Наблюдение в природе "Зима"
картотека
Зима – красивое время года Цели: формировать представления об изменениях в природе зимой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Наблюдение в природе "Зима" | 122.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Зима
1. Наблюдение за сезонными изменениями
Цель – формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь становится длиннее, а день убывает); учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать их в стихотворениях.
Ход наблюдения
Прелесть утренней зимы.
Дни стоят невыразимы,
Снегу — хоть давай взаймы
Всем другим бесснежным зимам...
Пришел декабрь — первый зимний месяц. Сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, потому и называют в народе декабрь "хмурень" — хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано. По ночам в декабре трещит мороз — строит ледяные мосты на реках, прудах и озерах. За каким месяцем идет декабрь?
Что изменилось на участке в детском саду по сравнению с ноябрем? Что изменилось в одежде людей по сравнению с осенью? Какие защитные свойства у снега?
Найдите на нашем участке приметы зимы.
2.Наблюдение за птицами зимой
Цель: формировать представление о жизни птиц зимой; воспитывать желание заботиться о птицах, выделяя признаки живого. Ход наблюдения Не видно в лесу тропинок, Лети же, пичуга, к людям В тулупах кусты стоят. И прячься скорей за окном, Уснувших жуков и личинок А мы кормить тебя будем Укрыл под корой снегопад. Крошками хлеба, пшеном. Каких птиц вы видите зимой около своего дома? Почему они прилетают к жилью человека? Зачем люди зимой устраивают кормушки для птиц? Почему зимующих птиц надо подкармливать? Много ли птиц прилетает к нашим кормушкам? Какой корм они охотнее поедают? Что вы еще видели, наблюдая за птицами на кормушке? Есть ли кормушка возле вашего дома? Трудовая деятельность Очистка участка младших дошкольников от снега - воспитывать желание оказывать помощь младшим по возрасту. Подвижные игры «Ловкая пара» - развивать глазомер, достигая хорошего результата. «Попади в цель» - учить следить за направлением летящего предмета, рассчитать и выполнить движения, «Мороз - Красный нос» - учить ловко и быстро перебегать через площадку;
Рисование "Художник по снегу" - Краски можно разбрызгать на снегу и после слепить из него. Либо обрызгать уже готовые фигурки. Или просто нарисовать картину прямо на снегу - развивать творческую фантазию и воображение
Индивидуальная работа.Метание снежков вдаль и в цель - развивать координацию движений. Игры по желанию детей
3. Наблюдение за воробьём
Цель: продолжать закрепление знаний о зимующей птице — воробье; формировать представление об особенностях поведения птицы в зимнее время; учить поддерживать чистоту в кормушке для птиц.
Ход наблюдения
Прыгал воробьишка Нелегко ему зимой
В коричневом пальтишке, Прыгает он у крыльца —
Ростом мал, да боевой, Покормите молодца.
Посмотрите, сколько птиц прилетело к нам в столовую. Как называют птиц, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие птицы.) Чем отличаются перелетные птицы от зимующих? (У зимующих птиц есть подпушек и очень твердый клюв.) Какие птицы не улетают от нас на зиму? (Воробьи, воронье галки, сороки, дятлы, клесты.) Чем питаются воробьи в зимнее время? (Крошками, зернышками.) Почему зимующих птиц надо подкармливать? (Корма им не хватает, а сытость дает птахам тепло.) Расскажите о своих наблюдениях за поведением воробьев зимой. (Нахохлившись, они прячут клюв под крылышко, таким образом, они защищаются от мороза.) Почему воробьи селятся рядом с человеком? (Чтобы прокормиться и согреться возле него.) Прежде чем накладывать корм, что нужно сделать? (Отчистить от снега место для корма.)
Трудовая деятельность
Расчистка дорожки к кормушке - учить заботиться о птицах.
Подвижные игры
«Два мороза», «Кони» - учить выполнять характерные движения по содержанию игры; развивать ловкость, быстроту, «Наперегонки» - развивать ловкость, выносливость и скорость
Индивидуальная работа
«Кто дальше?» - упражнять в метании снежков правой и левой рукой в определенном направлении.
4. Наблюдение за ветром
Цель : расширять и углублять знания о неживой природе; формировать интерес к природным явлениям.
Ход наблюдения
Ветер дул всю ночь, Ивы гнулись у пруда,
Шумели ели, Выло, дуло, завывало.
Морщинилась вода. И когда пришел рассвет,
Сосны старые скрипели, Ветра будто не бывало,
Будто не было и нет.
Какая сегодня погода? (Холодная, ветреная, пасмурная.) Как называется снег с ветром? (Сильный ветер со снегом называется метелью, слабый ветер со снегом — поземкой.) С какой стороны дует сегодня ветер? Как определили? (Сегодня южный ветер, определили с помощью компаса.) Как образуется ветер? (Солнце нагревает воздух неравномерно, где-то теплее, где-то холоднее. Теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. Такое передвижение воздуха и образует ветер.)
Трудовая деятельность
Постройка снежных построек - формировать навыки работы с лопатой, трудиться сообща
Подвижная игра
«Мороз Красный нос» - учить ловко и быстро перебегать через площадку; «Снегодром» - следить за взаимоотношениями детей в процессе самостоятельной деятельности с санками; «Зайцы и волк» - учить детей соблюдать правила игры;
Индивидуальная работа
«Парный бег» - развивать детей в беге парами.
Самостоятельная игровая деятельность
5. Наблюдение за снегопадом
Цель: формировать представление о свойствах снега;
закреплять знания о сезонном явлении — снегопаде.
Ход наблюдения
Снег из тучи прилетел, Ищет места — не найдет,
Лечь на землю захотел. Задержался у ворот.
Падают белые снежинки, ложатся на землю, на крыши домов. Снежинки похожи на белые звездочки. Можно их поймать и рассмотреть, но дышать на них нельзя. Иногда они сыплются вместе и большими хлопьями падают на землю. Иногда холодный ветер ломает белые звездочки, превращая их в мелкую снежную пыль. Снежинки образуются в облаках из маленьких ледяных кристалликов. Зимой они опускаются сверкающими звездочками до земли и покрывают ее снегом. В мороз снег поскрипывает под ногами. Это ломаются лучики снежинок. Снег — это очень много снежинок. Почему скрипит снег? Где образуются снежинки?
Почему? Какой на ощупь снег? Когда снег бывает мокрый, когда сухой? Из какого снега легче лепить? Почему? Что такое снег? Привлечь внимание к падающему снегу. Протянуть руку в варежке, поймать несколько снежинок. Рассмотреть их (размер, найти одинаковые).
На что похожи снежинки? Что станет со снежинкой, если она попадет на голую ладошку? Почему?
Трудовая деятельность
Уборка участка от снега - учить собирать снег на носилки, ссыпать в определенное место.
Подвижные игры
«Гуси-лебеди», «Кто лучше прыгнет?» - продолжать учить соотносить собственные действия с действиями участников игры; закреплять умение прыгать.
Лепка из снега : «Веселые снеговики» - учить детей планировать свою работу, располагать шары из снега в определённой последовательности;
Индивидуальная работа
«Хоккей» - учить прокатывать шайбу друг другу в парах.
6.Наблюдение за свойствами снега
Защитные свойства снега. Поместить баночки с одинаковым количеством воды:
На поверхности сугроба, зарыть неглубоко в снег, зарыть глубоко в снег.
Понаблюдать за состоянием воды в баночках. Обсудить с детьми значение снежного покрова для жизни растений (в сугробе теплее, поэтому надо засыпать снегом корни деревьев и кустарников).
Трудовая деятельность
Сбор снега для постройки зимнего городка - совершенствовать трудовые навыки, умение работать сообща.
Подвижные игры
«Кто быстрей по дорожке?» - учить выполнять подскоки сериями, прыжки боком. «Прыгуны» - учить прыжкам на двух ногах с продвижением вперед на 2—3 м. «Хитрая лиса» - начинать игру по сигналу воспитателя
Лепим поделки из снега – учить детей действовать согласованно, подбирать предметы для изготовления деталей и украшения фигур.
Индивидуальная работа
Улучшение техники бега (естественность, легкость, энергичное отталкивание) - вырабатывать координацию движений.
Игры по желанию детей
7. Наблюдение за солнцем
Цели: продолжать знакомить с природными явлениями, дать понятие одного из признаков зимы — мороза; формировать интерес к неживым объектам природы. Ход наблюдения Где ты, солнце, в самом деле? Без тебя земля промерзла. Мы совсем окоченели. Выйди, солнышко, скорей! Без тебя вода замерзла, Приласкай и обогрей! Кто заметил, в какой стороне солнце утром? Правильно, на восходе, солнце там встает, а вечером оно будет в другой стороне — на западе, там солнце будет прятаться на ночь. Зимой солнце светит, но не греет, встает поздно, а ложится рано. День зимой короткий, ночь длинная. Летом солнце греет, зимой морозит. Зимой солнце сквозь слезы улыбается. Трудовая деятельность Сгребание снега в определенное место для постройки ледяных фигур - учить работать сообща, добиваться цели общими усилиями. Подвижные игры «Пустое место», «Сделай фигуру» - учить выполнять действия по сигналу, не наталкиваясь друг на друга.
«Ловишки со снежками» - формировать у детей двигательные умения и навыки; развивать детей в беге, ловкости.
Индивидуальная работа Элементы хоккея - учить прокатывать шайбу в заданном направлении, закатывать в ворота.
8. Наблюдение за деревьями и кустарниками
Цель: расширять и углублять знания о растениях.
Ход наблюдения
После снегопадов освободить кустарники и деревья от тяжелого снега. Уделить внимание бережному отношению к деревьям, кустарникам. Почему нельзя бегать около кустарника, играть около деревьев? Побеседовать с детьми о деревьях: почему они не растут зимой, как зимуют почки, нужна ли зима для наших деревьев, почему береза не растет в тропическом лесу? В морозную погоду послушать потрескивание деревьев и скрип под ногами, рассмотреть деревья в зимнем уборе. Почему не замерзают деревья зимой? (Пробковый слой, снежное одеяло, покой, нет сокодвижения.)
Что за чудо — зимний лес, В сказке этой я лесной,
Сколько сказочных чудес! Сон иль явь передо мной?
Чем деревья отличаются от кустарников?
Как называют деревья, которые сбрасывают листья?
Какую пользу приносят деревья и кустарники?
Исследовательская деятельность
Раскопать глубокий снег там, где росла трава. Под снежным покровом можно увидеть маленькие зеленые растения с прижатыми к земле слабенькими листьями. Подвести детей к выводу, что снег защищает почву, не давая ей охлаждаться.
Трудовая деятельность. Строительство горки на участке.
цель: воспитывать трудолюбие, желание трудиться сообща.
Подвижные игры «Кто лучше прыгнет», "Два мороза", "Горелки" - развивать ловкость, быстроту бега, внимание.
Индивидуальная работа. Упражнять в прыжках в длину с места - развивать ловкость, выносливость
9. Наблюдение за сезонными изменениями в феврале
Цели: формировать представления об изменениях в природе; учить различать характерные приметы конца зимы (первая капель); закреплять умение воспринимать поэтическое описание зимы.
Ход наблюдения
Снег да вьюжные узоры, День — коньки, гора, салазки,
В поле вьюги, разговоры. Вечер — бабушкины сказки.
Холод, полутьма... Вот она — зима!
Гуляет в поле — да не ночь. Летает на воле — да не птица. (Вьюга, метель.) Лежал, лежал, а весной в грядку убежал. (Снег.) Есть приметы:
В феврале зима с весной встречается впервой. Бледная луна — к снегопаду. Если вокруг солнца туманный круг — к метели. Февраль — бокогрей.
Февраль — конец холодной поры, морозотрескучий и метельный месяц, полный неожиданностей и разных перемен. В нем звенит первая робкая капель,
В феврале сугробы, частые поземки и бураны, вьюги да метели. На один бок февраль греет, на другой — студит. В оттепель окна покрываются слоем воды. В мороз из этой воды образуются причудливые узоры.
Трудовая деятельность
Украшение участка цветными льдинками - учить работать в коллективе; развивать эстетический вкус.
Подвижные игры
«Хитрая лиса», «Кто сделает меньше прыжков?» -продолжать учить прыгать гигантскими шагами; начинать игру по сигналу воспитателя. «Найди себе пару» - развивать ловкость, равновесие, выносливость, ориентировку в пространстве.
Индивидуальная работа
Развитие движений - упражнять в скольжении; учить приседать во время скольжения.
10. Наблюдение за облаками
Цель: расширять представления о небе и его влиянии на жизнь нашей планеты; развивать восприятие красоты и многообразия небесной сферы.
Ход наблюдения
Без крыльев летят, Без ног бегут,
Без паруса плывут. (Облака.)
Каждый день солнце нагревает воду в морях и реках, крошечные капельки воды поднимаются в воздух и соединяются — образуются облака. Когда капельки воды в облака становятся слишком тяжелыми, они падают на землю в виде дождя. Облака бывают перистые и кучевые. Перистые облака появляются в ясную погоду, а кучевые — перед дождем или снегопадом. Какие бывают облака? Из чего они образуются? На что похожи?
Трудовая деятельность
Прикопка к стволам деревьев снега, чтобы ели было тепло зимой умение своевременно заботиться о них.
Подвижные игры
Лесная карусель - закрепить у детей навык катания друг друга на санках до обозначенного ориентира . «В снежном море» - учить детей имитировать движения животных.
Пятнашки - упражнять в беге врассыпную
Индивидуальная работа
«Сбей кеглю» - развивать ловкость, быстроту реакции.
11. Наблюдение за сосной
Цель: уточнить знания о хвойных деревьях, их сходстве и различиях (сосна, как и ель, всегда зеленая, у нее тоже есть иголки, только длиннее). Ход наблюдения Была ли малым деревцем? Достала кроной тучи Сосне совсем не верится: И с другого берега Давно с высокой кручи Достала тень от дерева. В. Могутин В народе говорят: «Сосна там красна, где взросла», «Всякая сосна своему бору шумит». Сосна — высокое дерево, ствол у нее прямой, веточки только на макушке. Внизу сосновая кора грубая и шершавая, а наверху тонкая. У сосны длинные и узкие хвоинки, поэтому сосну называют хвойным деревом. Хвоинки располагаются парами. Размножается сосна шишками. Как выглядит сосна? Почему про сосну говорят: «Зимой и летом одним цветом»? Трудовая деятельность Расчистка участка от снега - воспитывать трудолюбие, желание помогать другим. Подвижные игры «Кто лучше повернется» (на лыжах) - упражнять в ходьбе на лыжах с поворотом, «Охотники и зайцы» - развивать глазомер, «Третий лишний» - учить соблюдать правила игры Индивидуальная работа «Сделай фигуру», «Попади в обруч» - упражнять в беге, умении действовать по сигналу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наблюдение-прогулка "Наблюдение за светофором"
Организация наблюдения-прогулки на тему "Наблюдение за светофором" (образовательная область "Безопасность")...
Презентация "Что такое наблюдение? Виды педагогических наблюдений.Алгоритм действия педагога при наблюдении.".
Презентация подготовлена мною для выступления перед слушателями курсов повышения квалификации и подробно знакомит с одним из методов мониторинга - с методом наблюдения....
«Наблюдения на экологической тропе. Конспект наблюдения с детьми старшего дошкольного возраста в осенний период»
Наблюдения в природе осенью....
Наблюдение «Система непрерывных наблюдений за природными объектами в течение месяца ,старший дошкольный возраст»
Наблюдение за птицами в течение месяца....
Разработка системы непрерывных наблюдений за природными объектами с детьми средней группы: Тема: «Наблюдение за елью»
Цикл наблюдений за елью...
Эксперимент наблюдение за ростом лука. Дневник наблюдения.
Актуальность темы: • Деятельность, связанная с экспериментированием и наблюдением, играет большую роль в развитии психической сферы ребенка – в развитии мышлен...
Наблюдения на прогулке "Наблюдения за цветущими растениями клумб"
Конспект занятия- наблюдений на прогулке...