Кружок "Озорные ладошки"
рабочая программа (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Баргузинский детский сад №1 «Березка»»
671610 с. Баргузин ул. Дзержинского, 23 тел. 8-(30131)-41-700
_________________________________________________________
Рабочая программа по кружковой работе
для 1 младшей группы
«Озорные ладошки»
Разработала:
Екатерина Олеговна Нефедьева
Пояснительная записка
В настоящее время не теряет актуальности вопрос о раннем развитии детей. Развитие мелкой моторики рук ребёнка - одна из значимых задач целостного педагогического процесса в системе ДОУ. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных и учебных действий.
Профессор Н. М. Щелованов назвал ранний возраст «золотой порой» для тренировки пальцев рук ребёнка. В истории дошкольной педагогики, на всех этапах её развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики: Я. Коменской, М. Монтессори, Е. И. Тихеевой, Е. А. Янушко были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Актуальность проекта
Данная программа позволяет не только развивать познавательные процессы, но и реализовывать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникации с взрослым и со сверстниками на основе совместной деятельности. Развитие мелкой моторики, воображения, познавательных процессов – служит одним из важнейших источников при подготовке детей к начальному школьному обучению. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволяет детям почувствовать свою успешность. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу.
Данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься, не утомляясь за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.
Цель: Создание условий для развития мелкой моторики у детей раннего возраста через массаж, пальчиковые игры, игры и эксперименты с тестом.
Задачи: 1. Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук.
2. Развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
3. Способствовать снятию эмоционального напряжения детей в период адаптации
Занятия проводятся с подгруппой детей длительность 8-10 минут один раз в неделю.
Каждое занятие содержит:
- Массаж или Пальчиковая игра
- Игры и упражнения с разнообразными материалами.
Чтобы дети не уставали сидя, в середине занятия рекомендуется физкульт. пауза.
Ожидаемые результаты:
К концу года дети умеют управлять своими действиями и концентрировать внимание, согласовывать движения кистей рук со словами пальчиковых игр, у детей развивается гибкость и подвижность пальцев и кистей рук.
Перспективный план работы
Октябрь
Занятие 1
Массаж: «Крутись, карандаш»
Цель: Сделать массаж ладоней ребенка. Развивать мелкую моторику пальцев.
Содержание: Раздать детям карандаши и предложить их покатать между ладошек по всей длине пальчиков. « Карандаш я покачу, вправо-влево, как хочу!»
Игра: «Помоги Машеньке найти дорожку домой»
Цель: Развивать координацию рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.
Содержание: На иллюстрации провести пальчиком по дорожке, ведущей к домику.
Занятие 2
Массаж: «Покатай-покатай»
Содержание: Раздать детям ребристые карандаши. Поочередно ручками катать карандаш по столу.
« Карандаш я покачу, вправо-влево, как хочу!»
Пальчиковая игра: «Белка»
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки — ритмично сгибание пальцев обеих рук
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке ушастому — поочерёдно сгибание пальцев, начиная с большого.
Занятие 3
Массаж: «Не боюсь колючек» Содержание: Раздать детям бигуди и предложить их потрогать. Обратить внимание на то, что бигуди на ощупь колючие. Покатать бигуди между ладошек по всей длине пальчиков.
Игра: «Спрячь в ладошке»
Цель: Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.
Содержание: Раздать детям небольшие кусочки поролона и предложить спрятать их в ладошке так, чтобы поролона было не видно. Дети у кого поролона не видно оставляют его себе, у кого видно воспитатель забирает.
Занятие 4
Массаж: «Этот мячик не простой»
Содержание: Массаж пальчиков мячиком-ежиком
«Этот мячик не простой весь колючий, вот такой. Меж ладошками кладем, им ладошки разотрем»
Игра «Шлеп-шлеп»
Содержание: Раздать детям кусочки теста, предложить поиграть с тестом, размять его, «пошлепать» по нему пальчиками и ладошками.
Ноябрь
Занятие 1
Массаж: «Орешек»
Содержание: Раздать детям грецкие орехи в скорлупе, дать потрогать, катаем орех между ладоней:
«Я орех в руках катаю, между пальчиков кручу, непременно каждый пальчик быть послушным научу»
Игра: «Спрячь и найди»
Содержание: В сухом бассейне с горохом предложить «зарыть», а затем отыскать орехи.
Занятие 2
Массаж: «Покатился шарик наш»
Содержание: Дать детям деревянные маленькие шарики, катаем между ладошек, затем по столу.
Игра «Спрячь шарик» - Раздать детям небольшие кусочки теста, предложить помять их, поиграть с ними, спрятать в тесто шарик, затем найти его.
Занятие 3
Пальчиковая игра «Игрушки».
Покажу я вам игрушки:
Это курочки пеструшки , (Указательный и большой пальцы каждой руки соединить подушечками (клюв), остальные пальцы направить вверх и слегка согнуть (гребешок).
Это зайка, (Средний и указательный пальцы правой руки направить вверх (ушки зайца), остальные прижать к ладони).
Это пёс. (Ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка пса), большой палец направлен вверх (ушко).
Вот машинка без колёс. (Правую ладонь сложить в виде пригоршни и накрыть ею ладонь левой руки).
Это книжки-раскладушки.
Вот и все мои игрушки. (Руки рёбрами поставить на стол, ладони прижать друг к другу, а затем раскрыть.)
Содержание: Раздать детям сплющенные с лепешку кусочки теста и колпачки от фломастеров, показать какие красивые отпечатки оставляют они на тесте, предложить действовать самостоятельно.
Занятие 4
Массаж: «Канат для пальчиков»
Содержание: Продвижение вверх и вниз по длине карандаша, захватив его пальцами, как при рисовании и с упором острым концом в стол.
Игра: «Чтобы мишке было теплее»
Цель: Учить мелко, рвать бумагу. Развивать мелкую моторику рук.
Содержание: Иллюстрация «Мишка в берлоге».
Медвежонок хочет спать, давайте закроем его берлогу маленькими снежинками?
Декабрь
Занятие 1
Массаж: «Орешек» (орехи фундук)
« Я верчу, кручу орех, чтобы стал круглее всех»
Игра «Втыкалочки» - Слепить из теста пирожок и предложить украсить его. Втыкать можно разные предметы: колпачки от фломастеров, пуговки, зерна и т. д.
Занятие 2
Массаж: «Покатай» (еловая шишка): «Шишки с ёлки есть у нас, покатаем их сейчас»
Игра: «Чудесный мешочек».
Содержание: Мешочек с новогодними подарками для белочки, ежика, зайки (морковка, грибок, яблочко). Предложить достать на ощупь и угостить зверушек.
Занятие 3
Массаж: «Зернышко» (фасоль)
« Мы катаем, мы катаем фасолевые зернышки, будут ловкими у нас пальчики, ладошечки»
Игра: «Угостим петушка»
Содержание: Тарелочки с фасолью и горохом, петушок. Предложить детям разобрать зерна и угостить петушка горошком.
Занятие 4
Массаж «Тесто»
Содержание: В глубокую емкость насыпаны крупы – фасоль, горох, гречка или смесь (сухой бассейн). Ребёнок запускает руки в «сухой бассейн» и имитирует замешивание теста, приговаривая:
«Мы тесто месили, мы тесто месили: нас тщательно всё помесить попросили, но сколько ни месим и сколько ни мнём, комочки опять и опять достаём»
Игра «Не просыпь»
Содержание: Сухой бассейн с крупой, ложки, тарелочки, Дети аккуратно зачерпывают крупу ложкой и переносят в тарелочки.
Январь
Занятие 1
Массаж: «Не боюсь колючек» (массаж пальцев и ладоней зубной щеткой или массажной щеткой для волос): « Гладила мама-ежиха ежат: «Что за пригожие детки лежат!»
Игра «Ежик колючий»
Содержание: Комочки теста – это ежики, но у них нет иголок. Предложить втыкать в тесто спички, мелкие веточки, макароны, зерна овса.
Занятие 2
Массаж маленькими сосновыми шишками: Положить шишку на середину ладони одной руки и сжимать и разжимать пальцы руки. Затем сменить руку и проделать движения аналогично: «Если, как Мишутка, сильным хочешь стать, надо в ручке шишку сильно-сильно сжать»
Игра «Белки шутят» - перебрасывание шишек друг другу
«Белки шутят, белки играют: шишки, как мячики, деткам кидают. С белками весело мы поиграем, все шишки руками ловко поймаем. Если упали, скорей подберем и снова бросать их белкам начнем» Можно забрасывать шишки в небольшую корзиночку.
Занятие 3
Пальчиковая гимнастика «Елочка».
Содержание:
Утром дети удивились, (разводят руки в стороны, подняв плечи)
Что за чудеса случились
Этой ночью новогодней.
Ожидали, что угодно, (сжимают и разжимают пальцы)
А увидели парад:
В ряд снеговики стоят, (руками рисуют в воздухе три круга)
Глазки весело горят, (закрывают и открывают ладонями глаза)
А перед ними ёлочка (хлопают в ладоши)
Пушистая, в иголочках.
Пальчиковая гимнастика «Ёлочка»
Перед нами ёлочка---кончики пальцев соединить
Шишки---кулаки
Да иголочки---указательный палец вперёд
Шарики---большой и указательный палец соединить
Фонарики---вращать кисти рук
Зайчики и свечки---ладони лодочка и кулачёк
Звёзды---все пальцы раздвинуты и ладони вместе
Человечки---средний и указательный палец.
Упражнение «Помоги бабушке» - смотать из шерстяной ниток клубочки.
Февраль
Занятие 1
Массаж с прищепками: Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочередно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После первого двустишья – смена рук. Необходимо проверить, чтобы прищепки были не слишком тугие.
«Кусается сильно котенок – глупыш, он думает: это не палец, а мышь.
- Но я же играю с тобою малыш! - А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»!
Игра «Солнышко».
Содержание: Круги из картона желтого цвета, прищепки желтого цвета. Дети дополняют солнышко лучиками, надевая прищепки на картонные круги.
Занятие 2
Массаж «Губка»: губку для мытья посуды сжимаем и разжимаем поочередно правой и левой рукой.
«Эта ручка правая, эта ручка левая. Я на губку нажимаю, я зарядку делаю»
Игра «Отожми губку»
Содержание: Тазик с теплой водой, поролоновые губки. Дети опускают губки в тазик, наполняя их водой, затем отжимают их, наблюдая, как из губки вытекает вода.
Занятие 3
Массаж «Орешки» (фундук) – катаем орешек по столу ладошкой прямыми и круговыми движениями.
Игра «Один – много»
Содержание: Спрячьте в кусок теста несколько предметов, например, орешки в скорлупе так, чтобы их кусочки были видны из теста. Предложите малышу достать их: «один орешек, два орешка, три орешка! Много орешков!»
Занятие 4
Массаж «Пуговки» В емкость насыпаны пуговки разного цвета и размера. Дети перемешивают их руками, ощупывают, зажимают в ладошке (спрячь и покажи пуговку)
Игровое упражнение «Пуговку в петельку» - работа с «пуговичными тренажерами»
Март
Занятие 1
Массаж «Дровишки» Раздать детям карандаши и предложить покатать их по столу ладошками.
Игра «Пуговичная мозаика»
Содержание: Раздать детям картинки, пустые кружочки в изображении предложить закрыть пуговками
Занятие 2
Упражнение «Что внутри» - подушечки с различным наполнением (фасоль, рис, греча).
Игра «Заборчик для зверушки»
Содержание: Раздать детям шарики из теста, предложить сплющить шарик в лепешку, в центр ее поместить игрушку (от «Киндер Сюрприз»), в тесто втыкать колпачки от фломастеров так, чтобы вокруг зверушки получился заборчик.
Занятие 3
Пальчиковая игра «Моя семья»
Руку сжать в кулак, поочередно разжимать пальцы, начиная с большого.
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я.
Вот и вся моя семья (энергично сжать руку в кулак несколько раз).
Игра «Угощение для всей семьи» Содержание: Раздать детям комочки разноцветного теста, предложить отрывать маленькие кусочки - это будут конфетки - и складываем их на тарелочку. (Эта игра учит приему "отщипывание" - навыку отрывать кусочки теста от целого куска.)
Занятие 4
Пальчиковая игра: «Капуста»
Мы капусту рубим – рубим, Движения прямыми ладонями вверх, вниз
Мы капусту солим-солим, Пальцы сложить в щепотку. Посолить
Мы морковку трем –трем, Потереть кулак одной руки, о
кулак другой руки
Мы капусту жмем-жмем, Сжимать и разжимать
кулаки
А потом мы капусту в рот кладем. Поочередно подносим ко рту,
пальцы левой и правой руки, сложенные щепоткой.
Ам!
Игра «Покормим птичку»
Содержание: Раздать детям комочки теста, предложить отщипывать кусочки – это будут «крошки для птички»
Апрель
Занятие 1
Чтение стихотворения «Мой мишка»
Содержание : застегивание и расстегивание пуговиц.
Упражнение «Похлопаем» - хлопать в ладоши тихо и громко по сигналу
Занятие 2
Пальчиковая гимнастика «Хомячок»
Содержание: Взрослый прячет что-либо в кулаке. Ребёнок разгибает палец за пальцем, добираясь до сюрприза. Потом можно поменяться ролями. При этом взрослый произносит:
Хома, хома, хомячок,
Разожми мой кулачок,
Ну-ка, ну-ка разожми,
Что найдёшь, себе возьми.
Упражнение «Грузим камушки на грузовик» - камушки рассыпаны по ковру.
Упражнение «Конфеты к чаю» - из бумаги сминаем комочки и складываем в вазочку.
Занятие 3
Пальчиковая гимнастика «На лужок»
На лужок пришли зайчата,
Медвежата, барсучата,
(Сгибание пальцев в кулачок в ритме потешки.)
Лягушата и енот.
На зеленый на лужок
Приходи и ты, дружок!
(Сгибать пальцы поочередно на обеих руках.)
Рисование пальчиками «Цветочки на лугу»
Занятие 4
Игра с прищепками « Что не хватает»
Содержание: прикрепить прищепки на места не достающего элемента
Упражнение «Похлопаем» - хлопаем в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
Май
Занятие 1
Пальчиковая гимнастика «Постираем белье».
Я маме помогаю – платочки я стираю.
Я маме помогаю – платочки полоскаю.
Мы платочки отожмем,
А устанем – отдохнем!
Вывесим платочки на летнем ветерочке.
По платочкам утюжком я пройду,
Их в порядок я, конечно, приведу.
Все складки и морщинки
Я разглажу без заминки! (Движения согласно тексту)
Самомассаж бусинками – катать по очереди каждым пальчиком.
Занятие 2
Упражнение «Остатки запасов» - помоги мышке-норушке рассортировать красную и белую фасоль.
Упражнение «Бусы для мамы» - нанизывание макарон на ленту.
Занятие 3
Если пальчики грустят –
Доброты они хотят. пальцы плотно прижимаем к ладони
Если пальчики заплачут –
Их обидел кто-то значит. трясем кистями
Наши пальцы пожалеем –
Добротой своей согреем. «моем» руки, дышим на них
К себе ладошки мы прижмем, поочередно, 1 вверху, 1 внизу.
Гладить ласково начнем. гладим ладонь другой ладонью
Пусть обнимутся ладошки, скрестить пальцы, ладони прижать
Поиграют пусть немножко. пальцы двух рук быстро легко стучат
Каждый пальчик нужно взять
И покрепче обнимать. каждый палец зажимаем в кулачке
Заштрихуй тучку по образцу.
Занятие 4
Пальчиковая гимнастика «Лето».
В прятки пальчики играют Сжимать и разжимать пальцы рук.
И головки убирают, Открывать и закрывать глаза.
Словно синие цветки,
Распускают лепестки Сводить и разводить пальцы «веером».
Наверху качаются,
Низко наклоняются. Качание и наклоны кистей вправо-влево
Колокольчик голубой
Поклонился, повернулся
К нам с тобой. Круговые движения кистями.
Колокольчики-цветы
Очень вежливы, а ты? Повороты кистями вправо-влево, ладони
сверху опустить на стол.
«Вот такие ножки у сороконожки» - коллективное рисование
Освоение техники рисования вертикальных линий. Дорисовывание ножек длинной сороконожке, изображённой воспитателем.
Список литературы
1. Горюнова Т. М. «Развитие детей раннего возраста: Анализ программы дошкольного образования.» – М.: ТЦ Сфера, 2009.
2. Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет.» – М.: ТЦ Сфера, 2007.
3. Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы московских педагогов) / Авт. сост. В. Сотникова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС. 2005. – с. 79.
4. Смирнова Е. А. «Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.» – М.: Изд-во: Детство-пресс, 2013.
5. Трясорукова Т.П. «Игры для дома и детского сада на снижение психо -эмоционального и скелетно-мышечного напряжения.»– Изд.3-е, стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.
6. Тышкевич И.В. «Развивающие игры для детей от 1 до 3 лет.» – Минск: «Попурри», 2010.
7. Янушко Е. А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста: методическое пособие для воспитателей и родителей.» – М.: Мозаикасинтез, 2009.
8.Борисенко М. Г. «Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики).» / М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина – СПб: «Паритет», 2002
9.Гаврилова С.Е. «Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 лет.» - Ярославль: Академия развития, 2009
10.Н. Рымчук «Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики». - Ростов н/Д: Владис: РИПОЛ классик, 200
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА Дополнительного образования для детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии «Раз – ладошка, два - ладошка!»
Логоритмические занятия дают положительный результат в развитии двигательной и эмоциональной сферы ребенка, тем самым своевременно формируют его речевое развитие, укрепляют здоровье малышей....
Интегрированная НОД с применением рисования ладошками «Я веселый осьминожка, я живу в твоей ладошке» в младшей группе
Интеграция образовательных областей: коммуникация, художественное творчество (рисование) .Цель: познакомить детей с обителями подводного мира, превратить рисование в веселую игру и зарядить детей поло...
Педагогический проект "Ладошка в ладошке"
Девиз работы:- чтобы родители помогали детскому саду, их надо впустить в детский сад.Цель проекта:Помочь родителям увидеть в дошкольном учреждении потенциального помощника, консультанта в воспитании и...
Музыкальное развивающее занятие с мамами и папами в студии "Ладошка в ладошке"
Данное занятие было опубликовано в журнале "Музыкальный руководитель" 2012 - 3....
Праздники с родителями. День 8 Марта "Ладушки - ладошки" Конспект развлечения «Ладушки - ладошки» к международному женскому дню 8 Марта» для младшей группы
Содействовать созданию обстановки общей радости, хорошего настроения, любви и нежного отношения к матери; поддерживать стремление детей к импровизации. Показать значимый для ребенка образ мамы....
Мастер-класс для родителей по знакомству с техникой изображения ладошками «Волшебные ладошки»
Мастер-класс для родителей по знакомству с техникой изображения ладошками «Волшебные ладошки»"Мастер - класс "Волшебные ладошкиЗадачи.1. Привлечь внимание родителей к важности развития изобразительног...
Для детей. Раз ладошка, два ладошка
Презентация состоит из 4 частей. Рисование с помощью ладошек, пальчиков и ножек очень понравиться вашим малышам, а яркие картинки вам помогут....