Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста
методическая разработка (младшая группа)
Игра - большую часть детства, дети проводят в игре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_igry_v_vospitanii_i_razvitii_rebenka_doshkolnogo_vozrasta.docx | 13.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста.
В период дошкольного детства ребенок включается в разные виды деятельности. Но игра — особый вид деятельности по тем возможностям, которые она открывает для ребенка.
Игра — важнейшая сфера самовыражения ребенка, развития его «самостоятельности». Игра в полной мере выполняет свои развивающие функции, когда является самостоятельной детской деятельностью. Именно в игре впервые начинает проявлять себя воображение — основа творческой деятельности человека. Развитию воображения могут способствовать разные виды игр, специальные игровые тренинги, но особенно благоприятные условия для развития воображения создают сюжетно-ролевые и режиссерские игры.
Игра дает ребенку возможность эмоционально насыщенного вхождения в жизнь взрослых на основе воспроизведения их социальных отношений. Игра создает благоприятные возможности для развития у ребенка самоутверждения и самооценки. Именно в игре ребенку предоставляется возможность пережить «ситуацию успеха», получить признание сверстников.
Игра — деятельность, которая несет в себе радость. Радостное самоощущение детей во время игры — важнейшее условие становления детской общности. В игре ребенок начинает осознавать себя как члена определенного коллектива, впервые появляется чувство единения, формируется понятие «мы». Дети начинают оценивать друг друга, появляется общественное мнение. Соответственно, благодаря игре детская группа развивается как коллектив.
В игре активно формируется способность внимательно относиться к точке зрения другого, смотреть на мир с его позиции. Тем самым стимулируется преодоление детского эгоцентризма, переход на новую ступень интеллектуального развития. Так, например, в сюжетно-ролевой игре ребенку необходимо становиться на позицию партнера, учитывать ее в своих действиях. В режиссерской игре ребенок решает еще более сложную задачу. Он сам организует игровую ситуацию, регулирует отношения персонажей, мотивирует их поступки. При этом ребенок оказывается «над ситуацией», становится ее хозяином. Это качество значимо для дальнейшего обучения в школе.
В игре у ребенка развивается символическая (знаковая) функция сознания, которая проявляется в использовании вместо реальных предметов-заместителей (шишка вместо пирожка, листок — вместо тарелки и пр.). Использование предметов-заместителей постепенно приводит к появлению замещения во внутреннем плане — плане сознания. Это позволяет ребенку «действовать в уме», решать разные задачи, используя образы и речь.
В процессе игры зарождаются другие виды детской деятельности. Например, в игре с правилами ребенок начинает обращать внимание на способы и средства достижения результата, учится сознательно подчиняться правилам, что важно для овладения учебной деятельностью. Чем выше у ребенка уровень развития игровой деятельности, тем выше произвольность поведения, воля. Это важно для успешного обучения в школе.
Дошкольное детство — сензитивный период игры. Если в это время ребенок наигрался от души, то в дальнейшем он легко адаптируется к любым ситуациям, принимая на себя разные роли, например роль ученика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста
Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возроста...
«Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста»
«Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста»...
"Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста"
Родительское собрание на тему: "Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста"...
Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста
Игра – одна из форм проявления активности личности, один из видов деятельности....
Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста
Игра – одна из форм проявления активности личности, один из видов деятельности.Игра детская – способ воспроизведения детьми действий взрослых и отношений между ними, направленный на познан...
Обобщение педагогического опыта работы на тему: «Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста»
Игра – одна из форм проявления активности личности, один из видов деятельности. Игра детская – способ воспроизведения детьми действий взрослых и отношений между ними, направленный на позна...
«Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста»
Виднейший представитель русской педагогической науки К. Д. Ушинский рассматривал игры как действенное средство воспитания. Он подчёркивал, что игра — отчасти собственное создание человека, и оно...