Педсовет «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия»
материал

 «Деловая игра»

Цель: формирование умений дифференцированно подходить к организации работы с родителями; оптимальные пути разрешения конфликтов; поиск новых способов поведения в контактах с родителями; приобретение опыта совместной работы педагогического коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_detskiy_sad_i_semya.docx35.05 КБ

Предварительный просмотр:

Педсовет «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников.

Задачи:
1. уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями.

2. повысить профессиональную компетентность педагогов по организации новых форм взаимодействия с родителями в условиях ФГОС ДО;

3. активизировать педагогическое мышление воспитателей как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности;
4. поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.

 «Дошкольное детство» - уникальный  период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.

В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжёлым последствиям в будущем.

Изменение государственной политики в области образования повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней. Так, в законе РФ «Об образовании» от 26 декабря 2012 года говорится, что «государственная политика в области дошкольного воспитания основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования, любви к Родине, семье». В этом законе, в отличие от документов предыдущих лет, уважение к семье признается одним из принципов образования, то есть семья из средства педагогического воздействия превращается в его цель.

Итак, одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребенка».

Современная семья все чаще нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, педагогических, психологических, юридических: Деятельность педагогического коллектива детского сада не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме. Работа с семьей должна учитывать современные подходы к этой проблеме. В этом современным родителям призваны оказать помощь педагоги дошкольных учреждений, несмотря на то, что информацию по вопросам воспитания ребенка можно получить сейчас разными путями. Это и периодические издания, и Интернет, и многочисленная популярная литература для родителей. Но только воспитатель ежедневно общается с детьми и родителями, видит проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Он оказывает помощь родителям в различных формах.

Методология взаимодействия.

Часто доводится слышать от воспитателей разного возраста и опыта работы, что с детьми работать легче, чем с родителями. Но известно, что успехов в формировании личности и воспитании ребенка можно добиться, если соблюдается принцип единства действий между педагогами и родителями. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей предполагает взаимопонимание и взаимодействие воспитателей и родителей.

Мы знаем о существовании роли педагога, родителя, взрослого. Причем у каждой роли может быть своя реальность, так каждый из участников процесса обучения и воспитания детей, например, педагог, родитель, будет прав, но по-своему.

Родители – это прежде всего взрослые, чувствующие себя компетентными в воспитании своего ребенка (вспомните, как вспыхивает мама, если чужие люди делают замечания (даже справедливые) ее ребенку. Нередко можно услышать довольно агрессивную реакцию на такие замечания). При наличии у родителя проблемного, особенного ребенка такая позиция может стать защитной на бессознательном уровне, и тогда позиция воспитателя детского сада «мы вас научим» оказывается неэффективной, встречая закономерное сопротивление со стороны родителя.

Педагоги – это тоже взрослые, они также нуждаются в понимании, уважении к своей работе. Очевидно, что без удачного общения и взаимодействия с семьей ребенка хорошие результаты почти недостижимы.

Для этого мы с вами проведем «Деловую игру»

Цель: формирование умений дифференцированно подходить к организации работы с родителями; оптимальные пути разрешения конфликтов; поиск новых способов поведения в контактах с родителями; приобретение опыта совместной работы педагогического коллектива.

Форма проведения: две рабочие группы, старший воспитатель эксперт.

Ход игры.

1 часть.

  1. Как вы понимаете, что такое работа с родителями?
  2. Перечислите формы работы с родителями.
  3. Посещение на дому. В каких случаях целесообразно посетить семью?
  4. Работа с трудными семьями. Какую семью вы считаете трудной? Есть ли у вас такие семьи? Какую работу необходимо проводить с трудными семьями?
  1. Какие основные задачи стоят перед дошкольным учреждением по работе с родителями?
  2. Считаете ли вы эффективными такие формы работы с родителями, как День открытых дверей, открытое занятие, выпуск Газеты? Что это даёт педагогам и родителям?
  3. В каком случае плохое поведение ребёнка обсуждается:
  • В его присутствии
  • Без него
  • В присутствии всех членов семьи

2 часть.

Задача педагогов: определить, какие формы работы необходимо использовать при решении основных задач в первом и втором блоке. Запишите их.

Блоки

Задачи

Формы

Педагогическое просвещение родителей

Повышение педагогической грамотности родителей

Лекции, семинары, семинары-практикумы, открытые занятия, работа творческих групп по интересам, родительские собрания, консультации, наглядная агитация

Включение родителей в деятельность ДОУ

Создание условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль за деятельностью ДУ

Соревнования, кружки, выпуск Газеты, конкурсы, викторины, совместные мероприятия

3 часть. Игровое упражнение «Современная семья – какая она?»

Цель: провести срез представлений педагогического персонала о современной семье, проанализировать идеальные установки на семью воспитанников и реальные условия.

Ход проведения.

  •  группе вручается набор журналов, бумагу для основы, клей, ножницы. Задача педагогов: изобразить современную семью в виде коллажа с помощью любых иллюстраций.
  • группа педагогов рассказывает о своём представлении семьи.

4 часть. Решение педагогических ситуаций.

Цель: игровое моделирование способов поведения педагога в ситуациях разрешения противоречий между воспитателем и родителями.

Ситуация 1

Воспитатель обратился к маме одного из воспитанников с рассказом о том, что нового дети узнали на занятиях, и предложил закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко ответила, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность воспитателя — он "получает за это деньги".

Вариант решения конфликта

Конечно, очень хорошо, когда родители и воспитатели действуют в одном направлении с целью развития ребенка. Но бывают семьи, где родители, по разным причинам, не хотят (или не могут) заниматься с ребенком сами. Если дошкольник из такой семьи воспитывается в вашей группе, необходимо по возможности уделять ему больше внимания.

Данный конфликт невозможно решить путем конфронтации, ведь заставить маму заниматься с ребенком нельзя. В данном случае лучше уклониться от конфликта. Это поможет сохранить достоинство воспитателя как профессионала. Очень важно не поддерживать навязываемый родителем резкий тон общения. Лучше попытаться косвенно побудить маму к занятиям с ребенком. Можно подготовить стенд или ширму об организации занятий и игр дома для последующего размещения рекомендаций по темам, конкретных игр, заданий.

Ситуация 2

Забирая вечером ребенка из детского сада, родители возмущаются, что его одежда очень грязная, и обвиняют педагога, что он плохо следит за детьми. Воспитатель предлагает родителям всю прогулку держать их ребенка за руку.

Вариант решения конфликта

Если предложение педагога сделано в шутливой форме, возможно, это хороший выход из данной ситуации. Ведь юмор — прекрасное средство снятия психологического напряжения. Но тут же постарайтесь доброжелательно объяснить родителям, как важно ребенку "наиграться", что ограничение движений он воспринимает как наказание, а для детского сада больше подойдет одежда попроще. Но все же задумайтесь над словами родителей, возможно, "нет дыма без огня".

Ситуация 3

Каролина — активная, подвижная девочка, но с трудом адаптируется к группе. Воспитатель посоветовала маме обратиться за помощью к детскому невропатологу. Мама девочки приняла совет "в штыки" и обвинила педагога, что та не любит ее дочь, сказав, что пойдет жаловаться к заведующему ДОУ.

В результате в последующие дни девочку в детский сад не приводили. Позже оказалось, что ее все-таки отвели к врачу, который прописал ей лечение. Через месяц девочка снова стала посещать группу, однако отношения воспитателя и мамы так и не наладились.

Вариант решения конфликта

Если бы такую информацию родитель получил от врача детского сада или педагога-психолога, реакция была бы другой, и не было бы конфликта с воспитателем. Не берите "огонь на себя", обращайтесь к помощи специалистов. Важно помнить о границах своей компетенции!

Ситуация 4

Одну из воспитанниц родители приводят в группу после завтрака, из-за чего девочка постоянно пропускает утренние индивидуальные занятия, игры и зарядку. На утверждения воспитателя о необходимости соблюдения режима дня детского сада родители отвечают, что имеют право приводить своего ребенка тогда, когда им это удобно.

Вариант решения конфликта

Возможно, воспитателю на следующем родительском собрании следует сделать яркую презентацию утренних занятий с детьми. Эффективно использовать видеофрагменты, фотографии, провести любимую дошкольниками зарядку вместе с родителями. Важно подчеркнуть результаты утренних индивидуальных занятий с детьми.

В общении с родителями в такой ситуации не следует использовать обвинительные интонации, т. к. это побуждает их к психологической защите.

Примерный кодекс общения: 

  1. Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
  2. Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
  3. Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.
  4. Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
  5. Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
  6. В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.

Педагогу в работе с семьей и в психолого-педагогическом просвещении родителей важно выстроить систему, в которой обе стороны взаимодействия (детский сад и семья) становятся равноправными, равноценными и автономными партнерами в обеспечении всестороннего развития ребенка. Это достаточно сложно, поскольку воспитатель в ситуации взаимодействия должен выступать в двух ролях: как "официальное лицо" - представитель образовательного учреждения и как доверительный собеседник, с которым поделиться, не опасаясь осуждения.

5 часть В заключении нашего педагогического совета я предлагаю провести «Психологическую зарядку» 

Упражнение направлено на овладение приемами релаксации и концентрации, способствующими повышению энергетического потенциала.  

  1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться и подмигивая левым, потом правым глазом повторить: «Очень я собой горжусь, я на многое гожусь».
  2. Положив на лоб левую ладонь, затем правую повторять: «Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удача».
  3. Потирая ладонь о ладонь повторить: «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче».
  4. Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего».
  5. Руки в стороны, кулаки сжать, делая вращения руками: «На пути у меня нет преграды, все получиться так, как надо».
  6. Руки на поясе, делая наклоны вправо - влево, повторить: «Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу».
  7. Руки на поясе наклоны вперед-назад, повторять: «Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен - и я прекрасна».
  8. Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: «Я бодра и энергична, и дела идут отлично».
  9. Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: «Вселенная мне улыбается, и все у меня получается».

Решение педагогического совета.

1. Организовать работу по выявлению и дальнейшей работе с семьями «группы риска»: совместно с педагогом-психологом.

2. Использовать в работе с родителями инновационные формы и методы для просвещения родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.

3.  Способствовать активному участию родителей в жизни ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический педсовет в форме устного журнала «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия»

Цель педсовета: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....

Педсовет «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия»

Педсовет «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия»...

Сценарий педсовета "Детский сад и семья. Аспекты взаимодействия"

Сценарий педсовета "Детский сад и семья. Аспекты взаимодействия"...

Педсовет "Детский сад и семья: аспекты взаимодействия"

laquo;Только вместе с родителями,общими усилиями,педагоги могут дать детямбольшое человеческое счастье  В.А.СухомлинскогоТак можно охарактеризовать работу нашего педсовета, который подготовила и...