Консультация для педагогов «Организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ»
консультация

Консультация для педагогов

«Организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ»

 

Задачи опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ

Образовательные задачи:

 • формирование представлений о предметах: их свойствах и качествах.

• формирование способности определять взаимосвязи между предметами и явлениями.

• формирования умения делать выводы, открытия.

Развивающие задачи:

• развитие мыслительных способностей: сравнение, сопоставление, систематизация, обобщение, анализ.

• развитие мелкой моторики и координации движений.

• развитие визуального, слухового, сенсорного восприятия.

• развитие внимания памяти.

• развитие речевых способностей.

Воспитательные задачи:

 • создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию.

• создание дружественной атмосферы в группе во время проведения исследований.

• воспитание умения работать в коллективе, чувства взаимопомощи.

• воспитание усидчивости и аккуратности.

Методы и приёмы опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ

Среди приёмов и методов организации опытно-экспериментальной деятельности выделим актуальные для использования в дошкольном образовательном учреждении:

Проблемно-поисковый метод. Воспитателем создаётся проблемная ситуация, в которой детям предстоит определить требующих решения вопрос, выдвинуть гипотезы по способам решения проблемы, провести опытную деятельность и подвести итоги. Проблемно-поисковый метод является ведущим для современной системы обучения, в нём через оживлённую дискуссию с педагогом у детей возникает мотивация к активному экспериментированию и стремление получить результат.

Наблюдения за объектом. Организованное в помещении или на территории детского сада восприятие предметов и процессов развивает визуальные и аудиальные способности детей. Исследования, проводимые во время прогулок, погружают ребят в мир природы со всем разнообразием зрительных образов, красок, звуков и запахов. Наблюдение является одной из активных практик опытно-исследовательской деятельности у дошкольников.

Опыты и эксперименты. Наряду с игрой экспериментирование считается ведущей деятельностью. Ставя элементарные опыты над предметами (уронить на пол, попытаться разломить, извлечь звук и проч., малыши приобретают сведения об их свойствах. Дошкольники с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания: ставят опыты с водой в жидком и твёрдом состоянии, с песком, камнями, глиной, растениями. Начинать проводить опыты нужно с детьми младшей группы, побуждая к периоду старшего дошкольного возраста к желанию самостоятельного экспериментирования. Этот метод исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива.

 Виды детского экспериментирования

По характеру познавательной деятельности детей

• иллюстративное (детям известен результат, и опыт подтверждает знакомые факты);

• поисковое (результат неизвестен, его необходимо получить опытным путём);

• решение познавательных задач

По месту в образовательном цикле

• первичное;

• повторное;

• заключительное;

• итоговое

По характеру мыслительных опираций • констатирующее (наблюдение особенностей объекта или явления вне связи с другими объектами или явлениями);

• сравнительное (есть возможность увидеть изменение свойств или качеств объекта во время какого-либо процесса);

• обобщающее (есть возможность определить закономерность какого-либо процесса, рассмотренного в виде отдельных этапов в предыдущих экспериментах);

По способу применения • демонстрационное;

• фронтальное

В опытно-экспериментальной деятельности осуществляется развитие умственных и практических способностей детей. Если в процессе исследования задачей было получение новой информации при помощи совершенствования практических навыков, то опытно-экспериментальная деятельность в этом случае носит познавательный характер. Формирование новых навыков экспериментирования и обучение работать с различными инструментами осуществляется в рамках исследовательской опытно-экспериментальной деятельности.

Виды занятий по экспериментированию

Игры-эксперименты. Поскольку ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, первые опыты и эксперименты проводятся в русле игровой направленности. На занятии присутствует сказочный персонаж, который даёт ребятам задания или просит о помощи в проблемной ситуации. Возможно создание игровой ситуации, где дети будут действовать в вымышленных условиях (царство снега и льда, в гостях у Феи воздуха и др.)

Моделирование. Знания о свойствах предметов дети могут получить через изучение или построение моделей реально существующих объектов (вулкан, айсберг, полярное сияние). К моделированию в опытно-экспериментальной деятельности способны дети 3–4 лет (например, моделируют вихрь при мощи кусочков бумаги и создания воздушного потока, педагогу важно учитывать возрастные особенности детей, модель должна быть понятной и доступной.

Опыты. Проведение опытов позволяет в наглядной форме объяснить физические явления на занятиях по окружающему миру. Необходимо провести инструктаж по работе в мини-лаборатории или экспериментированию на рабочем месте, проговорить совместно с воспитанниками правила безопасности. Самостоятельное проведение опыта ярче откладывается в памяти ребёнка. Дошкольники ставят опыты с водой, воздухом, различными видами почвы, магнитами. Комплексные виды опытов в детском саду обычно направлены на расширение представлений о свойствах почвы, воды, воздуха.

Индивидуализация заданий опытно - экспериментальной деятельности

Организация детского экспериментирования осуществляется в рамках личностного подхода в обучении и воспитании. Реализация этого подхода возможна во время занятия НОД, когда детям даются задания различного уровня сложности на проведение опыта. Например, на занятии «Тонет — не тонет» первой подгруппе воспитатель детей даёт задание провести опыт на определение плавучести кубиков одинакового размера из разных материалов (дерево, пластмасса, стекло, металл, пенопласт, камень, а второй подгруппе — определить плавучесть предметов разного веса и формы, но состоящих из металла (кубик, миска, кораблик). Первое задание предполагает выводы о плавучести более лёгких материалов, второе задание подразумевает сложный вывод о способности предметов плавать в зависимости от их общей плотности и объёма. Разноуровневые задания даются во время прогулок по проведению экспериментирования с водой, песком, воздухом. Ребята так же делятся на подгруппы, проводят опыты, после проводится совместное обсуждение. Самостоятельная деятельность воспитанников инициируется педагогом с целью совершенствования навыков проведения экспериментов с учётом личных интересов детей. В различных центрах активности могут быть организованы игры-эксперименты, изучение моделей и макетов, наблюдение за жизнедеятельностью растений, проведение собственно опытов с веществами.

Мотивирующее начало занятий

У детей дошкольного возраста сильно стремление к наблюдениям, непосредственному контакту с изучаемыми предметами, постановке опытов и экспериментов. Особенно их привлекают занятия в мини-лабораториях, где можно использовать специальные инструменты и непривычные материалы для исследования. Педагогу важно организовать занятие по опытно-экспериментальной деятельности так, чтобы на первом месте у воспитанников было стремление к обретению новой информации. Зачастую случается, практическая сторона вызывает у детей настолько яркие положительные эмоции, что в них теряется радость собственно открытия, к чему стремится проведение каждого опыта и эксперимента. Поэтому рекомендуется начало занятий посвящать активации внимания и усилению мотивации к решению какой-либо проблемной ситуации, поиску ответа на поставленный вопрос. В этих целях используется наглядный материал (плакаты, карточки и открытки, иллюстрации книг, энциклопедии, устраиваются подвижные и дидактические игры, тематические гимнастика и зарядка, проводятся дискуссии, в которых ребятам даётся возможность привести примеры из личного опыта, привлекаются к участию сказочные персонажи.

Варианты мотивирующих начал

Тема занятия, возрастная группа

Вариант мотивирующего начала

«Таянья снега» первая младшая группа Включение в игровую ситуацию.

В группу приходит письмо от Снежной Королевы, она приглашает ребят в своё царство. При помощи волшебного портала дети попадают в мир вечного льда и снега, где им предстоит выполнить задания сказочной хозяйки и принять участие в эксперименте по изучению свойств снега.

«Домик для ежика» вторая младшая группа Создание сюрпризного момента.

В группу приходит сказочный персонаж Ёжик, он фырчит и ничего не говорит, но выглядит очень взволнованным. Он принёс ребятам письмо от лесных жителей, в котором рассказывается о попытках Ё жика сделать себе домик: в коробке было жёстко, на шишках неудобно, в мох он проваливался. Лесные жители просят ребят помочь Ёжику в создании удобного домика.

«Свойства воды» средняя группа. Изучение плаката «Круговорот воды в природе». Проведение познавательной беседы о формах воды в природе. Проведение подвижной игры «Дождик и солнышко».

«Мусор в землю закапаем» старшая группа. Просмотр презентации о загрязнении почвы и её возможных последствиях.

Проведение дискуссии о том, какой мусор можно закапывать в землю, а какой требует других способов переработки.

«Выращивание кристаллов соли» подготовительная группа Изучение иллюстраций о способах добычи соли. Отгадывание загадок о соли и сахаре.

2. Опытно - экспериментальное занятие в ДОУ

Занятие опытно-экспериментальной направленности в детском саду строится с учё том возрастных особенностей детей в условиях временных рамок по нормам САНПиН:

младшая группа — 15 минут;

средняя группа — 20 минут;

старшая группа — 25 минут;

подготовительная группа — 30 минут.

Для профилактики переутомления используются различные формы деятельности : игровая (дидактические игры, физическая (физкультминутки, подвижные игры, развлекательная (пение, познавательная (изучение наглядного материала, проведение беседы). Практическую работу предваряет повторение правил техники безопасности и проговаривание последовательности выполнения действий во время эксперимента. По завершении опыта каждый воспитанник приводит в порядок своё рабочее место, помогает воспитателю убрать инструменты. Обязателен этап рефлексии в конце занятия: ребята сообщают результаты эксперимента, делятся эмоциями от процесса открытия.

 Картотека опытов и экспериментов

Область экспериментирования Тема занятия Цель экспериментирования Материалы

Объекты неживой природы «Свойства» Знакомство со свойством песка Баночка с сухим песком, бутылка воды, лопатки, оргстекло, магнит.

«Очистка воды» Познакомить со способами фильтрации Стакан с грязной водой, пустой стакан, ватные фильтры для очистки воды

«Ткани» Формирование представлений о свойствах различных тканей. Ёмкости с водой, ножницы, образцы тканей

«Металлы» Формирование представлений о свойствах материалов Спиртовка, спички, ножницы, образцы металлов (демонстрационный опыт, проводится педагогом)

«Магнетическое свойством Земли.» Знакомство с магнетическим свойством Земли.

Магнит, стакан, иголки, макет земного шара, намагниченная английская булавка, вода, растительное масло

«Радуга» Познакомить с механизмом распада света на цветовой спектр. Гранёное стекло (деталь от хрустальной люстры)

«Как достать скрепку?» Расширения представлений свойствах магнита и его применение человеком.

Ёмкость с водой, скрепки, магнит

«Северное сияние» Расширение представления о магнитных силах Земли Магнит, металлические опилки, два листа бумаги, трубочка для коктейля, воздушный шар, мелкие кусочки бумаги

«Космос в стакане» Выяснение факторов, влияющих на форму планет Стакан с водой, масло, спирт, пипетка

«Корни тянуться» Установление связи видоизменения частей растений от влияния внешних факторов Растения в горшках с поддонами, имитирующими различные внешние факторы воздействия

«Свойства испарения жидкости» Установление зависимости количества испаряемой жидкости от размера листьев растения Три комнатных растения: с мелкими листьями (фикус ретуза, со средними листьями (фикус Бенджамина, кактус

«Свет и рост» Установление взаимосвязи между освещением и ростом растения Комнатные растения, лист бумаги, карандаш

Объекты живой природы «Запасливые растения» Знакомство со свойством некоторых растений накапливать влагу

Ёмкость с водой, пищевые красители, деревянные бруски, губки

«Как цветок пьет воду» Формирование представления о движении воды от корня растения по стеблю к листьям и цветку Стаканы с водой, пищевые красители, белые гвоздики

«Тепло и холодно» Установление влияния температурного режима на рост растений

Веточки с нераспустившимися почками, стаканчики с водой

«Растения дышат»

Установление потребности растения в воздухе

Комнатные растения, трубочки пластиковые, вазелин, лупа

«Живой кусочек» Установление способности растения питаться и расти за счёт корня Корнеплоды (морковь, редька, редис, репа, свёкла)

Человеческий организм «Ухо и носоглотка» Установление связи уха с носоглоткой Модель строения уха и носоглотки

«Запах и вдох» Установление необходимости вдоха для определения запаха

Плотный матерчатый мешочек с различными ароматическими материалами: мыло, апельсиновая цедра, ароматическая свеча, флакон духов

«Восприятие холода и тепла» Определить расположение на теле человека воспринимающих тепло и холод точек Ёмкости с горячей и холодной водой, спица

«Глаза» Знакомство со строением глаза Модель человеческого глаза

«Зрачок»

Изучить влияние света на зрачок

Зеркало

«Храп» Познакомить с причинами появления храпа у человека Вощёная бумага, ножницы, линейка

Фиксация результатов экспериментальной деятельности воспитанников ДОУ

Фиксация результатов практического исследования или наблюдения является обязательным этапов опытно-экспериментальной деятельности. Приучать детей к фиксированию нужно постепенно, поскольку этот вид работы считается сложным для дошкольников. А необходим этот этап для того, чтобы результаты экспериментирования запечатлелись в памяти воспитанников (зрительной, сенсорной, слуховой, двигательной, обонятельной). Способы фиксация результатов детского экспериментирования:

Графический. Простейший способ фиксации результатов наглядно при помощи готовых форм: карточки, картинки, графические схемы, фотографии, объёмные изображения, аудиозаписи. Этот способ можно применять в экспериментировании с детьми 3–4 лет, предлагая выбрать им из нескольких готовых форм ту, которая представляет собой изображение результатов практической работы на текущем занятии. С воспитанниками средней группы используются простые графические схемы или мнемокарты.

Ментальный. Для фиксации результатов опытно-экспериментальной деятельности используются речевые навыки детей: ребёнок рассказывает о результатах практического исследования. Ментальный способ применяется в работы с детьми средней группы: воспитанники формируют умение самостоятельно проговаривать итоги эксперимента, сравнивают их с результатами подобных опытов, проводимых ранее. Старшие дошкольники во время ментальной фиксации совершенствуют умение обобщать и систематизировать знания об объектах.

Практический. Заключается в фиксировании результатов экспериментирования на бумаге — зарисовыванием или записыванием. В работе с дошкольниками чаще используется схематическое зарисовывание и зарисовывание условными символами. С этой целью дети ведут дневники наблюдений, журналы опытов, заполняют карточки экспериментов. Записывание рассказа о результатах практического исследования в детском саду осуществляет воспитатель со слов детей, например, для закрепления отчёта о проделанной работе в журнале группы, на стенде в уголке познания.

Консультация для родителей

Рекомендуется несколько раз в течение учебного года проводить собрания с родителями, на которых освещает работа детей в рамках опытно-экспериментальной деятельности. Родителям сообщаются цели и задачи детского экспериментирования, они должны понимать его значимость для становления личности ребёнка. Познавательная активность и стремление к проведению практических исследований необходимо поощрять и в домашних условиях. Поддержка опытно-экспериментальной деятельности детей осуществляется через реализацию следующих задач: поощрение любознательности ребёнка, инициативности в экспериментировании; проявление интереса к занятиям в детском саду; мотивировать личным примером. На консультациях для родителей педагог предоставляет примерные темы для совместной опытно-экспериментальной деятельности с детьми в домашних условиях и на прогулках (для инициативных родителей — темы краткосрочных исследовательских проектов) : сезонные наблюдение на улице, описание выполнения опытов в ванной комнате, на кухне. Следует указать на важность фиксирования результатов практических исследований: родители совместно с детьми могут вести дневники и журналы, рисовать плакаты, делать коллажи из фотографий и лэпбуки (книжки-раскладушки на тему проведённых опытов — «Три формы воды», «Условия роста растений», «Способы очистки почвы», «Свойства воздуха»). Экспериментирование в кругу семьи (с мамой и папой, братьями и сёстрами, дедушками и бабушками) — это не только приобретение знаний, но и положительные эмоции.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx36.07 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ»

Задачи опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ

Образовательные задачи:

 • формирование представлений о предметах: их свойствах и качествах.

• формирование способности определять взаимосвязи между предметами и явлениями.

• формирования умения делать выводы, открытия.

Развивающие задачи:

• развитие мыслительных способностей: сравнение, сопоставление, систематизация, обобщение, анализ.

• развитие мелкой моторики и координации движений.

• развитие визуального, слухового, сенсорного восприятия.

• развитие внимания памяти.

• развитие речевых способностей.

Воспитательные задачи:

 • создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию.

• создание дружественной атмосферы в группе во время проведения исследований.

• воспитание умения работать в коллективе, чувства взаимопомощи.

• воспитание усидчивости и аккуратности.

Методы и приёмы опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ

Среди приёмов и методов организации опытно-экспериментальной деятельности выделим актуальные для использования в дошкольном образовательном учреждении:

Проблемно-поисковый метод. Воспитателем создаётся проблемная ситуация, в которой детям предстоит определить требующих решения вопрос, выдвинуть гипотезы по способам решения проблемы, провести опытную деятельность и подвести итоги. Проблемно-поисковый метод является ведущим для современной системы обучения, в нём через оживлённую дискуссию с педагогом у детей возникает мотивация к активному экспериментированию и стремление получить результат.

Наблюдения за объектом. Организованное в помещении или на территории детского сада восприятие предметов и процессов развивает визуальные и аудиальные способности детей. Исследования, проводимые во время прогулок, погружают ребят в мир природы со всем разнообразием зрительных образов, красок, звуков и запахов. Наблюдение является одной из активных практик опытно-исследовательской деятельности у дошкольников.

Опыты и эксперименты. Наряду с игрой экспериментирование считается ведущей деятельностью. Ставя элементарные опыты над предметами (уронить на пол, попытаться разломить, извлечь звук и проч., малыши приобретают сведения об их свойствах. Дошкольники с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания: ставят опыты с водой в жидком и твёрдом состоянии, с песком, камнями, глиной, растениями. Начинать проводить опыты нужно с детьми младшей группы, побуждая к периоду старшего дошкольного возраста к желанию самостоятельного экспериментирования. Этот метод исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива.

 Виды детского экспериментирования

По характеру познавательной деятельности детей

• иллюстративное (детям известен результат, и опыт подтверждает знакомые факты);

• поисковое (результат неизвестен, его необходимо получить опытным путём);

• решение познавательных задач

По месту в образовательном цикле

• первичное;

• повторное;

• заключительное;

• итоговое

По характеру мыслительных опираций • констатирующее (наблюдение особенностей объекта или явления вне связи с другими объектами или явлениями);

• сравнительное (есть возможность увидеть изменение свойств или качеств объекта во время какого-либо процесса);

• обобщающее (есть возможность определить закономерность какого-либо процесса, рассмотренного в виде отдельных этапов в предыдущих экспериментах);

По способу применения • демонстрационное;

• фронтальное

В опытно-экспериментальной деятельности осуществляется развитие умственных и практических способностей детей. Если в процессе исследования задачей было получение новой информации при помощи совершенствования практических навыков, то опытно-экспериментальная деятельность в этом случае носит познавательный характер. Формирование новых навыков экспериментирования и обучение работать с различными инструментами осуществляется в рамках исследовательской опытно-экспериментальной деятельности.

Виды занятий по экспериментированию

Игры-эксперименты. Поскольку ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, первые опыты и эксперименты проводятся в русле игровой направленности. На занятии присутствует сказочный персонаж, который даёт ребятам задания или просит о помощи в проблемной ситуации. Возможно создание игровой ситуации, где дети будут действовать в вымышленных условиях (царство снега и льда, в гостях у Феи воздуха и др.)

Моделирование. Знания о свойствах предметов дети могут получить через изучение или построение моделей реально существующих объектов (вулкан, айсберг, полярное сияние). К моделированию в опытно-экспериментальной деятельности способны дети 3–4 лет (например, моделируют вихрь при мощи кусочков бумаги и создания воздушного потока, педагогу важно учитывать возрастные особенности детей, модель должна быть понятной и доступной.

Опыты. Проведение опытов позволяет в наглядной форме объяснить физические явления на занятиях по окружающему миру. Необходимо провести инструктаж по работе в мини-лаборатории или экспериментированию на рабочем месте, проговорить совместно с воспитанниками правила безопасности. Самостоятельное проведение опыта ярче откладывается в памяти ребёнка. Дошкольники ставят опыты с водой, воздухом, различными видами почвы, магнитами. Комплексные виды опытов в детском саду обычно направлены на расширение представлений о свойствах почвы, воды, воздуха.

Индивидуализация заданий опытно - экспериментальной деятельности

Организация детского экспериментирования осуществляется в рамках личностного подхода в обучении и воспитании. Реализация этого подхода возможна во время занятия НОД, когда детям даются задания различного уровня сложности на проведение опыта. Например, на занятии «Тонет — не тонет» первой подгруппе воспитатель детей даёт задание провести опыт на определение плавучести кубиков одинакового размера из разных материалов (дерево, пластмасса, стекло, металл, пенопласт, камень, а второй подгруппе — определить плавучесть предметов разного веса и формы, но состоящих из металла (кубик, миска, кораблик). Первое задание предполагает выводы о плавучести более лёгких материалов, второе задание подразумевает сложный вывод о способности предметов плавать в зависимости от их общей плотности и объёма. Разноуровневые задания даются во время прогулок по проведению экспериментирования с водой, песком, воздухом. Ребята так же делятся на подгруппы, проводят опыты, после проводится совместное обсуждение. Самостоятельная деятельность воспитанников инициируется педагогом с целью совершенствования навыков проведения экспериментов с учётом личных интересов детей. В различных центрах активности могут быть организованы игры-эксперименты, изучение моделей и макетов, наблюдение за жизнедеятельностью растений, проведение собственно опытов с веществами.

Мотивирующее начало занятий

У детей дошкольного возраста сильно стремление к наблюдениям, непосредственному контакту с изучаемыми предметами, постановке опытов и экспериментов. Особенно их привлекают занятия в мини-лабораториях, где можно использовать специальные инструменты и непривычные материалы для исследования. Педагогу важно организовать занятие по опытно-экспериментальной деятельности так, чтобы на первом месте у воспитанников было стремление к обретению новой информации. Зачастую случается, практическая сторона вызывает у детей настолько яркие положительные эмоции, что в них теряется радость собственно открытия, к чему стремится проведение каждого опыта и эксперимента. Поэтому рекомендуется начало занятий посвящать активации внимания и усилению мотивации к решению какой-либо проблемной ситуации, поиску ответа на поставленный вопрос. В этих целях используется наглядный материал (плакаты, карточки и открытки, иллюстрации книг, энциклопедии, устраиваются подвижные и дидактические игры, тематические гимнастика и зарядка, проводятся дискуссии, в которых ребятам даётся возможность привести примеры из личного опыта, привлекаются к участию сказочные персонажи.

Варианты мотивирующих начал

Тема занятия, возрастная группа

Вариант мотивирующего начала

«Таянья снега» первая младшая группа Включение в игровую ситуацию.

В группу приходит письмо от Снежной Королевы, она приглашает ребят в своё царство. При помощи волшебного портала дети попадают в мир вечного льда и снега, где им предстоит выполнить задания сказочной хозяйки и принять участие в эксперименте по изучению свойств снега.

«Домик для ежика» вторая младшая группа Создание сюрпризного момента.

В группу приходит сказочный персонаж Ёжик, он фырчит и ничего не говорит, но выглядит очень взволнованным. Он принёс ребятам письмо от лесных жителей, в котором рассказывается о попытках Ё жика сделать себе домик: в коробке было жёстко, на шишках неудобно, в мох он проваливался. Лесные жители просят ребят помочь Ёжику в создании удобного домика.

«Свойства воды» средняя группа. Изучение плаката «Круговорот воды в природе». Проведение познавательной беседы о формах воды в природе. Проведение подвижной игры «Дождик и солнышко».

«Мусор в землю закапаем» старшая группа. Просмотр презентации о загрязнении почвы и её возможных последствиях.

Проведение дискуссии о том, какой мусор можно закапывать в землю, а какой требует других способов переработки.

«Выращивание кристаллов соли» подготовительная группа Изучение иллюстраций о способах добычи соли. Отгадывание загадок о соли и сахаре.

2. Опытно - экспериментальное занятие в ДОУ

Занятие опытно-экспериментальной направленности в детском саду строится с учё том возрастных особенностей детей в условиях временных рамок по нормам САНПиН:

младшая группа — 15 минут;

средняя группа — 20 минут;

старшая группа — 25 минут;

подготовительная группа — 30 минут.

Для профилактики переутомления используются различные формы деятельности : игровая (дидактические игры, физическая (физкультминутки, подвижные игры, развлекательная (пение, познавательная (изучение наглядного материала, проведение беседы). Практическую работу предваряет повторение правил техники безопасности и проговаривание последовательности выполнения действий во время эксперимента. По завершении опыта каждый воспитанник приводит в порядок своё рабочее место, помогает воспитателю убрать инструменты. Обязателен этап рефлексии в конце занятия: ребята сообщают результаты эксперимента, делятся эмоциями от процесса открытия.

 Картотека опытов и экспериментов

Область экспериментирования Тема занятия Цель экспериментирования Материалы

Объекты неживой природы «Свойства» Знакомство со свойством песка Баночка с сухим песком, бутылка воды, лопатки, оргстекло, магнит.

«Очистка воды» Познакомить со способами фильтрации Стакан с грязной водой, пустой стакан, ватные фильтры для очистки воды

«Ткани» Формирование представлений о свойствах различных тканей. Ёмкости с водой, ножницы, образцы тканей

«Металлы» Формирование представлений о свойствах материалов Спиртовка, спички, ножницы, образцы металлов (демонстрационный опыт, проводится педагогом)

«Магнетическое свойством Земли.» Знакомство с магнетическим свойством Земли.

Магнит, стакан, иголки, макет земного шара, намагниченная английская булавка, вода, растительное масло

«Радуга» Познакомить с механизмом распада света на цветовой спектр. Гранёное стекло (деталь от хрустальной люстры)

«Как достать скрепку?» Расширения представлений свойствах магнита и его применение человеком.

Ёмкость с водой, скрепки, магнит

«Северное сияние» Расширение представления о магнитных силах Земли Магнит, металлические опилки, два листа бумаги, трубочка для коктейля, воздушный шар, мелкие кусочки бумаги

«Космос в стакане» Выяснение факторов, влияющих на форму планет Стакан с водой, масло, спирт, пипетка

«Корни тянуться» Установление связи видоизменения частей растений от влияния внешних факторов Растения в горшках с поддонами, имитирующими различные внешние факторы воздействия

«Свойства испарения жидкости» Установление зависимости количества испаряемой жидкости от размера листьев растения Три комнатных растения: с мелкими листьями (фикус ретуза, со средними листьями (фикус Бенджамина, кактус

«Свет и рост» Установление взаимосвязи между освещением и ростом растения Комнатные растения, лист бумаги, карандаш

Объекты живой природы «Запасливые растения» Знакомство со свойством некоторых растений накапливать влагу

Ёмкость с водой, пищевые красители, деревянные бруски, губки

«Как цветок пьет воду» Формирование представления о движении воды от корня растения по стеблю к листьям и цветку Стаканы с водой, пищевые красители, белые гвоздики

«Тепло и холодно» Установление влияния температурного режима на рост растений

Веточки с нераспустившимися почками, стаканчики с водой

«Растения дышат»

Установление потребности растения в воздухе

Комнатные растения, трубочки пластиковые, вазелин, лупа

«Живой кусочек» Установление способности растения питаться и расти за счёт корня Корнеплоды (морковь, редька, редис, репа, свёкла)

Человеческий организм «Ухо и носоглотка» Установление связи уха с носоглоткой Модель строения уха и носоглотки

«Запах и вдох» Установление необходимости вдоха для определения запаха

Плотный матерчатый мешочек с различными ароматическими материалами: мыло, апельсиновая цедра, ароматическая свеча, флакон духов

«Восприятие холода и тепла» Определить расположение на теле человека воспринимающих тепло и холод точек Ёмкости с горячей и холодной водой, спица

«Глаза» Знакомство со строением глаза Модель человеческого глаза

«Зрачок»

Изучить влияние света на зрачок

Зеркало

«Храп» Познакомить с причинами появления храпа у человека Вощёная бумага, ножницы, линейка

Фиксация результатов экспериментальной деятельности воспитанников ДОУ

Фиксация результатов практического исследования или наблюдения является обязательным этапов опытно-экспериментальной деятельности. Приучать детей к фиксированию нужно постепенно, поскольку этот вид работы считается сложным для дошкольников. А необходим этот этап для того, чтобы результаты экспериментирования запечатлелись в памяти воспитанников (зрительной, сенсорной, слуховой, двигательной, обонятельной). Способы фиксация результатов детского экспериментирования:

Графический. Простейший способ фиксации результатов наглядно при помощи готовых форм: карточки, картинки, графические схемы, фотографии, объёмные изображения, аудиозаписи. Этот способ можно применять в экспериментировании с детьми 3–4 лет, предлагая выбрать им из нескольких готовых форм ту, которая представляет собой изображение результатов практической работы на текущем занятии. С воспитанниками средней группы используются простые графические схемы или мнемокарты.

Ментальный. Для фиксации результатов опытно-экспериментальной деятельности используются речевые навыки детей: ребёнок рассказывает о результатах практического исследования. Ментальный способ применяется в работы с детьми средней группы: воспитанники формируют умение самостоятельно проговаривать итоги эксперимента, сравнивают их с результатами подобных опытов, проводимых ранее. Старшие дошкольники во время ментальной фиксации совершенствуют умение обобщать и систематизировать знания об объектах.

Практический. Заключается в фиксировании результатов экспериментирования на бумаге — зарисовыванием или записыванием. В работе с дошкольниками чаще используется схематическое зарисовывание и зарисовывание условными символами. С этой целью дети ведут дневники наблюдений, журналы опытов, заполняют карточки экспериментов. Записывание рассказа о результатах практического исследования в детском саду осуществляет воспитатель со слов детей, например, для закрепления отчёта о проделанной работе в журнале группы, на стенде в уголке познания.

Консультация для родителей

Рекомендуется несколько раз в течение учебного года проводить собрания с родителями, на которых освещает работа детей в рамках опытно-экспериментальной деятельности. Родителям сообщаются цели и задачи детского экспериментирования, они должны понимать его значимость для становления личности ребёнка. Познавательная активность и стремление к проведению практических исследований необходимо поощрять и в домашних условиях. Поддержка опытно-экспериментальной деятельности детей осуществляется через реализацию следующих задач: поощрение любознательности ребёнка, инициативности в экспериментировании; проявление интереса к занятиям в детском саду; мотивировать личным примером. На консультациях для родителей педагог предоставляет примерные темы для совместной опытно-экспериментальной деятельности с детьми в домашних условиях и на прогулках (для инициативных родителей — темы краткосрочных исследовательских проектов) : сезонные наблюдение на улице, описание выполнения опытов в ванной комнате, на кухне. Следует указать на важность фиксирования результатов практических исследований: родители совместно с детьми могут вести дневники и журналы, рисовать плакаты, делать коллажи из фотографий и лэпбуки (книжки-раскладушки на тему проведённых опытов — «Три формы воды», «Условия роста растений», «Способы очистки почвы», «Свойства воздуха»). Экспериментирование в кругу семьи (с мамой и папой, братьями и сёстрами, дедушками и бабушками) — это не только приобретение знаний, но и положительные эмоции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей в летний период»

Организация экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста....

Консультация для педагогов "Организация опытно-экспериментальной деятельности в детском саду"

Одним из самых интересных направлений педагогической работы в детском саду явлеяется опытничество и экспериментирование. Что необходимо знать, чтобы сделать эту работу максимально интересной и полезно...

Консультация для педагогов «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей в летний период»

«Самое лучшее открытие- то,Которое ребенок делает сам».Ральф У. ЭмерсонСовременные дети крайне редко бывают на природе, общение с ней им зачастую заменяют телевизионные передачи, компьютерные игры и в...

Консультация для педагогов «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей в летний период»

laquo;Самое лучшее открытие- то,Которое ребенок делает самРальф У. ЭмерсонСовременные дети крайне редко бывают на природе, общение с ней им зачастую заменяют телевизионные передачи, компьютерные игры...

Консультация для педагогов «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей в летний период»

laquo;Самое лучшее открытие- то,Которое ребенок делает сам».Ральф У. ЭмеСовременные дети крайне редко бывают на природе, общение с ней им зачастую заменяют телевизионные передачи, компьют...

Консультация для педагогов "Организация опытно-экспериментальной деятельности детей в летний период"

Консультация для педагогов"Организация опытно-экспериментальной деятельности в летний период...

Консультации для педагогов «Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников»

Сформировать у детей познавательную инициативу, умение сравнивать (различать и объединять) вещи и явления; устанавливать простые связи и отношения между ними, то есть упорядочивать свои представления ...