Проведение дидактической экологической игры для младших дошкольников и для старших дошкольников
учебно-методический материал
Проведение дидактической экологической игры для младших дошкольников и для старших дошкольников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проведение дидактической экологической игры для младших дошкольников и для старших дошкольников.
Дидактическая экологическая игра.
Дидактические игры по праву считаются одним из эффективнейших средств обучения. Дидактические задачи в играх на материале природы могут быть самые разнообразные: закрепление представлений о предметах и явлениях природы; упражнение детей в анализе, сравнении, обобщении.
В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. В дидактических предметных играх используются различные предметы природы (листья, фрукты, овощи и др.). В таких играх уточняются, конкретизируются и обобщаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы.
Дидактические настольно-печатные игры помогают детям систематизировать и классифицировать знания о растениях, животных и явлениях неживой природы.
Дидактические словесные игры проводятся, как правило, для закрепления знаний детей о свойствах и признаках тех или иных предметов окружающего мира.
При проведении игр необходимо придерживаться следующих положений:
- дидактическая игра возбуждает у детей приятные чувства и эмоции, которые снижают напряженность в учебном процессе. В результате усилия воспитанников направляются на познавательную деятельность;
- в дидактической игре дошкольники проявляют творческую деятельность, к которой притягиваются самые разные компоненты психики: ощущение, восприятие, память и т. д., а это значит, что происходит активизация всех познавательных процессов.
Использовать дидактические игры для расширения и углубления экологических представлений следует с учетом тех представлений, которые могут быть сформированы у детей старшего дошкольного возраста:
- о многообразии и разнообразии природных объектов, о растениях и животных как живых организмах;
- о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе (между неживой и живой природой, между объектами живой природы);
- о человеке как части природы;
Примерные дидактические экологические игры для младших дошкольников.
Название игры: | «Найди, что покажу» | Ход игры |
Воспитатель показывает на короткое время один из предметов, спрятанных под салфеткой, снова убирает его, затем предлагает ребенку: «Найди на другом подносе такой же и вспомни, как он называется». Задание выполняется, пока все фрукты и овощи под салфеткой не будут названы. | ||
Дидактическая задача | Найти предмет по сходству. | |
Игровое действие | Поиск предмета показанного и спрятанного воспитателем. | |
Правило | Под салфетку заглядывать нельзя. | |
Оборудование | На двух подносах разложить одинаковые наборы овощей и фруктов. Один для воспитателя накрыть салфеткой. | |
Название игры: | «Чудесный мешочек» | Ход игры |
Воспитатель показывает на короткое время один из предметов, спрятанных под салфеткой, снова убирает его, затем предлагает ребенку: «Найди на другом подносе такой же и вспомни, как он называется». Задание выполняется, пока все фрукты и овощи под салфеткой не будут названы. | ||
Дидактическая задача | Узнать предмет при помощи одного из анализаторов. | |
Игровое действие | Поиск на ощупь спрятанного предмета. | |
Правило | В мешочек заглядывать нельзя. Сначала нужно определить, что в руке, а потом показать предмет. | |
Оборудование | Для первых игр подбираем овощи и фрукты, резко отличающиеся по форме, затем более похожие. Небольшой непрозрачный мешочек. | |
Название игры: | «Найди такую же и назови» | Ход игры |
Дети сидят за столом, на котором разложены картинки. Их много (10-12 шт.), все они разные, но среди них есть две одинаковые. Воспитатель просит кого-либо из ребят найти и назвать одинаковые картинки и показать их всем играющим. Парные картинки откладывают в сторону. Затем воспитатель перемешивает все картинки (они должны быть перевернуты) и незаметно подкладывает еще одну парную картинку. Разложив их лицевой стороной, опять предлагает найти одинаковые. Сложность заключается в том, что среди карточек могут быть очень похожие, но неодинаковые, например: чашки, одинаковые по цвету и по форме, но однас ручкой, а другая без ручки; два яблока одинаковых, но у одного есть черенок, а у другого его нет, т.е. изображенные предметы имеют слабо заметные признаки различия, которые дети не сразу замечают. | ||
Дидактическая задача | Найти предметы по сходству. Развивать умение находить в предметах, изображенных на картинках, сходство и различие; активизировать словарь: похожие, разные, одинаковые; развивать наблюдательность. | |
Игровое действие | Поиск одинаковых картинок | |
Правило | Отбирать следует только одинаковые картинки; выигрывает тот, кто не ошибется ни разу. | |
Оборудование | парные картинки животных и растений | |
Название игры: | «Найди, Миша, нашу матрёшку и скажи, за каким растением она спряталась» | Ход игры |
Детям показывают маленькую матрешку, которая «захотела» поиграть с ними в «прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет игрушку за одно из растений. Затем дети открывают глаза. «Как же найти матрешку?»спрашивает воспитатель. Сейчас я рассказу вам, куда она спряталась. И воспитатель говорит, на что похоже растение, за которое «спряталась» матрешка (на дерево, травку), описывает его стебель, листья (форму, величину, поверхность) цветки, их количество, окраску. Дети слушают, а затем указывают растение и называют его. | ||
Дидактическая задача | Закрепить у детей названия растений, воспитывать любознательность, находчивость. | |
Игровое действие | Дети отгадывают растение по описанию | |
Правило | Не подсматривать куда прячут матрешку | |
Оборудование | Маленькая матрешка | |
Название игры: | Лото «Кто, где живёт» | Ход игры |
Первый вариант: На столе большие карты с изображением моделей различных средств обитания животных. Затем раздаются маленькие картинки с изображением птиц, рыб, зверей, насекомых. Нужно закрыть пустые клетки в соответствии с моделью на своей карте. Второй вариант: У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю. | ||
Дидактическая задача | Закрепить умение детей систематизировать животных по среде обитания. Формировать навык пользования моделями. | |
Игровое действие | Соотношение животного с его жилищем | |
Правило | Выигрывает тот, кто не ошибется ни разу. | |
Оборудование | Карты с изобр-ем моделей различных средств обитания животных, маленькие картинки с изобр-ем птиц, рыб и т.п. |
Примерные дидактические экологические игры для старших дошкольников.
Название игры: | «Чьи семена?» | Ход игры |
Дети берут набор семян и выкладывают их на карточку соответствующего фрукта или овоща. | ||
Дидактическая задача | Упражнять детей в дифференциации овощей, фруктов и их семян. Развивать память, сосредоточенность, наблюдательность. | |
Игровое действие | Соотношение фруктов с их семенами | |
Правило | Выигрывает тот, кто не ошибется ни разу. | |
Оборудование | карточки овощей, фруктов, плодовых деревьев; тарелочка с разными семенами. | |
Название игры: | «Детки с какой ветки?» | Ход игры |
На веранде выставляются стулья на некотором расстоянии друг от друга. На них кладутся карточки с изображением дерева. Детям раздаются карточки с изображением листьев. По команде «раз, два, три, листик к дереву беги» дети разбегаются по своим местам, затем карточки меняются. | ||
Дидактическая задача | Дифференцировать отличительные признаки деревьев. | |
Игровое действие | Соотношение деревьев с их листами | |
Правило | Выигрывает тот, кто не ошибется ни разу. | |
Оборудование | карточки с изображением листьев дерева рябины, березы, осины, ивы и т.д.; карточки деревьев. | |
Название игры: | «Кто как поет?» | Ход игры |
Звучит аудиозапись пения птиц. Дети должны угадать и найти карточку с изображением птицы. | ||
Дидактическая задача | Формировать артикуляцию речи. Отрабатывать правильные звукоподражания птицам. Закреплять знания детей об особенностях птиц. | |
Игровое действие | Угадать птицу по ее пению | |
Правило | Выигрывает тот, кто не ошибется ни разу. | |
Оборудование | Аудиозапись пения птиц. Карточки с изображением птицы | |
Название игры: | «Воздух, земля, вода» | Ход игры |
Вариант 1.Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д. Вариант 2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов. | ||
Дидактическая задача | Закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность. | |
Игровое действие | Соотношение животного с его местом обитания | |
Правило | Выигрывает тот, кто не ошибется ни разу. | |
Оборудование | Мяч. | |
Название игры: | «Береги природу» | Ход игры |
На столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д. | ||
Дидактическая задача | Закреплять знания об охране объектов природы. | |
Игровое действие | Выявить взаимосвязь растений-животных и т п | |
Правило | Выигрывает тот, кто не ошибется ни разу. | |
Оборудование | Карточки с объектами живой и неживой природы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологические игры для младших дошкольников
Игры по экологии для детей 3 - 4 лет...
Дидактические игры экологической направленности как средство формирования субъективного отношения старших дошкольников к природе
Дидактические игры экологической направленности как средство формирования субъективного отношения старших дошкольников к природе...

Дидактическая экологическая игра для старших дошкольников "Волшебные человечки"
С помощью этой игры ребята наглядно познают знания из элементарной физике о строении веществ....

Дидактическая экологическая игра "Экологическая мозайка" для тетей старшего дошкольного возраста
Это буклет дидактической экологической игры для детей старшего дошколного возраста...

дидактическая интерактивная игра для младших дошкольников "Угадай чей это домик"
Эта игра расчитана на закрепление материала о жизни диких животных....

Дидактическая игра "Вырубка леса- экологическая проблема современности" по развитию дивергентного мышления старших дошкольников с использованием графического диктанта, как инновационная деятельность
Графический диктант для дошкольников — полезная методика для диагностики уровня развития и занятий по подготовке к школе в детском саду, дома. В ДОУ воспитатели чаще используют пособия авторов: ...