Карты сопровождения детей, имеющие эмоционально- поведенческие проблемы
консультация
Данные " Карты сопровождения детей" отражают возрастные и индивидуальные особенности воспитанников,стратегию взаимодействия педагога с ребенком, содержит рекомендации для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
карта сопровождения детей со страхами | 126.5 КБ |
карта сопровождения детей с агрессивным поведением | 88.5 КБ |
карта сопровождения детей с СДВГ | 68.5 КБ |
карта сопровождения замкнутых детей | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения
(тревожность, застенчивость, страхи)
Ф.И. ребёнка:
Дата рождения:
Состояние здоровья:
Карта психического развития ребёнка
№ | Параметры психического развития | Зона развития | Комментарии, примечания | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
1 | Ощущения |
| |||||
2 | Восприятие |
| |||||
3 | Память |
| |||||
4 | Мышление |
| |||||
5 | Воображение |
| |||||
6 | Внимание |
| |||||
7 | Игра |
| |||||
9 | Общение |
| |||||
8 | Речь |
| |||||
10 | Эмоции |
| |||||
11 | Самостоятельность |
| |||||
12 | Саморегуляция |
|
СО | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Вывод: уровень психического развития соответствует показателям:
- крайне низким
- ниже средневозрастных
- средневозрастным
- выше средневозрастных
- высоким возрастным
Результаты диагностики эмоционально-личностной сферы
1.Шкала тревожности:
- учебная тревожность:
- самооценочная тревожность:
- межличностная тревожность:
Общий уровень тревожности:
- высокий
- нормальный
- низкий
(Р.Стожарова. Как помочь родителям «трудных» детей.//Дошкольное воспитание, №5, 2003)
2. Тест А.И.Захарова на оценку уровня тревожности:
- состояние невроза
- предневротическое или постневротическое состояние
- нервное расстройство
- эмоциональная неустойчивость, ребёнок нуждается в особом внимании
- отклонения несущественны, являются выражением проходящих возрастных особенностей ребёнка
3. Тест Тэммл- Дорка-Амен (тест тревожности):
Уровень тревожности:
- высокий
- повышенная тревожность
- средний
- низкий
4. Проективные тесты («Рисунок семьи», « Несуществующее животное», «Дом. Дерево.Человек», тест «Сказка», «Детский апперцептивный тест» и др.)
5. Самооценка общая, личностная (Тест «Лесенка»):
- высокая
- адекватная
- низкая
Ожидаемая оценка (сверстники, воспитатели, родители):
- высокая
- адекватная
- низкая
Заключение по результатам диагностики и наблюдения:
- Отмечается высокий (повышенный) уровень тревожности, который проявляется в сфере общения с детьми, взрослыми, в ситуациях публичного выступления, ответов на вопросы, контактах с незнакомыми людьми и т.п.
- Отмечается высокий (повышенный) уровень тревожности в учебной деятельности, который проявляется в неуверенности в своих силах, страхе допустить ошибку, не успеть выполнить работу, беспокойстве при выполнении новых заданий, постоянном обращении к взрослому за помощью и т.п.
- Отмечается высокий (повышенный) уровень тревожности, который проявляется в многочисленных страхах, невротических реакциях, сниженном фоне настроения, робости и неуверенности в различных ситуациях, нежелании ходить в детский сад, частыми заболеваниям.
Задачи коррекционно-развивающей работы:
- формирование адекватной самооценки и уверенности в себе;
- ослабление фиксации на себе и развитие интереса к сверстникам;
- освоение модели уверенного и гибкого поведения.
- обучение способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;
Психолого-педагогические условия осуществления
развития и коррекции:
Участие родителей в коррекционно-развивающем процессе
- Групповая беседа-консультация «Детские тревоги и страхи», «Застенчивый ребёнок».
- Индивидуальная психологическая консультация «Как помочь ребёнку поверить в себя».
- Памятки для родителей «Если Ваш ребёнок – меланхолик», «Антистрессовый массаж для малышей», «Профилактика тревожности у детей».
- Игротека «Игры для хорошего настроения» с участием родителей.
Учёт личностных особенностей ребёнка в образовательном процессе
- ограничение, в некоторых случаях исключение состязаний, соревнований и выполнение заданий с учётом времени;
- ограничение, в некоторых случаях исключение сравнения ребёнка с окружающими и результатов его деятельности с результатами других детей;
- предъявление к ребёнку требований, не превышающих его возможностей;
- использование замечаний в форме пожеланий, советов, напоминаний;
- оказание ребёнку эмоциональной поддержки и организующей помощи в начале выполнения заданий и при затруднениях;
- предварительное ознакомление ребёнка с некоторыми заданиями предстоящего занятия;
- позитивное, аргументированное оценивание стараний и достижений ребёнка;
- использование приёмов, способствующих эмоциональной разрядке, расслаблению, снятию напряжения.
Методы и приёмы коррекции
Приёмы формирования адекватной самооценки:
- публичное проявление позитивного внимания к ребёнку, интереса к его суждениям, увлечениям;
- наглядная демонстрация успехов и достижений ребёнка («Звезда недели», «Цветок достижений», персональная выставка рисунков, поделок, личной коллекции и т.п.);
- упражнение «Закончи предложение» («Я умею…», « Я пока не умею, но скоро научусь…», « У меня хорошо получается…» и т.п.);
- упражнение «Секрет успеха»: предлагать ребёнку рассказать, как ему удалось достичь успеха – нарисовать красивый рисунок, выучить длинное стихотворение, придумать интересный рассказ, запомнить трудное слово, быстро одеться и т.п.
Приёмы, способствующие формированию интереса к сверстникам и ослаблению фиксации на себе:
- игры, требующие фиксации на сверстнике («Волшебный стул», «Комплимент», «Розовые очки», «Внимательный бинокль»);
- поручения, стимулирующие проявление деятельного внимания к другим (научить сверстника тому, что сам ребёнок умеет хорошо делать, помочь, объяснить, поддержать, утешить, пригласить в игру того, кто в этом нуждается);
- социализирующие и народные групповые игры на сплочение, общие переживания, установление и поддержание контакта («Ручеёк», «Волшебный клубочек», «»Колечко», «Третий лишний», «Где мы были, мы не скажем» и т.п.)
Приёмы обучения принятию самостоятельных решений
- совместная со взрослым режиссёрская игра, в которой взрослый задаёт проблемный сюжет и предоставляет ребёнку самостоятельность в решении проблемы или предлагает для выбора варианты её решения (зайчик в лесу встретил злого волка, дети с мамой пошли в супермаркет и потерялись, котёнок забрался на дерево и не может слезть и т.п.);
- придумывание различных вариантов окончаний сказок, историй, ситуаций;
- беседа по сюжетным картинкам, изображающим опасные ситуации из жизни детей, в ходе которой ребёнку предлагается придумать, как можно поступить, чтобы всё закончилось хорошо;
- создание проблемных или использование возникающих ситуаций, требующих принятия самостоятельного решения или выбора из предложенных вариантов решений (сломался карандаш, не положили ложку, не хватило стула, забыл физкультурную форму, не понял задания т.п.); не решать за ребёнка, предлагать придумать, как можно поступить или предложить на выбор 2-3 варианта;
- наблюдение с ребёнком за поступками других детей (что сделал, когда не получилось; как поступил, когда не приняли в игру; как отреагировал, когда ошибся и т.п.), обсуждение того, как ещё можно было поступить, как лучше, как бы ребёнок сам поступил;
- поощрение уверенного и спокойного поведения ребёнка, его самостоятельных и решительных поступков.
Игровые упражнения на снятие мускульного напряжения в области лица, шеи, живота и спины:
- «Воздушный шарик». Надуть щёки, задержать дыхание, медленно надавливать указательными пальцами на щёки и выпускать воздух через расслабленные губы.
- «Орешек». Крепко сжать зубы и расслабить челюсть, слегка приоткрыв рот.
- «Умывание». Закрыть глаза и потереть лицо руками как при умывании с мылом, затем лёгкими движениями ладоней «сполоснуть» прохладной водой, встряхнуть кисти рук.
- «Тряпичная кукла». Замереть «навытяжку». Полное расслабление всего тела. Покачать расслабленными руками.
- «Мокрая собака». Встать, слегка расставив ноги, опустить голову, свесить руки вдоль тела. Делать свободные движения плечами и спиной, подражая движениям мокрой собаки, стряхивающей с шерсти воду.
- «Бегемотик надул животик». Сесть, положить руки на живот, сделать неглубокий вдох и на выдохе слегка выпятить живот и похлопать по нему ладошками.
- «Шалтай-болтай». Встать, слегка расставив ноги, опустить голову, свесить руки вдоль тела. «Шалтай-болтай сидел на стене» - делать свободные движения плечами и спиной из стороны в сторону. «Шалтай-болтай свалился во сне» - резко наклониться вперёд и покачаться ещё раз.
Упражнения для успокоения с элементами самомассажа:
- «Успокой мизинчик». Поглаживать мизинчики большими пальцами или поочерёдно каждый мизинчик поглаживать большим пальцем противоположной руки.
- «Чётки», «Карандаш», «Орешек». В состоянии волнения, тревоги перебирать чётки, катать ребристый карандаш, орешек или шарик между ладонями.
Профилактика тревожности у детей
(Рекомендации родителям)
- Учитывайте индивидуальные и возрастные возможности ребёнка. Слишком высокие требования, слишком большие ожидания родителей могут вызвать у малыша неуверенность в себе, чувство вины и собственной неполноценности.
- Нежелательно сравнивать ребёнка с другими детьми. Для него необходимо чувствовать себя неповторимым, самым лучшим для своих родителей – это залог эмоционального благополучия малыша.
- Общаясь с ребёнком, поддерживайте авторитет других значимых для него людей. Не стоит, например, говорить: «Много твоя воспитательница знает, лучше маму слушай!», «Мало ли что он твой друг, мне без разницы, что он скажет». Для ребёнка важно, чтобы Вы положительно относились к людям, которых он уважает.
- Избегайте негативных оценок личностных особенностей вашего ребёнка, посмотрите на эти особенности с другой, позитивной стороны. Не стоит говорить при ребёнке, что он «застенчивый, трусливый, робкий, неуверенный». Лучше сказать: «осторожный, осмотрительный, предупредительный, скромный». В этом случае самооценка ребёнка не пострадает.
- Старайтесь делать ребёнку как можно меньше замечаний и как можно чаще одобрять, поощрять, при необходимости помогать - это поможет ему поверить в себя.
- Малыши всегда хотят быть похожими на родителей. Будьте сами для ребёнка примером уверенности, общительности и оптимизма.
Профилактика тревожности у детей
Уважаемые мамы и папы! Если Ваш ребёнок часто тревожится, слишком эмоционально переживает неудачи, нередко говорит: «Я не могу, у меня не получится», Вы можете помочь ему поверить в себя.
- Учитывайте индивидуальные и возрастные возможности ребёнка. Слишком высокие требования, слишком большие ожидания родителей могут вызвать у малыша неуверенность в себе, чувство вины и собственной неполноценности.
- Нежелательно сравнивать ребёнка с другими детьми. Для него необходимо чувствовать себя неповторимым, самым лучшим для своих родителей – это залог эмоционального благополучия ребёнка.
- Общаясь с ребёнком, поддерживайте авторитет других значимых для него людей. Не стоит, например, говорить: «Много твоя воспитательница знает, лучше маму слушай!», «Мало ли что он твой друг, мне без разницы, что он скажет». Для ребёнка важно, чтобы Вы положительно относились к людям, которых он уважает.
- Избегайте негативных оценок личностных особенностей вашего ребёнка, посмотрите на эти особенности с другой, позитивной стороны. Не стоит говорить при ребёнке, что он «застенчивый, трусливый, робкий, неуверенный». Лучше сказать: «осторожный, осмотрительный, предупредительный, скромный». В этом случае самооценка ребёнка не пострадает.
Индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения
(Замкнутость, изолированность, трудности в коммуникации)
Ф.И. ребёнка:
Дата рождения:
Состояние здоровья:
Карта психического развития ребёнка
№ | Параметры психического развития | Зона развития | Комментарии, примечания | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
1 | Ощущения |
| |||||
2 | Восприятие |
| |||||
3 | Память |
| |||||
4 | Мышление |
| |||||
5 | Воображение |
| |||||
6 | Внимание |
| |||||
7 | Игра |
| |||||
9 | Общение |
| |||||
8 | Речь |
| |||||
10 | Эмоции |
| |||||
11 | Самостоятельность |
| |||||
12 | Саморегуляция |
|
Вывод: уровень психического развития соответствует показателям:
- крайне низким
- ниже средневозрастных
- средневозрастным
- выше средневозрастных
- высоким возрастным
Результаты диагностики эмоционально-личностной сферы
1.Мотивы самоутверждения:
- мотив лидерства:
- мотив подчинения:
Е.М.Борисова, Т.Д.Абдурасулова. Диагностика психического развития детей среднего и старшего дошкольного возраста. Субтест 2.
2.Стремление к установлению и сохранению положительных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками:
- проявляется часто
- проявляется редко, иногда
- не проявляется
Е.М.Борисова, Т.Д.Абдурасулова. Диагностика психического развития детей среднего и старшего дошкольного возраста. Субтест 3.
3. Тест А.И.Захарова на оценку уровня тревожности:
- состояние невроза
- нервное расстройство
- невроз был или скоро будет
- эмоциональная неустойчивость, ребёнок нуждается в особом внимании
- отклонения несущественны, являются выражением проходящих возрастных особенностей ребёнка
3. Тест Тэммл- Дорка-Амен (тест тревожности):
Уровень тревожности:
- высокий
- повышенная тревожность
- средний
- низкий
4. Проективные тесты («Рисунок семьи», « Несуществующее животное», «Дом. Дерево.Человек», тест «Сказка», «Детский апперцептивный тест» и др.)
5. Самооценка общая, личностная (Тест «Лесенка»):
- высокая
- адекватная
- низкая
Ожидаемая оценка (сверстники, воспитатели, родители):
- высокая
- адекватная
- низкая
Заключение по результатам диагностики и наблюдения:
- Отмечается низкая потребность в общении с детьми, взрослыми, которая проявляется в отказе от контактов, стремлении к уединению, неучастии в общих занятиях и играх, отсутствии интереса к сверстникам, уходом в себя. Коммуникативные навыки не развиты.
- Отмечается снижение потребности в общении, которое проявляется в отсутствии инициативы в установлении контактов, предпочтении индивидуальных игр и занятий, высокой избирательности в общении. Коммуникативные навыки недостаточно.
- У ребёнка отмечается наличие потребности в общении, удовлетворение которой затруднено отсутствием навыков общения, низким социальным статусом ребёнка в группе, нарушением речевого развития, эмоциональными проблемами и т.п. Замкнутость носит защитный характер и является вторичным нарушением личностного развития.
- Выявлен высокий (повышенный) уровень тревожности, обуславливающий страх вступления в контакт, самораскрытия.
- Выявлен низкий уровень тревожности, проявляющийся в инертности поведении, слабой мотивации к успеху, негибкости в общении, нечувствительности к оценке.
Задачи коррекционно-развивающей работы:
- формирование желания общаться; ослабление фиксации на себе и развитие интереса к сверстникам;
- развитие коммуникативных умений;
- формирование мотивации достижения успеха.
Психолого-педагогические условия осуществления
развития и коррекции:
Участие родителей в коррекционно-развивающем процессе
- Групповые консультации: «Каким другом растёт Ваш ребёнок», «Семья и психологическое здоровье ребёнка»
- Индивидуальная психологическая консультация «Как научить ребёнка дружить»
- Памятки для родителей «Давай с тобой поговорим», «Есть контакт!»
- Игротека «Вместе интересней!» с участием родителей.
Учёт личностных особенностей ребёнка в образовательном процессе
- постепенное вовлечение ребёнка в общение: сначала со взрослым, затем в паре со спокойным доброжелательным сверстником и в небольшой подгруппе;
- участие ребёнка в групповых играх сначала в роли наблюдателя, потом рядового участника и затем при желании со стороны ребёнка в роли ведущего;
- при отказе ребёнка от контакта или предложенной деятельности использование деликатного «присоединения» к ребёнку:
- сесть рядом, а не напротив,
- изредка смотреть на ребёнка, избегать смотреть прямо в глаза,
- говорить тихо и в его темпе,
- подключиться к занятию или игре ребёнка;
- предоставление ребёнку возможности побыть в уединении, отдохнуть от общения и заняться любимым делом или игрой (уголок уединения, отдельный стол, ширма и т.п.);
- своевременное переключение ребёнка с индивидуальных игр и занятий на общие, подгрупповые;
- использование замечаний в форме пожеланий, советов, напоминаний;
- позитивное, аргументированное оценивание стараний и достижений ребёнка;
- использование приёмов, способствующих эмоциональной разрядке, расслаблению, снятию напряжения.
Методы и приёмы коррекции
Приёмы формирование желания общаться, ослабления фиксации на себе и развития интереса к сверстникам:
- организация парного взаимодействия, которое «принуждает» ребёнка к общению (нарисовать общий рисунок, раскрасить одну раскраску, сложить из пазлов одну картинку и т. п.);
- поручения, стимулирующие проявление деятельного внимания к другим (научить сверстника тому, что сам ребёнок умеет хорошо делать, помочь, объяснить);
- побуждение ребёнка к самораскрытию сначала перед взрослым, затем перед детьми (принести и показать любимую игрушку, коллекцию, рисунки, поделки, фотоальбом о себе и своей семье и т.п.);;
- игры, требующие фиксации на сверстнике («Волшебный стул», «Комплимент», «Розовые очки», «Внимательный бинокль»);
- игры на уподобление, подражание другим детям («Эхо», «Зеркало», «Обезьянки» «Где мы были, мы не скажем»);
- социализирующие и народные групповые игры на сплочение, общие переживания, установление и поддержание контакта («Ручеёк», «Волшебный клубочек», «»Колечко», «Третий лишний», и т.п.)
Развитие коммуникативных умений:
- совместные со взрослым режиссёрские игры и игры - драматизации, в которых взрослый вовлекает ребёнка в ролевой диалог, затем привлечение ребёнка к показу настольного, пальчикового и др. видов театра с паре со сверстником;
- беседа по сюжетным картинкам, изображающим ситуации взаимодействия из жизни детей, в ходе которой ребёнку предлагается придумать, о чем дети разговаривают, как можно познакомиться, поделить игрушку, помириться и т.п.
- создание проблемных или использование возникающих ситуаций, требующих от ребёнка вступления в контакт, диалог (попросить у партнёра по конструированию недостающую деталь, предложить стул пришедшему в группу взрослому, показать новичку игрушки и т.п.);
- демонстрация ребёнку образцов вступления в контакт (взрослый от лица ребёнка или совместно с ним начинает диалог со сверстником, например, «Артём, хочешь посмотреть мою коллекцию наклеек?»)
- наблюдение с ребёнком за играми, занятиями, настроением других детей (что делают, во что играют, кому сейчас одиноко и не с кем поиграть); обсуждение возможных контактов (к кому можно присоединиться, кого пригласить в свою игру, с кем вместе порисовать и т.п.);
- поощрение проявлений ребёнком инициативы в общении, включения в общие игры и занятия.
Игры и упражнения на снятие мускульного напряжения, преодоление скованности движений и эмоциональных проявлений
- «Мокрая собака». Встать, слегка расставив ноги, опустить голову, свесить руки вдоль тела. Делать свободные движения плечами и спиной, подражая движениям мокрой собаки, стряхивающей с шерсти воду.
- «Умывание». Закрыть глаза и потереть лицо руками как при умывании с мылом, затем лёгкими движениями ладоней «сполоснуть» прохладной водой, встряхнуть кисти рук.
- «Шалтай-болтай». Встать, слегка расставив ноги, опустить голову, свесить руки вдоль тела. «Шалтай-болтай сидел на стене» - делать свободные движения плечами и спиной из стороны в сторону. «Шалтай-болтай свалился во сне» - резко наклониться вперёд и покачаться ещё раз.
- Игры «Жмурки», «Догонялки», «Третий лишний» и другие эмоционально насыщенные подвижные игры с тактильным контактом.
Приёмы формирования мотивации достижения успеха:
- наглядная демонстрация успехов и достижений ребёнка («Звезда недели», «Цветок достижений», персональная выставка рисунков, поделок, личной коллекции и т.п.);
- упражнение «Закончи предложение» (Я умею…, Я пока не умею, но скоро научусь, У меня хорошо получается…, Я хочу…, Я смогу… и т.п.);
- обозначение общественной значимости достижений ребёнка («Твоя коллекция всех заинтересовала», «Без тебя команда не выиграла бы», «Если бы не ты, мы бы на этот вопрос не смогли бы ответить»);
- оказание эмоциональной поддержки и помощи в выполнении сложных или не очень привлекательных для ребёнка заданий, поручений.
- использование знаков, символов достижения успеха (значки, картинки, грамоты, медали, аплодисменты);
Предварительный просмотр:
Индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения ребенка
с проявлениями агрессии и конфликтности в поведении.
Ф.И. ребенка_________________
Дата рождения_______________ Группа____________________________
Состояние здоровья____________________________________________________
________________________________________________________________________
Карта психического развития ребенка
№ | Параметры психического развития | Зона развития | Комментарии, примечания | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
1 | Ощущения | ||||||
2 | Восприятие | ||||||
3 | Память | ||||||
4 | Мышление | ||||||
5 | Воображение | ||||||
6 | Внимание | ||||||
7 | Игра | ||||||
8 | Общение | ||||||
9 | Речь | ||||||
10 | Эмоции | ||||||
11 | Самостоятель-ть | ||||||
12 | Саморегуляция |
Вывод: уровень психического развития соответствует показателям:
- крайне низким
- ниже средневозрастных
- средневозрастным
- выше средневозрастных
- высоким возрастным
Критерии выявления конфликтного ребенка
Особенности поведения ребенка | часто | иногда |
Спорит, ругается со взрослыми | ||
Теряет контроль над собой | ||
Винит других в своих ошибках | ||
Завистлив, мстителен | ||
Сердится и отказывается что-либо сделать | ||
Специально раздражает людей | ||
Отказывается подчиняться правилам | ||
Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих |
Если 4 из 8 критериев часто проявляются у ребенка в течение не менее 8-и месяцев, то можно предположить, что ребенок является конфликтным.
Анкета «Признаки агрессивности»
Исследуемый ребенок | Да | Нет |
Злой дух временами вселяется в него | ||
Он не может промолчать, когда чем-то недоволен когда кто-то причиняет ему зло. Он старается отплатить ему тем же | ||
Иногда ему без всякой причины хочется выругаться | ||
Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки | ||
Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение | ||
Он не прочь подразнить животных | ||
Очень сердится. если ему кажется, что кто-то подшучивает над ним | ||
Кажется, что иногда у него вспыхивает желание сделать плохое, шокирующее окружающих | ||
В ответ на обычные распоряжения стремится все сделать наоборот | ||
Часто не по возрасту ворчлив | ||
Воспринимает себя как самостоятельного и решительного | ||
Любит быть первым, командовать, подчинять себе других | ||
Неудачи вызывают у него сильное раздражение | ||
Легко ссорится, вступает в драку | ||
Старается общаться с младшими и физически более слабыми | ||
У него нередки периоды мрачной раздражительности | ||
Не считается со сверстниками, не уступает, не делится | ||
Уверен, что любое задание выполнит лучше других |
Положительный ответ на каждое утверждение оценивается в 1 балл.
Уровень выраженности признаков агрессивности:
Высокая агрессивность: 15-20 баллов;
Средняя: 7 – 14 баллов;
Низкая: 1 – 6 баллов
Особенности проявления агрессивности.
Физическая агрессия | Вербальная агрессия | сочетание всех видов | Примечания |
Направленная на окружающих: толкает, бьет, кусает, стремится ткнуть предметом, царапает, щипает На предметы: Рвет книги; разбрасывает игрушки, ломает постройки; Бросает мяч сильней, чем надо, в других детей или взрослых На себя: щипает, кусает себя, рвет на себе волосы. | Прямая вербальная агрессия: Ругается; говорит обидные, нецензурные слова детям и взрослым, дразнится, оскорбляет окруж-их. Косвенная вербальная 1. Жалобы; 2. Демонстративный крик: «Уходи!», «Не лезь!». 3. Агрессивные фантазии: «Я тебя догоню, покусаю…» | Отмечаются расстройства поведения и эмоций: жестокость, притеснение,конфликтность, враждебность, вспыльчивость, гневливость, мстительность. сочетается с гиперактивностью, эмоциональной неустойчивостью, страхами, эгоистичностью | Символическая представляет угрозы и запугивания (показывает кулак, пугает другого). |
Вывод: Особенности актуального состояния, симптомы протекания, особенности проявления у ребенка, уровень выраженности:_______________________________
_______________________________________________________________________
Особенности развития, поведения и общения:
Задачи коррекционно-развивающей работы:
- Обучать приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.
- Создавать условия для выражения гнева в приемлемой форме.
- Способствовать развитию чувства эмпатии, сопереживания к окружающим.
- Создавать условия для снятия мышечного и эмоционального напряжения. релаксации.
Особенности взаимодействия с родителями.
- Индивидуальная консультация по проблеме ребенка «Особенности взаимодействия с агрессивным, конфликтным ребенком в семье».
- Памятки для родителей, шпаргалка для взрослых: «Как помочь ребенку выплеснуть свой гнев», «Полезные стоп-сигналы для задержки гнева и снятия накала», «Помогалки – расслаблялки для снятия напряжения и хорошего расположения».
- Групповая беседа-консультация с элементами тренинга « Ребенок – боец. В чем причина?», «Мой ребенок дерется»
Особенности взаимодействия с ребенком
по отдельным направлениям.
l. Обучение выражению гнева в приемлемой форме
- Стратегия на осознание и высказывание своих чувств: «Меня сердит, когда…», «Я разозлился на то, что…».
- Стратегия на отреагирование агрессивного поведения.
- Выражение гнева в косвенной форме с помощью игровых приемов.
Снятие вербальной агрессии: «Обзывалки овощами», «Клоуны ругаются»;
Снятие физической агрессии: игры «Воробьиные драки», «Боксер», «Каратист»,
Снятие общей агрессии: «Злые – добрые кошки», «Жужа», «Упрямая подушка»
* Перенос негативных чувств на неопасные объекты.
А). Через предметно – практические игровые действия: «Давай разорвем эту бумажку. Вот так, на мелкие кусочки!»; метание дротиков, груша, чурбачок для заколачивания гвоздей, « хлопушка- стучалка, злости выбивалка», копилка «злючек», «Мяч отбиваю, злость прогоняю», работа с листом «гнева».
ll. Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой.
- Стратегия на пояснение информации ребенку, что такое гнев и разъяснение его разрушительного действия на человека (человек становится некрасивым, злым, это вредно для здоровья, с ним не захотят дружить…)
- Стратегия на осознание и понимание ребенком своего состояния в ситуации напряжения, связывания ситуации с состоянием «Ты диктуй, а я буду писать, что случилось» - письмо.
- Стратегия на предупреждения агрессивных действий:
- Стоп-сигнал в кармане;
- Тайм – аут;
- Выключенное время (сосчитай до 10)
- Упражнения типа: « Врасти в землю», «Возьми себя в руки».
- Стратегия на развитие навыков саморегуляции.
- Игры: «Хочухолки», «Тыкалки», «Кричалки, шепталки, молчалки».
- Психогимнастические этюды в стихах и образах.
5.Стратегия на положительное подкрепление, похвалу.
Сбор фишек в течение дня за способность сдержаться.
Повесить флаг, звезду на карту саморегуляции.
6. Стратегия на отрицательное подкрепление агрессивного поведения.
- Через лишение игровой активности: «Кто обидел товарища, пропускает ход.
7. Стратегия на снятие эмоционального напряжения, расслабление.
* Дыши и думай красиво (можно предложить ребенку вспомнить что-то приятное из его опыта, можно предлагать варианты взрослого).
* Выбирай мысли, как цветы.
* Путешествие на облачке, Загораю – сюжетная релаксация под музыку.
* Парный массаж.
* Релаксационные этюды: «Воздушный шарик», «Снеговик».
* Игры «Ласковые лапки». * Игры с песком, водой.
lll. Отработка навыков общения.
- Обсуждение конфликтных ситуаций;
- Проигрывание сценок из литературных произведений;
- Ролевая игра с проигрыванием негативных и конструктивных вариантов;
- Схемы – помогалки различных вариантов выхода из сложных ситуаций;
- Работа с психокоррекционной сказкой;
- Мини – тренинги с малой подгруппой на проигрывание вариантов эффективного взаимодействия;
- Игра на позитивные коммуникации «Ребята с нашего двора» - по картинкам.
lV. Развитие эмпатии, сопереживания, формирование способности
видеть и понимать других.
- Стратегия ориентации на эмоциональное состояние другого. «Добрый бинокль»:
(Руки, как два кружка, у глаз держу,
в бинокль смотрю, тех, кому плохо, ищу…».
- Разыгрывание ситуаций со сменой позиции.
- Чтение литературных произведений по проблеме. Использование приема: «в сказку войду, герою помогу…»
- Игры на доверие, эмпатию: «Апельсин», «Дождь в лесу», «Бездомный щенок».
- Игры в парах, типа «Слепой и поводырь», «Сиамские близнецы», «Скульптор и глина».
Предварительный просмотр:
Индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения ребёнка с дефицитом внимания и гиперактивностью.
Ф.И. ребёнка ___________________________________________________
Дата рождения __________________________________________________
Состояние здоровья: _____________________________________________
Карта психического развития ребёнка
№ | Параметры психического развития | Зона развития | Комментарии, примечания | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
1 | Ощущения | ||||||
2 | Восприятие | ||||||
3 | Память | ||||||
4 | Мышление | ||||||
5 | Воображение | ||||||
6 | Внимание | ||||||
7 | Игра | ||||||
9 | Общение | ||||||
8 | Речь | ||||||
10 | Эмоции | ||||||
11 | Самостоятельность | ||||||
12 | Саморегуляция |
|
Вывод: уровень психического развития соответствует показателям:
- крайне низким
- ниже средневозрастных
- средневозрастным
- выше средневозрастных
- высоким возрастным
Результаты диагностики свойств внимания: Зрительное вимание. «Шифровка», м-ка Векслера: ________ , «Сравнение картинок»: _________
Слуховое внимание. «Летает не летает» - __________
Уровень выраженности признаков гиперактивности:
- дефицит внимания средний
- двигательная активность средний
- импульсивность высокий
Особенности развития и поведения, обусловленные СДВиГ:
У ребенка отмечается высокая нервная истощаемость, низкая работоспособность, которая проявляется в потере интереса к занятию, отвлечениях, зевоте.
Задачи коррекционно-развивающей работы:
- Создать оптимальные условий обучения, препятствующие переутомлению и способствующие постепенному совершенствованию произвольных форм поведения;
- Развивать произвольные формы внимания и навыки самоконтроля;
- Способствовать снижению импульсивности и двигательной расторможенности.
Психолого-педагогические условия осуществления
развития и коррекции:
Создание здоровьесберегающего пространства в ДОУ и семье:
- соблюдение охранительного режима дня, обеспечение достаточного отдыха;
- наблюдение за состоянием ребёнка и своевременное переключение с одного вид деятельности на другой;
- предотвращения истощаемости, снижения работоспособности и перевозбуждения путём регулирования интеллектуальной и двигательной нагрузки;
- безопасное распределение оборудования, исключение отвлекающих и раздражающих факторов;
- создание психологического комфорта, условий для отдыха, уединения и успокоения.
- направление ребёнка на медицинское обследование, консультацию в Центр диагностики и консультирования и медицинские учреждения города.
- консультация врача-педиатра ДОУ для родителей по охране и укреплению здоровья ребёнка в условиях ДОУ и семьи.
Участие родителей в коррекционно-развивающем процессе
- Групповая беседа-консультация «Ребёнок-непоседа».
- Индивидуальная психологическая консультация «Особенности воспитания в семье гиперподвижного ребёнка с нарушением внимания».
- Памятка для родителей «Если ваш малыш – непоседа».
- Игротека « Внимание! Игра начинается» с участием родителей.
Учёт психофизиологических особенностей в организации обучения
- создание эмоциональной окрашенности занятий через использование игровой мотивации, сквозного сюжета, занимательного дидактического материала, экспрессивных средств педагога;
- составление чётких, конкретных коротких инструкций (не более 10 слов), подкрепление устных инструкций зрительной стимуляцией;
- предъявление учебного материала дробно, порциями, давая ребёнку время на отдых и переключение;
- выбрать место впереди, отдельно от других, дающее возможность двигаться и свободно контактировать с педагогом;
- при коллективном выполнении заданий заниматься с одним партнёром;
Использование методов и приёмов:
- дозированная помощь (стимулирующая, организующая, обучающая);
- действия по подражанию, по показу, по жестовой и речевой инструкции, перевод заданий на наглядно-действенный уровень;
- позитивная авансированная оценка личности ребёнка, акцентирование общественной значимости деятельности и поступков ребёнка;
- косвенное управление поведением ребёнка через советы, подсказки, одобрение, напоминание и т.п.
- приёмы, уравновешивающие процессы возбуждения и торможения: музыкотерапия, рисование, игры средней подвижности, игры и задания с использование сигналов начала и окончания действий.
Игровые упражнения на снятие мускульного и эмоционального напряжения
- «Кулачки». Пальцы сжать в кулак. Напрягая мышцы кисти, предплечья, плеча, согнуть руки в локтях на уровне плеч. Опустить руки, расслабиться.
- «Веер». Сжать руки в кулак, затем быстро распрямить пальцы и развести их веером.
- «Машем крыльями». Расслабить кисть, покачивая ею на весу с упором на локоть. Выполнять попеременно правой и левой рукой.
- «Тряпичная кукла». Замереть «навытяжку». Полное расслабление всего тела. Покачать расслабленными руками.
- «Цыпочки». Пальцами стопы надавливать на пол, чередуя напряжение и расслабление.
- «Орешек». Крепко сжать зубы и расслабить челюсть, слегка приоткрыв рот.
- «Умывание». Закрыть глаза и потереть лицо руками как при умывании с мылом, затем лёгкими движениями ладоней «сполоснуть» прохладной водой, встряхнуть кисти рук.
Игры и упражнения на преодоление импульсивности:
- «Отвечай по сигналу». Давать ответы на несложные вопросы после определённого сигнала, напр. «1-2-3- говори!», отвечать, только если прозвучит имя или слово «пожалуйста» и др. словесные, звуковые или жестовые сигналы.
- Подвижные игры с правилами, в которых используются сигналы для начала и прекращения движения, напр. «Совушка», «Морская фигура, замри!» и т.п
- Настольные интеллектуальные игры с правилами: лото. домино, шашки, головоломки и т.п.
- Проговаривание предстоящих действий по выполнению задания и самопроверка выполненного задания, напр., выполнил правильно - поставь +, ошибся – подчеркни; подсчитай, сколько правильных решений и сколько ошибок и т.п.
Рекомендации педагогам по взаимодействию с ребёнком:
- не требовать от ребёнка выполнения комплексной задачи: быть одновременно внимательным и усидчивым, выполнять все правила; предъявлять требования к чему-то одному;
- при формировании произвольных форм деятельности на начальных этапах не требовать аккуратности в выполнении;
- постепенно вводить нормы или правила поведения на занятии;
- высказывать замечания в категоричной, но корректной форме; предлагать альтернативный способ поведения;
- для достижения результата проявлять настойчивость и требовательность к ребёнку;
- на начальном этапе осуществлять постоянный контроль за деятельностью ребёнка;
- обеспечить правильную организацию двигательной деятельности: с игр и занятий высокой активности своевременно переключать на более спокойные, не допускать перевозбуждения и потери самоконтроля;
- в подвижные игры с правилами включать постепенно: индивидуально познакомить ребёнка с правилами и потренировать в их выполнении совместной игре с педагогом, затем в малой подгруппе, и на последнем этапе включать ребёнка в коллективную игру
Предварительный просмотр:
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения (замкнутость, признаки аутизма)
Ф.И. ребёнка _______________________________________________________________
Дата рождения ______________________________________________________________
Состояние здоровья: _________________________________________________________
Портрет замкнутого ребенка:
Замкнутость - нарушение, проявляющееся в снижении круга общения, уменьшении возможностей эмоционального контакта с окружающими людьми, возрастании трудности установления новых социальных отношений. Замкнутость не является патологическим явлением и может быть устранена коррекционным путём.
Замкнутость и ее симптомы
- ребенок может вообще не разговаривать, говорить в крайнем случае, произносить слова шепотом;
- держится подальше от всех или с большим трудом входит в коллектив;
- у него друзей очень мало или нет совсем;
- он боится начать что-то новое;
- не решается выразить свое мнение;
- таит внутри свои чувства, мысли, события, не идет на разговор со взрослым;
- часто уклоняется в разговоре, прикрываясь фразой «я не знаю», а иногда и действительно думает, что ему нечего сказать;
- излишняя осторожность в словах и поступках;
- отсутствие спонтанных проявлений;
- неглубокое дыхание;
- психосоматические проявления (боли в желудке, например);
- желание завести непривычную домашнюю живность (паука, ящерицу, змейку);
- часто держит руки за спиной, в карманах, плотно прижатыми к себе, вяло висящими вдоль тела (нет живой жестикуляции).
Особенности поведения замкнутого ребенка:
- Замкнутость выражена в поведении достаточно в раннем возрасте
- Проявляет беспокойство, в группе проявляет наблюдающее поведение
- Эмоциональная неустойчивость
- Плаксивость, общий сниженный фон настроения
- Выглядит хмуро, недовольный
- Ухудшение аппетита, нарушение сна
- Страхи перед чужими людьми
- Долго не проходящее беспокойство и скованность при попадании в новую ситуацию
- Сильная привязанность к матери, болезненное расставание с ней, даже на короткое время
- Если ребёнок раним и гиперчувствителен, то замкнутость охраняет его психику от перенапряжения.
Причины этих нарушений:
- Страх не справиться со сложной ситуацией;
- Страх общения со сверстниками (страх быть обиженным, осмеянным);
- Нежелание выполнять требования взрослых, участвовать в чем-то;
- Затаенная накопившаяся обида, огорчения;
- Повышенная тревожность (о себе, о ком-то из родителей);
- Слишком большие обязанности для ребенка;
- Строгое или жестокое наказание ребенка;
- Тяжелая болезнь или частая болезненность (физическая или психическая);
- Ощущение себя ненужным, лишним в семье;
- Недостаток эмоционального общения (не достаточно любви к ребенку в семье);
- Индивидуальные патологические особенности эмоциональной сферы (сверхвозбудимость или инертность психических процессов);
- Следствие врожденного темперамента.
Уровень выраженности признаков замкнутости:
- Способность адаптации к окружающей среде низкая (средняя)
- Эмоциональный контакт с окружающими людьми слабо выраженный
- Владение основными средствами общения (мимика, жесты, взгляд) бедность
- Отказ от общения со сверстниками ярко выраженный
Особенности развития и поведения замкнутого ребенка:
У ребенка отмечается _________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Задачи коррекционно-развивающей работы:
- Устранение причин, приведших к этому нарушению.
- Восстановление потребности ребенка в общении, контактах со взрослыми и сверстниками.
- Гармонизация отношений ребенка в семье и группе сверстников.
- Обучение ребенка навыкам общения и установлению контакта.
Психолого-педагогические условия осуществления развития и коррекции:
Этапы коррекционной работы для устранения замкнутости
- На первых встречах с ребенком избегать прямых вопросов (Как тебя зовут?), заглядываний ребенку в глаза, «тормошения» ребенка, сильных тактильных воздействий. Первоначально в контактах с ребенком не должно быть давления и нажима. Ребенок имеющий отрицательный опыт в контактах, не должен понять, что его снова вовлекают в привычно неприятную для него ситуацию.
- Наблюдения за играми и действиями ребенка. Не предлагать свои игры, а подключиться к игре ребенка.
- Необходимо выяснить, что ребенку в его игровых действиях приносит удовлетворении. Самому совершать такие же действия, это даст ребенку возможность получить приятные впечатления.
- Если положительный эффект достигнут, постепенно усилить впечатления ребенка собственной радостью. Показать ребенку, что вместе с другим человеком лучше играть, чем одному.
- Работа по восстановлению потребности ребенка в контакте с окружающими людьми.
- Закрепление у ребенка потребности в контакте со взрослыми и сверстниками. Постепенное усложнение форм контактов. Предложить свои, новые формы взаимодействия игры.
- «Усложнение» форм контактов должно идти постепенно, с опорой на сложившийся стереотип взаимодействия. Ребенок должен быть уверен, что усвоенные им формы не будут разрушены.
Последствия замкнутости
Если ничего не предпринимать, то замкнутый ребенок останется в опасности:
- не будет решаться на выбор, доводить всё до конца, сворачивая с пути;
- будет подвержен насмешкам окружающих, сверстников;
- ему будут сниться ночные кошмары (проблемам, страхам останется выражаться только через них);
- не научится вступать в беседу, поддерживать контакт (грозят проблемы с общением во взрослой жизни);
- не сможет проявлять свободно свои чувства и желания;
- постоянно станет контролировать себя, свое общение и действия;
- будет бояться свободно развиваться, познавать, совершенствоваться в разных сферах жизни;
- сохранит неуверенности в себе на многие годы;
- не будет решать сложные проблемные ситуации;
- будет в одиночестве;
Рекомендации для родителей замкнутого ребенка
Самое важное, чего не следует допускать по отношении к замкнутому ребенку – это применение силы (моральной и тем более физической). Далее психологи рекомендуют следующие подходы:
- Воспринимать ребенка таким, каков он есть;
- Меньше говорить самому в общении с ним;
- Рассказать о том, что беспокоитесь о нем (любых его сложностях);
- В разговоре с ребенком не выставлять замкнутость как проблему;
- Научить его осознавать свои страхи, обиды;
- Выявлять и прорабатывать страхи через игру, рисование (можно предложить нарисовать мальчика или девочку – соответственно своему полу; сначала эти рисунки будут слишком правильными, без эмоций; ребенку нужно предложить рассказывать о герое рисунка (игры), но не стоит ждать результата сразу);
- В раннем возрасте стоит научить ребенка знакомиться, общаться, решать проблемные ситуации;
- Стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно общающегося человека;
- Постепенно расширяйте круг общения вашего ребенка;
- Подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку что нового и интересного вы узнали, какое удовольствие вы получили, общаясь с тем или иным человеком.
Диагностика замкнутости с помощью рисунка:
- вместо родных ребенок рисует игрушки, животных, несуществующих братьев и сестер, бабушку и дедушку и т. д.; иногда он добавляет их к реальным членам семьи или начинает с них свой рисунок — это может означать, что ребенка не удовлетворяют существующие отношения, ему чего-то не хватает;
- вместо семьи нарисован просто дом без людей или посторонняя картинка;
- величина фигур некоторых членов семьи не соответствует реальному соотношению их величин — это может свидетельствовать о преуменьшении или преувеличении значимости этих членов семьи для ребенка;
- при рисовании ребенок сильно нажимает на карандаш, даже прорывает бумагу, все фигурки очень мелкие, рисунок сильно смещен в один из углов листа — все это может говорить о повышенной тревожности ребенка.
Примерные коррекционные игры и упражнения
1 игра «Кляксы» (ее рекомендуется проводить с детьми 5-6 лет).
На листке бумаги располагаются 10 разных чернильных клякс, ребенок должен придумать, на что они похожи. Не ограничивайте его во времени, пусть разглядывает пятна столько, сколько ему потребуется. В его ответах обратите внимание на следующее: Однообразие может означать бедность воображения или очень большой интерес к выбранному предмету (например, все кляксы похожи на кошек в разных позах); Ребенок с трудом что-нибудь придумывает или вообще не может ничего предложить. Это значит, что у него слабо развита фантазия, или, может быть, вы просто выбрали для игры неудачный момент (например, плохое настроение или его мысли заняты чем-то другим);
В каждой кляксе он увидел какую-нибудь фигуру или предмет – у него богатое воображение. Неспособность выполнить это задание, связана с низким уровнем развития воображения. Очень подробное описание каждой фигуры, сопровождающееся пространным рассказом о ней, может означать, что ваш ребенок склонен уходить в мир своих фантазий, игнорируя окружающую его реальность.
2 игра «Чудо-зверь».
Предложите ребенку нарисовать или слепить из пластилина животное, которого нет на свете. Обычно дети сами придумывают историю о своём животном, но вы можете задать ребенку несколько вопросов (например, как зовут это существо, где оно живет и т.д.). Обратите внимание – не слишком ли агрессивно выдуманное животное, а может быть, оно очень одиноко и несчастно? Возможно, таким образом ребенок рассказывает вам о себе и своих проблемах.
3 игра «Сказки на новый лад».
Побуждайте ребенка рассказывать вам сказки, попробуйте рассказывать их по очереди: каждый может побыть в роли рассказчика несколько раз на протяжении сказки. Попробуйте вместе придумать новую сказку с уже знакомыми персонажами. Пусть в одной сказке встретятся Василиса Премудрая и сестрица Алёнушка, а аленький цветочек отправятся искать герои сказки «Репка», колобок поможет Красной Шапочке, а Буратино полетит на ковре-самолете… Можно сочинить коллективную сказку, персонажами которой будут любимые игрушки вашего ребенка.
4 игра «Ситуации»
Предложите ребенку подумать над несколькими психологическими ситуациями. Попросите его ответить, как бы он поступил в каждой из предложенных ситуаций, и объяснить почему.
1. Ты смастерил из кубиков высокую красивую башню и хочешь показать ее папе, который в это время смотрит телевизор. Папа просит тебя подождать, пока закончится спортивная передача. Что ты будешь делать и почему?
2. К вам в гости пришли совершенно незнакомые гости (взрослые со своими детьми). Как ты будешь себя вести?
3. Если родители во время визита гостей попросят тебя пойти в свою комнату, как ты на это отреагируешь?
4. Ты с родителями пришел в гости, где есть дети того же возраста, что и ты. Они зовут тебя играть в свою комнату. Как ты будешь вести себя?
5. Ты вышел во двор и увидел, что среди твоих старых приятелей появились новые ребята. Как ты будешь вести себя?
6. Ты едешь с мамой в электричке или автобусе, с тобой пытается заговорить незнакомый дядя или незнакомая тетя? Что ты будешь делать? Выслушав ответы ребенка, предложите ему представить, что в каждой ситуации будет дальше. Обсудите с ним, можно ли поступить так, чтобы никого не обидеть. Придумайте свои случаи и проанализируйте те, в которые вашему малышу приходилось попадать в действительности. Разнообразие обсуждаемых ситуаций поможет ребенку увереннее вести себя даже в самые критические моменты, а также поучиться задумываться над последствиями своих поступков.
5 игра «Кто Я? Что во мне хорошего, а что плохого?».
Участие принимают не только дети, но и взрослые. Смысл этих игр состоит в том, чтобы не стесняясь, открыто называть то, что, по вашему мнению, является в вас привлекательным, а что портит. Делайте акценты не только на внешние достоинства, но и на внутренние. Постепенно подведите ребенка к тому, что для него общение с людьми не представляет опасности.
6 игра «Незнайка»
Каждый ребенок Незнайка. Ведущий (взрослый) задает вопросы, а они только пожимают плечами, разводят руками. Выразительные движения: приподнятые брови, опущенные уголки рта, приподнятые на миг плечи, руки слегка разводятся в стороны, ладони раскрыты. После игры определяется лучший Незнайка. Эта игра способствует развитию выразительности жестов. Замкнутый ребенок может более легко вступить в контакт, используя неречевые формы общения, которые помогут ему свободнее и выразительнее высказать свою мысль.
7 игра «Изобрази пословицу»
Дети разбиваются на подгруппы. Каждая подгруппа задумывает какую-либо пословицу и изображает ее с помощью мимики и жестов. Пословицы выбираются достаточно простые, знакомые всем детям. Вторая группа угадывает, какая пословица изображается. Эта игра также способствует развитию умения использовать не только речевые формы общения.
8 игра «Назови свои сильные стороны»
Каждый ребенок в течение нескольких минут должен рассказывать о своих сильных сторонах – о том, что он любит, ценит и принимает в себе, о том, что дает ему чувство уверенности в себе. Не обязательно говорить только о положительных чертах характера. Важно, чтобы ребенок говорил прямо, не умоляя своих достоинств. Старайтесь, чтобы он как можно меньше использовал засоряющие язык слова, например, «ну», «вот», «если». Упражнение развивает умение думать о себе в позитивном ключе и не стесняться говорить о себе в присутствии других.
9 игра «Близнецы»
Обыгрывается сюжет, когда все вокруг стали абсолютно одинаковыми. Одинаково думают, одеваются и т.п. После игры проводится обсуждение, понравилось ли быть всем одинаковыми, в чем были трудности. Упражнение помогает осознать и принять индивидуальные особенности себя и других людей.
10 игра «Закончи предложение»
Дети по очереди заканчивают каждое из предложений: Я хочу…Я умею…Я смогу…Я добьюсь… Каждого ребенка можно попросить объяснить тот или иной ответ. Это упражнение способствует повышению уверенности в себе, в свои силы.
11 игра Совместный рисунок «Как мы боремся с трудностями»
Не нужно бояться ошибок, неудач. Мы с вами растем, развиваемся. Каждый день ставит перед нами новые задачи, с которыми нам нужно справиться, каждый день мы учимся делать что-то новое. А на новой дороге не обойтись без ошибок и неудач. Не бойтесь их! Трудности, с которыми мы справляемся, делают нас сильнее, умнее, увереннее в себе. Главное – не расстраиваться, не опускать руки, не обвинять себя и окружающих в том, что не повезло. Нужно терпеливо исправлять ошибки, преодолевать трудности. Давайте подумаем вместе, что значит «на ошибках учатся»? Наши ошибки помогают нам понять, что было сделано не так, и в следующий раз поступить так, чтобы добиться успеха. Если трудно, непонятно, попросите о помощи других ребят или взрослого человека. Может быть, они уже сталкивались с такой ситуацией, и у них есть опыт выхода из нее, который они могут вам передать. После беседы обговорите вместе с детьми различные способы преодоления трудностей, пусть они попробуют придумать их сами, вспомнят примеры, как они или их друзья преодолевали различные жизненные препятствия. После беседы предложите детям нарисовать эти способы. Совместное рисование на эту тему, помимо развития уверенности в себе, поможет замкнутому ребенку вступить в контакт с другими детьми, приоткрыть сверстникам свой внутренний мир.
12 игра «Смак»
Для этой игры можно использовать любые подсобные материалы. Ребенку предлагается представить себе, что он самый лучший повар на свете и его пригласили выступить в телевизионной передаче «Смак», чтобы продемонстрировать способы приготовления самых изысканных блюд. Для этой игры необходимо выбрать ведущего передачи (им может быть взрослый). Желательно также, чтобы присутствовали и зрители. Упражнение помогает развить уверенность в себе и освоить некоторые способы общения в присутствии большого количества людей, а также оно тренирует умение вести разговор.
13 игра «Паровозик»
Дети встают в круг. По очереди они выступают в роли ведущего, который показывает определенные движения (без слов). Ведущий как бы паровозик, который ведет за собой вагоны, повторяющие все его движения. Дети-«вагончики» должны повторить то, что изображает ведущий, и, если он показывает не просто набор движений, а какого-нибудь человека или животное, отгадать, кого он изображает. Эта игра «без слов» помогает замкнутому ребенку легче вступить в контакт со сверстниками.
14 игра «Ищем клад»
Эта игра включает в себя две части. Первая часть способствует развитию доверия детей друг другу и помогает им лучше осознать и понять себя и своих друзей. Детей просят разбиться на две команды несколько необычным способом. Им предлагается заглянуть друг другу в глаза и выстроиться в ряд по цвету глаз, начиная с ребят с самыми темными и кончая детьми с самыми светлыми глазами. Затем образовавшийся ряд разбивают на две части, образуя тем самым команды: «светлоглазых» и «темноглазых». Во второй части игры детям говорится, что сейчас каждая команда начнет искать «клад», спрятанный в комнате. Для этого детям предлагается рисунок-план комнаты.
В игре происходит организация совместных действий детей (в игровой форме), которая требует от детей сообразительности и исполнительности, в результате приложения определенных усилий вырабатывается умение организовывать совместные действия в игре.
15 игра «Разыгрывание ситуаций»
Предлагается проиграть следующие сценки: - два незнакомых ребенка вышли погулять во двор, там, кроме них, никого нет; - два незнакомых ребенка встречаются у качелей, оба хотят покачаться; - ребенок гулял во дворе – видит другого, незнакомого, который громко плачет. Разыгрывание ситуаций помогает ребенку отработать определенные навыки поведения. Это своеобразная «репетиция поведения», которая снимает некоторые трудности, возникающие у ребенка в процессе общения с детьми и взрослыми.
16 игра «Совместные настольные игры»
Для работы с замкнутыми детьми с успехом можно использовать различные настольные игры, которые есть дома. Однако есть особенность проведения этих игр – в них обязательно должно играть одновременно несколько детей. Например: игра «Мозаика в парах» Дети делятся на пары. Каждая пара получает по мозаике, детали которой делятся между двумя детьми поровну. Задача: как можно быстрее собрать общую картинку, организовать в паре совместные действия. В настольных играх отрабатываются навыки совместной игры с правилами.
17 игра «Маленький скульптор»
Упражнение выполняется в парах. Дается задание начать лепить из пластилина какую-нибудь фигуру, лучше что-то фантастическое. Через определенное время дети меняются фигурами, и теперь каждый должен долепить фигуру партнера. После выполнения задания дети обмениваются замечаниями, правильно ли понял их замысел, что они сами хотели бы слепить. Эта игра развивает и закрепляет навык понимания и развития замысла другого человека.
18 игра Рисунок «Я в будущем»
Ребенку дается задание нарисовать себя таким, каким он видит себя в будущем. Обсуждая с ним рисунок, спросите, как он будет выглядеть, как он будет себя чувствовать, каким будут его отношения с родителями, братом или сестрой, с одноклассниками, с друзьями.
19 игра «Встреча через 5 лет»
Дети ставят спектакль. Режиссерами, актерами и зрителями будут сами дети. Оговаривается примерный сценарий, место встречи, обстановка. Взрослый напоминает о том, что дети должны продемонстрировать все свое умение общаться. Каждый ребенок играет себя таким, каким он станет через 5 лет. Игра позволяет выявить уровень осознания каждым ребенком своих личностных особенностей и возможного влияния их на развитие личности и жизненный путь в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для родителей детей, имеющих эмоционально-личностные проблемы, трудности поведения и характера
Случаи осложнения психического развития ребенка дошкольного возраста приводят к возникновению многих психологических проблем и негативно влияют на его социально-психологическую адаптацию. [[...
Сопровождение детей, имеющих предпосылки к одаренности в рамках методической службы дошкольного учреждения
Презентация позволяет ознакомиться с системой методической работы по развитию детской одаренности....
Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей, имеющих нарушения речи в системе коррекционно-логопедической работы
Материал интересен для педагогов-психологов, учителей-логопедов и для дефектологов. В данной статье освещаются цель, задачи и принципы создания единого коррекционного пространства для детей с ОВЗ, а т...
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ГОВОРИЛКИ» ДЛЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ИМЕЮЩИХ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯМИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ПУНКТЕ
Рабочая программа учителя-логопеда предназначена для детей с 4 до 7 лет с фонетическим недоразвитием речи, с фонетико-фонематическим недоразвитие...
«Сопровождение детей, имеющих расстройства аутистического спектра в дошкольном образовательном учреждении»
Одной из приоритетных задач современной образовательной политики нашего государства является развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих равную доступность услуг ...
Сообщение на тему: "Логопедическое сопровождение детей, имеющих речевые нарушения".
Правильная, развернутая речь является одним из основных показателей ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих ...