опытно - экспериментальная деятельность
опыты и эксперименты (подготовительная группа)
Развитие творческой позновательно-иследовательской активности детей в процессе экспериментирования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyty_podg._gruppa_gotovoe_zanyatie.docx | 23.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 5 « Яблонька »
Конспект занятия опытно - экспериментальная деятельность
(подготовительная группа)
Воспитатель: Железнова Я. С.
март 2022 г.
Цель: развитие творческой познавательно-исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
- закрепить знания детей о свойствах воды,
- учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения;
- развивать умение проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов;
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- воспитывать у детей навыки безопасного поведения во время проведения экспериментов.
- воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.
Демонстрационный материал: три банки, яйцо, три блюда. палочки деревянные, краски акварельные, два полиэтиленовых пакета, масло раст., соль, небольшие камни, свечка, магниты, музыкальное сопровождение, презентация.
Ход Занятия
Воспитатель: Ребята, с чего начинается хорошее настроение? (С улыбки, с добрых дел, с прекрасных сюрпризов.)
Мы все за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Мы готовы поиграть –
Много нового узнать.
Воспитатель: Ребята, по дороге в садик я увидела Незнайку, Пилюлькина, Тюбика. Они о чем то спорили. Когда я их спросила, то сказали как узнать есть воздух или нет, почему плавает яйцо, какие камни бывают. Я сказала, что дети из подготовительной группы помогу узнать.
Воспитатель: Поможем ребята нашим знакомым? ( Да )
Воспитатель: Ребята, вы любите волшебство? (Ответы детей)Тогда начнем. И первый наш эксперимент «Водоплавающее яйцо». Нам понадобятся три разные банки. В одну из банок нальем воды из-под крана. Опустите в нее ложкой сырое яйцо: оно пойдет ко дну. Во второй банке сделаем крутой солевой раствор: яйцо всплывет. В третью банку опустим такое же яйцо и по очереди будем подливать туда воду то из одной, то из другой банки: яйцо будет “плавать”. На вопрос: Почему так? Отвечаю: соленая вода гораздо плотнее, чем пресная, поэтому она выталкивает яйцо на поверхность. А “плавает” оно из-за поочередного воздействия обоих растворов — пресного и соленого.
Дальше мы узнаем « Почему тает снег? ».
Воспитатель вносит в помещение колобки из снега, размещает их в местах с
разной температурой (батарея, подоконник, возле двери, на шкафчике и т.д.). Через некоторое время предлагает детям принести колобки. Выясняет, что произошло с ними и почему некоторых нет совсем (в тепле снег превратился в воду).
Следующий эксперимент «Окрашивание воды».
Воспитатель и дети рассматривают в воде 2-3 предмета, выясняют, почему они хорошо видны (вода прозрачная). Далее выясняют, как можно окрасить воду (добавить краску). Взрослый предлагает окрасить воду самим (в стаканчиках с тёплой и холодной водой). В каком стаканчике краска быстрее растворится? (В стакане с тёплой водой). Как окрасится вода, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной).
Воспитатель: Скажите, мне, пожалуйста, мои юные волшебники, а какие явления природы связаны с водой?
Дети: снег, град, дождь, роса, иней, лед, облака, туман, пар, ледоход, разлив реки.
«Водяной вулкан»
Воспитатель: А какой следующий волшебный фокус будет, вы догадаетесь после моей загадки.
Бьёт источника фонтан,
Струя до поднебесья.
В соседях с ним живёт вулкан,
Фонтан вам тот известен. (Гейзер)
Я сейчас предлагаю вам устроить водяной вулкан, т. е. гейзер! Вы знаете, что такое гейзер? (ответы детей)
Воспитатель: Гейзер - это фонтан горячей воды и пара, бьющий из-под земли.
- Кратер у меня уже есть, осталось, только его активировать! Приглашаю двух помощников.
Дети насыпают в кратер соду и лимонную кислоту, выливает в кратер воду и гейзер извергает шипучий фонтан.
Что происходит? (ответы детей).
Воспитатель: При взаимодействии воды с кислотой и содой выделяется газ, который легче воды, он поднимает содержимое «вулкана» вверх.
Воспитатель: Не устали? А теперь, давайте немного отдохнем.
Физкультминутка
Здравствуй, радуга-дуга, (Дети выполняют поклон)
Разноцветный мостик! (Рисуют в воздухе дугу, разводят руки в стороны)
Здравствуй, радуга-дуга! (Вновь выполняют поклон).
Принимай нас в гости. (Идут на месте, подняв руки).
Мы по радуге бегом
Пробежимся босиком. (Бегут на месте, высоко поднимая колени).
Через радугу-дугу
Перепрыгнем на бегу (делают четыре прыжка на носках)
И опять бегом, бегом
Пробежимся босиком. (Бегут на месте, высоко поднимая колени).
Воспитатель: Маленько отдохнули? Тогда продолжим.
« Лавовая лампа » Воспитатель заполняет на 2/3 стакан водой. Позже нужно будет добавить масло, поэтому убедитесь, что для масла есть место.
- Вылейте масло в стакан. Масло будет плавать на поверхности воды, не пытайтесь смешать его с водой.
- Добавьте несколько капель различных красителей к воде и маслу.
- Медленно высыпите 1 чайную ложку соли в стакан с водой и маслом. Наблюдайте, что происходит с масляной и водной смесью.
Что произойдёт, если добавить две чайные ложки соли? Как Вы думаете, другое вещество будет влиять на масло и воду? Что происходит, если Вы вместо соли добавили сахар, песок или даже кофейную гущу?
Масло легче воды, поэтому плавает на ее поверхности. С другой стороны соль более тяжелее, чем масло. Когда Вы добавляете соль в стакан, она опускается на дно стакана, беря с собой частички масла. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность.
«Как обнаружить воздух» Определить поток воздуха в помещении.
1) Предложить заполнить полиэтиленовые мешочки: один мелкими предметами, другой воздухом. Сравнить мешочки. Мешочек с предметами тяжелее, предметы ощущаются на ощупь. Мешочек с воздухом легкий, выпуклый, гладкий.
2) Зажечь свечу и подуть на нее. Пламя отклоняется, на него действует поток воздуха.
3) Определить движение воздуха сверху вниз от дверного проема (фрамуги). Теплый воздух поднимается и идет снизу вверх (так как он теплый), а холодный тяжелее – он входит в помещение снизу. Затем воздух согревается и опять поднимается вверх, так получается ветер в природе.
Воспитатель: Действует ли магнит через воду и другие материалы? « Не замочив рук »
Слушайте следующее задание. Как достать скрепку из стакана с водой, не замочив рук?
- Дети пробуют. (Показываю, как это сделать).
– Надо взять магнит. А затем надо вести магнит по внешней стенке стакана.
– Расскажите, что вы сделали и что получили. (Скрепка следует за движением магнита вверх).
-Что же двигало скрепку? (Магнитная сила)
-Какой можно сделать вывод: проходят ли магнитные силы через стекло?
Вывод: Магнитные силы проходят через стекло
Воспитатель: Ребята вот и подошли наши маленькие эксперименты к концу. Кому вы сегодня помогали? (Незнайке, Пилюлькину, Тюбику )
Воспитатель: Что вам, друзья мои, понравилось сегодня, что удивило, чему вы сегодня научились, что нового узнали? (Ответы детей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе. Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность - свойства воды».
Опытно-экспериментальная деятельность - свойства воды....
Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»
Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками. Задачи: Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в облас...
Конспект НОД в средней группе по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебный магнит»Конспект НОД в средней группе по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебный магнит»
Дети наблюдают как магнитные силы проходят через воду, бумагу, картон....
Мастер-класс по экспериментальной деятельности «Веселая наука». Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе.
Данный мастер-класс будет полезен для воспитателей детских садов при организации групповых и индивидуальных занятий. Родителям тоже будет полезна эта разработка для того, чтобы поддержать ст...
Экспериментальная деятельность для воспитателей по организации детской опытно-экспериментальной деятельности:
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей»Тема: «,Экспериментальная деятельность как средс...
Мастер - класс по экспериментальной деятельности "Веселая наука" (опытно - экспериментальная деятельность в подготовительной группе).
Представление опыта работы с детьми подготовительной группы по развитию познавательной активности через поисково - иследовательскую деятельность....
Методическая разработка по опытно-исследовательской деятельности «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ»
Пояснительная записка «Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой прост...