Игра как инструмент развития ребенка в образовательных областях ФГОС ДО
статья

Боброва Нина Алексеевна

«Игра как инструмент развития ребенка в образовательных областях ФГОС ДО».

 

Как известно, в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка. В естественную среду ребенка – игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания, и сферой приложения своей фантазии гармонично вписываются три взаимосвязанные линии развития ребенка: чувствовать – познавать – творить. Игра как важное средство социализации личности ребенка-дошкольника рассматривается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, а также право на игру зафиксировано в ст. 31 Конвенции о правах ребенка. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечен один из основных принципов – реализация программы в формах, специфических для детей определенной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка .В ФГОС ДО отмечено, что содержание образовательных областей определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности – общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности, как сквозных механизмах развития ребенка. Также отмечено, какие именно игры организуются в рамках реализации программы: «в раннем возрасте (1 год-3 года) –  игры с составными и динамическими игрушками;  для детей дошкольного возраста (3 года- 8 лет) – ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры.       

           Разностороннее развитие детей в нашем ДОУ происходит по основным направлениям: физическом, социально-личностном, познавательно-речевом и художественно-эстетическом, где игры детей происходят в различных центрах активности, содержащих совокупность образовательных областей. Все центры активности созданы с учетом интеграции содержащихся в них образовательных областей.                                                                      

            В физическом направлении развития детей нами создана зона двигательной активности, в которой дети занимаются подвижной игровой деятельностью, где с помощью различных подвижных игр дети взаимодействуют и используют в играх спортивный инвентарь, такие  игры мы организуем сами и проводим непосредственно под своим руководством утром, на прогулке, после дневного сна, во время утренней гимнастики проводим общеразвивающие упражнения в игровой форме, играем небольшими подгруппами или индивидуально. Для социально-личностного направления развития детей созданы центры сюжетно-ролевых игр, мини-музей кукол; центр ряженья. В центрах сюжетно-ролевых игр таких, как «Магазин», «Почта», «Парикмахерская» и др. младшие дошкольники играют в сюжетно-ролевые игры, в которых отражаются их знания, впечатления, представление об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения.

Возможность поиграть на музыкальных инструментах, обыграть различные виды театров (настольный, пальчиковый, театр картинок) осуществляется в центре музыкально-театрализованной деятельности. Таким образом, игра имеет огромный развивающий потенциал. Игра оказывает положительное влияние на формирование взаимодействия и взаимоотношения детей. Игры снимают психологические барьеры, вселяют уверенность в собственных силах, улучшают общение детей со сверстниками и взрослыми. Опыт работы с детьми показывает необходимость и важность применения различных видов игр в педагогическом процессе в дошкольном учреждении. Эффективность результатов игровой деятельность ребенка будет тогда, когда педагоги будут использовать игры, учитывая особенности развития детей, факторы, принципы организации игровой деятельности, учитывать изменения, происходящие в образовании, опираться на ФГОС ДО.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Игра как инструмент развития ребенка в образовательных областях ФГОС ДО».

Как известно, в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка. В естественную среду ребенка – игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания, и сферой приложения своей фантазии гармонично вписываются три взаимосвязанные линии развития ребенка: чувствовать – познавать – творить. Игра как важное средство социализации личности ребенка-дошкольника рассматривается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, а также право на игру зафиксировано в ст. 31 Конвенции о правах ребенка. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечен один из основных принципов – реализация программы в формах, специфических для детей определенной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка .В ФГОС ДО отмечено, что содержание образовательных областей определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности – общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности, как сквозных механизмах развития ребенка. Также отмечено, какие именно игры организуются в рамках реализации программы: «в раннем возрасте (1 год-3 года) –  игры с составными и динамическими игрушками;  для детей дошкольного возраста (3 года- 8 лет) – ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры.       

           Разностороннее развитие детей в нашем ДОУ происходит по основным направлениям: физическом, социально-личностном, познавательно-речевом и художественно-эстетическом, где игры детей происходят в различных центрах активности, содержащих совокупность образовательных областей. Все центры активности созданы с учетом интеграции содержащихся в них образовательных областей.                                                                      

            В физическом направлении развития детей нами создана зона двигательной активности, в которой дети занимаются подвижной игровой деятельностью, где с помощью различных подвижных игр дети взаимодействуют и используют в играх спортивный инвентарь, такие  игры мы организуем сами и проводим непосредственно под своим руководством утром, на прогулке, после дневного сна, во время утренней гимнастики проводим общеразвивающие упражнения в игровой форме, играем небольшими подгруппами или индивидуально. Для социально-личностного направления развития детей созданы центры сюжетно-ролевых игр, мини-музей кукол; центр ряженья. В центрах сюжетно-ролевых игр таких, как «Магазин», «Почта», «Парикмахерская» и др. младшие дошкольники играют в сюжетно-ролевые игры, в которых отражаются их знания, впечатления, представление об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения.

Возможность поиграть на музыкальных инструментах, обыграть различные виды театров (настольный, пальчиковый, театр картинок) осуществляется в центре музыкально-театрализованной деятельности. Таким образом, игра имеет огромный развивающий потенциал. Игра оказывает положительное влияние на формирование взаимодействия и взаимоотношения детей. Игры снимают психологические барьеры, вселяют уверенность в собственных силах, улучшают общение детей со сверстниками и взрослыми. Опыт работы с детьми показывает необходимость и важность применения различных видов игр в педагогическом процессе в дошкольном учреждении. Эффективность результатов игровой деятельность ребенка будет тогда, когда педагоги будут использовать игры, учитывая особенности развития детей, факторы, принципы организации игровой деятельности, учитывать изменения, происходящие в образовании, опираться на ФГОС ДО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как инструмент развития ребенка.

         Игра является непременным условием для развития как малышей, так и дошкольников. Она способствует улучшению их когнитивного (способности к восприятию и перераб...

Диагностический инструментарий и разработка индивидуальной карты развития ребенка по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" по разделу "Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание"

Диагностический инструментарий и разработка индивидуальной карты развития ребенка по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие"...

Диагностический инструментарий и разработка индивидуальной карты развития ребенка по образовательной области "Познавательное развитие" "Формирование элементарных математических представлений"

Диагностический инструментарий и разработка индивидуальной карты развития ребенка по образовательной области "Познавательное развитие"...

Статья. Игра как инструмент развития ребенка в образовательных областях ФГОС ДО

Как известно, в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка....

«Игра как инструмент развития ребенка в образовательных областях ФГОС ДО».

laquo;Игра как инструмент развития ребенка в образовательных областях ФГОС ДО». Как известно, в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. При правильной организации игра соз...

Игра как инструмент развития ребенка в образовательных областях ФГОС ДО.

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра это искра...

Консультация для родителей на тему: «Значимость игры во всестороннем развитии ребенка в соответствии с ФГОС» ( младшая группа)

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости...