План методической работы старшего воспитателя на учебный год.
материал
Сегодня необходимы новые подходы к организации методической работы в ДОУ. Прежде всего следует создать условия для повышения активности и инициативы воспитателей, для пробуждения и поощрения их творческих поисков. Основанием педагогически грамотной работы старшего воспитателя должна стать система повышения квалификации воспитателей, методологической основой которой является современная концепция непрерывного образования как условия личностного роста и развития. В ДОУ практикуются разнообразные формы работы с педагогами, способствующие повышению их квалификации (подробно о них будет сказано далее).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._rabota_st.vos-lya.docx | 27.48 КБ |
Предварительный просмотр:
План методической работы старшего воспитателя на учебный год.
Старший воспитатель: система работы по повышению квалификации педагогов
Сегодня необходимы новые подходы к организации методической работы в ДОУ. Прежде всего следует создать условия для повышения активности и инициативы воспитателей, для пробуждения и поощрения их творческих поисков. Основанием педагогически грамотной работы старшего воспитателя должна стать система повышения квалификации воспитателей, методологической основой которой является современная концепция непрерывного образования как условия личностного роста и развития. В ДОУ практикуются разнообразные формы работы с педагогами, способствующие повышению их квалификации (подробно о них будет сказано далее).
В функциональные обязанности старшего воспитателя по повышению квалификации педагогов входят
- методическое руководство учебно-воспитательной работой;
- методическая помощь в реализации комплексной и парциальных программ;
- изучение, обобщение и распространение инновационного опыта;
- подготовка необходимых материалов для рассмотрения на педсовете, рабочих совещаниях;
- организация технологии педагогической пропаганды среди родителей;
- создание благоприятного психологического микроклимата в коллективе.
Для квалифицированного исполнения этих функций старший воспитатель должен знать психологию развития личности, общую и дошкольную педагогику, философию образования, современные дидактические системы, технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста, образовательный менеджмент и маркетинг. Эти знания позволят старшему воспитателю не только на должном уровне заниматься организацией учебно-воспитательного процесса, но и иначе подходить к организации системы повышения квалификации педагогов детского сада.
Повышение квалификации педагогов – комплексный творческий процесс, предполагающий ознакомление воспитателей с технологиями обучения и воспитания детей дошкольного возраста, работы с родителями, а также с нетрадиционными подходами к разработке и оформлению педагогической документации.
Чтобы педагогически целесообразно организовать повышение квалификации, необходим научно-методический центр (методический кабинет), в котором педагоги могут познакомиться с новыми методиками, технологиями и программами дошкольного обучения и воспитания и т.п.
Существуют различные формы повышения квалификации, каждая из которых имеет свои специфические особенности.
Педагогические советы – постоянно действующие коллегиальные органы, рассматривающие различные аспекты деятельности ДОУ. Непременным их компонентом должна быть рефлексивная деятельность педагогов. Так, в нашем ДОУ был проведен педсовет “Дифференцированный подход к работе с родителями” (цель – знакомство с особенностями работы с семьями разного типа). Он включал теоретический материал (доклад психолога “Современная семья глазами психолога”), аналитический материал (анализ особенностей семей воспитанников детского сада), рефлексивный тренинг для педагогов (выработка методических рекомендаций по работе с семьями разного типа).
Обучающие семинары являются, пожалуй, наиболее продуктивной формой повышения квалификации педагогов: на них основное внимание уделяется повышению их теоретической подготовки. Необходимым условием организации обучающих семинаров должно быть посильное участие всех педагогов. Им заранее предлагаются задания, которые позволят каждому развить педагогические способности, педагогическое мышление, коммуникативность.
В нашем ДОУ практически ежегодно проводятся обучающие семинары. Так, в 2000 г. проходил семинар “Коррекция просодической стороны речи детей дошкольного возраста в условиях специализированного ДОУ”, в 2001 г. – семинар “Развитие фонетико-фонематической стороны речи у детей с речевой патологией”. По окончании семинаров обычно проводятся выставки игр и пособий, изготовленных педагогами по данным темам.
Консультации (индивидуальные и групповые) обычно планируются заранее и отражаются в годовом плане ДОУ и календарном планировании старшего воспитателя. Нередко необходимость в них возникает спонтанно, и качество проведения в этом случае напрямую зависит от педагогического мастерства и педагогической интуиции старшего воспитателя.
Предварительная подготовка к консультации включает анализ литературы, отражающей современные подходы к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста, выстраивание структуры консультации, определение ее содержания, подготовка информационных буклетов, проспектов и пособий.
В нашем ДОУ проводятся разнообразные консультации. Как правило, они связаны с познавательными интересами воспитателей, логопедов и других специалистов, например “Проектирование образовательного процесса”, “Организация предметно-развивающей среды в ДОУ”.
Наряду с консультациями старшего воспитателя практикуются консультации специалистов, такие как “Особенности личностно ориентированной образовательной системы”, “Педагогическая диагностика в учебно-воспитательном процессе”.
Значимую роль в образовательном процессе в целом и в системе повышения квалификации педагогов играют открытые просмотры занятий, которые в нашем ДОУ носят название “Включенное наблюдение занятий и досуговой деятельности”. Они позволяют всем увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочеты. Кроме того, педагоги учатся анализировать особенности учебно-воспитательного процесса в целом, а также занятий или досуговой деятельности в группе.
Может показаться, что функции старшего воспитателя сводятся лишь к организации просмотра таких занятий, но на самом деле результативность этой формы работы зависит от ее предварительной подготовки. Перед открытым просмотром занятия старший воспитатель предлагает педагогам следующую установку: о результате педагогической деятельности воспитателя или логопеда судят по конечному результату – воспитанности детей, их готовности к обучению в школе, системе их межличностных отношений, психологическому комфорту в группе. Поэтому одно занятие и даже их система не могут выявить качество работы педагога. Подобная установка позволяет снять проблему психологической напряженности или дискомфорта, которые часто возникают у педагогов перед открытым занятием.
Изучение лучшего опыта педагогов позволяет решить целый ряд задач, таких как: целенаправленное накопление педагогических материалов, анализ результатов деятельности по определенному направлению образовательной работы, описание взаимосвязанной работы всех специалистов ДОУ, подготовка образовательного учреждения к аттестации, менеджмент и маркетинг образовательного процесса.
Изучение лучшего педагогического опыта имеет свою структуру:
- этап исследования (анкетирование, наблюдение, беседа);
- этап анализа (выборка лучшего опыта из представленного по определенным критериям);
- этап структурирования (выстраивание системы предлагаемого опыта для более качественного восприятия его содержания);
- этап визуального восприятия (непосредственное знакомство педагогов с имеющимися материалами).
Лучший опыт может быть представлен в следующих вариантах: конспекты занятий и режимных моментов; перспективные и календарно-тематические планы работы; педагогические дневники воспитателя; сценарии утренников, развлечений, выпускных балов; образцы дидактических материалов; продукты детского творчества (фотоматериалы); авторские программы; образцы информационного материала по работе с родителями, с детьми (календари природы, описание элементов развивающей среды).
Одним из вариантов повышения квалификации могут быть творческие и проблемные группы педагогов. В образовательной системе нашего ДОУ практикуются следующие творческие группы: учителей-логопедов; воспитателей раннего возраста; воспитателей речевых групп; воспитателей массовых групп.
Еще одной формой повышения квалификации являются педагогические тренинги. Они преследуют разные цели – от развития отдельных педагогических способностей воспитателей до формирования их устойчивого педагогического мышления. Содержание тренингов включает индивидуальную работу по анализу педагогической проблемы; работу с группой коллег по решению поставленной поисковой задачи; проведение деловой игры; создание методических рекомендаций.
Педагогический тренинг позволяет анализировать работу коллег и, что более актуально, осуществлять самоанализ, который дает возможность увидеть положительные и отрицательные моменты в своей педагогической деятельности и скорректировать некоторые личностные качества.
Наиболее сложным в тренинге является его подготовка: следует заранее подумать о необходимом оборудовании, составить программу работы, скомплектовать творческие группы педагогов, чтобы качественно организовать их поисковую деятельность. Довольно часто в работу тренинга включаются не только воспитатели, но и другие специалисты – психолог, логопеды и педагоги дополнительного образования, что сказывается на результативности педагогического процесса, так как все они действительно становятся коллегами, работающими над решением одной педагогической проблемы, учатся согласовывать свои действия.
Интересным вариантом реализации педагогического тренинга стал конкурс “Семейное творчество”, который позволил положить начало хорошей традиции – совместной работе детей, родителей и педагогов.
Еще одной традицией в нашем ДОУ стал созданный на педагогическом тренинге “Деловой блокнот воспитателя”, который отражает основные направления работы ДОУ и педагога на текущий учебный год. Это своеобразный мини-план на год каждого воспитателя, так как в нем содержится практически вся информация: методическая тема образовательного учреждения; система педсоветов; семинары; выставки; консультации, рабочие и медико-педагогические совещания; работа с родителями (собрания, консультации, праздники); индивидуальная работа воспитателя (этапы работы над методической темой и система открытых занятий); нормативная страничка (изучение нормативных документов).
Диагностика является неотъемлемой частью работы старшего воспитателя, особенно при повышении квалификации педагогических работников. Работа с ними в современных условиях должна строиться дифференцированно, с учетом запросов каждого. Именно это позволит развить творчество и инициативу каждого путем включения в исследовательскую деятельность.
Ныне особенно возрастает роль педагогического коллектива в подготовке, принятии и реализации управленческих решений. При этом контроль со стороны администрации не исчезает полностью, но корректируется следующим образом.
- Развиваются самоконтроль и самокоррекция деятельности как воспитателей, так и руководителя ДОУ.
- Административный контроль организуется путем введения новых форм: среза знаний, умений, навыков; диагностики, регулирования, коррекции.
- Практикуются коллективный контроль и коррекция деятельности на всех уровнях.
Основным условием демократизации управленческой деятельности является гласность, в первую очередь гласность контроля. В связи с этим появляется необходимость разработки графика наблюдения, контроля и оказания методической помощи педагогам.
Вариантом проведения диагностической работы старшего воспитателя является анкета для педагогов “Изучение субъектами образовательной системы детского сада”.
Для организации качественной работы по повышению квалификации педагогов обязательным условием является обратная связь с коллегами, т.е. получение информации, связанной с их образовательными потребностями и желаниями. Чаще всего воспитатели высказывают пожелания в устной или письменной форме. Для оформления письменной заявки следует придерживаться определенной формы, чтобы облегчить возможность ее дальнейшего анализа. Именно поэтому нами была разработана анкета-заявка “Образовательные ориентиры педагога в ДОУ”.
Диагностическая работа старшего воспитателя не ограничивается мониторингом деятельности педагогов. Она включает и педагогическую диагностику личности ребенка, что позволяет своевременно реагировать на то, как организована образовательная работа в группах, какие направления реализуются не полностью. Диагностика проводится с учетом концепции личностно ориентированного образования и не только выявляет динамику в развитии дошкольника, но и позволяет осуществить индивидуальный подход к ребенку с учетом его личностных особенностей.
Основные направления в деятельности старшего воспитателя:
- оказание методической помощи педагогам в работе по ФГОС ДО.
- ознакомление членов педагогического коллектива с новыми программами и технологиями обучения, воспитания,
- изучение уровня профессиональной подготовки педагогов, их потребностей, затруднений; обучение педагогов,
- анализ результатов воспитательно - образовательной работы, разработка предложений по улучшению образовательной деятельности ДОУ
- организация опытно - экспериментальной работы,
- изучение, обобщение передового педагогического опыта,
- создание информационных банков,
- осуществление взаимодействия со структурами ДОУ, налаживание партнерских отношений с различными социальными институтами.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Чечеульский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей»
План
методической работы старшего воспитателя Бобановой Тамары Михайловны
на 2017 – 2018 учебный год.
Цель работы: Повышение качества воспитательно - образовательного процесса
Основные направления в деятельности старшего воспитателя:
- оказание методической помощи педагогам в работе по ФГОС ДО.
- ознакомление членов педагогического коллектива с новыми программами и технологиями обучения, воспитания,
- изучение уровня профессиональной подготовки педагогов, их потребностей, затруднений; обучение педагогов,
- анализ результатов воспитательно-образовательной работы, разработка предложений по улучшению образовательной деятельности ДОУ
- организация опытно-экспериментальной работы,
- изучение, обобщение передового педагогического опыта,
- создание информационных банков,
- осуществление взаимодействия со структурами ДОУ, налаживание партнерских отношений с различными социальными институтами.
Задачи:
- создать единое информационное пространство и регулировать информационные потоки управленческой и научно-методической документации, сконцентрировать ценный опыт достижений в образовательной практике;
- обеспечивать эффективную и оперативную информацию о новых методиках, технологиях, организации и диагностике образовательного процесса;
- организовать работу по созданию нормативно-правовой базы функционирования и развития образовательного учреждения;
- обеспечивать проведение диагностических и аттестационных процедур для объективного анализа процесса развития и достигнутых результатов, стимулирования педагогического творчества,
- осуществлять контроль за выполнением государственного стандарта и
образовательных программ.
№ | Мероприятие | Сроки |
1.Организационно-педагогическая работа | ||
1 | Педагогический совет №1 «Организация воспитательно - образовательного процесса ДОУ на 2017-2018 учебный год» | Август 2017г. |
2 | Теоретический семинар: «Экологические наблюдения и эксперименты в мини - центре» | Сентябрь 2017г. |
3 | Мастер - класс: «Путешествие в экологию» | Октябрь 2017г. |
4 | Смотр-конкурс «Организация предметно- развивающей среды в группах по экологическому воспитанию» | Октябрь 2017г. |
5 | Педсовет №2 Тема: «Формирование экологической культуры и развитие творческого воображения средствами ИЗО деятельности у дошкольников» | Ноябрь 2017 г. |
6 | Семинар - практикум «Физическое воспитание в ДОУ» | Январь 2018г. |
7 | Смотр-конкурс «Организация предметно- развивающей среды в группах по физической культуре» | Февраль2018г. |
8 | Педсовет № 3 Тема: «Физкультурно – оздоровительная работа в контексте ФГОС ДО» | Февраль 2018г. |
9 | Мастер – класс «Мы здоровью скажем : Да!» | Февраль 2018г. |
10 | Педсовет №4 Тема: «Растим патриота. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через художественную литературу» | Апрель 2018г. |
11 | Смотр-конкурс: «Уголка патриотического воспитания» | Апрель 2018г. |
12 | Педсовет №5 Тема: «Результативность работы ДОУ за 2017 – 2018 учебный год» | Май 2018г. |
2. Работа с педагогами | ||
1 | Консультация «Написание рабочей программы педагога в соответствии с ФГОС ДО». | Август 2017г. |
2 | Консультация «Методические рекомендации по предметно – развивающей среде ДОУ по экологическому воспитанию в соответствии с ФГОС ДО». | Сентябрь 2017г. |
3 | Памятка для воспитателей «Требования к речи педагога» | Сентябрь 2017г. |
4. | Консультация для воспитателей «Организация аттестации педагогических работников с целью подтверждении соответствия занимаемой должности» | Октябрь 2017г. |
5 | Консультация «Современные требования к организации НОД детей дошкольного возраста ». | Октябрь 2017г. |
6 | Консультация «Труд детей в природе» | Ноябрь 2017г. |
7 | Консультация «Формы взаимодействия с родителями» | Ноябрь 2017г. |
8 | Консультация «Проектная деятельность – средство накопления позитивного социального опыта реализации совместных замыслов» | Декабрь 2017г. |
9 | Консультация «Новые подходы к физическому воспитанию и оздоровлению» | Декабрь 2017г. |
10 | Консультация «Методические рекомендации по предметно – развивающей среде ДОУ по физическому развитию в соответствии с ФГОС ДО» | Январь 2018г. |
11 | Памятка для воспитателей «Система оздоровительной работы» | Январь 2018г. |
12 | Консультация «Физическая культура и здоровый образ жизни дошкольников» | Февраль 2018г. |
13 | Консультация ««Методические рекомендации по предметно – развивающей среде ДОУ по физическому развитию в соответствии с ФГОС ДО». | Февраль 2018г. |
3. Система внутренней оценки качества образования. | ||
1 | Оперативный контроль по циклограмме контроля | В течении года |
2 | Мониторинг освоения воспитанниками образовательной программы по итогам педагогической диагностики | Сентябрь 2017г. Май 2018г. |
3 | Тематический контроль Состояние работы с дошкольниками по организации познавтельно - исследовательской и опытно – экспериментальной деятельности» | Сентябрь 2017г. |
4 | Тематический контроль Организация работы по экологическому воспитанию дошкольников через ИЗО деятельность | Октябрь 2017г. |
5 | Тематический контроль Эффективность работы педагогов по ознакомлению детей с природой и организации прогулки в ДОУ | Ноябрь 2017г. |
6 | Тематический контроль Организация физкультурно – оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста | Декабрь 2017г. |
7 | Тематический контроль Организация и эффективность работы по развитию двигательной активности в режиме ДОУ | Январь 2018г. |
8 | Тематический контроль Состояние воспитательно – образовательной работы с детьми по ОБЖ в группах ДОУ | Февраль 2018г. |
9 | Тематический контроль Организация работы с детьми по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников | Март 2018г. |
10 | Тематический контроль Речевое развитие воспитанников ДОУ средствами художественной литературы | Апрель 2018г. |
11 | Тематический контроль Готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе | Май 2018г. |
4.Работа в методическом кабинете | ||
1 | Консультирование молодых специалистов | Каждый вторник |
2 | Работа с документацией | Еженедельно |
3 | Обзор методической литературы. | В течении года |
4 | Работа по самообразованию. | В течении года |
5 | Проверка диагностических карт проведения входной диагностики в группах | Сентябрь 2017 г. |
6 | Разработать положения о смотрах-конкурсах внутри ДОУ. | Сентябрь 2017 г. |
7 | Подбор и оформление картотеки игр по физическому развитию | Октябрь 2017 г. |
8 | Обработка диагностик, подведение итогов по диагностике | Ноябрь 2017г. |
9 | Создание методических папок «В помощь молодому педагогу». | Декабрь 2017г. |
10 | Обновление официального сайта МДОУ с целью формирования позитивного имиджа учреждения, информирования родителей о качестве образовательных услуг | Январь 2018г. |
11 | Оснащение методического кабинета пособиями для успешного ведения воспитательно-образовательной работы в ДОУ. | В течении года |
12 | Подготовка материала по отчётности за учёбный год | Апрель 2018г. |
13 | Рекомендации для педагогов «Что можно предложить детям в летний период». | Апрель 2018г. |
14 | Анализ результатов диагностики | Май 2018г. |
5. Школа молодого педагога | ||
1 | Анкета изучения затруднений педагога ДОУ в организации современного качества образования (самодиагностика педагога ДОУ) | Август 2017г. |
2 | 1. Мониторинг детского развития. 2.Помощь в планировании воспитательно – образовательного процесса в детском саду | Сентябрь 2017г. |
3 | 1. Посещение НОД с целью выявления профессиональных затруднений. 2. Использование различных технологий в образовательной деятельности детей; | Ноябрь 2017г. |
5 | Основные проблемы в педагогической деятельности молодого специалиста; | Декабрь 2018г. |
6 | Изучение и внедрение здоровьесберегающих технологий Консультация, подбор литературы. | Февраль 2018г. |
7 | Формы взаимодействия с семьей | Апрель 2018г. |
8 | Итоги работы за год | Май 2018г. |
6. Работа с социумом | ||
Взаимодействие с МБОУ «Чечеульская СОШ» Методическая работа | ||
1 | Обсуждение плана работы по подготовке детей к школе | сентябрь |
2 | Посещение воспитателями уроков в 1 классе. | октябрь |
3 | Посещение учителями начальных классов занятий в дошкольной группе:
| апрель |
4 | Мониторинг успеваемости первоклассников – выпускников дошкольной группы. | декабрь |
5 | Педагогическое совещание в дошкольной группе. Вопросы для обсуждения:
| май |
6 | Мониторинг готовности дошкольников к школьному обучению | май |
7 | Круглый стол для педагогов ОУ по результатам мониторинга «Готовность дошкольников к школьному обучению» | май |
Работа с родителями | ||
1 | Круглый стол «Педагогика сотрудничества: педагог-ребенок-родители» | ноябрь |
2 | Оформление стенда в ДОУ «Для вас, родители будущих первоклассников» | апрель |
3 | Размещение рекомендаций «Родителям будущих первоклассников» на сайте дошкольной группы и школы | в течение года |
4 | Консультация «Речевая готовность ребенка к школе» | март |
5 | Анкетирование родителей «Ваш ребенок скоро станет первоклассником». | январь |
6 | Консультация «Как заинтересовать детей читать». | май |
7 | Индивидуальное консультирование родителей по результатам диагностики готовности детей к обучению в школе. | май |
8 | Выставки детских работ | в течение года |
Взаимодействие с библиотекой с. Чечеул | ||
1 | Экскурсия в библиотеку села | Сентябрь |
2 | Встреча в читальном зале библиотеки | Январь |
3 | Тематические книжные выставки | Март |
Взаимодействие с ДК и ДШИ села Чечеул | ||
1 | Экскурсии и целевые прогулки | Сентябрь |
2 | Участие в мероприятиях ДК и ДШИ | Сентябрь |
3 | Организация дополнительного образования | В течение года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План методической работы в ДОУ на учебный год
План методической работы ДОУ на учебный год. Приложения к годовому плану .План контроля за учебно-воспитательным процессом. План консультаций для воспитателей. План проведения за...
План методической работы старшего воспитателя в условиях реализации ФГОС
План методической работы старшего воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад №2 «Родничок» Лямбирского муниципального районаРеспублики Мордовия...
План методической работы на 2014-2015 учебный год
Старший воспитатель В.Д.Атяшева...
План работы старшего воспитателя на учебный год.
Материал раскрывает примерный план работы старшего воспитателя ДОУ на учебный год. и работу методического кабинета....
План работы старшего воспитателя на учебный год
План работы старшего воспитателя содержит основные направления методической работы...
План методической работы старшего воспитателя
План методической работы старшего воспитателя...
План методической работы старшего воспитателя.
План методической работы старшего воспитателя....