План по самообразованию «Развитие креативного мышления у детей 4–5 лет, используя нетрадиционные техники рисования»
методическая разработка
Актуальность темы:
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на сегодняшний день. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность ребёнка.
Занятия изобразительной деятельностью не только помогают ребенку 4-5 лет научиться рисовать, но и благотворно влияют на его общее развитие: пробуждают эмоциональную отзывчивость, воспитывают чувство прекрасного, развивают мышление, память, внимание и, конечно, воображение.
Применение нетрадиционных техник – это использование материалов, инструментов, способов, которые не являются общепринятыми. Нетрадиционные техники – это способы создания произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Данные техники хороши тем, что они доступны маленьким детям, позволяют быстро достичь желаемого результата и вносят определенную новизну в деятельность детей, делают её более интересной и увлекательной. Нетрадиционные материалы и техники способствуют развитию у ребёнка не только образного мышления, но и самоконтроля, усидчивости, внимания, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, тактильного и эстетического восприятия, а также мелкой моторики рук. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
В настоящее время данная тема является актуальной, так как изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник благоприятно влияет на развитие креативного мышления детей (знания не ограничиваются рамками программы; дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов, их особенностями, многообразием материалов, учатся на основе полученных знаний создавать свои работы). Считаю, что нам, педагогам, важно выявлять, поддерживать, направлять творческую жилку в каждом ребёнке и делать это очень тонко, искусно, не притесняя и не оказывая чрезмерного давления на ребёнка. Каждый ребёнок может раскрыться во время изобразительной деятельности и наша задача ему в этом помочь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_popolnenie_2021.docx | 85.91 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №20»
План по самообразованию
«Развитие креативного мышления у детей 4–5 лет, используя нетрадиционные техники рисования»
Выполнила:
Малыхина В. С.
2021
Актуальность темы:
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на сегодняшний день. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность ребёнка.
Занятия изобразительной деятельностью не только помогают ребенку 4-5 лет научиться рисовать, но и благотворно влияют на его общее развитие: пробуждают эмоциональную отзывчивость, воспитывают чувство прекрасного, развивают мышление, память, внимание и, конечно, воображение.
Применение нетрадиционных техник – это использование материалов, инструментов, способов, которые не являются общепринятыми. Нетрадиционные техники – это способы создания произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Данные техники хороши тем, что они доступны маленьким детям, позволяют быстро достичь желаемого результата и вносят определенную новизну в деятельность детей, делают её более интересной и увлекательной. Нетрадиционные материалы и техники способствуют развитию у ребёнка не только образного мышления, но и самоконтроля, усидчивости, внимания, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, тактильного и эстетического восприятия, а также мелкой моторики рук. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
В настоящее время данная тема является актуальной, так как изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник благоприятно влияет на развитие креативного мышления детей (знания не ограничиваются рамками программы; дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов, их особенностями, многообразием материалов, учатся на основе полученных знаний создавать свои работы). Считаю, что нам, педагогам, важно выявлять, поддерживать, направлять творческую жилку в каждом ребёнке и делать это очень тонко, искусно, не притесняя и не оказывая чрезмерного давления на ребёнка. Каждый ребёнок может раскрыться во время изобразительной деятельности и наша задача ему в этом помочь.
Продолжая свою работу по обучению детей нетрадиционным видам изобразительной деятельности, я поставила следующие цель и задачи.
Цель: повышение своего теоретического, практического уровня профессионального мастерства и компетентности по вопросу «формирование у детей 4-5 лет креативного мышления через творческие задания с использованием в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала».
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения литературы по заданной тематике, статей в журналах, изучение методик и технологий в интернет ресурсах, использование в ООД, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми.
2. Изучить проблемы развития детского изобразительного творчества в психолого-педагогической и методической литературе.
3. Рассмотреть содержание методик работы по использованию нетрадиционной техники рисования с целью развития детского творчества.
4. Систематизировать работу по реализации мероприятий, направленных на развитие мелкой моторики рук детей через занятия рисованием.
5. Разработать перспективный план работы с детьми по использованию нетрадиционных техник рисования.
6. Познакомить детей с разнообразными техниками рисования.
7. Развивать детское воображение, желание экспериментировать, интерес к творческой деятельности.
8. Создать благоприятные условия для развития у детей художественных способностей и креативного мышления.
9. Вести просветительскую работу с родителями о важности рисования для ребёнка-дошкольника.
10. Составить собственные методические разработки в ходе работы над темой.
ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
НА 2021 / 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
Сентябрь
Работа педагога:
Подбор и изучение литературы по теме. Знакомство с теоретическими знаниями о нетрадиционной технике рисования.
Написание плана работы на год
Работа с детьми:
«Яблонька» (рисование методом тычка, отпечаток пробкой)
Цель: продолжать учить рисовать методом тычка, закреплять умение правильно держать кисть. Закрепить навыки рисования используя пробку.
«Гусеница» (печатание пробкой)
Цель: продолжать учить делать несколько отпечатков, идущих друг за другом, дорисовывать кисточкой глазки, лапки.
Работа с родителями:
Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности»
Выставка рисунков.
Октябрь
Работа педагога:
Изучение литературы по теме. Организация и обогащение предметно-развивающей среды для реализации творческих способностей детей
Работа с детьми:
«Осеннее дерево» (печать листом)
Цель: формировать умение детей работать с хрупким материалом - листьями.
«По небу тучи бежали, птиц в дальний путь отправляли»
(рисование смятой бумагой)
Цель: продолжать знакомить с приемом рисования мятой бумагой.
Работа с родителями:
Папка-передвижка
«Чудо нетрадиционной техники рисования»
Выставка рисунков.
Ноябрь
Работа педагога:
Изучение литературы по теме.
Разработка конспектов ООД с элементами нетрадиционных техник рисования.
Работа с детьми:
«Украшение платочка»
(рисование пальчиками, печать пробками)
Цель: формировать умение детей украшать платочек простым узором, используя печатание, рисование пальчиками, развивать чувство композиции и ритма.
«Овечка».
(рисование поролоновой губкой)
Цель: помочь детям освоить новый способ изображения - рисования поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида
Работа с родителями:
Папка-передвижка «Значение рисования нетрадиционными способами»
Выставка рисунков.
Декабрь
Работа педагога:
Изучение литературы по теме.
Разработка картотеки игр для развития креативного мышления у дошкольников.
Работа с детьми:
«Украсим ёлочку» (рисование методом тычка, рисование пальчиками)
Цель: упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками.
«Снегирь»
(рисование методом тычка)
Цель: упражнять в рисовании снегирей методом тычка.
Работа с родителями:
Конкурс бумажного творчества «Символ года»
Выставка рисунков.
Январь
Работа педагога:
Создание картотеки нетрадиционных техник рисования для детей 4-5 лет
Изучение литературы по теме
Работа с детьми:
«Сказочный мир иллюстраций»
(тычок жесткой кистью)
Цель: формировать умение детей изображать пушистую шерсть животных.
«Снег кружится» (рисование смятой бумагой)
Цель: совершенствовать умение рисовать смятой бумагой
Работа с родителями:
Консультация «Каждый ребенок талантлив»
Выставка рисунков.
Февраль
Работа педагога:
Мастер-класс для педагогов «Рисуем на мятой бумаге»
Работа с детьми:
«Галстук для папы» (тампонирование)
Цель: продолжать упражнять в технике тампонирования, развивать чувство композиции, цвета.
«Кораблик» (рисование ватными палочками)
Цель: продолжать знакомить с техникой рисования ватными палочками.
Работа с родителями:
Консультация для родителей: «Чем и как можно рисовать»
Выставка рисунков.
В течение года
Март
Работа педагога:
Участие в конкурсах.
Участие в вебинарах. Публикации на сайтах разработок, мероприятий, творческих и практических работ.
Изучение литературы по теме
Работа с детьми:
«Букет для мамы»
Цель: закрепить техники рисования
«Веселые птички»
Цель: формировать у детей умение
рисовать в нетрадиционной технике «ладошкой»
Работа с родителями:
Мастер-класс для родителей по теме: «Удивительное рисование»
Выставка рисунков.
Апрель
Работа педагога:
Открытое занятие с использованием в работе с детьми нетрадиционной техники рисования
Изучение литературы по теме
Работа с детьми:
«Рыбка»
Цель: продолжать знакомить детей с техникой рисования ладошкой.
«Звёздное небо» (печать поролоном по трафарету)
Цель: учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, печать по трафарету.
Работа с родителями:
Памятки для родителей «Развитие творческих способностей ребёнка»
Выставка рисунков
Май
Работа педагога:
Самоанализ плана самообразования. Написание отчёта о проделанной работе за учебный год.
Работа с детьми:
«Разноцветные бабочки» (монотипия)
Цель: продолжать знакомить с техникой монотипии, закрепить умения использовать технику монотипия «старая форма новое содержание».
Познакомить детей с симметрией, на примере бабочки.
Закрепление нетрадиционных техник рисования.
Коллективная работа
«Сказка к нам пришла!»
Работа с родителями:
Оформление альбома с творческими работами детей «Вот как мы можем!»
Выставка работы
Литература по теме:
1. Белошистая А. В., Жукова О. Г. Волшебные краски. 3 – 5 лет: Пособие для занятий с детьми. – М. : Аркти, 2008г.
2. «Воспитатель» - №5 2009 г.
3. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.
4. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. ,2007 г.
5. Р. Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М. : ТЦ Сфера, 2009г.
6. Кихтева Е. Ю. «Рисуют малыши» - М-С 2008 г.
7. Колдина Д. Н. «Рисование с детьми 4-5 лет» - М-С 2011 г.
8. Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» - П., 1981 г.
9. Е. Н. Лебедева “Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников”.
10. Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – Москва «Росмэн», 2008.
11. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб. : КАРО, 2007г.
12. Одинокова Г. Ю. Шлеп…Ежик: Издательский дом «Карапуз», 2006г.
13. Сахарова О. М. Я рисую пальчиками: Издательский дом «Литера», 2008.
14. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет»
15. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития, 2004
16. Цквитария Т. А. «Нетрадиционные техники рисования» - ООО «ТЦ Сфера»,2011 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».
Самообразование «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»....
Самообразование «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».
Самообразование «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»....
План самообразования «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования в условиях внедрения ФГОС».
План самообразования воспитателя старшей группы «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования в условиях внедрения ФГОС»....
План по самообразованию "Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования пластилинографию"
Познакомить детей с новым способом рисования...
План по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей младшей группы через использование нетрадиционных техник рисования»
План по самообразованию...
Самообразование. Развитие креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста, посредством нетрадиционных техник рисования.
Самообразование. Развитие креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста, посредством нетрадиционных техник рисования....
План по самообразованию :«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»
План по самообразованию :«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»...