Консультация для воспитателей и педагогов по теме: «Структура проектной деятельности в ДОУ»
консультация

Юферова Ольга Владимировна

Структура проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yuferovaov_proekt.docx24.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 1 «Петушок»

Консультация для воспитателей и педагогов по теме:

«Структура проектной

 деятельности в ДОУ»

                                                                                                           Выполнила:

Воспитатель Юферова О.В.

2021 год

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации современного образования.

Виды проектов в ДОУ:

Творческие: после воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.

Исследовательские: дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.

Игровые: это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.

Информационные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.).

Ролевые: (дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

СТРУКТУРА ПРОЕКТА

  1. Титульный лист
  2. Тема проекта
  3. Тип проекта
  4. Участники, возраст детей
  5. Сроки по продолжительности

краткосрочные (1-3нед);

средней продолжительности (до 1 мес.);

долгосрочные (до 1 года);

6. Актуальность.(Обоснованность выбора темы). Постановка проблемы (объясняет, почему возникла необходимость в выполнении проекта, для чего нужен этот проект детям, воспитателям, дошкольному учреждению)

7. Цель проекта (должна быть понятна, конкретна, реалистична)

8. Задачи (конкретные шаги для достижения цели что, как и где может измениться, как будет измеряться, на какую аудиторию направлен проект и т.д.)

9. Этапы работы

Этот раздел состоит из 3-х этапов:

I этап – предварительный: мониторинг знаний детей, анкетирование родителей, изучение литературы, подготовка материала и т.д.

II этап – основной: Обязательно должен быть План-график мероприятий (деятельность в рамках проекта)

Описывается организация работы по проекту. Из раздела должно быть понятно, кто и как будет осуществлять действия, в какой последовательности. Должно быть прописано, как планируется достижение результата. Дата, мероприятие, ответственный.

III этап – заключительный: подведение итогов работы по проекту.

На этом этапе планируются итоговые мероприятия: НОД, развлечения, викторины, конкурсы.

10. Ожидаемые результаты (что необходимо получить для выполнения поставленных задач, количественный и качественный результат)

11. Литература

12. Оценка результатов и отчетность, анализ.

Из данного раздела должно быть ясно, достигнет ли проект цели, и как будет контролироваться результат.

13. Приложения

В приложении может быть вынесен материал, который прошел в рамках деятельности проекта (конспекты совместной деятельности с детьми, планы развлечений, бесед с детьми, сценарии проведения мероприятий, анкеты для родителей,)

Очень легко запомнить, что проект – это 5 «П»:

  • Проблема;
  • Поиск информации;
  • Проектирование или планирование;
  • Продукт;
  • Презентация.

 

Особенности организации проектной деятельности

с детьми с ОВЗ

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является социализация детей с ОВЗ. Коррекционная группа зачастую живёт в своём обособленном мире, хотя сейчас мы можем приобщить детей с ограниченными возможностями здоровья к окружающему социуму и самая благоприятная сфера для этого – детское творчество.

Очень актуально сегодня звучат слова А. Дистервега: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к нему приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением».

Для решения задачи по использованию метода проектов в работе с детьми с ОВЗ необходимо правильно, максимально эффективно построить педагогический процесс, учитывая психофизические, возрастные и индивидуальные особенности учащихся. У детей групп компенсирующей направленности наблюдается разная степень выраженности двигательных, речевых, интеллектуальных, эмоционально-волевых расстройств.

Перед началом использования метода проектирования надо проанализировать уровень мыслительной деятельности детей по показателям:

способность обнаружить, понять проблему;

способность ставить задачу;

способность планировать свои действия;

способность оценивать ситуацию;

способность находить решение.

Значительная часть детей испытывают затруднения в планировании своих действий, поиске информации, оценке ситуации, прежде всего, из-за недостаточного уровня интеллектуального развития, низкой мотивации, отсутствия жизненного опыта.

Использование проектной деятельности в работе с детьми с ОВЗ возможно с корректирующей помощью педагога. Метод проектов в группе – это совместная деятельность педагога и детей, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации. Метод проектирования можно рассматривать как средство активизации познавательной деятельности, как средство решения коррекционных задач в работе с каждым ребенком, повышения качества воспитательного процесса.

Использование в работе с детьми с ОВЗ метода проекта дает положительный результат, т.к. позволяет более полно учитывать психофизические и возрастные особенности и дифференцированно проводить коррекционную работу с каждым ребенком: развивать мыслительные операции (умение анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую информацию), речь, память, восприятие, эмоционально-волевую сферу и т.д.

Поэтому проектный метод можно отнести к личностно-ориентированному методу воспитания.

Метод проектов способствует формированию навыков рефлексии, критического и творческого мышления, воспитывает коммуникативные навыки, обучает детей взаимодействию в группе, умению публично выступать и работать в команде.

Кроме того, он воспитывает целеустремленность, ответственность, инициативность и настойчивость, уверенность в своих силах, положительное отношение к учебе и труду.

Если проектная работа выполняется ребёнком с удовольствием, вызывает познавательный интерес, приносит радость, то значит она менее энергозатратна. Поэтому проектный метод является и здоровьесберегающим.

Таким образом, хочется отметить, что метод проектирования актуален и очень эффективен в развитии детей с особенностями в развитии. Он даёт ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в окружающем социуме.

Принимая во внимание особенности развития детей с умственной отсталостью, мы не можем использовать в работе проекты, предназначенные для старших дошкольников из общеразвивающих групп.

Анализируя виды проектов, можно сделать вывод, что при работе с данной категорией детей разумным будет использование:

игровых проектов, которые способствуют развитию активности в силу возможностей и способностей детей, творческих способностей детей, развивают эмоциональное восприятие, воображение, память, речь, коммуникативные навыки.

практических проектов, которые помогают осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее, способствуют умению наблюдать; создавать различные прикладные предметы, которые могут быть использованы в реальной жизни (лук на подоконнике) или используются, например, в оформлении (выращиваем цветы).

Отсутствие целенаправленных приемов - анализа, сравнения, систематического поиска, полного охвата материала, применения адекватных способов действий делает исследовательские проекты не актуальными в работе с детьми, имеющими умственную отсталость.

Творческие проекты могут использоваться как подпроекты, и в основном в группе с детьми с разными возможностями так как некоторые действия сложны для детей групп компенсирующей направленности в силу их индивидуальных возможностей, а также отсутствует проявление творческой инициативы, активности.

На практике любой проект представляет собой и исследовательскую, творческую, и игровую, и практическую деятельность детей.

     Таким образом, проектное обучение создает условия для творческой самореализации детей, повышает мотивацию к деятельности, способствует развитию познавательных возможностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты.

Остановимся подробнее на том, с какими особенности существуют в реализации проектной деятельности с детьми с ОВЗ по сравнению с нормально развивающимися сверстниками.

Параметры

Нормально развивающиеся дети

Дети с ОВЗ

Мотивация на проектную деятельность

Более мотивированы

Менее мотивированы

В большей степени ведомы педагогом

Стремление к достижению цели проекта

Поступательно, вместе с педагогом идут к намеченной цели

Периодически «теряют» цель

Целеполагание

При помощи взрослого могут сами формулировать, прогнозировать результат

Прогнозирование затруднено, но при условии устойчивой мотивации могут предвосхитить результат

Сроки проведения проекта

Могут реализовывать как краткосрочные проекты, так и долгосрочные

Могут реализовывать в основном краткосрочные проекты

Характер проектов

Могут реализовывать творческие, познавательные, исследовательские проекты

Могут реализовывать в основном творческие, познавательные проекты

Участие в групповых проектах

Стремятся занять ключевые позиции

Занимают пассивную позицию. Демонстрируют псевдолидерство.

Характер мышления

Наглядно- действенный, наглядно-образный, словесно- логический способ мышления

Наглядно- действенный способ мышления

Трансформируемость действий

Способны к переносу действий, умений, навыков в область выполнения проекта

В наименьшей степени способны к переносу действий, умений, навыков в область выполнения проекта

Самоконтроль

Присутствует

Практически отсутствует

Самооценка деятельности

Адекватная, положительная. Переживают неудачи

В большинстве случаев положительная

Переживают неудачи


ПРОЕКТ – это ШЕСТЬ «П»:

1.Проблема.

2.Проектирование (планирование)

3.Поиск информации.

4.Продукт работы.

5. Презентация.

6. Портфолио проекта, т.е. проектная папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе планы, отчёты, фото и другие необходимые материалы.

Можно выделить основные этапы работы над проектом:

Подготовительный (выбор темы и ее конкретизация; определение цели и формулировка задач; формирование групп и распределение в ней обязанностей; выдача письменных рекомендаций по критериям оценивания, формам его представления).

Поисково-исследовательский (определение источников информации, планирование способов сбора и анализа информации; подготовка к исследованию и его планирование; проведение исследования; промежуточные отчеты).

Трансляционно-оформительский (предзащита проекта, доработка и подготовка к публичной защите; решение вопросов по дате и месте проведения).

Заключительный (публичная защита, подведение итогов; конструктивный анализ выполненной работы; выявление причин успехов и неудач).

Оформление проектной папки:

В состав проектной папки (портфолио проекта) входят:

паспорт проекта.

планы выполнения проекта, краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их решения. эскизы, чертежи, наброски продукта,

материалы к презентациям (сценарий).

другие рабочие материалы.

В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы. В процессе работы над проектом должно происходить тесное взаимодействие детей и педагогов на принципах равного партнерства, без диктата со стороны взрослых.


Компонентами проектной деятельности как вида профессиональной деятельности являются: цель проектной деятельности, субъект, объект, предмет, продукт.

Цель проектной деятельности педагога можно определить как создание психолого-педагогического продукта, обладающего субъективной и объективной новизной, решающего психолого-педагогические проблемы и задачи.

Объектом проектной деятельности педагога выступает сфера действительности, некоторая область жизни — образовательная среда, участники образовательного процесса, по отношению к чему будут выполнены преобразующие действия.

Под предметом проектной деятельности педагога понимается замысел проекта, его идея.

Под субъектом проектной деятельности педагога можно иметь в виду человека или группу людей, целью которых выступает проект как некоторое описание будущего объекта.

Продуктом проектной деятельности педагога может быть осуществление конкретной проблемы (психологические процессы, образовательная среда, отношения между участниками образовательного процесса и др).

Структура проекта — это совокупность взаимосвязанных элементов и процессов проекта. В структуру входит: основное содержание, функции и результаты (результаты — формирование компетенции, разрешение проблемы, задачи и др.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ и ПЕДАГОГОВ «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ  ВОСПИТАТЕЛЕЙ и ПЕДАГОГОВ «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь дос...

Консультация для воспитателей: "Игры на развитие слоговой структуры слова"

Подборка игровых упражнений для всех этапов работы над слоговой структурой слова дошкольников с ОНР...

Консультация для воспитателей и педагогов Тема: «Формирование у дошкольников экологических представлений через проектную деятельность».

Дошкольное детство - начальный этап становления человеческой личности.  В этот период складываются основы личностной культуры. Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культу...

Консультация для воспитателей " Педагогический проект в ДОУ: структура, особенности, оформление"

Рекомендации для педагогов по  педагогическим проектам , его структуре и особенностям оформления...

Консультация для воспитателей и специалистов ДОУ Тема: «Культура речи педагога»

Консультация для воспитателей и специалистов ДОУ Тема: «Культура речи педагога»...

Консультация старшего воспитателя для педагогов на тему «Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольников»

Консультация старшего воспитателя для педагогов на тему«Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольников»«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мирребе...

Консультация старшего воспитателя для педагогов на тему «Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольников»

laquo;Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мирребенка вливается живительный поток представлений,понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающаяогонек пытлив...