Консультация для воспитателей «Подбор игр и пособий по развитию мелкой моторики»
консультация (младшая группа)
Консультация для воспитателей «Подбор игр и пособий по развитию мелкой моторики»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
melkaya_motorika.docx | 22.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей «Подбор игр и пособий по развитию мелкой моторики»
Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).
Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.
У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.
По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.
Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры.
Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.
Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков.
Рассмотрим наиболее простые и эффективные игры:
- Массаж ладошек
Это самый простой и универсальный для любого возраста способ развития мелкой моторики. Своим пальцем водите по ладошкам ребенка, гладьте их и массируйте. Свои действия сопровождайте присказкой «Сорока-ворона».
- Ладушки
Все с детства знают потешку «Ладушки-ладушки». Эта игра научит самых маленьких распрямлять пальчики и хлопать в ладоши.
- Разрывание бумаги
Это упражнение подходит деткам с 7 месяцев. Дайте малышу несколько листов мягкой цветной бумаги. Он с удовольствием ощупает ее, начнет вертеть в руках и рвать. Это занятие доставит ему несказанное удовольствие.
- Перелистывание страниц
После года разрывание бумаги можно заменить перелистыванием страниц какой-нибудь книжки с картинками или журнала.
5. Бусы
Детям нравится перебирать мелкие предметы, что очень полезно. Поэтому можно надеть на себя какие-нибудь бусы с бусинами различного размера и формы. Ребенок будет с радостью и заинтересованностью перебирать их пальчиками.
- Вкладыши-мисочки
Из них можно строить башенки, вкладывать их друг в друга. Эта игра формирует у ребёнка понятие о размере предметов.
- Крупы
В миску насыпьте любую крупу и дайте её малышу. Он будет трогать крупу рукой или просыпать её сквозь пальчики. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.
- Баночки с крупами
Насыпьте в баночки разные крупы и дайте ребенку по очереди опускать руку в каждую из банок. Так он сможет прощупать разные крупинки и брать их пальчиками. Можно усложнить задачу. На глазах ребенка закопайте какой-нибудь маленький предмет в крупу и дайте ему баночку. Пусть попробует найти этот предмет.
- Рисование на песке
Насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.
Игрушки для развития мелкой моторики:
- Горошина
Вам понадобятся горошина и баночка со снимающейся крышкой. Покажите ребенку, что сначала надо снять крышку, затем взять горошину пальчиками и положить в баночку, после закрыть крышку. Попросите ребенка проделать те же действия. Покажите всю цепочку действий медленно несколько раз и тогда он обязательно сможет все повторить. Активным деткам эта игра быстро надоедает, в этом случае не нужно их заставлять. Предложите ребенку другую игру.
11. Завинчивание крышек
Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьков развивает ловкость пальчиков. Предложите ребёнку сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной.
12. Застегивание, расстегивание и шнуровка
Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажером для рук.
13. Лепка
Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто.
Упражнения для развития мелкой моторики рук:
14. Рисование и раскрашивание
Очень полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий, а также раскрашивать объекты различной формы. Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях: стене, доске, зеркале. Можно повесить специальную доску, чтобы дети рисовали.
15. Собирание мозаик и пазлов
Для детей до 3 лет выбирают пазлы и мозаики с крупными частями. Пазлы также тренируют воображение.
Однако, стоит запомнить одну простую вещь. Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребенок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически.
Хорошим помощником в развитии мелкой моторики и сенсорики являются различные развивающие игрушки и дидактические игры.
Мешочки для развития мелкой моторики.
Шьются маленькие мешочки и наполняются горохом, фасолью, рисом и другой крупой. Должно получиться по два-три мешочка с одним и тем же наполнителем. Предлагаем ребенку найти на ощупь одинаковые мешочки. Игра развивает мелкую моторику рук, тактильное восприятие. Делаем массаж пальчиков и кистей рук малыша.
С мешочками изучаются понятия "легче-тяжелее", "больше-меньше", "тише-громче".
Дидактические игры с пуговицами.
Отлично развивают мелкую моторику и точность движений, сенсорное развитие, тактильное восприятие, внимание, мышление, способствуют эмоциональному и творческому формированию.
Подушка с пуговицами.
Перебирая пуговицы, у ребенка можно спросить: какого цвета пуговица, какого она размера (большая - маленькая, какая форма пуговиц - круглая, квадратная, треугольная, Мишка, яблочко, сердечко и т. д.). Или попросить найти маленькую зеленую, самую большую, железную желтую, самую маленькую, красную квадратную и т. д.
Коробка самых разных пуговиц.
1.«Разноцветные пуговки».
Воспитатель предлагает детям:
- разобрать пуговки по цветам: жёлтые, синие, зелёные; по форме и т. д.;
- положить красную пуговицу, затем – жёлтую, зелёную, синюю (составляем цепочки);
- рассортировать пуговицы на 2 баночки: большие – маленькие;
- сгрести в кучу, пересыпать из руки в руку, насыпать в стакан и погреметь, как погремушка;
- взять одну пуговицу – много пуговиц, положить пуговицу далеко – близко, вверх – вниз.
2. «Пуговичная мозаика».
Воспитатель предлагает выложить из пуговиц какой-то узор или фигуру (можно гусеницу, цветок, вишенку, машинку, виноград и др.).
3. «Дорожка».
Воспитатель просит детей сделать дорожку из пуговиц:
- красная дорожка, зеленая и т. д.
- чередовать пуговицы четырех основных цветов;
- дорожка из маленьких или больших пуговиц;
- сохраняя определенную закономерность:
синяя – белая, синяя - белая и т. д.
Так же нами изготовлены предметы одежды, на которых дети учатся застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки и замочки.
Следующая игра «Матрешки, грибочки и цветочки с пуговицами».
Цель: упражнять детей в назывании цвета, учить пристегивать и отстегивать бабочку на грибочке, одежду для матрешки, лепестки у цветочка, закрепление понятия «один», «много».
«Бабочки».
Цель: развитие мелкой моторики, закрепление понятий «один – много», «вверх – вниз», закрепление умения застёгивать кнопки.
«Найди шарик».
Цель: развитие мелкой моторики, закрепление желтого, красного, синего цвета, умения пользоваться липучками.
Для развития сенсорики и мелкой моторики очень хорошо использовать игры с прищепками.
Игры с прищепками.
Основная цель дидактических игр с бельевыми прищепками — развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста. Также эти игры направлены на формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета, в прикреплении и отстегивании. Одна из игр с бельевыми прищепками – это:
«Весёлые фигурки».
Детям предлагают прикрепить прищепки к вырезанной из цветного картона заготовке.
Игра «Рассели по домикам».
Цель: научить различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов, формировать практические действия по цветовому различению.
Игра «Веселая гусеница».
Выкладывание цветных пробок по заданному образцу.
Игра «Упрямые шарики».
Перекладывание теннисных мячиков ложкой из одной емкости в другую.
Игра «Умные шнурочки».
Продевание шнурка в дырочки, составление узоров.
С большим увлечением дети занимаются играми с сыпучими материалами, сортировка, пересыпание. Интересный прием - это рисование по крупе.
Развитие навыков мелкой моторики важно, потому что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Дидактические игры и пособия для развития мелкой моторики рук у детей младшего возраста»
Младший возраст детей – это тот период, когда формируются и развиваются практически все двигательные навыки, которыми владеет человек в течение всей жизни. Работая с детьми младшего возраста, я с...
Консультация для воспитателей "Влияние нетрадиционной, художественной деятельности на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"
консультация для воспитателей по нетрадиционной техники рисования...
Консультация для воспитателей "Оригами – как одно из средств развития мелкой моторики рук в среднем дошкольном возрасте"
Говоря о развитии творческих способностей детей, это одна из актуальных задач образования, нельзя не сказать о том, что среди всего разнообразия средств развития детского творчества можно выделить &la...
Консультация для воспитателей на тему "Тестопластика как средство развития мелкой моторики у дошкольников"
Воздействие тестопластики на развитие мелкой моторики дошкольника....
Консультация для педагогов Тема: «Разработка дидактического пособия для развития мелкой моторики кисти руки у детей младшего дошкольного возраста»
Консультация для педагогов Тема: «Разработка дидактического пособия для развития мелкой моторики кисти руки у детей младшего дошкольного возраста»...
Консультация для воспитателей «Система Марии Монтессори как средство развития мелкой моторики рук»
обогащать опыт педагогов...
Консультация для воспитателей по пластилинографии "Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей по пластилинографии"Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"...