Планирование работы по развитию инженерного мышления.
учебно-методический материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_raboty_po_razvitiyu_inzhenernogo_myshleniya.docx | 27.77 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа №1579
Воспитатель Харитонова Е.В.
Под инженерным мышлением понимается вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники, прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производства, повышение качества продукции. Главное в инженерном мышлении — решение конкретных, выдвигаемых производством задач и целей с помощью технических средств для достижения наиболее эффективного и качественного результата. При этом рационализация, изобретение и открытие как результаты научно-технического творчества порождают качественно новые результаты в области науки и техники и отличаются оригинальностью и уникальностью. Современное инженерное мышление глубоко научно, поэтому необходимо выделить предынженерное мышление как основу формирования мышления инженерного. Выделим следующие признаки предынженерного мышления:
- формируется на основе научно-технической деятельности, как мышление по поводу конструирования
из Лего и др.;
- рационально, выражается в общедоступной форме как продукт;
- не имеет тенденций к формализации и стандартизации, опирается только на экспериментальную
и конструкторскую базу;
- систематично формируется в процессе научно-технического творчества;
Мониторинг по конструированию
Критерии | показатели | уровни | ||
оптимальный | достаточный | недостаточный | ||
Желание конструировать | Выбор наиболее приемлемого вида деятельности для ребенка дошкольного возраста | Выбирает конструирование первым из предложенных видов деятельности В | ыбирает конструирование вторым из предложенных видов деятельности | Выбирает конструирование третьим из предложенных видов деятельности |
Умение конструировать | —реакция на задание; —результат деятельности; —выбор материалов; —оригинальность | В продукте деятельности отражены все показатели продуктов детского творчества | В продукте деятельности отражена половина показателей продуктов детского творчества | В продукте деятельности отражено мало показателей продуктов детского творчества |
Уровень сформированности образовательных особенностей | Развитие конструктивных математических, логических способностей | Выполнение заданий безошибочно, самостоятельно | Нуждается в помощи, допускает много ошибок | Не отвечает, делает всё неправильно, часто ошибается |
Опираясь на эти основные принципы инженерного мышления дошкольников, мы используем следующие приемы организации деятельности детей:
- конструирование из конструкторов Lego Education, Lego «Первые механизмы» и Lego WeDo, включающие элементы робототехники для детей старшего и подготовительного к школе возраста и дидактические игры с использованием Lego конструкторов для детей младшего дошкольного возраста, включающие в себя обучение составлению алгоритма сборки того или иного продукта деятельности, и обучение изображению продукта деятельности в трех проекциях;
- проектно-исследовательская деятельность детей с последующей презентацией своих результатов на муниципальной научно-исследовательской конференции юных исследователей «Литвиновские чтения»;
- экспериментальная деятельность детей, способствующая решению проблемных ситуаций нестандартными способами.
Использование этих приемов организации деятельности детей позволяет объединить образовательное пространство семьи и детского сада, тем самым позволяя развивать инженерное мышление детям не только во время образовательной деятельности в дошкольном учреждении, но и в свободной деятельности как в детском саду, так и дома.
При этом становление базовых (стартовых) потенциальных компетенций и личностных качеств детей дошкольного возраста формируются мной в «эволюционной цепочке»: я - исследователь, я - конструктор, я - мастер, я - творец. Что позволяет нам запустить процесс использования вариативных методов и приемов педагога, то есть наших поливозможностей в рамках развития инженерного мышления.
Итак, проследуем по пути ребенка-творца.
Я – исследователь.
На данном этапе ребенок попадает в так называемое «Техническое бюро». Он исследует образцы продукта, у него формируется восприятие формы, размеров объекта, пространства. Юный исследователь, активно используя опорные схемы, различные символы и знаки, носящие образный характер, пробует установить, на что похож предмет и чем он отличается от других. Ребенок-исследователь учится представлять образец в различных пространственных положениях.
Я – конструктор.
В «Конструкторском бюро» кипит работа по усовершенствованию продукта, ребенок делает его креативным и уникальным. Инициативность, творческий потенциал и воображение помогают юному конструктору найти положительные свойства предметов. Применение которых, улучшат, преобразуют продукт, сделают его находкой конструкторской мысли. Особое значение данный этап имеет для совершенствования знаний, умений и навыков о части целого, свойствах предмета, о понятиях синтеза и анализа.
Я – мастер.
В «Мастерской» ребенок реализует свой опыт созидания. Для своей поделки юный мастер комплектует Мастер-кейс необходимым материалом (природным, бросовым или другим на выбор).
У ребёнка-мастера собственная активная позиция, широкий спектр для созидания: техническое или художественное конструирование, использование конструктора Лего, основ моделирования, макетирования.
В «Мастерской» ребенку-мастеру, создавшему поделку, вручаем знак-стикер (свидетельство его «точки гордости»). Это положительно отражается на его самооценке и создает мотивацию для перехода на следующий этап.
Я – творец.
Это созидатель, вершина мастерства: в его портфолио - навыки конструирования, исследовательской деятельности, умение устанавливать причинно-следственные связи, уникальный «почерк» мастера.
Ребенок созидает и творит. Продукт его деятельности – часть окружающей жизни: может стать героем сказки, рассказа ,может послужить натурой для рисунка юного художника; стать объектом игровой, исследовательской, проектной деятельности. И как всякий рукотворный продукт он способствует самовыражению ребенка, развитию его самостоятельной творческой активности, стремлению к созиданию и свободе выбора.
Перспективное планирование по формированию ОТСМ и инженерного мышления
в группах старшего возраста (технологии ТРИЗ)
сентябрь | октябрь | ноябрь | |
1 неделя | Конструирование «Дома» (различный строительный материал). Цель: уточнять представления детей о строительных деталях, деталях конструкторов; о способах соединения, свойствах конструкции, развивать творчество, самостоятельность, инициативу, формировать навыки пространственной ориентации. | Игра «Из волшебных полосок». Цель: учить работать по контурным схемам, формировать умение придумывать свои модели.
| Конструирование «Самолеты, вертолеты» Цель: развивать конструктивные навыки, упражнять в создании схем будущих построек, развивать пространственное мышление, умение делать умозаключения, формировать стремление исправлять свои ошибки.
|
2 неделя | Игра «Составь фигуру» (геометрические фигуры). Цель. Развивать умение сравнивать и обобщать по одному существенному признаку. | Конструирование «Машины» (строительный материал). Цель: упражнять в плоскостном моделировании, формировать представления о колесах и осях, о способах их крепления. | Дидактическая игра «Что неправильно нарисовал художник?» Цель .Развивать умение устанавливать последовательность событий, развивать внимательность. |
3 неделя | Игра «Отбери детали» (строительный материал). Цель: учить детей работать со схемами, отбирать необходимые детали и моделировать.
| Дидактическая игра «Четвертый лишний» (геометрические фигуры). Цель: развивать аналитические способности, умение обобщать, выделяя существенные признаки. | Конструирование «Ракеты, космические станции» (лего-дупло). Цель: формировать обобщенные представления о видах техники, развивать конструктивные навыки, упражнять в создании схем будущих построек, развивать пространственное мышление, умение делать умозаключения, формировать стремление исправлять свои ошибки. |
4 неделя | Игра «Башни» (лего-дакта). Цель: развивать творчество, самостоятельность, инициативу, формировать навыки пространственной ориентации. | Игра «Что получилось?» (лего-дупло) Цель: развивать конструктивные навыки, развивать пространственное мышление, воображение, фантазию.
| Игра «Построй такую же» (разный конструктор). Цель: развивать конструктивные навыки, внимательность.
|
декабрь | январь | февраль | |
1 неделя | Конструирование «Роботы» (строительный материал). Цель: упражнять детей в создании схем и чертежей (в трех проекциях); в моделировании и конструировании из строительного материала и деталей конструкторов; развивать воображение, внимание, сообразительность; формировать представления об объемных телах, их форме,размере ,количестве. | Игра «Что можно построить?» (строительный материал). Цель: Развивать сообразительность, смекалку, находчивость, активность.
| Конструирование «Мосты» (строительный материал). Цель: упражнять в конструировании мостов. Совершенствовать конструкторские навыки, умение понимать, расчленять, конкретизировать, строить схемы. Развивать внимание, сообразительность. Упражнять в выделении несоответствий, сравнении, обобщении.
|
2 неделя | Игра «Придумай робота». Цель: развитие конструкторских навыков, воображения, фантазии.
| Дидактическая игра «Найди 10 отличий». Цель: Учить детей находить отличия, упражнять в последовательном анализе, выделении и обобщении признаков. Воспитывать интерес к решению задач. | Игра «Волшебные спички». Цель: развитие мелкой моторики, внимания, расширение представлений о геометрических фигурах.
|
3 неделя | Головоломки с палочками. Цель: учить детей составлять геометрические фигуры из определенного количества палочек, пользуясь приемом перестроения к одной фигуре, взятой за основу, другой. Развивать умение обдумывать практические действия. Воспитывать самостоятельность, быстроту реакции. | Конструирование «Микрорайон города». Цель: упражнять детей в рисовании планов, учить воплощать задуманное в строительстве; совершенствовать конструкторский опыт, развивать творческие способности, восприятие формы, глазомер.
| Дидактическая игра «Зачеркни лишнюю деталь». Цель: развивать внимание, сообразительность. Упражнять в выделении несоответствий, сравнении, обобщении.
|
4 неделя | Логические задачи «Вычеркни лишнюю фигуру», «Дорисуй!», «Продолжи ряд». | Игра «Установи детали внутри контура». Цель: Развивать сообразительность, смекалку, находчивость, активность.
| Игра «Орнаменты» (логическая цепочка). Цель: развивать умение делать логические выводы.
|
март | апрель | май | |
1 неделя | Конструирование «Метро» (лего-дупло). Цель: упражнять детей в построении схем, развивать пространственное мышление, фантазию, воображение, формировать конструкторские навыки, элементарную учебную деятельность.
| Конструирование «Суда». Цель: упражнять в построении схематических изображений судов и конструировании по ним, в построении элементарных чертежей судов в трех проекциях, в умении рассуждать и устанавливать причинно-следственные связи и логические отношения, развивать внимание и память. | Конструирование «Архитектура и дизайн» Цель: развивать творческие и конструкторские способности детей, фантазию, изобретательность; упражнять в моделировании и конструировании, в построении схем, развивать образное пространственное мышление.
|
2 неделя | Игра «Найди несоответствие». Цель: развивать умение рассуждать, развивать внимание и память.
| Игра «Найди ошибку в чертеже». Цель: развивать умение логически рассуждать, развивать внимание и память.
| Игра «Нарисуй план». Цель: формирование совместной конструкторско – игровой деятельности детей, упражнение детей в рисование схем, развитие творческой деятельности.
|
3 неделя | Упражнение «Обведи по контуру». Цель: развитие мелкой моторики, аккуратности, воображения. | Сюжетно – ролевая игра «Мы мореходы». Цель: развивать умение договариваться между собой, строить сообща, обыгрывать постройку. | Игра «Где вторая половинка?». Цель: развитие усидчивости, аккуратности, внимания. |
4 неделя | Игра «Лабиринт». Цель: развивать умение воспринимать познавательные задачи, находить для них способы решения.
| Логические задачи и упражнения. «Какая из фигур лишняя и почему?», «Найди два одинаковых», «Что поставить в пустую клетку?» Цель: развивать логическое мышление, сообразительность.
| Игра «Заполни квадрат» Цель: развивать умение сравнивать, анализировать, делать логические выводы. . |
Используемая литература:
- Куцакова Л.В. «Конструирование из строительного материала. Старшая группа». Издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», Москва , 2015
- Гурьянова Ю.Ю. «Лучшие математические головоломки для маленьких вундеркиндов». Издательство «ДОМ. ХХ век», « ИД РИПОЛ классик», Москва 2007
- Дмитриева В. «Настольная энциклопедия развивающих игр для детей от рождения до семи лет». Издательство «СОВА», «ВКТ», 2008
План работы с родителями по формированию инженерного мышления.
Дата | Содержание работы |
Сентябрь | Анкетирование родителей воспитанников. |
Октябрь | Выставка популярных книг и пособий для родителей «Учимся, играя». |
Ноябрь | Консультация для родителей: «Формирование инженерного мышления». |
Декабрь | Создание буклетов «Развиваем логическое мышление». Привлечение родителей к изготовлению материала для дидактических игр. |
Январь | Консультация для родителей: «Разнообразие видов конструкторов». |
Февраль | Фотовыставка детских работ «Мы-конструкторы». |
Март | Консультация для родителей: «Робототехника. Что это такое?». |
Апрель | Проведение мастер-класса для родителей «Робототехника». |
Май | Развлечение для детей с родителями: «Проверь себя» (соревнование команд). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста с помощью Лего-конструирования
В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов....
Игра для развития инженерного мышления дошкольников "Волшебный светофор"
Цель: Учить детей выделять систему, подсистему и надсистему объекта. Пособие к игре: Пособие представляет собой мини-лэпбук (тематическая папка). На внутренней стороне лэпбука на...
«Разработка инженерной книги "Экоробофильтр" как средства развития инженерного мышления детей дошкольного возраста»
Обучение воспитанников основам робототехники, программирования. Развитие творческих способностей в процессе конструирования и проектирования, через создание действующей модели робота ...
Планирование работы по развитию инженерного мышления в группах старшего возраста (технология ТРИЗ)
Под инженерным мышлением понимается вид познавательной деятельности,направленной на исследование,создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники.Главное в инженерном мышлении-р...
Статья "Система работы по формированию инженерного мышления дошкольников"
Статья "Система работы по формированию инженерного мышления дошкольников" Автор: Заушицина Татьяна Сергеевна ГБДОУ детский сад № 39 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга Инж...
Опыт работы по теме "Электронный конструктор в развитии инженерного мышления у дошкольников"
Современное образование диктует новые требования и ставит перед педагогами задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания. Инновационные технологии стали...