи только взрослым людям. Ребёнок может их копировать, но он не способен наполнить их тем смыслом, который вкладывает в них человеческая культура.

Дети - счастливые обладатели неудержимой фантазии. И все те трудности по приспособлению к повседневной жизни, которые они не могут решить сразу (например, из-за неопределённости требований взрослых) ,они переносят в мир своих игр и мечтаний и пытаются решить их там. Чаще всего у них это получается, иногда- нет. Вот тогда реальные страхи и опасения приобретают вид страшных чудовищ, Бабы-яги, змеи, лохматого пса, приходящих к ребёнку в кошмарных снах. Эмоциональную изоляцию, острое чувство непонятности ребёнок превращает в страх одиночества, темноты, в страх ожидаемого несчастья, болезни и даже смерти.

Обычный для дошкольников страх ожидаемого несчастья способен проявляться в самых различных формах. Например, ребёнок может бояться заразиться опасной болезнью и умереть, попасть под машину, быть укушенным, либо он может бояться совершать   какую - нибудь ошибку. При этом страх ошибиться, не угодить замечается, как правило, только когда становится чертой характера, а потому требует особого внимания. Этот страх постоянно держит ребёнка в напряжении, что особенно заметно в присутствии взрослых - от них принимает расплату за неудачу. Все время находясь в состоянии экзаменующегося, пытаясь угадать, что от него требуется, малыш не может в полной мере проявить свой творческий потенциал, научиться действовать самостоятельно.

Все эти страхи выражают неуверенность ребёнка в себе, в своей способности оправдать завышенные ожидания или требования родителей и особенно свойственны мальчикам, растущим без отца. Не имея образца для подражания, они часто испытывают трудности в понимании своей мужской роли, общепринятых стереотипов мужского поведения.

Иногда родительская принципиальность и требовательность приводят к ещё более серьёзны нарушениям психики у особо впечатлительных, нервно ослабленных детей, Например, может развиться склонность к навязчивому счёту, когда ведётся подсчёт всех синих машин или номеров автобусов, и в зависимости от результата определяется, хороший или плохой день. Ребёнок может начать всё делать в строго определённом порядке, и не дай Бог, внешним обстоятельствам внести какие- то изменения. Ритуальность поведения, навязчивые состояния присущи тому ребёнку, который боится сделать что- либо не так, совершить ошибку.

На развитие страхов у ребёнка могут влиять определённые черты характера отца или матери, а также распределение семейных ролей, Например, мальчики и девочки боятся чаще, если считают главной в семье мать, а не отца. Им нужен образ сильного покровителя, способного защитить не только их самих, но и маму, рассудить любой спор, установить порядок. Если всё это берёт на себя мать, лишая отца подобного ореола, то тем самым она даёт пример недоверия к окружающим: полагаться ни на кого нельзя, даже на близких, всё нужно контролировать самому.

Слишком уступчивое, нерешительное поведение матери или, ещё хуже, отца, также способствует появлению у детей чувства тревожности - они как бы заражают им своего ребёнка.

Постоянное оберегание вызывает в ребёнке ощущение беззащитности, слабости перед миром, полным опасностей, в существовании которых его и убеждает ежеминутная родительская опека. Окружая ребёнка частоколом мелочных запретов, мешая ему выражать свои чувства, выплёскивать излишек энергии в шумных играх и бесшабашных выдумках, родители не дают сформировываться детской самостоятельности. Развитию страхов способствует эгоцентричность родителей, не желающих понять и принять какие- то особенности других людей, в том числе и своего ребёнка.

Дети, родители которых часто ссорятся между собой ,больше подвержены страхам, причём их чувствительность к этому с возрастом увеличивается. Ребёнок старшего дошкольного возраста уже отожествляет себя с родителем одного с ним пола, а потому особенно остро переживает враждебность, исходящую со стороны другого, столь же любимого родителя. Беспокойство перерождается в страхи, поскольку дети лишены возможности влиять на родительские конфликты. В таких семьях дошкольники (особенно девочки) чаще боятся животных, стихий, заболеваний и смерти, им чаще снятся кошмарные сны, чаще появляется страх родительского гнева.

Свойственная детям пяти- семи лет высокая внушаемость делает их особенно восприимчивым к родительским угрозам. Навязчивый страх заражения болезнью, от которой  можно умереть, передаётся им, как правило, взрослым. Но иногда это может быть следствием эмоциональной травмы, пережитой ребёнком в результате тяжелой болезни или смерти близкого человека, ребёнок может оказаться свидетелем несчастного случая. При дальнейшем развитии этих страхов у беспокойного, мнительного малыша может возникнуть психологическая зависимость от навязчивых мыслей о смерти и болезнях, что снизит его способность управлять собой, парализует волю. В этих случаях нужно быть особенно внимательным, поскольку такое состояние ребёнка может действительно привести к болезни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг «Похвала и порицание»

Похвала и порицание – наиболее часто встречающиеся средства воспитательных воздействий взрослого. Однако их психологическое значение для психического развития ребенка в практике воспитания учитывается...

Презентация "Похвала и порицание ребенка"

Материал можно использовать в качестве консультации как для воспитателей так и для родителей....

Консультация для родителей: Похвала и порицание детей дошкольного возраста. Как быть?

Составила: Прокопьева А.А., воспитатель, высшая категория...

24.01.2021.Похвала и порицание ребенка

консультация для родителей...

презентация "Похвала и порицание"

в данной презентации для родителей даются рекомендации о похвале для ребенка, а так же о последствиях порицания...