Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе "Колокольчики"
статья
Развивающая предметно – пространственная среда группы организована с учетом требований ФГОС и построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Здесь прослеживаются все образовательные области: 1.Социально – коммуникативная, 2.Познавательная, 3.Речевая, 4.Художественно – эстетическая, 5.Физическая. Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных большим количеством развивающих материалов. Все предметы и материалы доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать для себя интересные занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rpps.docx | 925.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе «Колокольчики»
Развивающая предметно – пространственная среда группы организована с учетом требований ФГОС и построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Здесь прослеживаются все образовательные области: 1.Социально – коммуникативная, 2.Познавательная, 3.Речевая, 4.Художественно – эстетическая, 5.Физическая. Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных большим количеством развивающих материалов. Все предметы и материалы доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать для себя интересные занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Создавая РППС, учитывались следующие требования:
Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей. В группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
Детский сад - это второй дом для сотрудников и детей. А свой дом всегда хочется украсить, сделать уютным, оригинальным, тёплым, непохожим на другие.
В соответствии с рассмотренными принципами в старшей группе «Колокольчики» была создана следующая РППС:
1. Центр театрализованной деятельности;
2. Центр «Ряжения» и ролевых игр;
3. Центр физического развития;
4. Центр книги и речевого развития;
5. Игровой центр;
6. Центр развивающих игр;
7. Центр уединения;
8. Центр наблюдения за природой и экспериментирования;
9. Центр «Творческая мастерская»;
11. Центр музыки;
12. Центр математики и финансовой грамотности;
13. Центр безопасности;
14. Патриотический центр;
15. Центр дежурства;
16. Информационные блоки.
Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
Центр театрализованной деятельности.
Центр театрализованной деятельности — один из активных секторов в группе. Цель театрального уголка: развитие творческих способностей у детей; развитие воображения, умения импровизировать; развитие памяти, внимания, выражение основных эмоций; прививать устойчивый интерес к литературе, театру, музыке; все костюмы, атрибуты располагаются так, чтобы детям было удобно их брать и пользоваться ими, объединятся подгруппами по общим интересам. В уголке находятся реквизиты для различных видов театра: пальчиковый, настольный, плоскостной, маски для разыгрывания сценок.
Центр ряжения.
В нашей группе есть уголок, который любят все дети без исключения. Каждый сам выбирает свой образ, по своим симпатиям и чувствам, живущим у него в душе здесь и сейчас. Это даёт психоэмоциональную разрядку, поднимает настроение. Дети учатся сочетать вещи, ткани, размер. Изучают назначение вещей, их сезонность. Самостоятельно подбирают свой образ.
Центр физического развития.
Для успешного решения задач физического воспитания в дошкольных учреждениях, необходимо иметь физкультурное оборудование, которое должно быть и в групповой комнате, в специально отведенном месте «физкультурном уголке». Подбор оборудования и содержание физкультурного уголка – определяется программными задачами, как физического, так и всестороннего воспитания детей. Задача воспитателя научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства и правильному использованию физкультурного оборудования. В нашей группе детского сада центр двигательной деятельности оформлен как часть игровой зоны. Для детей есть мячи разных размеров; мячики — ёжики; мешочки, наполненные горохом для рук; массажные коврики; кегли; гантели; кольцебросс; дартс; баскетбольное кольцо; обручи; скакалки; верёвки, шнуры; дети постоянно находятся в активном движении и по своему усмотрению пользуются предложенными игрушками. В спортивном уголке находятся приспособления для организованной деятельности детей: для проведения спортивных игр и упражнений. Поэтому в нашем центре есть маски для игр. В основном, это те персонажи, которые чаще всего встречаются в их играх: кот, заяц, лиса, медведь, волк. Предметов, для проведения упражнений – на всех детей группы: кубики, мягкие мячики, султанчики; дыхательные тренажёры. Обязательно есть бубен для выполнения упражнений в предложенном ритме.
Центр книги и речевого развития.
Самым доступным и эффективным способом развития детей является чтение. Для многих родителей это также очень дешёвый способ заняться своим ребёнком. Развивающие способности детской книжки безграничны. Мышление, речь, память, внимание, воображение — всё это формируется благодаря общению с книгой. По этой причине мы и решили создать музей книги. В нашем музее представлены современные книги, книги из детства наших бабушек и дедушек, книги, созданные своими руками. Мы активно используем все представленные книги, т. к. художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного, эстетического развития детей.
Игровой центр.
В игровой зоне размещены разнообразные игры для детей с учётом возраста и гендерного воспитания.
Центр развивающих игр.
Центр развивающих игр направлен на развитие речи, сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения.
Центр уединения.
В условиях детского сада цент уединения даёт возможность ребёнку побыть одному, со своими мыслями, настроением, переживаниями. Найти свою внутреннюю гармонию.
Центр наблюдения за природой и экспериментирования.
«Центр наблюдения за природой» в нашей группе помогает организовать познавательно-исследовательскую деятельность детей. Речь идет об игре-экспериментировании с различными предметами и природными материалами. Организуя игры с водой и песком, мы не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и помогаем им закрепить представления о форме, величине, цвете предметов, развивать мелкую моторику рук, закладываем основы для обучения конструированию. А также учим детей проводить наблюдения за погодой, сезонными изменениями.
Центр творчества.
Творчество в широком смысле слова – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. Очень красочно оформлена выставка, где мы размещаем рисунки и аппликации детей. В центре творчества постоянно что-то меняется в зависимости от лексических тем, осваиваемых техник.
Центр музыки.
Данный центр знакомит детей с музыкальными инструментами, звуками; учит использовать инструменты в игровой деятельности детей.
Центр математики и финансовой грамотности.
В данном центре располагаются следующий материал: магнитная доска, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, карточки с цифрами. При выборе игр предпочтение отдавалось таким играм, которые стимулируют развитие математических интересов детей. Центр формирует у детей интерес к элементарной математической деятельности; воспитывает потребности занимать свое свободное время играми, требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия.
Центр безопасности
В данном центре представлен материал, знакомящий детей с правилами безопасного поведения на дороге, дома, в детском саду, на прогулке.
Патриотический центр
В нашей группе в красивых рамках размещены главные символы нашей страны: гимн России, портрет президента, флаг и герб страны. Кроме того здесь размещены символы нашего города и края.
Центр дежурства.
Труд дошкольников наполняется богатым содержанием, играет большую воспитательную роль, если организован с применением эстетически оформленного, учитывающего требования программы и возрастные особенности детей уголка дежурства.
Информационные блоки.
На стене в приемной расположили стенд, в который размещаем интересную и полезную информацию для родителей. Информационный блок меню. Родители всегда имеют информацию о питании детей.
Показатели оценки развивающей среды:
1. Положительное эмоциональное ощущение ребенка в группе;
2. Отсутствие конфликтов среди детей;
3. Наличие продуктов детской деятельности;
4. Динамика развития ребенка;
5. Невысокий уровень шума.
Заключение:
Каждый ребенок в своем развитии испытывает несомненное влияние семьи, ее быта, культурных предпочтений. В детском саду обстановка всех помещений служит одной задачей: для воспитания и развития ребенка в коллективе. Создание такой благоприятной обстановки - большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. В развивающей среде, окружающей ребенка, должна быть заложена возможность того, что и ребенок становится творцом своего предметного мира, в процессе личностно - развивающего взаимодействия с взрослыми, сверстниками становится творцом своей личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации в связи с введением ФГОС
В статье раскрыт вопрос актуальности организации предметно-простанственной среды. Описаны требования,принципы к созданию предметно-пространственной среды, отдельно выделены правила.Учитываются ...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО
Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в подготовительной группе.
Предметно- развивающаяся среда в детсаде....
Представление опыта на ГМО по теме "Организация развивающей предметно-пространственной макро-среды территории детского детского сада"
1. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению и об...
Сборник материалов Территориальной интернет-выставки нестандартного оборудования "Организация развивающей предметно-пространственной среды, направленной на организацию физического развития и оздоровления в дошкольной образовательной организации"
Сборник материалов Территориальной интернет-выставки нестандартного оборудования "Организация развивающей предметно-пространственной среды, направленной на организацию физического развития и оздо...