Конспект Исследовательская деятельность с детьми подготовительной к школе группы. «Тайны вулкана».
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Образовательная деятельность в дошкольном учреждении направлена на развитие личности ребенка в целом (умение сравнить и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира), а также на совершенствование речи детей, их мышление. Знание о вулканах помогает ребенку осмыслить, что на земле и в нашей стране есть такие природные объекты как – вулканы, которые влияют на климат земли, на живые организмы, на изменения рельефа земли. Знания не самоцель в воспитании, но она необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально – действенный характер и выражается в форме познавательного интереса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Познакомить детей с природным явлением вулканом. | 24.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №250» корпус 2
Конспект
Исследовательская деятельность с детьми подготовительной к школе группы.
«Тайны вулкана».
Подготовила: Иляскина Наталья Ивановна
Введение.
Актуальность:
Образовательная деятельность в дошкольном учреждении направлена на развитие личности ребенка в целом (умение сравнить и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира), а также на совершенствование речи детей, их мышление. Знание о вулканах помогает ребенку осмыслить, что на земле и в нашей стране есть такие природные объекты как – вулканы, которые влияют на климат земли, на живые организмы, на изменения рельефа земли. Знания не самоцель в воспитании, но она необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально – действенный характер и выражается в форме познавательного интереса.
Проблема: идея создания проекта родилась во время исследовательской деятельности, когда детям рассказывалось про камни вулканического происхождения. Дети стали задавать вопросы: «Что такое вулкан? Как он выглядит?».
Цель: познакомить детей с природными явлениями – вулканами.
Задачи:
-сформировать представления о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений;
-помочь детям понять, почему вулканы – это грозное явление природы;
-активизировать в речи детей слова: очаг, магма, жерло, кратер, лава;
-развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов;
-поощрять детей за самостоятельное формирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предложения;
-воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность).
Объект исследования: вулканы.
Предмет исследования: использование знаний о вулканах в предметно-исследовательской деятельности.
Методы исследования:
- сбор информации, наблюдение;
- эксперимент;
- обобщение;
- презентация.
Основная часть.
Предварительная работа:
1. Чтение детской энциклопедии «Про всё на свете» ред. Феданова Ю., Скиба Т.
2. Рассматривание иллюстраций с изображением вулканов.
3. Беседы о видах вулканов.
4. Изготовление макета вулкана.
Материал: ноутбук, проектор, экран, фильмы «Что такое вулканы», «Извержение вулкана», картинки с изображением вулкана, картинки с изображением природных явлений. Для макета и опыта: поддон, пластиковая бутылка из под йогурта, пластилин, сода, уксус, красная краска, моющая жидкость, мерный стаканчик, мерная ложка, фартук и нарукавник.
Словарная работа: исследователь, кратер, жерло, лава, вулкан, спящий, действующий, потухший, вулканолог.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Воспитатель: Дети, посмотрите, сколько нас сегодня много! Давайте улыбнемся друг - другу, чтобы передать каждому свое радостное настроение.
Воспитатель: Сегодня нас с вами пригласили в клуб исследователей. Кто мне расскажет, кто это такие – исследователи?
Дети: Это люди, которые занимаются научными исследованиями, чтобы другие люди получили много знаний.
Воспитатель: Да, всё верно. Вы хотите попасть в клуб исследователей?
Дети: Да!
2.Основная часть.
Воспитатель: А вот что мы с вами сегодня будем исследовать? Вы должны отгадать загадку. Слушайте внимательно.
Я плююсь огнем и лавой,
Я - опасный великан,
Славен я недоброй славой,
Как зовут меня? (Вулкан)
Дети: Вулкан.
Воспитатель: Сегодня в клубе исследователей мы будем вместе с вами изучать это природное явление. А начнем, мы, пожалуй, с легенды о вулкане. Послушайте.
В Древней Греции власть над вулканами принадлежала богу по имени Гефест - огонь. Странный это был бог: некрасивый и хромоногий. Но зато очень трудолюбивый и сильный. Гефест сумел подчинить себе огонь. Он первым начал ковать оружие и делать украшения. А потом научил этому людей. И если над вулканом появлялся пар и огонь, значит, Гефест принялся за работу. Древние римляне дали этому богу имя Вулкан. Оно тоже означает огонь. А дом его получил название Вулкан.
Воспитатель: А теперь давайте рассмотрим вулкан на иллюстрации
Вулкан имеет форму конуса. На самой вершине вулкана находится кратер. Кратер — это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне дыра, уходящая глубоко в землю — это жерло вулкана.
Когда вулканы «спят» то мало отличаются от других гор. Но иногда они «просыпаются» и тогда, начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы. Они окутываются дымом, звучат взрывы, а по склонам течет настоящий огненный поток – лава. Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Лава поднимается из под земли по жерлу вулкана и выброс происходит из кратера.
Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам посмотреть один интересный фильм и закрепить свои знания о том, что такое вулкан, какой формы бывают вулканы, и какие типы вулканов существуют в природе. Смотрите внимательно!
Просмотр учебного фильма «Вулканы и гейзеры».
Воспитатель: Что такое вулкан?
Дети: Это большая гора с крутыми склонами, из которой сначала идёт дым, потом летят камни, а затем извергается лава.
Воспитатель: А на что же похожа эта огнедышащая гора?
Дети: На конус.
Воспитатель: Да, верно, на конус, на треугольник. А что извергает вулкан?
Дети: Лаву, дым.
Воспитатель: Да, ребята, из вулкана выливается раскаленная лава. В атмосферу выбрасываются газы, пепел, раскаленные камни. Какие типы вулканов вы запомнили?
Дети: Действующий, спящий, потухший.
Воспитатель: Правильно, действующий – это вулкан, извергающий в настоящее время; спящий – не извергался, но сохранил свою форму; потухший – сильно разрушенный вулкан.
Вулканы кажутся красивыми, но они очень опасны. Ведь огненная каша-лава, выливаясь из горы, может разрушить города, где живут люди, устроить пожары. В настоящее время специальные люди-ученые изучают вулканы и сообщают об извержениях заранее. И если в этом месте есть жители, то они смогут покинуть город и спастись. Таких ученых называют вулканологи.
А как вы думаете, приносят ли вулканы пользу?
Дети: Нет.
Воспитатель: Ребята, вулканы приносят пользу? Горные породы, порождаемые извержениями вулканов, уже давно используются человеком для строительства домов и дорог. Шлаки, или мелкие частички лавы, используются для производства бетона и чтобы фильтровать воду на очистных станциях. Пемза, испещренная дырочками, оставленными газами магмы, служит прекрасным звукоизолятором. Обладая очень шероховатой поверхностью, она входит в состав канцелярских резинок. Вулканы извергают большое количество таких металлов, как медь, железо и цинк, столь необходимых для промышленности. Что касается серы, то ее собирают для того, чтобы производить спички, красители и удобрения. Также в вулканах находят золото и полудрагоценные камни, такие как опал, топаз и аметист. Лечебная вода, проходя через горную породу, вбирает в себя такие химические элементы, как сера, углекислый газ, кремнезем, известные своими лечебными свойствами в борьбе с различными заболеваниями.
Проведение физкультминутки. (см.приложение 2)
Воспитатель: Хотите вместе со мной, в лаборатории проделать опыт: извержение вулкана?
Дети: Да!
Опыт. «Извергающийся вулкан»
Для проведения опыта нам понадобится:
- пищевая сода,
- жидкость для мытья посуды
- уксус,
- вода,
- красная краска,
- маленькая пластиковая бутылочка,
- пластилин,
- поддоны,
- пластмассовые ложки,
- мерные стаканчики.
Подготовка: изготовить макет вулкана ( установить пластиковую бутылочку на поддон и налепить пластилин вокруг бутылочки в виде конуса).
Ход эксперимента:
Воспитатель: Насыпаем 5 ложек соды. Добавляем красной краски, затем 5 ложек моющей жидкости. А теперь внимание!
Эта жидкость у меня с особым знаком. Что оно означает? (самому пользоваться нельзя) это уксус, наливать можно только взрослому. Его добавлю я сама, когда у вас будет все готово.
Воспитатель добавляет уксус в приготовленные смеси.
Воспитатель: Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергается наш вулкан. Что получается? Сода, и подкрашенный раствор уксуса вступили в химическую реакцию, и из жерла вулкана началась «извергаться» пена красного цвета.
3. Заключение.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы были внимательными, работали аккуратно, и все у нас получилось, замечательно! Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается
Вывод: Когда сода смешивается с уксусом, появляются пузырьки, происходит химическая реакция.
Проведя данный опыт, мы увидели, как извергается вулкан. Это значит, что мы смогли самостоятельно создать природное явление - извержение вулкана.
На основании проделанной работы по созданию условий и проведению в группе экспериментально – исследовательской деятельности по теме: «Тайна вулкана», можно сделать следующие выводы, что в сравнении с началом изучения данной темы и результатами, полученными после проведения опытов, у детей повысился уровень теоретических знаний и практических умений.
Поставленные цели и задачи проекта были реализованы, дети совместно с воспитателем выполняли эксперимент и наглядно видели результат деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект сценария по исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группы "Извержение вулкана"
« Извержение вулкана» Конспект мероприятия по исследовательской деятельности для детей старшей группы. Цель:ØПознакомить детей с природными явлениями –вулканами, их ...
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «ВОЛШЕБНОЕ ЗЕРКАЛО»
Программные задачи:Через практическую деятельность и экспериментирование познакомить детей с историей изготовления зеркал, его оптическими свойствами.Развивать познавательные способности детей.О...
Методическая разработка Конспект экспериментально-исследовательской деятельности с детьми подготовительно к школе группы «Почему предметы движутся»
Развитие способности детей ощущать состояние движения и покоя, инерции, трения...
Конспект познавательно - исследовательской деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему «Молоко и молочные продукты»
Формирование у детей понимания ценности для организма молочных продуктов и желания употреблять их в пищу через исследовательскую деятельность....
Изготовление бумаги в домашних условиях КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ
Количество детей:13 человекВозраст детей: 5-7 летВиды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, продуктивная, двигательная.Интегрирование образовательных областей: &laqu...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по исследовательской деятельности с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития «Капелька света»
Познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества, и возможностью снятия его с предметов.Закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту....
Конспект ОД познавательно – исследовательская деятельность с детьми подготовительной к школе группы. Тема: «Звезды и планеты».
К далёким планетамПути пролегли-По трассам ВселеннойЛетят корабли.По трассам ВселеннойВедут кораблиОтважные люди Земли....