Удивительный мир космоса
методическая разработка (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Удивительный мир космоса | 28.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 14 «Центр образования»
имени кавалера ордена Ленина Н.Ф. Шутова
городского округа Сызрань Самарской области
Структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования - «Детский сад №31»
Методическая разработка
Педагогический проект
в подготовительной к школе группе
на тему: «Удивительный мир космоса»
Выполнили:
Воспитатели Столярова М.Е.,
Дмитриева О.Н.
высшей квалификационной категории
г. Сызрань, 2022 г.
Педагогический проект
в подготовительной к школе группе
на тему: «Удивительный мир космоса»
«Человечество не останется вечно на земле, но,
в погоне за светом и пространством,
сначала робко проникнет за пределы атмосферы,
а затем завоюет себе все околосолнечное пространство». К. Циолковский
Введение
Каждый ребёнок с первой минуты его жизни стремиться к открытиям. И тому подтверждение - его любознательность, неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. И задача педагога не пресекать эту деятельность, а наоборот активно помогать ему. Поэтому на помощь приходит проектно-исследовательская деятельность.
Актуальность: Космос – обширная тема для исследовательской деятельности, которая помогает развивать творческое воображение, любознательность, коммуникативные качества, формировать интерес к неизвестным фактам из истории космоса. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Взаимосвязь разнообразных видов детской деятельности (интеграция) способствует развитию наглядно-образного мышления, интеллектуального развития, позволяет углубить и расширить представления детей об окружающем мире, повысить эмоциональное положительное влияние на процесс воспитания, сделать его более эффективным, отражению в творчестве детей волнующие их наиболее ярких интересных событий и явлений окружающей жизни. Поэтому данный детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно - исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни. Дети учатся анализировать имеющиеся факты, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Анализ проблемы: На вечерней прогулке дети рассматривали небо. Увидев не нём множиство звёзд и полную луну, начали задавать вопросы: «Почему луна то круглая, то половинка круга? Из чего состоят звёзды и почему они падают?». Тогда я предложила детям начать исследование про космос.
Проблема: Что такое космос? Какие тайны и загадки он хранит?
Тип проекта: Групповой, поисково-исследовательский, практико-ориентированный, среднесрочный.
Цель: Уточнить и закрепить знания детей о космосе, о солнечной системе и её планетах, об освоении космоса людьми. Способствовать закреплению полученных знаний, расширить кругозор детей. Продолжать закреплять умения уделять внимание анализу эффективности источников информации. Активизировать у детей инициативу, внимание и память, обогащение словарного запаса ребенка, привлечь к работе проекта детей, воспитателей, и родителей.
Задачи: Развивать познавательный интерес детей. Приобщать детей к современным знаниям о Вселенной. Систематизировать и расширить представление детей о том, что такое космосе, о планетах солнечной системы и звёздах. Формировать представление детей о роли человека в изучении космического пространства. Развивать связную речь детей через рассказ о своей деятельности. Создать условия для исследовательской деятельности. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки воспитанников.
Ожидаемые результаты: К окончанию срока реализации проекта у детей должны быть сформированы элементарные знания по теме, умения экспериментировать, синтезировать полученные знания, хорошо развиты творческие способности и коммуникативные навыки, возникло желание творить и исследовать вместе со взрослыми, что несомненно позволит им успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру. Дети должны ориентироваться в полученном материале, используя знания в НОД, в совместной деятельности с педагогом, в самостоятельной деятельности и в играх. А также заинтересованность детьми данной темой, проявление инициативы в конструктивной, творческой изобразительной деятельности, возможность участия в презентации проекта, где дети смогут применить имеющиеся знания о космосе, космических явлениях, поучаствовать в конкурсах, соревнованиях, представить свои работы, сформированность нравственно-патриотических чувств. Заинтересованность детей, педагогов и родителей в данной работе.
Ресурсы: Рассматривание иллюстраций, использование ЭОР (видео-презентаций и видеороликов), фото о космосе, космонавтах, планетах солнечной системы, звёздах и созвездиях. Беседы с детьми о космосе. Чтение детям энциклопедий, научно-познавательной литературы, рассказов Носова Н. «Незнайка на Луне». Работа в раскраске «Космос». Настольная игра «Космическое путешествие», плакат «Солнечная система».
План работы:
№ | Формы работы | Срок реализации | Время в режиме дня | Ответственные |
1. | Рассказ воспитателя «Что такое космос? Как появилось солнце? Как образовалась солнечная система?» Презентация. | дата | 1 пол. дня | Воспитатель |
2. | Знакомство с художественной литературой: чтение энциклопедий о космосе, космонавтах, стихов, разгадывание загадок. | неделя | Работа перед сном | Воспитатель |
3. | Д/и «Что лишнее?», «Собери картинку», «Космические планеты», «Найди соседей», «Звёзды и созвездия». Настольно-печатные игры «Собери ракету» (из счётных палочек), «Танграм», «Медвежонок в космосе», «Космическое путешествие». | неделя | 1, 2 пол. дня | Совместная деятельность детей и воспитателя |
4. | Родительское собрание «Участвуем в проекте «Космос». | дата | вечер 2 пол. дня | Воспитатель |
5. | Посещение передвижного 3D Планетария в Краеведческом музее города Сызрань | дата | 1пол. дня | Воспитатель |
6. | Составление фантазийных рассказов и сказок на космическую тему. | дата | НОД | Воспитатель |
7. | Художественное творчество. Оригами «Ракета», «Инопланетяне». | дата | НОД | Совместная деятельность детей и воспитателя |
8. | Беседа «Кто такие космонавты» | дата | НОД | Воспитатель |
9. | Сюжетно-ролевая игра «Космонавты» | дата | 2 пол дня | Совместная деятельность детей и воспитателя |
10. | Художественное творчество Аппликация коллективная «Наша мечта – полёт в космос» | дата | НОД | Совместная деятельность детей и воспитателя |
11. | Создание книги «Наше путешествие в космос» (составление рассказов, стихов, загадок детьми; рисунки детей) | 2-3 недели | 2 пол. дня | Совместная деятельность детей, родителей и воспитателя |
12. | Экспериментирование: 1. «Вращение вокруг солнца Земли и Луны». 2. «Взлёт ракеты в космос» | дата | 1,2 пол. дня | Воспитатель |
13. | Посещение музея занимательных наук «Экспериментиус» (г. Сызрань) | дата | 1 пол. дня | Совместная деятельность детей, воспитателя и родителей |
14. | Беседа «Планеты. Звёзды. Созвездия» | дата | 1 пол. дня | Воспитатель |
15. | Создание макета солнечной системы (коллективная работа) | дата | 2 пол. дня | Совместная деятельность детей, воспитателя и родителей |
16. | Изготовление дидактических игр «Путешествие по планетам», «Созвездия» | неделя | 2 пол дня | Совместная деятельность детей, воспитателя и родителей |
17. | «Путешествие в космос» (через знакомство с профессией будущего - «менеджер космотуризма) | дата | НОД | Воспитатель |
18. | Оформление выставки «Что мы знаем о космосе» | неделя | 2 пол. дня | Совместная деятельность детей, воспитателя и родителей |
19. | Представление книги «Наше путешествие в космос» | дата | 1 пол. дня | Совместная деятельность детей, воспитателя и родителей |
20. | Художественное творчество «Космические коллажи» с использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности (коллективные и индивидуальные работы) | дата | 1 пол. дня | Воспитатель |
21 | Изготовление поделок на космическую тематику. Конкурс. | неделя | 1, 2 пол. дня | Совместная деятельность детей, родителей и воспитателя |
22 | Изготовление костюмов инопланетян, космонавтов и астронавтов. Праздничное дефиле. | 1-2 недели | Совместная деятельность детей, воспитателя и родителей | |
23. | Развлечение «Космические приключения» | дата | 2 пол. дня | Совместная деятельность детей, воспитателя и родителей |
Работа с родителями: Решение задач по познавательному развитию невозможно без непосредственного участия семьи. К детской проектной деятельности с удовольствием подключились родители воспитанников, возникло настоящее деловое сотрудничество. Вместе они помогали в сборе нужной информации, оформляли альбомы, готовили сообщения, создавали плакаты, организовывали фотосессии, изготавливали необычные костюмы и др. Проектная деятельность дала им новые темы для разговоров и совместной деятельности. Дети с удовольствием делились своими впечатлениями о новых открытиях в группе, а у родителей непременно стала появляться уверенность в своих детях – активных творцов, способных добиваться поставленной цели.
Развивающая предметно-пространственная среда:
Создание уголка «Космическое пространство». В него входят:
- Картотека проблемных вопросов.
- Картотека подвижных, пальчиковых игр, физминуток, артикуляционной гимнастики.
- Картотека опытов и экспериментов.
- Презентации, созданные педагогом и родителями.
- Альбомы, плакаты, фотоальбомы о космонавтах и профессий людей, связанных с космосом.
- Подбор энциклопедий, книг художественной и научной литературы.
- Настольные и дидактические игры, сделанные педагогом и родителями.
- Атрибуты к сюжетно-ролевым и театрализованным играм, костюмы.
- Игры-викторины, игры-путешествия, игры-головоломки, квест-игры, игры-лабиринты.
- Картотека познавательных видеороликов, мультфильмов, научных фильмов о космосе в соответствии с возрастом детей.
- Макеты, поделки.
Заключение
Благодаря проделанной работе над проектом через исследовательскую деятельность дети расширяют кругозор о космосе; развиваются творческое мышление, воображение; связная речь; творческие способности детей; умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности; детско-родительские отношения - происходит сближение родителей и детей, повышается продуктивность и качество взаимодействия детского сада и семьи; развиваются волевые качества личности, навыки партнёрского взаимодействия, что способствует успешному обучению в школе.
Литература
- Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Э.М. Дорофеева, ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. - Издание пятое (инновационное), испр. и доп.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019 - c.336
- Вострухина Т.Н., Кондрыкинская Л.А. «Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет». – М.: ТЦ Сфера, 2019 г.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты». М.: Сфера, 2019 г.
- Кэтрин Д. Хьюз под ред. Ворониной Н. «Космос. Моя первая энциклопедия». Изд. Эксмодетство, 2020 г.
- Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа». М.: Издательский дом «ЦВЕТНОЙ МИР», 2019 г.
- Шорыгина Т.А. «Детям о космосе и Юрии Гагарине - первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы. – М.: ТЦ Сфера, 2019 г.
- Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной организованной деятельности "Этот удивительный мир космоса"
Коспект предназначен для работы с детьми 6-7 лет, с целью расширить представления детей о космосе....
Конспект НОД "Удивительный мир космоса"
Занятие для страшей группы...
" УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР КОСМОСА . "
" УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР КОСМОСА . "Познавательная игра для дошкольников.12 апреля в День космонавтики со старшими дошкольниками провели познавательную игру по теме : Космос, космонавтика....
"Удивительный мир космоса"
Не только умение читать, считать и писать определяет общий уровень интеллектуального развития ребенка. Внимание, память, кругозор - эти составляющие ничуть не менее важны, и для их совершенствования с...
Проект в средней группе детского сада "Удивительный мир космоса".
Проект формирует целостностную картину мира, обогащает знания детей о космосе и его покорителях, развивает воображение, мелкую моторику рук и конструктивные навыки....
Презентация проекта в средней группе детского сада "Удивительный мир космоса".
Презентация поможет воплощению проекта в педагогической практике....
ООД на тему "Удивительный мир космоса"
КонспектОрганизованной образовательной деятельностиВ старшей группена тему «Удивительный мир космоса»...