Родителям о речевых расстройствах детей дошкольного возраста
консультация (старшая группа)
Обследование устной речи детей в детском саду учитель-логопед проводит два раза в год – в первые 2 недели сентября и в последние 2 недели мая. После диагностики специалист отбирает тех, с кем будет проводить индивидуальные и/или групповые занятия в течение года или шести месяцев (в зависимости от речевого нарушения).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Родителям о речевых расстройствах детей дошкольного возраста
Обследование устной речи детей в детском саду учитель-логопед проводит два раза в год – в первые 2 недели сентября и в последние 2 недели мая. После диагностики специалист отбирает тех, с кем будет проводить индивидуальные и/или групповые занятия в течение года или шести месяцев (в зависимости от речевого нарушения).
ФНР – ФОНЕТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
Это нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата. Может наблюдаться расстройство отдельного звука или нескольких звуков одновременно.
Такие расстройства могут проявляться:
- в отсутствии (пропуске) звука – акета вместо ракета
- в искажениях – горловое произнесение звука р, щечное — ш и т.д.
Чаще всего нарушаются:
- свистящие звуки – С, З (и их мягкие пары), Ц
- шипящие звуки – Ш, Ж, Ч, Щ
- сонорные (язычные) – Л, Р (и их мягкие пары)
- заднеязычные – К, Г, Х (и их мягкие пары)
ФФНР – ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
Это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков. При сохранном физическом слухе, дети не могут различить или путают близкие звуки (свистящие и шипящие; сонорные; мягкие и твердые; звонкие и глухие). Например, при просьбе повторить ряд разных звуков или слогов, ребенок повторяет все звуки или слоги как одинаковые ( па-па-па вместо па-ба-па). И, когда логопед в детском саду спрашивает, какие звуки он слышит? Малыш отвечает, что звуки одинаковые. За процесс различения близких звуков отвечает не физический, а фонематический слух (слух на фонемы). А он, вследствие ряда причин, оказывается нарушенным или несформированным.
Фонема — минимальная единица звукового строя языка. Каждая фонема в речи представлена своими вариантами (аллофонами). Фонема имеет основной вариант — звук, находящийся в сильной позиции: для гласных — это позиция под ударением, для согласных — позиция перед гласным или сонорным.
В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний:
- трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;
- при сформированной артикуляции, не различении звуков, относящихся к разным фонетическим группам;
- невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.
Основные проявления, характеризующие ФФН:
- Недифференцированное произношение пар или групп звуков, т.е. один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или более звуков. Например, вместо звуков «с», «ч», «ш» ребенок произносит звук «сь»: «сяпка» вместо «шапка».
- Замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т.е. сложные звуки заменяются простыми. Например, группа шипящих звуков может заменяться свистящими сапка вместо шапка, «р» заменяется на «л» лакета вместо ракета.
- Смешение звуков, т.е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах. Ребенок в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Например, ребенок умеет правильно произносить звуки «р», «л» и «с» изолированно (т.е. один звук, не в слоге или слове), но в речевых высказываниях вместо «рыжая корова» говорит «лызая калова».
Кроме перечисленных особенностей произношения и фонематического восприятия у детей с ФФНР наблюдаются: общая смазанность речи, нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи (ошибки в падежных окончаниях, употребление предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными).
Детей с таким речевым нарушением логопед в детском саду должен брать на коррекционные занятия в течение года.
ОНР – ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
При данном виде расстройства страдают все компоненты речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) – нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия; смысловой стороны (лексики, грамматики) – бедный словарь, мало обобщений, синонимов, антонимов и т.д., ошибки словоизменения и словообразования, трудности согласования слов; плохое развитие связнаой речи – умение рассказывать и пересказывать.
Для детей с ОНР характерно:
- Более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4 годам, фразовая речь из двух слов к 5 годам;
- Речь полна аграмматизмов (неправильных форм и вариантов слов) и недостаточно фонетически оформлена;
- Экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, то есть ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;
- Речь детей с ОНР малопонятна.
Чаще всего, говоря про ОНР, подразумевают речевые расстройства детей с нормальным интеллектом и слухом. Дело в том, что при нарушениях слуха или интеллекта недоразвитие речи, разумеется, возникает в большинстве случаев, однако при этом ОНР уже носит характер вторичного дефекта.
Детям с ОНР логопед рекомендует перевестись в коррекционный логопедический детский сад. В условиях обычного общеобразовательного детского сада ОНР полностью не исправляется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/09/picture-723233-1449687239.jpg)
Консультация для родителей "Полноценное речевое развитие детей дошкольного возраста"
Вашему вниманию предлагается консультация для родителей по речевому развитию детей дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/22/picture-1039892-1527010325.jpg)
Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей дошкольного возраста"
Особенности речевого развития детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/04/picture-1035786-1525427293.jpg)
Консультация для воспитателей и родителей о речевой агрессии детей дошкольного возраста
Проявления агрессивного поведения наблюдаются в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессивные действия используются как средства достижения определенной цели....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/26/picture-1192740-1574752066.jpg)
Рекомендация для родителей по речевому развитию детей дошкольного возраста.
В статье рассматривается роль семьи в речевом развитии ребенка дошкольного возраста.Я представляю в статье опыт своей работы в данном направлении и формулирую практические рекомендации для родителей с...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/19/picture-833578-1476825474.jpg)
Рекомендация для родителей по речевому развитию детей дошкольного возраста
В статье рассматривается роль семьи в речевом развитии ребенка дошкольного возраста.Я представляю в статье опыт своей работы в данном направлении и формулирую практические рекомендации для родителей с...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/06/picture-1266260-1599370717.jpg)
Рекомендация для родителей по речевому развитию детей дошкольного возраста.
Развитие речи ребенка тесно связано с его общим психологическим развитием. В большенстве случаев, по тому как ребенок говорит, можно судить, как он развит в целом. Мои рекомендации будут полезны...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/14/picture-450315-1505382465.jpg)
памятка для родителей по речевому развитию детей дошкольного возраста
Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию и к построению своей личности, своего м...