Консультация для педагогов «ECERS-R в оценке качества российского дошкольного образования: валидность, надежность, достоверность»
консультация
В консультации описаны шкалы оценки качества образования ECERS-R, адаптированные для российских детских садов. Рассмотрены все преимущества пименения в работе воспитателей, руководителей и заместитеей руководителей ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekers_konsultatsiya.docx | 21.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов «ECERS-R в оценке качества российского дошкольного образования: валидность, надежность, достоверность»
Ведущими целями ФГОС являются – доступность и качество образования. Если первая цель на сегодняшний момент ощутима и визуальна: вводятся в эксплуатацию новые детские сады, приветствуются различные формы дошкольного образования (семейные детские сады, коммерческие детские сады, развивающие центры и т.д.). То проблема качества дошкольного образования в России имеет более длинную историю, поскольку в России традиционно и давно существует система дошкольного образования.
До 1990-х годов дошкольное образование в СССР строилось на основе единственной Типовой программы дошкольного воспитания, которая фактически являлась единственным и окончательным критерием качественного дошкольного образования. В это время преобладал подход, поддерживающий активность прежде всего взрослого. Дети должны были усвоить транслируемые взрослыми знания, умения, навыки. Такая система, сложившаяся и доминирующая в детских садах, получила название «учебно-дисциплинарная»
Очевидно, что принятая ранее оценка качества образования (проверка программ, включающих планы и описания занятий, а также факты проведения занятий в строго отведённое время и соблюдение режима дня) не сможет способствовать реализации основных идей и базовых ценностей ФГОС ДО и нанесёт непоправимый ущерб инновационному развитию всей системы в целом.
Выход из этой ситуации может быть только один: необходимо разработать новую систему оценки качества на основе ФГОС ДО.
Шкалы ECERS – авторитетный, международный современный инструмент оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях.
Последнюю, наиболее современную версию, которая была переведена на русский язык, предварительно адаптирована и апробирована в российских регионах, представляет шкала ECERS-R - дополнительное исправленное издание, авторами которого являются Тельма Хармс, директор по разработке обучающих программ, Дебби Крайер, эксперт, директор программы по уходу за детьми и др. авторами.
Коллектив экспертов, участвующих в адаптации и апробации шкал ECERS-R убеждён в том, что они позволяют более точно оценить соответствие образовательной деятельности дошкольной организации требованиям ФГОС ДО.
При внимательном знакомстве со шкалой EKERS-R оказывается, что области оценки, показатели и индикаторы оценки, базовые характеристики качества дошкольного образования, предлагаемые в ней, очень близки, практически идентичны ценностям, принципам и основным положениям ФГОС ДО.
Это совпадение ориентиров и подходов к оценке не случайно. Как ФГОС ДО, так и ECERS-R исходит из одной и той же философии образования ребёнок – активный участник образовательных отношений, а развитие - социальный процесс взаимодействия, включённый в определённые социальные и материальные условия, интегрированный в жизнь общества и его институтов, что соответствует базовым категориям культурно-исторического и деятельностного подходов.
Что же такое качество образовательной работы дошкольной организации?
Качество образовательной работы дошкольной организации, положенное в основу системы ECERS-R: педагогическое качество дошкольной образовательной организации высоко в том случае, если дети в ней получают импульсы (шансы, возможности) физического, эмоционального, социального и интеллектуального развития, которые служат общему благополучию и хорошему самочувствию детей, их активному и будущему образованию; тем самым дошкольная образовательная организация поддерживает семьи в их ответственности по уходу, воспитанию и образованию детей.
Процедура проведения оценки. В основе процедуры оценки лежит структурированное наблюдение, опирающееся на листы оценивания, которые содержат индикаторы по каждому компоненту. ECERS-R является экспертной методикой, хотя в последнее время авторы стали предлагать ее для использования в процессе самоанализа организации, что предполагает более широкий круг наблюдателей. Это расширение вызвало повышение формализации критериев, на которых строится шкала, а также пояснений, целью чего является, насколько возможно, объективация шкалы, уменьшение риска субъективной оценки со стороны наблюдателя.
Несмотря на то, что формально при применении этой шкалы никогда не требовалось специальное обучение (лишь рекомендовалось), для получения наиболее достоверных результатов важно, чтобы такое обучение было обеспечено – фактически, в качестве предварительного условия применения шкалы. Поскольку шкала носит экспертный характер, в случае ее возможного применения для оценки качества очень важно обеспечить действительные экспертные возможности оценки у наблюдателей.
Исходно шкалы ECERS-R были направлены на оценку образовательной среды в узком смысле этого слова – оценивалась предметно-пространственная среда группы детского сада. Этого было достаточно до тех пор, пока дошкольное образование не получило ту популярность в мире, которую принесло в него образовательное содержание. Шкала ECERS-R впервые включила некоторые субшкалы, оценивающие взаимодействие в группе детского сада.
В состав ECERS-R входят 7 подшкал: 1) предметно-пространственная среда; 2) присмотр и уход за детьми; 3) речь и мышление; 4) виды активности; 5) взаимодействие; 6) структурирование программы; 7) родители и персонал. Каждый из которых состоит из показателей, всего их 43, наполненных индикаторами. Для более точной оценки практически каждый индикатор сопровождается пояснением и дает тем самым более конкретное представление о том, что и как должно оцениваться.
Предметно-пространственная среда: Внутренние помещения; мебель для повседневного ухода, игр и обучения; мебель для отдыха и комфорта; обустройство пространства для игр; места для уединения; выставки для детей; пространство для игр, развивающих крупную моторику; оборудование для развития крупной моторики.
Присмотр и уход за детьми: встреча / прощание; приём пищи / перекусы; отдых / сон; пользование туалет / пеленание; гигиена; безопасность.
Речь и мышление: книги и иллюстрации; стимулирование общения между детьми; использование речи для развития мыслительных навыков; повседневное использование речи.
Виды активности: мелкая моторика; искусство; музыка / движение; кубики; песок / вода; ролевые игры; природа / наука; счет / математика; использование телевизора, видео и/или компьютера; содействие принятию многообразия.
Взаимодействие: присмотр за детьми во время подвижных игр; общий присмотр за детьми; дисциплина; взаимодействие персонала и детей; взаимодействие среди детей.
Структура программы: распорядок дня; время для свободной игры; время для работы в группе; условия для детей с ограниченными возможностями.
Родители и персонал: условия для родителей; условия для удовлетворения личных потребностей персонала; условия для удовлетворения профессиональных потребностей персонала; взаимодействие и сотрудничество персонала; контроль деятельности персонала и оценка его работы; возможности для профессионального роста.
Достоинства использования шкал ECERS-R: - надёжность и достоверность; -валидность (соответствие методик и результатов исследования); - учёт закономерностей развития детей в дошкольном возрасте; - полное соответствие требованиями ФГОС ДО (требования к условиям, субшкалы соответствуют почти в полной мере 5 образовательным областям);
Недостатки использования шкал ECERS-R: - большие временные затраты на проведение экспертизы; - громоздкость и детализация пояснений.
Разъяснение: Каждый признак выражается в виде 7-балльной шкалы с дескрипторами 1 (неудовлетворительно, 3 (минимально, 5 (хорошо) и 7 (отлично). Для удобства использования шкалы пояснения представлены под соответствующими признаками. Для аспектов, представляющих трудности в наблюдении, под пояснениями предлагаются примеры вопросов.
Использование модели комплексной оценки помогает педагогу выявить имеющиеся проблемы, стимулирует его повышать качество собственной профессиональной деятельности и уровень профессионализма. Комплекс корректирующих действий и мероприятий по результатам оценки качества профессиональной деятельности педагогов позволяет получить конечный результат, ради которого разработана данная модель (достижение, поддержание и повышение качества профессиональной деятельности педагогов, удовлетворение потребностей и ожиданий участников образовательного процесса).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дистанционное обучение. Консультация для педагогов "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного образования"
Дистанционное обучение. Консультация для педагогов.Формирование здорового образа жизни дошкольного образования....
Консультация для педагогов Тема: «Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования»
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного...
Консультация для педагогов "Музыкально-валеологическое воспитание детей в системе дошкольного образования".
Музыкально- валеологическая работа....
Консультация для педагогов "Метод проектов как способ реализации ФГОС дошкольного образования"
Консультация для педагогов...
Консультация для педагогов «Правовое воспитание детей как инновационная форма дошкольного образования»
Зачастую, права ребенка нарушаются самыми близкими и дорогими людьми. «Проблемные» родители - не вина ребенка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми - это не только побои, на...
консультация для педагогов "Речевое развитие дошкольников с учетом ФГОС дошкольного образования"
консультация раскрывает задачи речевого развития детей по ФГОС ДО в разрезе всех направлений по всем возрастным группам....
Консультация для педагогов «Работа с родителями на современном этапе дошкольного образования»
Одним из эффективных показателей развития дошкольной образовательной организации является грамотно организованная работа с родителями воспитанников.Характерной тенденцией современного периода в развит...