сценарий мастера класса ПЛАН ДЕЛО АНАЛИЗ
учебно-методический материал
Постоянные изменения экономики и рынка труда требуют, помимо узких профессиональных знаний, целого ряда личностных качеств: способности к коммуникации, умения работать в команде и т.п. Эти изменения востребуют такие качества личности, как инициатива, активность, умение и желание учиться, принятие на себя ответственности, креативность, готовность к инновациям. Все эти качества закладываются в период раннего и дошкольного детства.
Чем мы располагаем для воспитания современного ребенка?
Знанием того, что такое «ключевые компетентности». Навыком ведения педагогических наблюдений. Опытом использования интеграции в организации дошкольного образования. Умением опираться на интересы и потребности детей. Комплексом методических и дидактических пособий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сценарий
проведения мастер класса для педагогов ДОО
«План – дело – анализ»
Введение
Постоянные изменения экономики и рынка труда требуют, помимо узких профессиональных знаний, целого ряда личностных качеств: способности к коммуникации, умения работать в команде и т.п. Эти изменения востребуют такие качества личности, как инициатива, активность, умение и желание учиться, принятие на себя ответственности, креативность, готовность к инновациям. Все эти качества закладываются в период раннего и дошкольного детства.
Чем мы располагаем для воспитания современного ребенка?
Знанием того, что такое «ключевые компетентности». Навыком ведения педагогических наблюдений. Опытом использования интеграции в организации дошкольного образования. Умением опираться на интересы и потребности детей. Комплексом методических и дидактических пособий.
У некоторых педагогов есть страх того, что без специально организованных занятий воспитатели не научат детей, не подготовят их к школе, не воспитают успешного человека.
Развитие процесса участия детей в образовании одна из самых сложных проблем для педагогов. Помимо стереотипов и мифов о возможности участия детей разных возрастных групп, существуют свои объективные особенности и трудности. Педагоги ссылаются на: - недостаточный уровень развития детей, - подверженность влиянию старших, - низкую активность семьи в участии реализации проектов и т.д.
В основе организации жизни в группе должны быть принципы: Доверия к ребенку, его возможностям, его индивидуальности.
Технология «План - дело - анализ» основана на: свободной деятельности детей (методика М. Монтессори, Вальдорфская педагогика). Прежде всего, технология ориентирована на самоопределение ребенка. «План - дело - анализ» обеспечивает полноправное участие детей в деятельности, определении темы образовательной работы, формы работы в рамках проекта, о самостоятельном принятии решения об участии в деятельности, возможности поделиться знаниями и умениями, реализации своих интересов. Технология предусматривает интеграцию образовательных областей, кооперацию действий педагогов ДОУ и семьи. Взрослые выступают в качестве ассистентов или помощников, и имеют равные права для внесения изменений в общий план.
Непосредственное вмешательство взрослого в самостоятельную работу ребенка или работу подгруппы может быть вызвано только поставленными учебными целями (научить чему-либо, провести коррекционную работу и т.п.), конфликтом, не решаемым самими ребятами или ситуациями, когда дети просят помощи взрослого.
В ходе и в результате совместного обсуждения идей дети и взрослые вырабатывают совместный план действий. Совместное планирование свидетельствует о профессиональной состоятельности воспитателей: умении вести диалог со своими воспитанниками, умении следовать за их инициативой, учитывать их интересы. Воспитатель структурирует идеи детей и взрослых по видам деятельности (исследование, чтение, игра, рисование, строительство, театр и т. д.).
Технология «План – дело - анализ» имеет следующую структуру:
Групповой сбор (обсуждение темы, дел, занятий, распределение по центрам)
Работа в центрах (по самостоятельному выбору)
Итоговый компонент дневного цикла образовательной деятельности, это итоговый сбор. Он проводится ежедневно после того, как дети выполнят задуманное и реализуют свой план в каком-либо центре активности (искусства, науки, математики, строительства, игры, песка и воды и т. п.). Задачи итогового сбора предъявить индивидуальные достижения и общие итоги работы в центрах активности; организовать процесс рефлексии, обсудить, насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогало и что мешало в достижении цели; наметить последующие шаги (перспективы развития проекта).
В группе необходимо создать развивающую предметно пространственную среду, соответствующую требованиям ФГОС ДО. Оформить экран выбора. Продумать размещение продуктов детской деятельности, определить место для плана.
Продолжительность работы напрямую зависит от готовности педагога поддержать детский интерес. Такая форма работы по теме позволяет детям попробовать свои силы в различных видах деятельности именно в то время, когда у них возникает в этом потребность. Иногда ребенок несколько дней подряд только наблюдает за действиями других детей, прежде чем решается включиться в работу. Некоторые дети могут пропустить несколько дней по какой-то причине или не успевать завершить запланированное, в этом случае длительность темы позволяет им включиться в работу в любой момент. В рамках общей темы он может работать над своим индивидуальным проектом.
Демонстрация технологии
Моделирование ситуации
- групповой сбор.
Педагоги размещаются в круг на индивидуальных ковриках. Все начинается с игры «Дружные ребята»: В нашей группе яркое солнышко сияет! Здесь ребята дружные, это каждый знает!
Следующий этап: обмен новостями: Начинает тот, у кого в одежде присутствует признак весны. Новость ведущего «интересный предмет»
Выбор темы «Гвозди».
Совместное планирование по центрам активности: книги, математики, игры, науки, искусства, строительства.
Комментирование
В МКДОУ «Сибирячок» технологию «План – дело – анализ» применяют 8 педагогов. Воспитанники активные участники совместного планирования. Выражают свои мысли, выбирают свое дело, занятие. Семья становится действительно соучастником образовательного процесса. Применение технологии влияет напрямую на качество дошкольного образования.
Преобладание инициатив взрослого на первом этапе применения технологии вполне закономерно. При систематическом применении практики ситуация обязательно измениться в пользу детей.
Несколько правил воплощения «План – дело – анализ»
- Групповой сбор не должен быть затяжным: 10-20 мин.
- Выбор дела не слишком простого и не слишком сложного, но интересного.
- Начало всегда с легкой игры.
- Примите совместные правила поведения.
- Продумывайте вопросы.
- Имейте в багаже приемы, игры, задания для детей с разными потребностями.
- Имейте желание применять современные педагогические практики.
Заключение. Закончить хотелось бы фразой философа Фукуяма «Когда у тебя есть только молоток, все похоже на гвоздь»
Ткаченко Елена Сергеевна,
старший воспитатель МКДОУ «Сибирячок»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий мастер-класса по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами безопасного поведения на дороге
Ознакомление старших дошкольников с правилами безопасного поведения на дороге посредством игр-драматизаций "Сказки на новый лад"....
Сценарий мастер-класса "Казачьи посиделки"
Разработка мероприятия для педагогов и родителей....
Сценарий мастер-класса «Практическое занятие с родителями детей с ОВЗ в рамках «Школы для родителей»»
Я хочу представить фрагмент практического занятия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках «Школы для родителей»....
Сценарий мастер - класса "Магнитики на холодильник своими руками"
Сценарий Мастер – классаНа тему: «Магнитики на холодильник своими руками» (заседание детско-родительского клуба "Умелые ручки" МБДОУ Д/С 31)Цель: Снять эмоциональную напряжённость, содействовать...
Сценарий мастер- класса для родителей по познавательно- речевому развитию детей 5-6 лет«Весеннее путешествие»
В сценарии представлена интегративная деятельность педагога- психолога и учителя -логопеда с родителями воспитанников 5-6 лет в рамках реализации ФГОС ДО. Цель: уточнить, расширить и активизиров...
Мастер-класс «Звуковой анализ слова»
Конспект...
Выступление. Мастер - класс "Звуковой анализ слова"
Как правильно проводить звуковой анализ слова...