Картотека дидактических игр для детей средней группы (4-5 лет)
картотека (средняя группа)

Седюк Оксана Юрьевна

Проводя эти дидактические игры, вы поможете детям активизировать словарь, развивать связную речь, внимание, мышление и другие навыки. В каждой д/игре прописана цель и ход игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr.docx27.22 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр в средней группе

«Подбери качество»«Подбери действие»

Цель: активизировать словарь. Задачи: развивать связную речь, внимание, мышление; развивать умение подбирать прилагательные, глаголы к существительным.

Ход игры: я начну, а ты закончи:

Мама (какая) – добрая, ласковая, строгая…

Праздник (какой) – веселый, долгожданный, волнительный…

Мама (что делает) – стирает, готовит, помогает…

Праздник (что делает) – наступает, приходит, радует…

«Скажи наоборот»

Цель: формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова

Ход игры: я начну, а вы продолжите:

Веселый праздник – грустный. Большой подарок – маленький. Светлое небо – … Чистое платье – … Хорошее настроение – …  Теплая погода - …

«Кто летает»

Цель: развивать внимание, мышление.

Ход игры: Дети становятся в одну линию. Воспитатель объясняет правила игры: «Я буду называть разные предметы или животных. Если я назову что-нибудь летающее - самолет или воробей, - вы должны поднять обе руки вверх, если нелетающее - не поднимайте. Кто ошибется - выходит из игры.

- Воробей.  Ворона. Пчела. Стрекоза. Божья коровка. Собака. Слон. Кошка. Ракета. Стол. Змея. Облака. Орел.  И  т. д.

«Четвертый лишний»

Цель: развивать внимание, сообразительность, речь доказательную

Ход игры: Послушайте и скажите, какое слово лишнее и почему:

Тарелка, стакан, корова, чашка. Чашка, стакан, тарелка, кружка. И т. Д.

«Отгадай предмет по названиям его частей»

Цель: активизировать словарь, закреплять  названия знакомых предметов.

Ход игры:

- дно, стенки, крышка, ручки (кастрюля)

- голова, туловище, лапы, крылья (птица)

«Кто у кого?»

Цель: учить практическому усвоению сложносочиненного предложения с противительным союзом А.

Наглядный материал: предметные картинки с животными и их детенышами

 Ход игры: сначала дети сопоставляют простые предложения типа: «У коровы теленок»

Потом по образцу воспитателя составляют сложносочиненные предложения по двум парам картинок«У коровы теленок, а у козы козленок»

«Назови одним словом»

Цель: учить обогащать предметы одним словом, обогащать словарный запас.

Материалкартинки с избражением пианино, скрипки, барабана, пилы, топора, рубанка, швейной машинки, ножниц, иголки и т. д.

Ход игры: сгруппируйте эти предметы.

Вопросы: как эти предметы можно назвать одним словом? Почему так можно сгруппировать? Придумай для любой группы свое условное обозначение.

«Узнай по описанию»

Цель: продолжать учить составлять описательные рассказы, узнавать предмет по описанию

Материал: изображения предметов с незначительными отличиями во внешнем виде.

Ход игры: у каждого из детей по 2-3 картинки. Воспитатель описывает какой-нибудь предмет. Дети должны угадать, о каком изображении идет речь и показывать его. Усложнение: дети объясняют свой выбор. Роль водящего выполняет ребенок.

«Угадай звук»

Цель: учить различать звуки на слух

Ход игры:1. поднимите правую руку, если услышите в словах звук [c] . Слоненок, Зоя, санки, матрас, золото…

2.хлопните в ладоши 1 раз, если услышите звук [ч], 2 раза – звук [ц], вставайте, если услышите звук [c].

Цыпленок, стриж, цапля, щенок, чиж, сын.

Цапля важная носатая,

Целый день стоит, как статуя

Пес тоскует на цепи

А попробуй отцепи;

В небе коршун кружится

Третий час подряд

Но ему, разбойнику

Не украсть цыплят.

«Отгадай-ка»

Цель: упражнять детей в составлении описательных рассказов.

Ход игры: воспитатель описывает какой-либо предмет, не называя его. Остальные играющие должны по описанию узнать предмет. Назвавший его правильно становится водящим.

В: ребята, я напомню вам план, который поможет вам при описании предмета:

Расскажите, из какого материала он сделан, из каких частей состоит, каких они форм, если есть, то скажите, какими узорами он украшен. В конце назовите для чего можно использовать?

«Что изменилось?»

Цель: развивать внимание, связную речь, умение описывать предметы.

Ход игры: на столе расположены предметы в определенной последовательности.

Посмотрите внимательно на предметы, запомните как они расположены. Потом, когда вы отвернетесь, я что-то изменю. Когда вы повернетесь обратно, вы должны внимательно посмотреть, как лежат предметы, и сказать мне что изменилось?

Усложнение:

1. Описать предмет, которого не стало.

2. Рассказать о месте, где он стоял.

3. На какой звук начиналось название этого предмет.

4. В названии каких еще предметов есть этот звук?

«Один и много»

Цель: учить образовывать множественное число существительных

Материал: картинки по числу детей с изображением 1 или нескольких предметов

Ход игры: воспитатель раздает картинки. Просит назвать предметы, нарисованные на картинках

- У меня окно. - У меня окна

Затем составляют пары картинок по принципу: один – много

«Ласковые слова»

Цель: учить образовывать уменьшительно-ласкательное значение существительных.

Ход игры: все слова, которые вы услышите, давайте будем переделывать в ласковые:

Санки – саночки. Гора – горочка. Зима – зимушка. Шуба – шубка. Шапка – шапочка. Снег – снежок. И т. д. (на любую тематику)

        

«Что из чего сделано?»

Цель: активизировать произношение прилагательных, согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе

Ход игры:

Стакан из стекла – стеклянный. Нож из железа – железный. Чашка из фарфора – фарфоровая

Ваза из хрусталя – хрустальная. Ложка из дерева – деревянная. Сковорода из чугуна – чугунная.

«Кто как кричит»

Цель: учить образованию глаголов от звукоподражательных слов.

Наглядный материал: предметные картинки с изображением кошки, поросят, утят, лягушек, кур.

Ход игры:

• Вспомните, как подает голос поросенок. Хрю – хрю. Что он делает? Хрюкает

• Как подает голос котенок? Мяу. Что он делает? Мяукает

Можно использовать стихотворение Чуковского «Путаница»

«Угадай игрушку»

Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.

Ход игры: На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Воспитатель сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет.

Примечание: сначала указываются 1-2 признака. Если дети затрудняются 3-4.

«Разноцветный сундучок»

Цель: учить детей при согласовании существительных среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова.

Материал: шкатулка, предметные картинки по количеству детей.

Ход игры: Воспитатель:

Я картинки положила

В разноцветный сундучок.

Ну-ка, Ира, загляни-ка,

Вынь картинку, назови.

Дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено.

«Волшебный кубик»

Цель: развивать звуковую культуру речи

Игровой материал: кубики с картинками на каждой грани.

Ребёнок бросает кубик. Затем он должен изобразить то, что нарисовано на верхней грани, и произнести соответствующий звук.

Ход игры: Ребё нок вместе с воспитателем произносит«Вертись, крутись, на бочок ложись», - и кидает кубик. На верхней грани – например, самолёт. Воспитатель спрашивает«Что это?» и просит сымитировать гул самолёта. Аналогично разыгрываются и другие грани кубика.

«Кто кем был или что чем было»

Цель: активизировать словарь и расширять знания об окружающем мире.

Ход игры: Кем или чем раньше был:

Цыплёнок (яйцом), лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей),  ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой),  шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т. д.?

«Где мы были, мы не скажем»

Цель: активизировать глагольную лексику. Учить соотносить слово с действием.

Ход игры:

 Водящий отходит в сторону, играющие тем временем договариваются, какую деятельность они будут изображать. На вопрос водящего: "Где вы были? Что вы видели?" - отвечают: "Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем" - показывают различные движения (стирают белье, рисуют картину и т. д.). Задача водящего по движениям правильно определить выполняемое действие и назвать его в форме глагола второго лица множественного числа. Например: "Вы пилите дрова". Если ответ правилен, команда разбегается, а водящий их догоняет. Тот, кого поймают становится водящим.

«Подбери рифму»

Цель: развивать фонематический слух

Ход игры: Воспитатель объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них и такие, которые звучат немножко похоже. Предлагает помочь подобрать слово.

По дороге шёл жучок,

Песню пел в траве. (сверчок). Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы.

«Назови части предмета»

Цель: обогащать словарь, развивать умения соотносить предмет и его части.

Ход игры: Воспитатель показывает картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы и т. д.

вариант: дети по очереди называют части предметов.

II вариант: каждый ребёнок получает рисунок и сам называет все части.

«Закончи предложение»

Цель: научить употреблению сложноподчинённых предложений.

Ход игры:

- Папа принёс конфеты, потому что (у него хорошее настроение)

- Марина не пошла сегодня в школу, потому что (заболела)

- Мы включили обогреватели, потому что (стало холодно)

- Я не хочу спать, потому что (ещё рано)

- Мы поедем завтра в лес, если (будет хорошая погода)

- Мама пошла на рынок, чтобы (купить продукты)

- Кошка забралась на дерево, чтобы (спастись то собаки)

- Мальчик пришел в магазин, чтобы (купить продукты)

- Мама отпросилась с работы, потому что (пойдет на собрание)

- Девочка попросила бабушку, чтобы она (поиграла с ней)

- Папа пообещал купить мне игрушку, если я (приберусь в комнате).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр для детей средней группы детского сада.

Данный материал содержит  подборку дидактических  игр для детей 4-5 лет по разным образовательным областям, которые  не только воспитатель может использовать для  своей работы в ДО...

Картотека дидактических игр для детей средней группы

Дидактические игры для работы с детьми средней группы...

Картотека дидактических игр для детей средней группы в летнее время года

Лето – самая любимая пора всех детей, ведь в теплую погоду можно практически целый день проводить на улице. Одним из важнейших вопросов в работе дошкольного учреждения в летний период является о...

Картотека дидактических игр для детей средней группы.

Картотека дидактических игр для детей средней группы.«Справа как слева».Цель: освоение умений ориентироваться на листе бумаги.Содержание: Матрешки очень торопились и забыли дорисовать...

Картотека дидактических игр для детей средней группы

Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют своё поведение н...