Планирование работы по развитию инженерного мышления.
учебно-методический материал

Под инженерным мышлением понимается вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники, прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производства, повышение качества продукции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_raboty_po_razvitiyu_inzhenernogo_myshleniya.docx27.77 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа №1579

Воспитатель Харитонова Е.В.

Под инженерным мышлением понимается вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники, прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производства, повышение качества продукции. Главное в инженерном мышлении — решение конкретных, выдвигаемых производством задач и целей с помощью технических средств для достижения наиболее эффективного и качественного результата. При этом рационализация, изобретение и открытие как результаты научно-технического творчества порождают качественно новые результаты в области науки и техники и отличаются оригинальностью и уникальностью. Современное инженерное мышление глубоко научно, поэтому необходимо выделить предынженерное мышление как основу формирования мышления инженерного. Выделим следующие признаки предынженерного мышления:

-    формируется на основе научно-технической деятельности, как мышление по поводу конструирования

     из Лего и др.;

 -   рационально, выражается в общедоступной форме как продукт;

-   не имеет тенденций к формализации и стандартизации, опирается только на экспериментальную

   и конструкторскую базу;

 -   систематично формируется в процессе научно-технического творчества;

Мониторинг по конструированию

Критерии

показатели

                                                       уровни

оптимальный

достаточный

недостаточный

Желание конструировать

Выбор наиболее приемлемого вида деятельности для ребенка дошкольного возраста

Выбирает конструирование первым из предложенных видов деятельности В

ыбирает конструирование вторым из предложенных видов деятельности

Выбирает конструирование третьим из предложенных видов деятельности

Умение конструировать

—реакция на задание;

—результат деятельности;

 —выбор материалов;

—оригинальность

В продукте деятельности отражены все показатели продуктов детского творчества

В продукте деятельности отражена половина показателей продуктов детского творчества

В продукте деятельности отражено мало показателей продуктов детского творчества

Уровень сформированности образовательных особенностей

Развитие конструктивных математических, логических способностей

Выполнение заданий безошибочно, самостоятельно

Нуждается в помощи, допускает много ошибок

Не отвечает, делает всё неправильно, часто ошибается

Опираясь на эти основные принципы инженерного мышления дошкольников, мы используем следующие приемы организации деятельности детей:

- конструирование из конструкторов Lego Education, Lego «Первые механизмы» и  Lego WeDo, включающие элементы робототехники для детей старшего и подготовительного к школе возраста и дидактические игры с использованием Lego конструкторов для детей младшего дошкольного возраста, включающие в себя обучение составлению алгоритма сборки того или иного продукта деятельности, и обучение изображению продукта деятельности в трех проекциях;

- проектно-исследовательская деятельность детей с последующей презентацией своих результатов на муниципальной научно-исследовательской конференции юных исследователей «Литвиновские чтения»;

- экспериментальная деятельность детей, способствующая решению проблемных ситуаций нестандартными способами.

Использование этих приемов организации деятельности детей позволяет объединить образовательное пространство семьи и детского сада, тем самым позволяя развивать инженерное мышление детям не только во время образовательной деятельности в дошкольном учреждении, но и в свободной деятельности как в детском саду, так и дома.

 При этом становление базовых (стартовых) потенциальных компетенций и личностных качеств детей дошкольного возраста формируются мной в «эволюционной цепочке»: я - исследователь, я - конструктор, я - мастер, я - творец. Что позволяет нам запустить процесс использования вариативных методов и приемов педагога, то есть наших поливозможностей в рамках развития инженерного мышления.

Итак, проследуем по пути ребенка-творца.

Я – исследователь.

         На данном этапе ребенок попадает в так называемое «Техническое бюро». Он исследует образцы продукта, у него формируется восприятие формы, размеров объекта, пространства. Юный исследователь, активно используя опорные схемы, различные символы и знаки, носящие образный характер, пробует установить, на что похож предмет и чем он отличается от других. Ребенок-исследователь учится представлять образец в различных пространственных положениях.

Я – конструктор.

В «Конструкторском бюро» кипит работа по усовершенствованию продукта, ребенок делает его креативным и уникальным. Инициативность, творческий потенциал и воображение помогают юному конструктору найти положительные свойства предметов. Применение которых, улучшат, преобразуют продукт, сделают его находкой конструкторской мысли. Особое значение данный этап имеет для совершенствования знаний, умений и навыков о части целого, свойствах предмета, о понятиях синтеза и анализа.

Я – мастер.

В «Мастерской» ребенок реализует свой опыт созидания. Для своей поделки юный мастер комплектует Мастер-кейс необходимым материалом (природным, бросовым или другим на выбор). 

У ребёнка-мастера собственная активная позиция, широкий спектр для созидания: техническое или художественное конструирование, использование конструктора Лего, основ моделирования, макетирования.

В «Мастерской» ребенку-мастеру, создавшему поделку, вручаем знак-стикер (свидетельство его «точки гордости»). Это положительно отражается на его самооценке и создает мотивацию для перехода на следующий этап.

Я – творец.

Это созидатель, вершина мастерства: в его портфолио - навыки конструирования, исследовательской деятельности, умение устанавливать причинно-следственные связи, уникальный «почерк» мастера.

Ребенок созидает и творит. Продукт его деятельности – часть окружающей жизни: может стать героем сказки, рассказа ,может послужить натурой для рисунка юного художника; стать объектом игровой, исследовательской, проектной деятельности. И как всякий рукотворный продукт он способствует самовыражению ребенка, развитию его самостоятельной творческой активности, стремлению к созиданию и свободе выбора.

Перспективное планирование по формированию ОТСМ и инженерного мышления

в  группах старшего возраста (технологии ТРИЗ)

сентябрь

октябрь

ноябрь

1 неделя

Конструирование «Дома» (различный строительный материал).

Цель: уточнять представления детей о строительных деталях, деталях конструкторов; о способах соединения, свойствах конструкции, развивать творчество, самостоятельность, инициативу, формировать навыки пространственной ориентации.  

Игра «Из волшебных полосок».

Цель: учить работать по контурным схемам, формировать умение придумывать свои модели.                            

                                                           

                                                                 

                                                               

Конструирование «Самолеты, вертолеты»

Цель: развивать конструктивные навыки,

упражнять в создании схем будущих построек,

развивать пространственное мышление,

умение делать умозаключения, формировать

стремление исправлять свои ошибки.

                                                               

                                                               

2 неделя

Игра «Составь фигуру» (геометрические фигуры).

Цель. Развивать умение сравнивать и обобщать по одному существенному признаку.                                                  

Конструирование «Машины» (строительный материал).

Цель: упражнять в плоскостном моделировании, формировать представления о колесах и осях, о способах их крепления.                          

Дидактическая игра  «Что неправильно нарисовал художник?»

Цель .Развивать умение

 устанавливать последовательность событий,

 развивать внимательность.                                              

3 неделя

Игра  «Отбери детали» (строительный материал).

Цель: учить детей работать со схемами, отбирать необходимые детали и моделировать.                              

                                                  

Дидактическая игра «Четвертый лишний» (геометрические фигуры).

Цель: развивать аналитические способности, умение обобщать, выделяя существенные признаки.

Конструирование «Ракеты, космические станции»

(лего-дупло).

Цель: формировать обобщенные представления

 о видах техники, развивать конструктивные

навыки, упражнять в создании схем будущих

построек, развивать пространственное

мышление, умение делать умозаключения,

 формировать стремление исправлять

свои ошибки.                  

4 неделя

Игра «Башни» (лего-дакта).

Цель: развивать творчество, самостоятельность, инициативу, формировать навыки пространственной ориентации.                               

Игра «Что получилось?» (лего-дупло)

Цель: развивать конструктивные навыки, развивать пространственное мышление, воображение, фантазию. 

                                                                                

Игра «Построй такую же» (разный конструктор).

Цель: развивать конструктивные

навыки, внимательность.

                     

          

декабрь

январь

февраль

1 неделя

Конструирование «Роботы» (строительный материал).

Цель: упражнять детей в создании схем и чертежей (в трех проекциях); в моделировании и конструировании из строительного материала и деталей конструкторов; развивать воображение, внимание, сообразительность;

 формировать представления об объемных телах, их форме,размере

,количестве.                                                                                                      

Игра «Что можно построить?» (строительный материал).

Цель: Развивать сообразительность, смекалку, находчивость, активность.

                                                               

Конструирование «Мосты»

 (строительный материал).

Цель: упражнять в конструировании мостов.

Совершенствовать конструкторские навыки,

умение понимать,  расчленять, конкретизировать,

  строить схемы.

Развивать внимание, сообразительность.

Упражнять в выделении несоответствий, сравнении,

обобщении.  

                                                              

2 неделя

Игра «Придумай робота».

Цель: развитие конструкторских навыков, воображения, фантазии.              

                                                     

Дидактическая игра «Найди 10 отличий».

Цель: Учить детей находить отличия, упражнять в последовательном анализе, выделении и обобщении признаков. Воспитывать интерес к решению задач.

Игра «Волшебные спички».

Цель: развитие мелкой моторики, внимания,

расширение представлений о геометрических фигурах.      

                                                           

3 неделя

Головоломки с палочками.

Цель: учить детей составлять геометрические фигуры из определенного количества палочек, пользуясь приемом перестроения  к одной фигуре, взятой за основу, другой. Развивать умение обдумывать практические действия. Воспитывать самостоятельность, быстроту реакции.                                    

Конструирование «Микрорайон города».

Цель: упражнять детей в рисовании планов, учить воплощать задуманное в строительстве; совершенствовать конструкторский опыт, развивать творческие способности, восприятие формы, глазомер.

                                                               

Дидактическая игра

«Зачеркни лишнюю деталь».

Цель: развивать внимание, сообразительность.

Упражнять в выделении несоответствий, сравнении,

обобщении.  

                                                               

4 неделя

Логические задачи «Вычеркни лишнюю фигуру», «Дорисуй!», «Продолжи ряд».

Игра «Установи детали внутри контура».

Цель: Развивать сообразительность, смекалку, находчивость, активность.

                                                                 

Игра «Орнаменты»

(логическая цепочка).

Цель: развивать умение  делать логические выводы.

                                                                           

март

апрель

май

1 неделя

Конструирование «Метро» (лего-дупло).

Цель: упражнять детей в построении схем, развивать пространственное мышление, фантазию, воображение, формировать конструкторские навыки, элементарную учебную деятельность.

                                                         

Конструирование «Суда».

Цель: упражнять в построении схематических изображений судов и конструировании по ним, в построении элементарных чертежей судов в трех проекциях, в умении рассуждать и устанавливать причинно-следственные связи и логические отношения, развивать внимание и память.                                                  

Конструирование «Архитектура и дизайн»

Цель: развивать творческие и

конструкторские способности детей,

фантазию, изобретательность; упражнять в

моделировании и конструировании,

 в построении схем, развивать образное

 пространственное мышление.

                                                           

2 неделя

Игра «Найди несоответствие». 

Цель: развивать умение рассуждать, развивать внимание и память.

                                                       

Игра «Найди ошибку в чертеже».

Цель: развивать умение логически рассуждать, развивать внимание и память.

                                                               

Игра «Нарисуй план».

Цель: формирование совместной

конструкторско – игровой деятельности детей,

упражнение детей в рисование схем, развитие

творческой деятельности.

                                                           

3 неделя

Упражнение «Обведи по контуру».

Цель: развитие мелкой моторики, аккуратности, воображения.    

Сюжетно – ролевая игра «Мы мореходы».

Цель: развивать умение договариваться между собой, строить сообща, обыгрывать постройку.

Игра «Где вторая половинка?».

Цель: развитие усидчивости,

аккуратности, внимания.                                        

4 неделя

Игра «Лабиринт».

Цель: развивать умение воспринимать познавательные задачи, находить для них способы решения.

                                                     

Логические задачи и упражнения.

«Какая из фигур лишняя и почему?», «Найди два одинаковых», «Что поставить в пустую клетку?»

Цель: развивать логическое мышление, сообразительность.      

                                     

Игра «Заполни квадрат»

Цель: развивать умение сравнивать, анализировать,

 делать логические выводы.

                                                                          .

Используемая литература:

  1. Куцакова Л.В. «Конструирование из строительного материала. Старшая группа».  Издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», Москва , 2015

  1.  Гурьянова Ю.Ю. «Лучшие математические головоломки для маленьких вундеркиндов». Издательство «ДОМ. ХХ век», « ИД РИПОЛ классик», Москва 2007

  1. Дмитриева В. «Настольная энциклопедия развивающих игр для детей от рождения до семи лет». Издательство «СОВА», «ВКТ», 2008

План работы с родителями по формированию инженерного мышления.

Дата

Содержание работы

Сентябрь

Анкетирование родителей воспитанников.

Октябрь

Выставка популярных книг и пособий для родителей  «Учимся, играя».

Ноябрь

Консультация для родителей: «Формирование инженерного мышления».

Декабрь

Создание буклетов «Развиваем логическое мышление».

Привлечение родителей к изготовлению материала для дидактических игр.

Январь

Консультация для родителей: «Разнообразие видов конструкторов».

Февраль

Фотовыставка детских работ «Мы-конструкторы».

Март

Консультация для родителей: «Робототехника. Что это такое?».

Апрель

Проведение мастер-класса для родителей «Робототехника».

Май

Развлечение для детей с родителями: «Проверь себя» (соревнование команд).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста с помощью Лего-конструирования

В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов....

Игра для развития инженерного мышления дошкольников "Волшебный светофор"

Цель: Учить детей выделять систему, подсистему и надсистему объекта.  Пособие к игре: Пособие представляет собой мини-лэпбук (тематическая папка). На внутренней стороне лэпбука на...

«Разработка инженерной книги "Экоробофильтр" как средства развития инженерного мышления детей дошкольного возраста»

Обучение воспитанников основам робототехники, программирования. Развитие творческих способностей в процессе конструирования и проектирования, через   создание действующей модели робота ...

Планирование работы по развитию инженерного мышления в группах старшего возраста (технология ТРИЗ)

Под инженерным мышлением понимается вид познавательной деятельности,направленной на исследование,создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники.Главное в инженерном мышлении-р...

Статья "Система работы по формированию инженерного мышления дошкольников"

Статья "Система работы по формированию инженерного мышления дошкольников" Автор: Заушицина Татьяна Сергеевна ГБДОУ детский сад № 39 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга Инж...

Опыт работы по теме "Электронный конструктор в развитии инженерного мышления у дошкольников"

Современное образование  диктует новые  требования и ставит перед  педагогами задачи  поиска наиболее оптимальных  систем обучения и воспитания. Инновационные технологии стали...