Проект "Мини -музей" в детском саду
проект (старшая группа)
Мини-музей в ДОУ может стать сегодня самым совершенным институтом воспитания, ведь современные музеи в детских садах представляют ценность не только музейными экспозициями и наличием экспонатов, но, прежде всего, содержанием проводимой воспитательной работы с детьми. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому их и назвали «мини-музеями». Но в создании мини –музея в детском саду есть свои преимущества, дети чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Поэтому возникла необходимость создания мини – музея и в нашем дошкольном образовательном учреждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_proekt_mini_muzey.docx | 24.76 КБ |
3_prilozhenie_mini_muzey.docx | 19.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Долгосрочный проект
Проект: «Мини музей»
Разработал воспитатель
Гордеева Е.В.
(старшая группа)
Омск
Паспорт проекта
Актуальность: Мини-музей в ДОУ может стать сегодня самым совершенным институтом воспитания, ведь современные музеи в детских садах представляют ценность не только музейными экспозициями и наличием экспонатов, но, прежде всего, содержанием проводимой воспитательной работы с детьми. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому их и назвали «мини-музеями». Но в создании мини –музея в детском саду есть свои преимущества, дети чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Поэтому возникла необходимость создания мини – музея и в нашем дошкольном образовательном учреждении.
Цель: создать в группе мини -музей «Традиционные тряпичные куклы»
Задачи:
- Создание условий для системного, целостного освоения детьми традиционной культуры русского народа, по средствам тряпичных кукол.
- Развивать познавательных способностей и познавательной деятельности дошкольников; расширять кругозор детей.
- Обогащать впечатления детей, вызвать яркий эмоциональный отклик при посещении мини - музея;
- Воспитание уважительного отношения к культуре русского народа, через обычаи, обряды, искусство;
- Обогащать словарный запас названиями русских кукол (народные, традиционные, обрядные):
Участники проекта:
Дети старшей группы детского сада (5-6 лет);
Воспитатели группы;
Родители группы;
Руководитель проекта.
Сроки реализации проекта:
Октябрь– май (8 месяцев) – долгосрочный проект.
Тип проекта: познавательный, творческий.
Ожидаемый результат:
- Создание в группе мини музей «Традиционные тряпичные куклы»
- Закрепление и расширение знаний детей о назначении русских кукол (народных, традиционных, обрядных)
- Формирование у детей положительного нравственного и личностного отношения к культуре русского народа.
- Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.
I этап. Подготовительный этап.
Этот этап направлен на сбор информационных и дидактических материалов о русских куклах (народных, традиционных, обрядных), о методах и способах закрепления материала у дошкольников. На сбор материала для изготовления книжки о русских куклах, методических пособий и разработок. Составление рабочего плана и распределения обязанностей по проекту. Разработка итогового мероприятия (Оформление мини музея). Дети - включаются в проблемную ситуацию. Педагог - определяет наиболее интересующую детей область исследования (выделяют какие куклы относятся к народным, традиционным, обрядным). Формулирует проблему исходя из интересов детей («Как познакомиться с тряпичными куклами). Составляет план-схему проекта с включением в него занятий, игр, бесед, конструирования, художественного труда. Привлекает родителей к осуществлению соответствующих разделов проекта. Подготавливает развивающую среду по теме «Мини музея» (иллюстрации, книги, дидактические игры, музыкальные произведения и т. д.). Оформляет стенд для родителей с информацией по проведению данного проекта «Мини музей».
II этап. Основной этап.
Направлен на составление конспектов бесед, рассматривание иллюстраций. Дети с воспитателем принимают задачи по проекту. Формирование знаний, умений, навыков. Создание экспозиций в мини-музее. Изготовление кукол. Создание книжки – малышки с описанием русских кукол. В процессе работы мини-музей пополняется новыми экспозициями. Главная идея музея - дети должны хорошо знать и уважать свое прошлое.
Экспонатами музея являются тряпичные куклы как народные, традиционные, обрядные. Создание совместно с детьми правил мини музея. Педагог углубляет представление детей о тряпичных куклах используя различные педагогические методы и приёмы: беседа «Народные тряпичные куклы», «Традиционные тряпичные куклы», «Обрядные тряпичные куклы», чтение пословиц и поговорок, Д/и «Одень куклу Катю», «Чем похожи, чем отличаются», чтение художественной литературы по теме. Организует художественно-творческую деятельность детей: коллективная аппликация «Дети водят хоровод», рисование и раскрашивание «Зерновушка», «Столбушка», «Зайчик на пальчик», «День ночь». Педагог оказывает помощь в решении практических задач. Направляет, осуществляет контроль над реализацией проекта. Родители с педагогом – изготовление из подручного материала экспонатов (Кроватка, балдахин, тряпичные куклы), внесение вышитых мотивов (балдахин) для рассматривания с детьми;
III этап. Завершающий этап.
На этом этапе состоится подведение итогов. Дети делятся впечатлениями о проведение проекта, своими впечатлениями и эмоциями от совместного изготовления тряпичных кукол, закрепляют название экспонатов, сами проговаривают правила мини музея; Размышляют над приобретёнными знаниями, опытом. Педагог- организует итоговое мероприятие.
Методы и приемы:
• словесный – чтение художественной литературы, чтение пословиц и поговорок, беседы, прослушивание музыкальных произведений в группе;
• наглядный - информация для родителей по теме, рассматривание иллюстраций «Русские тряпичные куклы», книжка –малышка с описанием кукол.
• практический – дидактические игры, сюжетно –ролевая игра «Экскурсия в музеи»;
Художественное творчество (рисование, раскрашивание, аппликация, конструирование)
Средства: иллюстрации «Народные куклы», «Традиционные куклы», «Обрядные куклы», «Русская изба», музыкальные и литературные произведения.
Итог проекта – Создание в группе мини музей «Традиционной тряпичной куклы»
Итоговое мероприятие- Презентация мини музея «Традиционной тряпичной куклы»
Вывод: В ходе реализации проекта педагоги смоги повысить профессиональное мастерство. Дети познакомились с русскими куклами, стали проявлять желание больше узнать о создании и назначении этих кукол. Познакомились с русскими народными играми, с дидактическими играми. Стали действовать более согласованно в процессе продуктивной деятельности, научились быстрее договариваться между собой. Дети стали активно использовать новые слова в свободном общении. В самостоятельной деятельности больше стали обращаться в мини музей. В ходе реализации проекта родители повысили свою педагогическую компетенцию, получив возможность из «зрителей» и «наблюдателей» стать активными участниками образовательного процесса. Родители приняли активное участие в создании национальных кукол. Так же дети получили положительные эмоции в ходе подготовки и проведения проекта.
Список используемой литературы:
- Данилина Г. Н. Дошкольнику об истории и культуре России.- М., 2004.
- Дмитриева Л. П. Создание экспозиции школьного музея. Методическое пособие, - Казань, 2000.
- Коломийченко Л. В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста. - Пермь, 2002.
- Писарева А. Е. Уткина В. В. Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ. - М., 2007.
- Лыкова И.А. Конструирование в детском саду. Старшая группа. Учебно – методическое пособие к парциальной программе «Умные пальчики». М.: ИД «Цветной мир», 2015. – 176с., 115 фотографий и 40 рисунков.
Предварительный просмотр:
Месяц (неделя, день) | Задачи | Содержание и формы работы | С детьми | С социальными партнерами и специалистами. |
Формировать представление детей о мини музей как об интересном совместном проекте, сформировать правила пользования мини музеем. Закрепить умение детей складывать картинку. Закрепить умение выбирать наряд для куклы. | Беседа «Зачем нам мини музей в группе, правила в музеи». Дидактические игры: «Сложи картинку», «Одень куклу Катю» | Рассматривание с детьми иллюстрации животных. Складывать картинку в одно целое. Подбирать одежду для куклы. | Воспитатели группы | |
Научить мастерить тряпичную куклу- пеленашку бесшовным способом. Совершенствовать трудовые навыки: сворачивание, скручивание, завязывание, пеленание. Формировать умение самостоятельно создавать игровое пространство. Познакомить с историей и традициями игрушечного ремесла. Развивать тактильное восприятие, ловкость, аккуратность координацию в системе «глаз – рука». Научить разыгрывать с помощью тряпичных кукол различные ситуации, соответствующие традиционным обрядам. Воспитывать интерес к народной культуре. | Конструирование из ткани традиционным способом текстильная скульптура Тряпичная кукла «Пеленашка» | Дети выбирают лоскутки и приступают к работе. Педагог помогает детям индивидуально или же повторно обращает внимание на технологическую карту. Дети делают куклы-пеленашки, любуются ими, дают имена и укладывают в свои кроватки. | Воспитатели группы | |
Научить мастерить традиционную тряпичную куклу бесшовным способом. Совершенствовать трудовые навыки: сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание. Формировать умение самостоятельно создавать игровое пространство. Продолжать знакомить с историей и традициями игрушечного ремесла. Пояснить название и особенности внешнего вида (безлицевая кукла). Развивать тактильное восприятие, ловкость, аккуратность координацию в системе «глаз – рука». Научить разыгрывать с помощью тряпичных кукол различные ситуации, соответствующие традиционным обрядам. Воспитывать художественный вкус, чувство гармонии, живой интерес к народной культуре. | Конструирование из ткани тряпичная кукла в сарафане | Дети выбирают лоскутки и приступают к работе. Педагог помогает детям индивидуально или же повторно обращает внимание на технологическую карту. | Воспитатели группы | |
Продолжать знакомить с народной игрушкой. Вызвать интерес к конструированию лоскутных кукол бесшовным способом по модели «Столбушка» с опорой на технологическую карту. Формировать универсальные действия: скручивание, складывание, обматывание, завязывание узла и др. Развивать художественный вкус, творческое восприятие, пространственное мышление, тактильное восприятие, ловкость, аккуратность, координацию в системе «глаз – рука». Воспитывать желание заниматься рукоделием. Приобщать к традициям и ценностям народной культуры. | Конструирование из ткани и ниток «Как лоскут скрутился в куклу Столбушку» | Дети расширяют представление о традиционной народной кукле и осваивают новый способ конструирования на основе скрутки. | Воспитатели группы | |
Продолжать знакомить с традиционной народной игрушкой. Вызвать интерес к конструированию лоскутных кукол бесшовным способом по модели «Северная Берегиня» с опорой на технологическую карту. Формировать универсальные действия: складывание, обматывание, завязывание узла и др. Создать условия для переноса умения, освоенного в работе с бумагой, в новую ситуацию. Развивать художественный вкус, творческое восприятие, пространственное мышление, тактильное восприятие, ловкость, аккуратность, координацию в системе «глаз – рука». Воспитывать желание заниматься рукоделием и делать подарки. Приобщать к традициям и ценностям народной культуры. | Конструирование из ткани «Как 7 лоскутков стали Северной Берегиней» | Дети расширяют представление о народной обережной кукле и осваивают новый способ конструирования по модели «Северная Берегиня» | Воспитатели группы | |
Расширить понятие о доме такими представлениями, как семья, интерьер, домашние дела, порядок, уют, лад. Продолжать знакомить с традиционной народной игрушкой. Вызвать интерес к конструированию лоскутной обрядовой куклы по модели «Десятиручка» в подарок маме и бабушке. Совершенствовать универсальные действия: складывание, скручивание, обматывание, завязывание и др. Создать условия для переноса ранее освоиных умений в новую ситуацию. Развивать художественный вкус, творческое восприятие, пространственное мышление, тактильное восприятие, ловкость, аккуратность, координацию в системе «глаз – рука». Приобщать к традициям и ценностям народной культуры. Воспитывать любовь к своиму дому, желание делать его уютным, красивым, гостеприимным. | Конструирование из ткани по схеме «Что такое дом и зачем Десятиручка в нем» | Дети расширяют представление о доме и осваивают новый способ конструирования куклы – помощницы в домашних делах. | Воспитатели группы | |
Продолжать знакомить с традиционной народной игрушкой. Вызвать интерес к конструированию оригинальной куклы по модели «Ловушка для снов» на основе ее творческой трансформации. Инициировать создание образа дождя в виде куклы. Обогащать опыт работы с нитками как художественным материалом; формировать универсальные действия (плетение, обматывание, завязывание, сматывание в клубок, наматывание на трубочку и др.) Развивать художественный вкус, творческое восприятие, пространственное мышление, тактильное восприятие, ловкость, аккуратность, координацию в системе «глаз – рука». Приобщать к традициям и ценностям народной культуры. Воспитывать трудолюбие, желание заниматься рукоделием. | Конструирование из веточек и ниток «Как Ловушка для снов стала куклой Дождя» | На основе традиционной модели дети создают оригинальную куклу, передавая образ Дождя. | Воспитатели группы | |
Умение услышать, увидеть, почувствовать и пережить различные эмоциональные состояния, предложенные в литературных произведениях. | Чтение «Сказ про Тетёшу Забавича» В.А.Шипунова | Прослушивание произведений и рассматривание иллюстраций к ним. Дети знакомятся историей куклы. | Воспитатели группы | |
Учить детей составлять описательные рассказы о куклах изготовленных для мини музея. | Составление рассказа «Куклы в нашем мини музеи» | Дети пробуют самостоятельно рассказывать о куклах в мини музеи. | Воспитатели группы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья из опыта работы. Тема: Компьютерные технологии в коррекционно-развивающей работе современного детского сада. Составитель: И.И.Пашкова- воспитатель Логопедической группы №8 МБДОУ ЦРР- детского сада комбинированного вида №12.
Статья.Тема: Компьютерные технологиив коррекционно-развивающей работесовременного детского сада. Составитель: И.И.Пашкова- воспитательЛогопедической группы №8МБДОУ ЦРР- детского...
Конспект занятия в средней группе детского сада. Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».
Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».Цель:-воспитывать желание порадовать окружающих. Создать для них что-то красивое.- Расширять образные представления дет...
Конспект занятия в средней группе детского сада. Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».
Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».Цель:-воспитывать желание порадовать окружающих. Создать для них что-то красивое.- Расширять образные представления дет...
Консультация для воспитателей детского сада по теме "Прогулки-походы за территорию детского сада"
В консультации говорится о том, какие составляющие включают в себя прогулки-походы за территорию детского сада, структура прогулки, техника безопасности....
Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео
Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...
Методическая разработка родительского собрания во второй младшей группе детского сада «В детский сад с радостью». Адаптация ребенка к условиям детского сада.
Данный материал будет интересен и полезен родителям и педагогам в педагогической деятельности....
Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.
Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...