Кружок "Озорные ладошки"
рабочая программа (младшая группа)

Нефедьева Екатерина  Олеговна

кружок для мелкой моторики рук 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_razvitie_motoriki.doc337 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Баргузинский детский сад №1 «Березка»»

671610 с. Баргузин ул. Дзержинского, 23 тел. 8-(30131)-41-700

    _________________________________________________________

Рабочая программа по кружковой работе

для 1 младшей группы

«Озорные ладошки»

Разработала:

Екатерина Олеговна Нефедьева

Пояснительная записка

В настоящее время не теряет актуальности вопрос о раннем развитии детей. Развитие мелкой моторики рук ребёнка - одна из значимых задач целостного педагогического процесса в системе ДОУ. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных и учебных действий.

Профессор Н. М. Щелованов назвал ранний возраст «золотой порой» для тренировки пальцев рук ребёнка. В истории дошкольной педагогики, на всех этапах её развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики: Я. Коменской, М. Монтессори, Е. И. Тихеевой, Е. А. Янушко были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Актуальность проекта

Данная программа позволяет не только развивать познавательные процессы, но и реализовывать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникации с взрослым и со сверстниками на основе совместной деятельности. Развитие мелкой моторики, воображения, познавательных процессов – служит одним из важнейших источников при подготовке детей к начальному школьному обучению. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволяет детям почувствовать свою успешность. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу.

Данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься, не утомляясь за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.

Цель: Создание условий для развития мелкой моторики у детей раннего возраста через массаж, пальчиковые игры, игры и эксперименты с тестом.

Задачи: 1. Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук.

2. Развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.

3. Способствовать снятию эмоционального напряжения детей в период адаптации

Занятия проводятся с подгруппой детей  длительность 8-10 минут один раз в неделю.

Каждое занятие содержит:

  1. Массаж или Пальчиковая игра
  2. Игры и упражнения с разнообразными материалами.

Чтобы дети не уставали сидя, в середине занятия рекомендуется физкульт. пауза.

        Ожидаемые  результаты:

К концу года дети умеют  управлять своими действиями и концентрировать внимание, согласовывать движения кистей рук со словами пальчиковых игр, у детей развивается гибкость и подвижность пальцев и кистей рук.

Перспективный план работы

Октябрь

Занятие 1

Массаж: «Крутись, карандаш» 

Цель: Сделать массаж ладоней ребенка. Развивать мелкую моторику пальцев. 

Содержание: Раздать детям карандаши и предложить их покатать между ладошек по всей длине пальчиков. « Карандаш я покачу, вправо-влево, как хочу!»

Игра: «Помоги Машеньке найти дорожку  домой»

 Цель: Развивать координацию рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности. 

Содержание: На иллюстрации провести пальчиком по дорожке, ведущей к домику.

Занятие 2

Массаж: «Покатай-покатай»

Содержание: Раздать детям ребристые карандаши. Поочередно ручками катать карандаш по столу.

« Карандаш я покачу, вправо-влево, как хочу!»

Пальчиковая игра: «Белка»

Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки — ритмично сгибание пальцев обеих рук

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке ушастому — поочерёдно сгибание пальцев, начиная с большого.

Занятие 3

Массаж: «Не боюсь колючек» Содержание: Раздать детям бигуди и предложить их потрогать. Обратить внимание на то, что бигуди на ощупь колючие. Покатать бигуди между ладошек по всей длине пальчиков.

Игра: «Спрячь в ладошке» 

Цель: Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

Содержание:  Раздать детям небольшие кусочки поролона и предложить спрятать их в ладошке так, чтобы поролона было не видно. Дети у кого поролона не видно оставляют его себе, у кого видно воспитатель забирает.

Занятие 4

Массаж: «Этот мячик не простой»

 Содержание: Массаж пальчиков мячиком-ежиком

«Этот мячик не простой весь колючий, вот такой. Меж ладошками кладем,  им ладошки разотрем»

Игра «Шлеп-шлеп»

 Содержание: Раздать детям кусочки теста,  предложить  поиграть с тестом, размять его, «пошлепать» по нему пальчиками и ладошками.

Ноябрь

Занятие 1

Массаж: «Орешек» 

Содержание: Раздать детям грецкие орехи в скорлупе, дать потрогать, катаем орех между ладоней:

«Я орех в руках катаю, между пальчиков кручу, непременно каждый пальчик быть послушным научу»

 Игра: «Спрячь и найди»

 Содержание: В сухом бассейне с горохом предложить «зарыть», а затем отыскать орехи.

Занятие 2

Массаж: «Покатился шарик наш» 

Содержание: Дать детям деревянные маленькие шарики, катаем между ладошек, затем по столу.

Игра «Спрячь шарик» - Раздать детям небольшие кусочки теста, предложить помять их, поиграть с ними, спрятать в тесто шарик, затем найти его.

Занятие 3

Пальчиковая игра «Игрушки».

Покажу я вам игрушки:

Это курочки пеструшки ,        (Указательный и большой пальцы каждой руки соединить подушечками (клюв), остальные пальцы направить вверх и слегка согнуть (гребешок).

Это зайка,                              (Средний и указательный пальцы правой руки направить вверх (ушки зайца), остальные прижать к ладони).

Это пёс.                                  (Ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка пса), большой палец направлен вверх (ушко).

Вот машинка без колёс.        (Правую ладонь сложить в виде пригоршни и накрыть ею ладонь левой руки).

Это книжки-раскладушки.

Вот и все мои игрушки.         (Руки рёбрами поставить на стол, ладони прижать друг к другу, а затем раскрыть.)

Содержание: Раздать детям сплющенные с лепешку кусочки теста и колпачки от фломастеров, показать какие красивые отпечатки оставляют они на тесте, предложить действовать самостоятельно.

Занятие 4

Массаж: «Канат для пальчиков» 

Содержание: Продвижение вверх и вниз по длине карандаша, захватив его пальцами, как при рисовании и с упором острым концом в стол.

Игра: «Чтобы мишке было теплее»

Цель: Учить мелко, рвать бумагу. Развивать мелкую моторику рук. 

Содержание: Иллюстрация «Мишка в берлоге».

Медвежонок хочет спать, давайте закроем его берлогу маленькими снежинками?

Декабрь

Занятие 1

Массаж: «Орешек» (орехи фундук)

« Я верчу, кручу орех, чтобы стал круглее всех»

Игра «Втыкалочки» - Слепить из теста пирожок и предложить украсить его. Втыкать можно разные предметы: колпачки от фломастеров, пуговки, зерна и т. д.

Занятие 2

Массаж: «Покатай» (еловая шишка): «Шишки с ёлки есть у нас, покатаем их сейчас»

Игра: «Чудесный мешочек». 

Содержание: Мешочек с новогодними подарками для белочки, ежика, зайки (морковка, грибок, яблочко). Предложить достать на ощупь и угостить зверушек.

Занятие 3

Массаж: «Зернышко» (фасоль)

« Мы катаем, мы катаем  фасолевые зернышки, будут ловкими у нас пальчики, ладошечки»

Игра: «Угостим петушка»

 Содержание: Тарелочки с фасолью и горохом, петушок. Предложить детям разобрать зерна и угостить петушка горошком.

Занятие 4

Массаж «Тесто»

Содержание: В глубокую емкость насыпаны крупы – фасоль, горох, гречка или смесь (сухой бассейн). Ребёнок запускает руки в «сухой бассейн» и имитирует замешивание теста, приговаривая:

«Мы тесто месили, мы тесто месили: нас тщательно всё помесить попросили, но сколько ни месим и сколько ни мнём, комочки опять и опять достаём»

Игра «Не просыпь»

 Содержание: Сухой бассейн с крупой, ложки, тарелочки, Дети аккуратно зачерпывают крупу ложкой и переносят в тарелочки.

Январь

Занятие 1

Массаж: «Не боюсь колючек» (массаж пальцев и ладоней зубной щеткой или массажной щеткой для волос): « Гладила мама-ежиха ежат: «Что за пригожие детки лежат!»

Игра «Ежик колючий»

 Содержание: Комочки теста – это ежики, но у них нет иголок. Предложить втыкать в тесто спички, мелкие веточки, макароны, зерна овса.

Занятие 2

Массаж маленькими сосновыми шишками: Положить шишку на середину ладони одной руки и  сжимать и разжимать пальцы руки. Затем сменить руку и проделать движения аналогично: «Если, как Мишутка, сильным хочешь стать, надо в ручке шишку сильно-сильно сжать»

Игра «Белки шутят» - перебрасывание шишек друг другу

«Белки шутят, белки играют: шишки, как мячики, деткам кидают. С белками весело мы поиграем, все шишки руками ловко поймаем. Если упали, скорей подберем и снова бросать их белкам начнем»  Можно забрасывать шишки в небольшую корзиночку.

Занятие 3

Пальчиковая гимнастика «Елочка».

 Содержание:

Утром дети удивились, (разводят руки в стороны, подняв плечи)

Что за чудеса случились

Этой ночью новогодней.

Ожидали, что угодно, (сжимают и разжимают пальцы)

А увидели парад:

В ряд снеговики стоят, (руками рисуют в воздухе три круга)

Глазки весело горят, (закрывают и открывают ладонями глаза)

А перед ними ёлочка (хлопают в ладоши)

Пушистая, в иголочках.

Пальчиковая гимнастика «Ёлочка»

Перед нами ёлочка---кончики пальцев соединить

Шишки---кулаки

Да иголочки---указательный палец вперёд

Шарики---большой и указательный палец соединить

Фонарики---вращать кисти рук

Зайчики и свечки---ладони лодочка и кулачёк

Звёзды---все пальцы раздвинуты и ладони вместе

Человечки---средний и указательный палец.

Упражнение «Помоги бабушке» - смотать из шерстяной ниток клубочки.

Февраль

Занятие 1

Массаж с прищепками: Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочередно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После первого двустишья – смена рук. Необходимо проверить, чтобы прищепки были не слишком тугие.

«Кусается сильно котенок – глупыш, он думает: это не палец, а мышь.

- Но я же играю с тобою малыш! - А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»!

Игра «Солнышко».

Содержание: Круги из картона желтого цвета, прищепки желтого цвета. Дети дополняют солнышко лучиками, надевая прищепки на картонные круги.

Занятие 2

Массаж «Губка»: губку для мытья посуды сжимаем и разжимаем поочередно правой и левой рукой.

«Эта ручка правая, эта ручка левая. Я на губку нажимаю, я зарядку делаю»

Игра «Отожми губку»

 Содержание: Тазик с теплой водой, поролоновые губки. Дети опускают губки в тазик, наполняя их водой, затем отжимают их, наблюдая, как из губки вытекает вода.

           Занятие 3

Массаж «Орешки» (фундук) – катаем орешек по столу ладошкой прямыми и круговыми движениями.

Игра «Один – много»

Содержание:  Спрячьте в кусок теста несколько предметов, например, орешки в скорлупе так, чтобы их кусочки были видны из теста. Предложите малышу достать их: «один орешек, два орешка, три орешка! Много орешков!»

Занятие 4

Массаж «Пуговки»  В емкость насыпаны пуговки разного цвета и размера. Дети перемешивают их руками, ощупывают, зажимают в ладошке (спрячь и покажи пуговку)

Игровое упражнение «Пуговку в петельку» - работа с «пуговичными тренажерами»

Март

Занятие 1

Массаж «Дровишки»  Раздать детям карандаши и предложить покатать их по столу ладошками.

Игра «Пуговичная мозаика»

Содержание: Раздать детям картинки, пустые кружочки в изображении предложить закрыть пуговками

Занятие 2

Упражнение «Что внутри» - подушечки с различным наполнением (фасоль, рис, греча).

Игра «Заборчик для зверушки»

Содержание: Раздать детям шарики из теста, предложить сплющить шарик в лепешку, в центр ее поместить игрушку (от «Киндер Сюрприз»), в тесто втыкать колпачки от фломастеров так, чтобы вокруг зверушки получился заборчик.

Занятие 3  

Пальчиковая игра «Моя семья»

Руку сжать в кулак, поочередно разжимать пальцы, начиная с большого.

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я.

Вот и вся моя семья (энергично сжать руку в кулак несколько раз).

Игра «Угощение для всей семьи» Содержание: Раздать детям комочки разноцветного теста, предложить отрывать маленькие кусочки  - это будут конфетки -  и складываем их на тарелочку. (Эта игра учит приему "отщипывание" - навыку отрывать кусочки теста от целого куска.)

 Занятие 4

Пальчиковая игра: «Капуста»

    Мы капусту рубим – рубим,                          Движения прямыми ладонями                                                                                              вверх, вниз

Мы капусту солим-солим,                               Пальцы сложить в щепотку.                                                                                                       Посолить

Мы морковку трем –трем,                                   Потереть кулак одной руки, о                  

                                                                                 кулак другой руки

Мы капусту жмем-жмем,                                        Сжимать и разжимать

                                                                                         кулаки

А потом  мы капусту в рот кладем.                    Поочередно подносим ко рту,

                                           пальцы левой и правой руки, сложенные щепоткой.

       Ам!                             

Игра «Покормим птичку»

Содержание: Раздать детям комочки теста, предложить отщипывать кусочки – это будут «крошки для птички»

Апрель

Занятие 1

Чтение стихотворения «Мой мишка»

 Содержание : застегивание и расстегивание пуговиц.

Упражнение «Похлопаем» - хлопать в ладоши тихо и громко по сигналу

Занятие 2

Пальчиковая гимнастика «Хомячок»

Содержание: Взрослый прячет что-либо в кулаке. Ребёнок разгибает палец за пальцем, добираясь до сюрприза. Потом можно поменяться ролями. При этом взрослый произносит:

Хома, хома, хомячок,

Разожми мой кулачок,

Ну-ка, ну-ка разожми,

Что найдёшь, себе возьми.

Упражнение «Грузим камушки на грузовик» - камушки рассыпаны по ковру.

Упражнение «Конфеты к чаю» - из бумаги сминаем комочки и складываем в вазочку.

Занятие 3

Пальчиковая гимнастика «На лужок»

На лужок пришли зайчата,

Медвежата, барсучата,

(Сгибание пальцев в кулачок в ритме потешки.)

Лягушата и енот.

На зеленый на лужок

Приходи и ты, дружок!

(Сгибать пальцы поочередно на обеих руках.)

Рисование пальчиками «Цветочки на лугу»

Занятие 4

Игра с прищепками « Что не хватает»

Содержание: прикрепить прищепки на места не достающего элемента

Упражнение «Похлопаем» - хлопаем в ладоши тихо и громко, в разном темпе.

Май

Занятие 1

Пальчиковая гимнастика «Постираем белье».

Я маме помогаю – платочки я стираю.

Я маме помогаю – платочки полоскаю.

Мы платочки отожмем,

А устанем – отдохнем!

Вывесим платочки на летнем ветерочке.

По платочкам утюжком я пройду,

Их в порядок я, конечно, приведу.

Все складки и морщинки

Я разглажу без заминки! (Движения согласно тексту)

Самомассаж бусинками – катать по очереди каждым пальчиком.

        Занятие 2

Упражнение «Остатки запасов» - помоги мышке-норушке рассортировать красную и белую фасоль.

Упражнение «Бусы для мамы» - нанизывание макарон на ленту.

Занятие 3

Если пальчики грустят –
Доброты они хотят.                                 
пальцы плотно прижимаем к ладони

 Если пальчики заплачут –
Их обидел кто-то значит.                                 
        трясем кистями

Наши пальцы пожалеем –
Добротой своей согреем.                                 
«моем» руки, дышим на них

К себе ладошки мы прижмем,                                 поочередно, 1 вверху, 1 внизу.

Гладить ласково начнем.                                         гладим ладонь другой ладонью

Пусть обнимутся ладошки,                         скрестить пальцы, ладони прижать
Поиграют пусть немножко.                        
пальцы двух рук быстро легко стучат

Каждый пальчик нужно взять
И покрепче обнимать.                                
каждый палец зажимаем в кулачке

Заштрихуй тучку по образцу.

Занятие 4

Пальчиковая гимнастика «Лето».

В прятки пальчики играют                           Сжимать и разжимать пальцы рук.

И головки убирают,                                          Открывать и закрывать глаза.

Словно синие цветки,

Распускают лепестки                         Сводить и разводить пальцы «веером».

Наверху качаются,

Низко наклоняются.                         Качание и наклоны кистей вправо-влево

Колокольчик голубой

Поклонился, повернулся

К нам с тобой.                                                   Круговые движения кистями.

Колокольчики-цветы

Очень вежливы, а ты?                         Повороты кистями вправо-влево, ладони

       сверху опустить на стол.

«Вот такие ножки у сороконожки» - коллективное рисование

Освоение техники рисования вертикальных линий. Дорисовывание ножек длинной сороконожке, изображённой воспитателем.

Список литературы

 1. Горюнова Т. М. «Развитие детей раннего возраста: Анализ программы дошкольного образования.» – М.: ТЦ Сфера, 2009.

2. Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет.» – М.: ТЦ Сфера, 2007.

3. Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы московских педагогов) / Авт. сост. В. Сотникова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС. 2005. – с. 79.

4. Смирнова Е. А. «Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.» – М.: Изд-во: Детство-пресс, 2013.

5. Трясорукова Т.П. «Игры для дома и детского сада на снижение психо -эмоционального и скелетно-мышечного напряжения.»– Изд.3-е, стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.

6. Тышкевич И.В. «Развивающие игры для детей от 1 до 3 лет.» – Минск: «Попурри», 2010.

7. Янушко Е. А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста: методическое пособие для воспитателей и родителей.» – М.: Мозаикасинтез, 2009.

8.Борисенко М. Г. «Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики).» /     М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина – СПб: «Паритет», 2002

9.Гаврилова С.Е. «Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 лет.» - Ярославль: Академия развития, 2009

10.Н. Рымчук «Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики». - Ростов н/Д: Владис:          РИПОЛ классик, 200


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА Дополнительного образования для детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии «Раз – ладошка, два - ладошка!»

Логоритмические занятия дают положительный результат в развитии двигательной и эмоциональной сферы ребенка, тем самым своевременно формируют его речевое развитие, укрепляют здоровье малышей....

Интегрированная НОД с применением рисования ладошками «Я веселый осьминожка, я живу в твоей ладошке» в младшей группе

Интеграция образовательных областей: коммуникация, художественное творчество (рисование) .Цель: познакомить детей с обителями подводного мира, превратить рисование в веселую игру и зарядить детей поло...

Педагогический проект "Ладошка в ладошке"

Девиз работы:- чтобы родители помогали детскому саду, их надо впустить в детский сад.Цель проекта:Помочь родителям увидеть в дошкольном учреждении потенциального помощника, консультанта в воспитании и...

Музыкальное развивающее занятие с мамами и папами в студии "Ладошка в ладошке"

Данное занятие было опубликовано в журнале "Музыкальный руководитель" 2012 - 3....

Праздники с родителями. День 8 Марта "Ладушки - ладошки" Конспект развлечения «Ладушки - ладошки» к международному женскому дню 8 Марта» для младшей группы

Содействовать созданию обстановки общей радости, хорошего настроения, любви и нежного отношения к матери; поддерживать стремление детей к импровизации. Показать значимый для ребенка образ мамы....

Мастер-класс для родителей по знакомству с техникой изображения ладошками «Волшебные ладошки»

Мастер-класс для родителей по знакомству с техникой изображения ладошками «Волшебные ладошки»"Мастер - класс "Волшебные ладошкиЗадачи.1. Привлечь внимание родителей к важности развития изобразительног...

Для детей. Раз ладошка, два ладошка

Презентация состоит из 4 частей. Рисование с помощью ладошек, пальчиков и ножек очень понравиться вашим малышам, а яркие картинки вам помогут....