План по самообразованию «Развитие креативного мышления у детей 4–5 лет, используя нетрадиционные техники рисования»
методическая разработка

Малыхина Виктория Сергеевна

Актуальность темы:

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на сегодняшний день. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность ребёнка.

Занятия изобразительной деятельностью не только помогают ребенку 4-5 лет научиться рисовать, но и благотворно влияют на его общее развитие: пробуждают эмоциональную отзывчивость, воспитывают чувство прекрасного, развивают мышление, память, внимание и, конечно, воображение.

Применение нетрадиционных техник – это использование материалов, инструментов, способов, которые не являются общепринятыми. Нетрадиционные техники – это способы создания произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Данные техники хороши тем, что они доступны маленьким детям, позволяют быстро достичь желаемого результата и вносят определенную новизну в деятельность детей, делают её более интересной и увлекательной. Нетрадиционные материалы и техники способствуют развитию у ребёнка не только образного мышления, но и самоконтроля, усидчивости, внимания, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, тактильного и эстетического восприятия, а также мелкой моторики рук. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

В настоящее время данная тема является актуальной, так как изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник благоприятно влияет на развитие креативного мышления детей (знания не ограничиваются рамками программы; дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов, их особенностями, многообразием материалов, учатся на основе полученных знаний создавать свои работы). Считаю, что нам, педагогам, важно выявлять, поддерживать, направлять творческую жилку в каждом ребёнке и делать это очень тонко, искусно, не притесняя и не оказывая чрезмерного давления на ребёнка. Каждый ребёнок может раскрыться во время изобразительной деятельности и наша задача ему в этом помочь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_popolnenie_2021.docx85.91 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №20»

План по самообразованию

«Развитие креативного мышления у детей 4–5 лет, используя нетрадиционные техники рисования»

Выполнила:

Малыхина В. С.

2021

Актуальность темы:

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на сегодняшний день. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность ребёнка.

Занятия изобразительной деятельностью не только помогают ребенку 4-5 лет научиться рисовать, но и благотворно влияют на его общее развитие: пробуждают эмоциональную отзывчивость, воспитывают чувство прекрасного, развивают мышление, память, внимание и, конечно, воображение.

Применение нетрадиционных техник – это использование материалов, инструментов, способов, которые не являются общепринятыми. Нетрадиционные техники – это способы создания произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Данные техники хороши тем, что они доступны маленьким детям, позволяют быстро достичь желаемого результата и вносят определенную новизну в деятельность детей, делают её более интересной и увлекательной. Нетрадиционные материалы и техники способствуют развитию у ребёнка не только образного мышления, но и самоконтроля, усидчивости, внимания, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, тактильного и эстетического восприятия, а также мелкой моторики рук. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

В настоящее время данная тема является актуальной, так как изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник благоприятно влияет на развитие креативного мышления детей (знания не ограничиваются рамками программы; дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов, их особенностями, многообразием материалов, учатся на основе полученных знаний создавать свои работы). Считаю, что нам, педагогам, важно выявлять, поддерживать, направлять творческую жилку в каждом ребёнке и делать это очень тонко, искусно, не притесняя и не оказывая чрезмерного давления на ребёнка. Каждый ребёнок может раскрыться во время изобразительной деятельности и наша задача ему в этом помочь.

Продолжая свою работу по обучению детей нетрадиционным видам изобразительной деятельности, я поставила следующие цель и задачи.

Цель: повышение своего теоретического, практического уровня профессионального мастерства и компетентности по вопросу «формирование у детей 4-5 лет креативного мышления через творческие задания с использованием в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала».

Задачи:

1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения литературы по заданной тематике, статей в журналах, изучение методик и технологий в интернет ресурсах, использование в ООД, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми.

2. Изучить проблемы развития детского изобразительного творчества в психолого-педагогической и методической литературе.

3. Рассмотреть содержание методик работы по использованию нетрадиционной техники рисования с целью развития детского творчества.

4. Систематизировать работу по реализации мероприятий, направленных на развитие мелкой моторики рук детей через занятия рисованием.

5. Разработать перспективный план работы с детьми по использованию нетрадиционных техник рисования.

6. Познакомить детей с разнообразными техниками рисования.

7. Развивать детское воображение, желание экспериментировать, интерес к творческой деятельности.

8. Создать благоприятные условия для развития у детей художественных способностей и креативного мышления.

9. Вести просветительскую работу с родителями о важности рисования для ребёнка-дошкольника.

10. Составить собственные методические разработки в ходе работы над темой.

ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

НА 2021 / 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

Сентябрь

Работа педагога:

Подбор и изучение литературы по теме. Знакомство с теоретическими знаниями о нетрадиционной технике рисования.

Написание плана работы на год

Работа с детьми:

«Яблонька» (рисование методом тычка, отпечаток пробкой)

Цель: продолжать учить рисовать методом тычка, закреплять умение правильно держать кисть. Закрепить навыки рисования используя пробку.

«Гусеница» (печатание пробкой)

Цель: продолжать учить делать несколько отпечатков, идущих друг за другом, дорисовывать кисточкой глазки, лапки.

Работа с родителями:

Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности»

Выставка рисунков.

Октябрь

Работа педагога:

Изучение литературы по теме. Организация и обогащение предметно-развивающей среды для реализации творческих способностей детей

Работа с детьми:

«Осеннее дерево» (печать листом)

Цель: формировать умение детей работать с хрупким материалом - листьями.

«По небу тучи бежали, птиц в дальний путь отправляли»

(рисование смятой бумагой)

Цель: продолжать знакомить с приемом рисования мятой бумагой.

Работа с родителями:

Папка-передвижка

«Чудо нетрадиционной техники рисования»

Выставка рисунков.

Ноябрь

Работа педагога:

Изучение литературы по теме.

Разработка конспектов ООД с элементами нетрадиционных техник рисования.

Работа с детьми:

«Украшение платочка»

(рисование пальчиками, печать пробками)

Цель: формировать умение детей украшать платочек простым узором, используя печатание, рисование пальчиками, развивать чувство композиции и ритма.

«Овечка».

(рисование поролоновой губкой)

Цель: помочь детям освоить новый способ изображения - рисования поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида

Работа с родителями:

Папка-передвижка «Значение рисования нетрадиционными способами»

Выставка рисунков.

Декабрь

Работа педагога:

Изучение литературы по теме.

Разработка картотеки игр для развития креативного мышления у дошкольников.

Работа с детьми:

«Украсим ёлочку» (рисование методом тычка, рисование пальчиками)

Цель: упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками.

«Снегирь»

(рисование методом тычка)

Цель: упражнять в рисовании снегирей методом тычка.

Работа с родителями:

Конкурс бумажного творчества «Символ года»

Выставка рисунков.

Январь

Работа педагога:

Создание картотеки нетрадиционных техник рисования для детей 4-5 лет

Изучение литературы по теме

Работа с детьми:

«Сказочный мир иллюстраций»

(тычок жесткой кистью)

Цель: формировать умение детей изображать пушистую шерсть животных.

«Снег кружится» (рисование смятой бумагой)

Цель: совершенствовать умение рисовать смятой бумагой

Работа с родителями:

Консультация «Каждый ребенок талантлив»

Выставка рисунков.

Февраль

Работа педагога:

Мастер-класс для педагогов «Рисуем на мятой бумаге»

Работа с детьми:

«Галстук для папы» (тампонирование)

Цель: продолжать упражнять в технике тампонирования, развивать чувство композиции, цвета.

«Кораблик» (рисование ватными палочками)

Цель: продолжать знакомить с техникой рисования ватными палочками.

Работа с родителями:

Консультация для родителей: «Чем и как можно рисовать»

Выставка рисунков.

В течение года

Март

Работа педагога:

Участие в конкурсах.

Участие в вебинарах. Публикации на сайтах разработок, мероприятий, творческих и практических работ.

Изучение литературы по теме

Работа с детьми:

«Букет для мамы»

Цель: закрепить техники рисования

«Веселые птички»

Цель: формировать у детей умение

рисовать в нетрадиционной технике «ладошкой»

Работа с родителями:

Мастер-класс для родителей по теме: «Удивительное рисование»

Выставка рисунков.

Апрель

Работа педагога:

Открытое занятие с использованием в работе с детьми нетрадиционной техники рисования

Изучение литературы по теме

Работа с детьми:

«Рыбка»

Цель: продолжать знакомить детей с техникой рисования ладошкой.

«Звёздное небо» (печать поролоном по трафарету)

Цель: учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, печать по трафарету.

Работа с родителями:

Памятки для родителей «Развитие творческих способностей ребёнка»

Выставка рисунков

Май

Работа педагога:

Самоанализ плана самообразования. Написание отчёта о проделанной работе за учебный год.

Работа с детьми:

«Разноцветные бабочки» (монотипия)

Цель: продолжать знакомить с техникой монотипии, закрепить умения использовать технику монотипия «старая форма новое содержание».

Познакомить детей с симметрией, на примере бабочки.

Закрепление нетрадиционных техник рисования.

Коллективная работа

«Сказка к нам пришла!»

Работа с родителями:

Оформление альбома с творческими работами детей «Вот как мы можем!»

Выставка работы

Литература по теме:

1. Белошистая А. В., Жукова О. Г. Волшебные краски. 3 – 5 лет: Пособие для занятий с детьми. – М. : Аркти, 2008г.

2. «Воспитатель» - №5 2009 г.

3. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.

4. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. ,2007 г.

5. Р. Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М. : ТЦ Сфера, 2009г.

6. Кихтева Е. Ю. «Рисуют малыши» - М-С 2008 г.

7. Колдина Д. Н. «Рисование с детьми 4-5 лет» - М-С 2011 г.

8. Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» - П., 1981 г.

9. Е. Н. Лебедева “Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников”.

10. Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – Москва «Росмэн», 2008.

11. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб. : КАРО, 2007г.

12. Одинокова Г. Ю. Шлеп…Ежик: Издательский дом «Карапуз», 2006г.

13. Сахарова О. М. Я рисую пальчиками: Издательский дом «Литера», 2008.

14. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет»

15. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития, 2004

16. Цквитария Т. А. «Нетрадиционные техники рисования» - ООО «ТЦ Сфера»,2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».

Самообразование «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»....

План самообразования «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования в условиях внедрения ФГОС».

План самообразования воспитателя старшей группы «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования в условиях внедрения ФГОС»....

Самообразование. Развитие креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста, посредством нетрадиционных техник рисования.

Развитие креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста, посредством нетрадиционных техник рисования....

Самообразование. Развитие креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста, посредством нетрадиционных техник рисования.

Самообразование. Развитие креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста, посредством нетрадиционных техник рисования....

План по самообразованию :«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

План по самообразованию :«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»...