Беседа про Масленицу
материал (подготовительная группа)
Задачи:
- Знакомить детей с народными традициями – праздником Масленицей, историей ее возникновения. Приобщить к истокам народной культуры.
- Упражнять в умении отвечать на вопросы.
- Воспитывать интерес к народной культуре, обогащать словарь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maslenitsa.docx | 17.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа «Масленица» в подготовительной группе
Задачи:
- Знакомить детей с народными традициями – праздником Масленицей, историей ее возникновения. Приобщить к истокам народной культуры.
- Упражнять в умении отвечать на вопросы.
- Воспитывать интерес к народной культуре, обогащать словарь.
Воспитатель: Ребята, сейчас я загадаю вам загадку, отгадав ее, вы узнаете, о каком руссом народном празднике мы сегодня будем говорить.
Прогони от нас метели,
Прокати на карусели.
Растопи холодный лед,
Пусть весна скорей придет!
Конечно, это Масленица. Это старинный русский праздник, еще его называют «Проводы зимы». Что вы уже о нем знаете? (ответы детей). Хотите узнать историю этого праздника? Тогда слушайте внимательно.
«В некотором царстве, в некотором государстве жили-были Зима и Масленица. Зима напоминала Снежную королеву, она была красивая, но очень холодная. Вся покрытая льдом и инеем. У нее были длинные волосы. Наряд удивлял своей белизной. И были у нее слуги: холодный ветер и злая вьюга.
А масленица была добрая, красивая, приветливая. Глаза голубые, как весеннее небо. Щечки румяные, губки алые. Носила Масленица длинный, яркий сарафан. Ее друзьями были птицы и животные. Люди тоже очень любили Масленицу. В конце зимы или в начале весны все с нетерпением ждали с ней встречи. Они знали, что как только придет Масленица, они будут провожать зиму. И наступит долгожданная весна.
Как то один раз Зима рассердилась на людей и решила не допустить встречи с Масленицей. Уж очень все хотели скорее проводить ее, а Зима хотела завладеть всем царством. Она мечтала, что царство превратится в ледяное королевство. И приказала тогда Зима своим слугам:
- Ветер и вьюга, занесите снегом все дороги, закружите так, чтоб люди не могли выйти из дома. Если она не встретятся с Масленицей, то и Весна к ним не придет!
И задул ветер, и завыла вьюга. Сидят люди дома, боятся на улицу выйти. Видит Масленица – плохо дело. Думает, что сделать? Как людям помочь? Солнышко не показывается, а снега все больше. Не растопить солнышку такие большие сугробы, не доберется весна по такому снегу к людям. Осталась одна неделя, и придумала Масленица вот что. Стала она ходить по дворам. Да говорить людям, чтоб стряпали они блины без устали всю неделю. Послушались ее люди. Блины пекли каждый день. Забирала Масленица блинчики и раскидывала их по дорогам. А блинчики то горячие, румяные, круглые, будто солнышко. Куда блин попал, там проталинка появилась. Детишек Масленица просила горки строить, да громче всех смеяться. Пусть Зима позлится! И обязательно всем блины есть, что душа не смогла в льдинку превратиться. Делали люди все, что Масленица подсказала, но этого мало было, нужно еще тепла. Что же делать?
- Сожгите меня, - вдруг сказала Масленица.
Жалко людям Масленицу, да ничего не поделаешь. Попросили прощения у нее за все и уже хотели Масленицу поджечь, как кокой-то мальчик предложил вместо Масленицы, чучело соломенное сжечь. Так и сделали. Построили чучело огромное соломенное и сожгли его. Пламя от чучела было такое, что последний снег растаял. Теперьлюди знали, весна обязательно до них доберется. А за доброту Масленицы, за широкую душу открытую стали звать ее Широкой Масленицей. И праздновать весело, с блинами и гуляньями целую неделю.»
- Понравилась вам сказка?
- О ком она?
- Какая была Зима?
- Какая была Масленица?
- Что задумала Зима?
- Как помогла людям Масленица?
- Зачем нужно было есть блины?
- Почему Масленица предложила, чтобы ее сожгли?
- Из чего люди сделали чучело?
Масленица символизирует собой прощание с зимой и начало весны.
В конце зимы, когда солнышко стало начинало пригревать, а дни становились длиннее, на Руси устраивали шумные гулянья, который продолжались неделю. В больших городах и селах люди съезжались на ярмарки, где шла не только торговля, но и были другие развлечения со скоморохами и ряжеными. Целых семь дней длилось народное гуляние, люди веселились, ходили в гости друг к другу.
В этот праздник катались на лошадях, на санях, устраивали ледяные горки, играли в снежки, забирались на высокие столбы, бились подушками на бревне, пели песни, водили хороводы. Девушки наряжали и ходили качаться на качелях. В понедельник строили чучело и все неделю водили хороводы вокруг него. А в воскресенье, просили у друг друга прощенья и поджигали чучело. Вот так и проходили большие гулянья в Масленицу на Руси.
Дидактическая игра «Какие бывают блины».
Обыкновенный блин можно назвать разными словами, слушайте внимательно, подсказывайте старательно:
На тарелке он один – называем просто (блин).
Много испекли их мы – назовем тогда (блины).
Испекли для дочки – назовем (блиночки).
Будет кушать сынок – назовем (блинок).
Огромный, как домище – назовем (блинище).
- Скажите, ребята, а как вы поняли, что это за праздник Масленица?
- Когда она проходит?
- Как люди празднуют его?
- Спасибо ребята, за ваши ответы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект беседы "Широкая Масленица".
Конспект беседы "Широкая Масленица"...
Беседа о Масленице
Конспект занятия "Беседа о Масленице"...
Конспект беседы «Широкая Масленица»
Конспект беседы «Широкая Масленица»...
Конспект беседы " Широкая масленица " для подготовительной группы.
Конспект беседы " Широкая Масленица " для подготовительной группы....
Беседа о " Масленице"
Беседа о "Масленице"...
Беседа «Широкая масленица» (Региональный компонент)
Формирование интереса к русским народным традициям на Руси....
Беседа о масленице с детьми в подготовительной группе
Важная задача родителей и педагогов детского сада — с раннего возраста приобщать детей к русским национальным традициям, неотъемлемой частью которых являются народные праздники. Ведь это время о...