Картотека дидактических игр для детей средней группы (4-5 лет)
картотека (средняя группа)
Проводя эти дидактические игры, вы поможете детям активизировать словарь, развивать связную речь, внимание, мышление и другие навыки. В каждой д/игре прописана цель и ход игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_didakticheskih_igr.docx | 27.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр в средней группе
«Подбери качество», «Подбери действие»
Цель: активизировать словарь. Задачи: развивать связную речь, внимание, мышление; развивать умение подбирать прилагательные, глаголы к существительным.
Ход игры: я начну, а ты закончи:
Мама (какая) – добрая, ласковая, строгая…
Праздник (какой) – веселый, долгожданный, волнительный…
Мама (что делает) – стирает, готовит, помогает…
Праздник (что делает) – наступает, приходит, радует…
«Скажи наоборот»
Цель: формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова
Ход игры: я начну, а вы продолжите:
Веселый праздник – грустный. Большой подарок – маленький. Светлое небо – … Чистое платье – … Хорошее настроение – … Теплая погода - …
«Кто летает»
Цель: развивать внимание, мышление.
Ход игры: Дети становятся в одну линию. Воспитатель объясняет правила игры: «Я буду называть разные предметы или животных. Если я назову что-нибудь летающее - самолет или воробей, - вы должны поднять обе руки вверх, если нелетающее - не поднимайте. Кто ошибется - выходит из игры.
- Воробей. Ворона. Пчела. Стрекоза. Божья коровка. Собака. Слон. Кошка. Ракета. Стол. Змея. Облака. Орел. И т. д.
«Четвертый лишний»
Цель: развивать внимание, сообразительность, речь доказательную
Ход игры: Послушайте и скажите, какое слово лишнее и почему:
Тарелка, стакан, корова, чашка. Чашка, стакан, тарелка, кружка. И т. Д.
«Отгадай предмет по названиям его частей»
Цель: активизировать словарь, закреплять названия знакомых предметов.
Ход игры:
- дно, стенки, крышка, ручки (кастрюля)
- голова, туловище, лапы, крылья (птица)
«Кто у кого?»
Цель: учить практическому усвоению сложносочиненного предложения с противительным союзом А.
Наглядный материал: предметные картинки с животными и их детенышами
Ход игры: сначала дети сопоставляют простые предложения типа: «У коровы теленок»
Потом по образцу воспитателя составляют сложносочиненные предложения по двум парам картинок: «У коровы теленок, а у козы козленок»
«Назови одним словом»
Цель: учить обогащать предметы одним словом, обогащать словарный запас.
Материал: картинки с избражением пианино, скрипки, барабана, пилы, топора, рубанка, швейной машинки, ножниц, иголки и т. д.
Ход игры: сгруппируйте эти предметы.
Вопросы: как эти предметы можно назвать одним словом? Почему так можно сгруппировать? Придумай для любой группы свое условное обозначение.
«Узнай по описанию»
Цель: продолжать учить составлять описательные рассказы, узнавать предмет по описанию
Материал: изображения предметов с незначительными отличиями во внешнем виде.
Ход игры: у каждого из детей по 2-3 картинки. Воспитатель описывает какой-нибудь предмет. Дети должны угадать, о каком изображении идет речь и показывать его. Усложнение: дети объясняют свой выбор. Роль водящего выполняет ребенок.
«Угадай звук»
Цель: учить различать звуки на слух
Ход игры:1. поднимите правую руку, если услышите в словах звук [c] . Слоненок, Зоя, санки, матрас, золото…
2.хлопните в ладоши 1 раз, если услышите звук [ч], 2 раза – звук [ц], вставайте, если услышите звук [c].
Цыпленок, стриж, цапля, щенок, чиж, сын.
Цапля важная носатая,
Целый день стоит, как статуя
Пес тоскует на цепи
А попробуй отцепи;
В небе коршун кружится
Третий час подряд
Но ему, разбойнику
Не украсть цыплят.
«Отгадай-ка»
Цель: упражнять детей в составлении описательных рассказов.
Ход игры: воспитатель описывает какой-либо предмет, не называя его. Остальные играющие должны по описанию узнать предмет. Назвавший его правильно становится водящим.
В: ребята, я напомню вам план, который поможет вам при описании предмета:
Расскажите, из какого материала он сделан, из каких частей состоит, каких они форм, если есть, то скажите, какими узорами он украшен. В конце назовите для чего можно использовать?
«Что изменилось?»
Цель: развивать внимание, связную речь, умение описывать предметы.
Ход игры: на столе расположены предметы в определенной последовательности.
Посмотрите внимательно на предметы, запомните как они расположены. Потом, когда вы отвернетесь, я что-то изменю. Когда вы повернетесь обратно, вы должны внимательно посмотреть, как лежат предметы, и сказать мне что изменилось?
Усложнение:
1. Описать предмет, которого не стало.
2. Рассказать о месте, где он стоял.
3. На какой звук начиналось название этого предмет.
4. В названии каких еще предметов есть этот звук?
«Один и много»
Цель: учить образовывать множественное число существительных
Материал: картинки по числу детей с изображением 1 или нескольких предметов
Ход игры: воспитатель раздает картинки. Просит назвать предметы, нарисованные на картинках.
- У меня окно. - У меня окна
Затем составляют пары картинок по принципу: один – много
«Ласковые слова»
Цель: учить образовывать уменьшительно-ласкательное значение существительных.
Ход игры: все слова, которые вы услышите, давайте будем переделывать в ласковые:
Санки – саночки. Гора – горочка. Зима – зимушка. Шуба – шубка. Шапка – шапочка. Снег – снежок. И т. д. (на любую тематику)
«Что из чего сделано?»
Цель: активизировать произношение прилагательных, согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе
Ход игры:
Стакан из стекла – стеклянный. Нож из железа – железный. Чашка из фарфора – фарфоровая
Ваза из хрусталя – хрустальная. Ложка из дерева – деревянная. Сковорода из чугуна – чугунная.
«Кто как кричит»
Цель: учить образованию глаголов от звукоподражательных слов.
Наглядный материал: предметные картинки с изображением кошки, поросят, утят, лягушек, кур.
Ход игры:
• Вспомните, как подает голос поросенок. Хрю – хрю. Что он делает? Хрюкает
• Как подает голос котенок? Мяу. Что он делает? Мяукает
Можно использовать стихотворение Чуковского «Путаница»
«Угадай игрушку»
Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.
Ход игры: На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Воспитатель сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет.
Примечание: сначала указываются 1-2 признака. Если дети затрудняются 3-4.
«Разноцветный сундучок»
Цель: учить детей при согласовании существительных среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова.
Материал: шкатулка, предметные картинки по количеству детей.
Ход игры: Воспитатель:
Я картинки положила
В разноцветный сундучок.
Ну-ка, Ира, загляни-ка,
Вынь картинку, назови.
Дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено.
«Волшебный кубик»
Цель: развивать звуковую культуру речи
Игровой материал: кубики с картинками на каждой грани.
Ребёнок бросает кубик. Затем он должен изобразить то, что нарисовано на верхней грани, и произнести соответствующий звук.
Ход игры: Ребё нок вместе с воспитателем произносит: «Вертись, крутись, на бочок ложись», - и кидает кубик. На верхней грани – например, самолёт. Воспитатель спрашивает: «Что это?» и просит сымитировать гул самолёта. Аналогично разыгрываются и другие грани кубика.
«Кто кем был или что чем было»
Цель: активизировать словарь и расширять знания об окружающем мире.
Ход игры: Кем или чем раньше был:
Цыплёнок (яйцом), лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т. д.?
«Где мы были, мы не скажем»
Цель: активизировать глагольную лексику. Учить соотносить слово с действием.
Ход игры:
Водящий отходит в сторону, играющие тем временем договариваются, какую деятельность они будут изображать. На вопрос водящего: "Где вы были? Что вы видели?" - отвечают: "Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем" - показывают различные движения (стирают белье, рисуют картину и т. д.). Задача водящего по движениям правильно определить выполняемое действие и назвать его в форме глагола второго лица множественного числа. Например: "Вы пилите дрова". Если ответ правилен, команда разбегается, а водящий их догоняет. Тот, кого поймают становится водящим.
«Подбери рифму»
Цель: развивать фонематический слух
Ход игры: Воспитатель объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них и такие, которые звучат немножко похоже. Предлагает помочь подобрать слово.
По дороге шёл жучок,
Песню пел в траве. (сверчок). Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы.
«Назови части предмета»
Цель: обогащать словарь, развивать умения соотносить предмет и его части.
Ход игры: Воспитатель показывает картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы и т. д.
I вариант: дети по очереди называют части предметов.
II вариант: каждый ребёнок получает рисунок и сам называет все части.
«Закончи предложение»
Цель: научить употреблению сложноподчинённых предложений.
Ход игры:
- Папа принёс конфеты, потому что (у него хорошее настроение)
- Марина не пошла сегодня в школу, потому что (заболела)
- Мы включили обогреватели, потому что (стало холодно)
- Я не хочу спать, потому что (ещё рано)
- Мы поедем завтра в лес, если (будет хорошая погода)
- Мама пошла на рынок, чтобы (купить продукты)
- Кошка забралась на дерево, чтобы (спастись то собаки)
- Мальчик пришел в магазин, чтобы (купить продукты)
- Мама отпросилась с работы, потому что (пойдет на собрание)
- Девочка попросила бабушку, чтобы она (поиграла с ней)
- Папа пообещал купить мне игрушку, если я (приберусь в комнате).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА дидактических игр для детей средней группы «Первые шаги в экономику»
первичное ознакомление с составляющими экономики...
Картотека дидактических игр для детей средней группы детского сада.
Данный материал содержит подборку дидактических игр для детей 4-5 лет по разным образовательным областям, которые не только воспитатель может использовать для своей работы в ДО...
Картотека дидактических игр для детей средней группы
Дидактические игры для работы с детьми средней группы...
Картотека дидактических игр для детей средней группы в летнее время года
Лето – самая любимая пора всех детей, ведь в теплую погоду можно практически целый день проводить на улице. Одним из важнейших вопросов в работе дошкольного учреждения в летний период является о...
Картотека дидактических игр для детей средней группы.
Картотека дидактических игр для детей средней группы.«Справа как слева».Цель: освоение умений ориентироваться на листе бумаги.Содержание: Матрешки очень торопились и забыли дорисовать...
Картотека дидактических игр для детей средней группы
Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют своё поведение н...
Картотека дидактических игр для детей средней группы.
В копилочку педагогам...