ДКР «Значение «Оригами» в развитие ребенка»
учебно-методический материал

Алтунина Анна Николаевна

Домашняя контрольная работа по дисциплине: «Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_origami_v_razvitie_rebenka.docx228.24 КБ

Предварительный просмотр:

Домашняя контрольная работа

по дисциплине:

МДК.02.04  «Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству»

Тема: «Значение «Оригами» в развитие ребенка»

Содержание.

  • Введение……………………………………………………………….3
  • История Оригами………………………………………………….….4
  • Практическая работа
  • Рекомендуемые поделки для детей 4,5 – 5 лет………….…..8
  • Рекомендуемые поделки для детей 5-6 лет…………………10
  • Рекомендуемые поделки для детей 6-7 лет…….…………...12

Введение.

Цель:

  • Изучение темы «История Оригами»

Задачи:

  • Сформировать знания об истории Оригами.
  • Закрепить знания об искусстве Оригами.
  • Освоить схемы базовых форм оригами.
  • Подобрать поделки выполняемые в технике оригами учитывая возрастные особенности детей.

Актуальность:

Я считаю эту тему актуальной потому что, бумажное моделирование является эффективным средством воспитания дошкольников. Занятия оригами формирует такие нравственные качества детей как коллективизм, умение сопереживать, готовность оказывать помощь товарищу, желание радовать окружающих результатами своего труда. Общность творческих и образовательных интересов дошкольников, их родителей, воспитателей способствует созданию педагогической среды, стимулирующей формирование творческих способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований.

История Оригами.

Слово «оригами» японского происхождения и состоит из двух слов: «ори» — сложенный и «ками» — бумага.

В древности китайцы использовали для письма деревянные и бамбуковые дощечки и шелк. Способ фиксации знаний на дощечках был объемен и поэтому неудобен (известен факт, когда литератор династии Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.) Дуфань Шо написал для императора статью на трех тысячах древесных стволов). А шелк, хоть и являлся прекрасным материалом для письма, был слишком дорогим. Поэтому в дело шли даже самые малые его обрезки, которые смачивали и растирали между камнями. Полученную кашицу наливали на ровную поверхность и сушили под гнетом. Это была еще не бумага в строгом смысле слова, но уже шаг к ее изготовлению. Подобную технологию использовали и восточные туркмены для изготовления тончайшего войлока. Для этого они распускали в воде небольшие кусочки шерстяной нити. Их затем отлавливали ситом, отбрасывая на специальный пресс, отжимали и сушили.

К 3 в. до н.э. китайцы заменили шерсть и шелк более дешевым и доступным материалом – растительными волокнами, используя для этого толченую кору тутового дерева и размочаленные стебли бамбука. Получился совершенно новый материал - бумага. Официальной же датой «появления» бумаги в Китае считается 105 г. до н.э., когда чиновник Цай Лунь сделал официальный доклад императору о существовании такой технологии.
Высушенные листки спрессованного волокнистого материала оказались прекрасным материалом для письма. Император Хен Сюай даже издал специальный указ, запрещающий писать на дереве и предписывающий использовать для письма только бумагу.Китайцы ревностно хранили секрет изготовления бумаги, технологию ее производства было запрещено вывозить за границу. Однако, согласно легенде, в начале VII в. н.э. странствующий буддийский монах Дан Хо, о котором современники говорили, что он был «богат знаниями и умел делать бумагу и тушь», добирается до Японии, где раскрывает секрет бумагоделия. Произошло это, как утверждают «Японские хроники» («Нихонги») в 610 году. А спустя столетие японцы уже производят свою собственную бумагу, которая по качеству превосходит китайскую.

Первоначально бумагу в Японии получали из коконов шелкопряда. Их варили, раскладывали на циновку, промывали в речной воде, перетирали в однородную массу, которую после отцеживания воды сушили. Верхний слой, или шелковую вату, удаляли, а на циновке оставался тонкий волокнистый слой, который после высушивания превращался в лист бумаги.
Вскоре дорогое сырье заменили более дешевым — теми же стеблями бамбука, древесной корой, коноплей, тряпьем. Появляется много мелких мастерских, производящих бумагу. Первая крупная бумажная фабрика в Токио возникла в 1870 г. К тому времени в стране было уже более 35 тысяч мастерских, где бумагу изготавливали вручную. Старинная технология производства бумаги сохраняется в Японии и до сегодняшнего дня. Мастерам, овладевшим тайнами древних ремесел, присваивается звание «живое сокровище» и выделяется значительная стипендия. Вместе с крупнейшими фабриками, производящими ежедневно километры бумаги в рулонах, работают маленькие мастерские, где выделывают вручную отдельные дорогостоящие листы бумаги «ваши». Эта бумага очень прочная — она выдерживает несколько тысяч сгибов. На бумаге «ваши» после окончания первой мировой войны был подписан Версальский договор о мире.

В древности Китае бумагу использовали самым различным образом, в т.ч. и в религиозных обрядах. Например, изначально было принято на похоронах вместе с покойником сжигать и весь его домашний скарб — чтобы обеспечить ему дальнейший путь на небесах. Однако позже из бережливости реальные вещи умершего были заменены специальными полосками бумаги, на которых писались лишь их названия (подобные полоски бумаги с напечатанными пожеланиями процветания и счастья в наши дни можно купить в мелочных лавках Китая). Из бумаги же изготовлялись и разнообразные полезные в быту вещи, вроде знаменитых подвесных фонариков. При их изготовлении использовался и прием складывания. Однако складывание фигурок из квадратных листов бумаги не получило в Китае такого же мощного развития, как в Японии. Вероятно, это объясняется тем, что японцы использовали бумагу не только для письма, производства ширм, зонтиков, окон и даже одежды, но и для наглядной демонстрации некоторых мировоззренческих идей философии дзен-буддизма.

Оригами — это способ создания и конструирования из бумажного квадрата разнообразных поделок и игрушек. В Японии процесс складывания удачно иллюстрировал некоторые мировоззренческие идеи философии Дзен. Существует также связь между складыванием из бумаги и религиозными ритуалами, ведь слово «ками» имеет и другое значение — Бог. Первые оригами появились в синтоистских храмах. Один из ритуалов состоял в изготовлении небольших бумажных коробочек Санбо, в которые помещали кусочки рыбы, овощей, предназначающиеся в дар богам.

В период Камакура (1185–1333) и Муромати (1333–1573) оригами достигает императорского двора. Аристократия и придворные в обязательном порядке должны были владеть навыками складывания. Записки, сложенные в форме бабочки, журавля, цветка, были символом дружбы или доброго пожелания для любимого человека, а бумажный японский журавлик стал пожеланием счастья, долголетия, своеобразным символом Страны восходящего солнца. Умение складывать стало одним из признаков хорошего образования и изысканности манер. Различные знатные семьи использовали фигурки оригами как герб и печать.

В период Адзути — Мамояма (1573–1603) и Эдо (1603–1867) оригами из церемониального искусства превратилось в популярный способ времяпрепровождения. Появилось много авторских моделей.

Во второй половине XX в. появляются система записи процесса складывания, а также базовые формы, являющиеся основой множества новых моделей. В 1978 г. Акира Йошизава — один из наиболее известных мастеров — посещает СССР и демонстрирует свое искусство в Москве, Ленинграде и Находке. К тому времени европейцы и американцы уже достаточно хорошо были знакомы с оригами. Еще в XIX в. складывание как мощный педагогический прием рекомендовал немецкий гуманист Фридрих Фребелъ. Позднее и другие известные всему миру люди обращают свое внимание на оригами: англичанин Льюис Кэрролл — автор книги «Алиса в стране чудес», американки Лилиан Оппенгейрер и Элис Грей, а также множество людей из Австрии, Австралии, Бельгии, Бразилии, Канады, Колумбии, Ирландии, Дании, Финляндии, Франции, Германии, Израиля, Италии и т. д. — всего более 30 стран мира.

В России мощный толчок развитию отечественного искусства оригами дали две общественные организации — Московский и Петербургский центры оригами, созданные в 1989 и 1991 гг. соответственно.

Складывание из бумаги — это не просто забава: чтобы сложить фигурку (даже по готовому чертежу), требуются определенные навыки работы с бумагой. А применение получившихся оригами может быть самым неожиданным и удивительным.

Сегодня оригами активно используется в педагогике. Ведь складывание бумажных фигурок развивает пространственное воображение и творческие способности на ранних этапах развития ребенка — в детском саду или первых классах начальной школы. Оригами вводится как дополнительный предмет или факультатив в ряде школ страны. Появляются кружки и клубы оригамистов. В октябре 1995 г. вышел в свет одобренный Министерством образования РФ учебник для начальной школы «Уроки оригами в школе и дома».

Практическая работа.

Рекомендуемые поделки для детей 4,5 – 5 лет.

Дети этого возраста обнаруживают значительно возросшую работоспособность: они могут сохранять довольно длительное время определенную позу за столом, у них заметно возрастает гибкость и точность движений. Нервная система детей среднего дошкольного, возраста легко возбудима, и это сказывается в слабой их сосредоточенности, некоторой неуравновешенности. Значительные изменения происходят в развитии костно-мышечной системы ребенка. По специальным данным, окостенение скелета ребенка продолжается в течение всего дошкольного возраста. К 5 годам хрящевыми остаются только части костей кисти рук и ступней ног. Еще не оформившаяся и не полностью развитая костно-мышечная ткань туловища, а также рук не позволяет пятилетнему ребенку выполнять мелкие и точные движения, штриховку, плетение, складывание. Такие занятия для ребенка — большой труд. Длительно и часто заниматься этими видами деятельности вредно и утомительно. Однако эти занятия очень полезны именно для развития мелких и точных движений рук, для установления координации в работе глаза и руки, выполняя различные действия, такие, как вырезывание, раскрашивание складывание из бумаги, ребенок упражняет свою руку и приучается точно согласовывать ее работу с работой глаза. Такая координация зрения и движения является необходимым условием дальнейшего успешного выполнения любых действий. Когда движение контролируется зрением, оно достигает высокого качества. Вот почему очень важно и необходимо заниматься с ребенком именно такими видами деятельности, среди которых главное место занимает оригами.

Базовые формы, рекомендованные для данного возраста:

            «Треугольник»                                 «Книга»

Примерные темы для поделок  детей 4,5 – 5 лет

Тема

Приемы складывания

Самолет

Загибание раскрывшейся стороны к вертикальной стороне треугольника

Елка

Сгибание квадрата по диагонали

Гриб

Гриб Складывание квадрата пополам, сгибание квадрата по диагонали

Бабочка

Складывание треугольника пополам, отгибание острых верхних углов

Рыбка

Складывание треугольника пополам, обрезание острых верхних углов

Лягушонок

Загибание острых углов треугольника навстречу друг другу, отгибание их же в противоположную сторону

Кораблик

Отгибание от нижней части сгиба снизу вверх до середины заготовки и отгибание верхнего угла назад

Рекомендуемые поделки для детей 5-6 лет.

Дети в 6 лет уже менее возбудимы. У них более уравновешены возбудительные и тормозные процессы коры головного мозга. Эти физиологические особенности оказываются благоприятным условием для успешного развития у детей сосредоточенности, наблюдательности, внимания. У ребенка этого возраста продолжается процесс окостенения скелета и развития крупной и особенно мелкой мускулатуры. Главным достижением старших детей является постепенное овладение своими движениями, особенно мелкими движениями руки, управление не только крупной, но и мелкой мускулатурой, движениями каждого пальца. Это результат не столько процесса созревания необходимых механизмов, сколько итог обучения детей 5—6 лет выполнению различных мелких движений в рисовании, штриховке, плетении, вышивании, сгибании бумаги и др. Об этом необходимо помнить и включать в работу с детьми данного возраста названные виды деятельности. В этом возрасте дети учатся складывать фигурки на основе нескольких базовых форм. Перед определенной серией поделок предлагается описание складывания той или иной базовой формы. Прежде чем перейти к изготовлению поделки, отработайте с детьми технику складывания базовой формы. Когда ребенок овладеет данной техникой, конструирование фигурки не вызовет затруднений.

К базовой форме «Треугольник» добавляются такие базовые формы как:

«Двойной треугольник»       «Воздушный змей»              «Конверт»                

 

         

Тема

Приемы складывания

Стаканчик

Складывание треугольника по диагонали, загибание углов к противоположной стороне

Медведь

 Складывание треугольника пополам. Опускание боковых сторон к линии перегиба.

Елочная игрушка

Воздушный змей. Поднятие нижних сторон к линии перегиба

Снежинка

Воздушный змей. Соединение попарно, подклеивание

Звездочка

Воздушный змей. Прикладывание короткой стороны к линии перегиба предыдущей

Черепаха

Косынка. Складывание острых углов к середине. Закладывание треугольных складок. Надрезание.

Примерные темы для поделок  детей 5-6 лет

Рекомендуемые поделки для детей 6-7 лет.

           Нервные связи, образующиеся в коре головного мозга, становятся прочными и устойчивыми. К концу дошкольного возраста скелет ребенка становится более крепким. Руки становятся не только более сильными, но и значительно более подвижными, ловкими. Координация, точность движений быстро возрастает. Многие выполняемые ребенком движения и действия стали подконтрольны его сознанию. Это говорит о возросших возможностях 6—7 летних детей. Волевая регуляция движений — огромное достижение семилетнего ребенка. Она говорит о новой ступени в его общем развитии. У 6—7-летних детей совершенствуется вся мыслительная деятельность, включенная в процесс восприятия. Они анализируют предложенные им предметы, выделяют общие для них признаки и находят индивидуальные особенности. Любая мыслительная операция строится на анализе - синтезе, т. е. дроблении целого на части, элементы и выделение связей между ними, что и приводит к более глубокому пониманию целого. Этому процессу детей надо специально учить, так, чтобы они умели пользоваться каждым приемом в определенных случаях. Развивающаяся у 6 - 7-летнего ребенка способность к произвольному управлению своими действиями особенно отчетливо выступает в их памяти. У 6 – 7 летних детей еще очень велико значение интереса для запоминания нужного материала.

Используются все простые и частично средние базовые формы:

Примерные темы для поделок  детей 6-7 лет

Тема

Приемы складывания

Мотылек

Двойной треугольник. Загнуть вверх острые углы. Стороны квадрата загнуть к диагонали. Большой треугольник перегнуть пополам.

Головастик

Отогнуть острые углы с одной стороны двойного треугольника наружу. Согнуть острые углы накрест, отгибание их назад вровень со сложенными сторонами.

Пароход

Блин. Сгибание углов к центру. Расплющивание карманов

Корзинка

Двойной треугольник. Согнуть острые углы и вставить одинв другой

Лебедь

Воздушный змей. Складывание сторон к середине. Выгибание наружу острого угла.

Гусь

Воздушный змей. Отгибание нижнего угла. Выгибание острого угла наружу

Сюжетная композиция.

Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами. Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. В процессе создания композиций у детей формируется чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом), что требует изменения величины фигур. Предметы, которые находятся вблизи, должны быть большими по размеру, чем те же предметы, но расположенные чуть дальше или вдали.

Заключение.

Изучив данную тему, я поняла, что систематические занятия с детьми оригами – гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению. Какой – то мудрец сказал: «Какому бы делу вы не решили посвятить себя, то чему вы научились у простого бумажного листа, никогда вас не оставит». Новые жизненные условия, в которые поставлены современные дошкольники, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:  быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;  быть ориентированными на лучшие конечные результаты. Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко - творческое воображение и мышление. А одним из видов конструирования является Оригами.

Список используемой литературы:

  1. Долженко Г.И. 100 оригами. Ярославль «Академия развития», 2010
  2. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. Ярославль, 1998.
  3. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка, Ярославль, 1998.
  4. Википедия. Оригами https://ru.wikipedia.org/wiki/Оригами



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение оригами для развития ребенка дошкольника

Подготовка руки ребёнка к овладению в школе письмом достигается упражнениями в штриховке, рисовании, вырезывании и в других видах работ, требующих не только тонких и точных движений рук и пальцев, но ...

Значение оригами для развития ребенка

Оригами  - исскуство близкое, доступное ребенку.Дети владеют различными приёмами и способами действия с бумагой....

Консультация для родителей "Значение оригами для развития ребенка"

Беседа с родителями о влиянии оригами на развитие внимания, памяти, мышления, воображения детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей "Значение оригами для развития ребенка"

Консультация для родителей "Значение оригами для развития ребенка"...

Консультация для родителей "Значение оригами для развития ребенка".

Слово ОРИГАМИ переводится как "сложенная бумага" (оригами): “ори” -означает сложенный, а “гами” - это и "бумага" и "Бог" одновременно. Поэтом...

Консультация для родителей «Значение оригами для развития ребенка»

Японское искусство оригами, привлекающее и взрослых и детей, уже давно перешагнуло границы своей родины, получив широкое распространение во многих странах. Изготовление красочных поделок из бумаги при...